Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р, приказываю:
1. Создать в Управлении по тарифам города Севастополя систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
2. Утвердить Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении по тарифам города Севастополя (прилагается).
3. Главному специалисту-эксперту отдела тарифного регулирования в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении Управления по тарифам настоящим города Севастополя Панковой Елизавете Геннадьевне ознакомить с Положением об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства сотрудников Управления по тарифам города Севастополя.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Управления |
К.А. Оренштейн |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Управления по тарифам
города Севастополя
от 30.12.2021 N 133-УТ
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении по тарифам города Севастополя
I. Общие положения
1.1 Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении по тарифам города Севастополя (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Управления по тарифам города Севастополя (далее - Управление) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Управления.
1.2. Для целей Положения используются термины и понятия в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" (далее - Методические рекомендации), и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции:
антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации в Управлении антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
коллегиальный орган - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
риски нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-риски) - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
уполномоченное подразделение - подразделения Управления, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением в Управлении антимонопольного комплаенса.
1.3. Цели системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении (далее - антимонопольный комплаенс Управления):
обеспечение соответствия деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Управления.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса Управления:
выявление комплаенс-рисков;
управление комплаенс-рисками;
контроль за соответствием деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса Управления.
1.5. При организации антимонопольного комплаенса Управление руководствуется следующими принципами:
заинтересованность руководства Управления в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки комплаенс-рисков;
обеспечение информационной открытости функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса Управления
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса Управления и обеспечения его функционирования осуществляется начальником Управления, который:
вводит в действие нормативный правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса Управления;
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение сотрудниками Управления антимонопольного комплаенса Управления;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса Управления и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса Управления;
утверждает карту комплаенс-рисков Управления;
утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса Управления;
утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Управления;
подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе Управления, утверждаемый коллегиальным органом.
2.2. Функции уполномоченного подразделения (должностного лица), связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса Управления, распределяются между структурными подразделениями Управления: отделом тарифного регулирования в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, отделом тарифного регулирования в энергетике и газоснабжении и отделом тарифного регулирования непроизводственной сферы и обращения с твердыми коммунальными отходами.
2.3. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Управления (далее - коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Управлении.
2.4. К компетенции отдела тарифного регулирования в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников и структурных подразделений Управления, разработка предложений по их исключению (в части, не затрагивающей полномочия Комиссии Управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов);
ознакомление граждан Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Управление;
разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса Управления;
организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса Управления, и участия в них;
организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Управления по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом Управления;
взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
2.5. К компетенции отдела тарифного регулирования непроизводственной сферы и обращения с твердыми коммунальными отходами относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
подготовка карты комплаенс-рисков Комитета;
подготовка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Управления;
подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе Управления;
консультирование сотрудников Управления по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом Управления;
подготовка правового акта об антимонопольном комплаенсе Управления (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе Управления), а также внутриведомственных документов Управления, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса Управления.
2.6. К компетенции отдела тарифного регулирования в энергетике и газоснабжении относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
определение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса Управления;
информирование начальника Управления о нормативных правовых актах и иных документах Управления, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу Управления;
координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа.
2.7. К функциям коллегиального органа относятся:
рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Управления в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса Управления;
рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе Управления.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
3.1. В целях обеспечения соответствия деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства осуществляются выявление и оценка комплаенс-рисков.
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
анализ проектов нормативных правовых актов Управления и действующих нормативных правовых актов Управления, относящихся к сфере деятельности Управления и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства, за исключением проектов и действующих нормативных правовых актов Управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству;
мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков Управления.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
осуществление сбора в структурных подразделениях Управления сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Управлении, который содержит классифицированные по сферам деятельности Управления сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Управлением на недопущение повторения нарушения;
3.4. При проведении (не реже одного раза в год) анализа действующих актов Управления на предмет соответствия их антимонопольному законодательству реализуются следующие мероприятия:
разработка и размещение на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Управления) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Управления (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
размещение на официальном сайте Управления уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
представление начальнику Управления сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Управления.
3.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Управления на предмет соответствия их антимонопольному законодательству реализуются следующие мероприятия:
размещение на официальном сайте Управления проекта нормативного правового акта Управления и пояснительной записки к нему с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта Управления.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Управлении выполняются следующие мероприятия:
осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Управлении и подготовка по итогам сбора информации (аналитической справки) об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Управлении;
проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Управлении.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского обществ к деятельности Управления по развитию конкуренции;
выдача Управлению предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
возбуждение в отношении Управления дела о нарушении антимонопольного законодательства;
привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц Управления или в виде их дисквалификации.
3.8. Выявляемые комплаенс-риски распределяются по уровням в соответствии с Методическими рекомендациями.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий их возникновения.
3.10. Информация о выявлении и оценке комплаенс-рисков Управления включается в доклад об антимонопольном комплаенсе Управления.
IV. Карта комплаенс-рисков Управления
4.1. В карту комплаенс-рисков Управления включаются:
выявленные риски (их описание);
описание причин возникновения рисков;
описание условий возникновения рисков.
4.2. Карта комплаенс-рисков Управления утверждается начальником Управления и размещается на официальном сайте Управления.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Управления
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков Управления ежегодно разрабатывается план ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков, который подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков Управления.
5.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Управления должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков Управления) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
5.3. В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков Управления в обязательном порядке должны быть указаны:
общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков Управления);
описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков Управления;
ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
срок исполнения мероприятия.
5.4. При необходимости могут быть указаны дополнительные сведения:
необходимые ресурсы;
календарный план (для многоэтапного мероприятия);
показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
требования к обмену информацией и мониторингу;
прочие.
5.5. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Управления разрабатывается ежегодно и утверждается начальником Управления в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия.
5.6. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Управления размещается на официальном сайте Управления.
5.7. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Управления подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе Управления.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса Управления
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса Управления представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которого происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса Управления представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
6.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса Управления утверждаются начальником Управления на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
6.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса Управления включается в доклад об антимонопольном комплаенсе Управления.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса Управления
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Управлении антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе Управления.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Управления коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе Управления, а также:
карту комплаенс-рисков, утвержденную начальником Управления;
ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса Управления, утвержденные начальником Управления;
план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков, утвержденный начальником Управления.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе Управления
8.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе Управления представляется на подпись начальнику Управления не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
8.2. Начальник Управления подписывает проект доклада об антимонопольном комплаенсе Управления в срок не позднее 1 марта, следующего за отчетным.
8.3. Подписанный начальником Управления проект доклада об антимонопольном комплаенсе Управления представляется на утверждение коллегиальному органу, который утверждает его в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
8.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе Управления должен содержать следующую информацию:
о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков Управления;
об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков Управления;
о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса Управления.
8.5. Доклад об антимонопольном комплаенсе Управления, утвержденный коллегиальным органом, направляется в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его утверждения коллегиальным органом.
8.6. Доклад об антимонопольном комплаенсе Управления, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления по тарифам г. Севастополя от 30 декабря 2021 г. N 133-УТ "О создании и организации в Управлении по тарифам города Севастополя системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
Вступает в силу с 30 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован на портале Правительства Севастополя (https://sev.gov.ru/) 30 декабря 2021 г.