Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 26 ноября 2021 г. N 1609
Приложение N 1
Положение
об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера и иных происшествий.
1.2. Эвакуационные мероприятия планируются, готовятся заблаговременно и осуществляются при угрозе и возникновении ЧС и иных происшествий.
1.3. Основные понятия и определения.
Эвакуация населения в мирное время - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятных зон ЧС и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (местах).
Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС.
Безопасный район (место) - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной ЧС, установленная для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты и объекты иного назначения, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны ЧС.
Жизнеобеспечение населения - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
Иные происшествия - происшествия природного и (или) техногенного характера, приведшие к невозможности временного пребывания в местах постоянного проживания, без введения режима предупреждения или ЧС.
1.4. Основные элементы жизнеобеспечения эвакуируемого населения:
- обеспечение временным жильем;
- обеспечение горячим трехразовым питанием, питьевой водой, предметами первой необходимости;
- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;
- соблюдение мер противопожарной безопасности;
- медико-санитарное обеспечение;
- инженерное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- транспортное обеспечение;
- обеспечение коммунально-бытовыми услугами.
1.5. Эвакуация населения организуется, планируется и осуществляется по территориально-производственному принципу.
1.6. В зависимости от характера ЧС эвакуация может проводиться в два этапа:
- первый этап: эвакуация населения из зон ЧС в безопасные районы в пункты временного размещения (далее - ПВР). Под ПВР могут использоваться помещения организаций и учреждений (в том числе учебные заведения, дворцы культуры, кинотеатры и т.д.), заблаговременно подготовленные и соответствующие условиям временного проживания;
- второй этап: при затяжном характере ЧС или невозможности возвращения в места постоянного проживания по решению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан проводится перемещение населения с ПВР на территорию безопасного района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, где возможно длительное проживание и всестороннее обеспечение в пунктах длительного проживания (далее - ПДП). Под ПДП используются санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие помещения, соответствующие условиям длительного проживания. При наличии возможности используется подселение, эвакуированных на жилую площадь местного населения.
В случае необходимости по решению Правительства Республики Башкортостан эвакуация может проводиться на территории соседних районов Республики Башкортостан.
ПВР и ПДП определяются заблаговременно, исходя из возможной обстановки при ЧС.
Временное размещение населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утратившего свои единственные жилые помещения в результате ЧС и иных происшествий, повлекших утрату единственного жилья, но не регистрируемых в качестве ЧС, осуществляется в постоянно действующем пункте длительного проживания - Чрезвычайном фонде г. Уфы.
1.7. В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации населения: упреждающая, экстренная (безотлагательная).
1.8. При получении достоверных данных об угрозе возникновения ЧС проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.
1.9. Решение о проведении эвакуации населения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации утверждается Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
1.10. Планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания возлагается на комиссии по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС ПБ) городского округа городского округа город Уфа Республики Башкортостан и районов совместно с эвакуационными комиссиями городского округа город Уфа Республики Башкортостан и районов.
1.11. КЧС ПБ городского округа городского округа город Уфа Республики Башкортостан и районов совместно с эвакуационными комиссиями городского округа город Уфа Республики Башкортостан и районов, заблаговременно определяют и сообщают организациям, участвующим в эвакуационных мероприятиях, о местах размещения эвакуационных органов и объектов эвакуации: пунктов посадки (высадки), ПВР, организуют разработку необходимых документов эвакуационных органов и объектов эвакуации.
1.12. В целях оповещения населения, организации связи и управления эвакуационными мероприятиями привлекаются операторы связи, имеющие на своем балансе стационарные и подвижные средства связи, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также организации, имеющие автомобили, оснащенные громкоговорящими устройствами.
2. Основы планирования эвакуационных мероприятий
2.1. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется исходя из:
2.1.1. источников возможных ЧС, характерных для городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а именно:
- аварии на химически опасных объектах (далее - ХОО);
- природные и лесные пожары;
- подъемы уровней воды в реках города в результате весеннего половодья или дождевого паводка с последующим затоплением территорий;
- пожары в жилых домах;
- иные происшествия.
Эвакуационные мероприятия при возникновении ЧС, обусловленных природными циклическими явлениями, уточняются ежегодно перед наступлением сезонного явления.
2.1.2. режимов функционирования территориального звена городского округа город Уфа Республики Башкортостан Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - УГЗ БТП РСЧС):
- режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
- режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
2.2. Основными мероприятиями, проводимыми эвакуационными комиссиями, являются:
2.2.1. В режиме повседневной деятельности:
- разработка документов, планирование проведения эвакуационных мероприятий;
- учет населения, попадающего в опасные зоны при возникновении ЧС;
- определение маршрутов эвакуации, пунктов посадки, пунктов высадки, ПВР, ПДП;
- планирование и решение вопросов всестороннего жизнеобеспечения населения при возникновении ЧС;
- учет, планирование и уточнение вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения при возникновении ЧС;
- подготовка эвакуационных комиссий к выполнению возложенных на них задач.
2.2.2. В режиме повышенной готовности:
- уточнение документов с учетом сложившейся обстановки;
- уточнение количества населения, подлежащего эвакуации;
- определение (уточнение) маршрутов эвакуации, пунктов посадки, пунктов высадки, ПВР, ПДП;
- приведение в готовность эвакуационных органов и объектов эвакуации;
- приведение в готовность организаций и учреждений, участвующих в жизнеобеспечении эвакуируемого населения;
-при необходимости проведение эвакуационных мероприятий.
2.2.3. В режиме ЧС:
- организация контроля за работой администраций ПВР, ПДП, обеспечивающих эвакуацию населения, за ходом и проведением эвакуации;
- организация информирования населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
- организация взаимодействия объектов эвакуации и объектов жизнеобеспечения;
- поддержание устойчивой связи с ПВР, ПДП, транспортными службами;
- организация работ по жизнеобеспечению населения, пострадавшего от ЧС.
2.3. Эвакуационными комиссиями городского округа город Уфа Республики Башкортостан и районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно с МБУ УГЗ г. Уфы и управлениями гражданской защиты по районам МБУ УГЗ г. Уфы разрабатываются в установленном порядке планы эвакуации из зон ЧС природного и техногенного характера и пояснительные записки к нему.
3. Организация проведения эвакуационных мероприятий
3.1. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны ЧС.
Подготовительные мероприятия:
- приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций ПВР, ПДП, организаций и учреждений, участвующих в жизнеобеспечении эвакуируемого населения, и уточнение порядка их работы;
- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
- распределение транспортных средств;
- подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;
- подготовка к развертыванию ПВР, ПДП и пунктов посадки (высадки) населения;
- усиление мер, направленных на охрану общественного порядка;
- проверка готовности систем оповещения и связи;
- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений (укрытий).
С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:
- оповещение председателей эвакуационных комиссий, участвующих в эвакуационных мероприятиях, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- приведение в готовность эвакуационных комиссий, развертывание ПВР, ПДП;
- оцепление зон ЧС, недопущение паники и ухудшения криминогенной обстановки;
- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы (места) населения, подлежащего эвакуации (отселению);
- подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;
- прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах (местах) заблаговременно подготовленных для его жизнеобеспечения.
3.2. В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (далее - АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости к ХОО ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза.
Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться и проводиться в оперативном порядке. При аварии с АХОВ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.
Эвакуация населения из зон возможного затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
4. Обеспечение эвакуационных мероприятий
4.1. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медико-санитарному, охране общественного порядка и безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения.
Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон ЧС - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения вывоза населения, подлежащего эвакуации.
Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон ЧС планирует и осуществляет Управление по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно с организациями городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Для эвакуации населения используется общественный и личный транспорт.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования (автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан и т.д.).
Автомобильные колонны формируются на базе автотранспортных предприятий общего пользования, автотранспорта организаций и учреждений.
Личный транспорт на основе добровольного согласия его владельцев заблаговременно регистрируется и учитывается Управлением МВД России по г. Уфе (по согласованию), объединяется в группы (отряды) и сводится в самостоятельные колонны, которые формируются отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Уфе (по согласованию) по месту регистрации автотранспортных средств.
Муниципальное бюджетное учреждение "Служба речных переправ" городского округа город Уфа Республики Башкортостан проводит мероприятия по содержанию и выделяет при проведении эвакуации транспортные средства в целях организации перевозок населения и грузов на водных объектах в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
4.2. Медико-санитарное обеспечение эвакуации включает в себя проведение организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим от ЧС, заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Медико-санитарное обеспечение эвакуации планируют и осуществляют лечебные учреждени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.