Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 18.03.2022 N 867
Отчет
о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2021 год
Отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула (далее - Счетная палата) за 2021 год представляется на рассмотрение Барнаульской городской Думе (далее - городская Дума) в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), статьи 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 N 598 (далее - Положение о Счетной палате), с учетом стандарта организации деятельности "Подготовка отчета о деятельности Счетной палаты города Барнаула", утвержденного распоряжением коллегии Счетной палаты от 20.09.2016 N 5.
В отчете отражены основные направления деятельности Счетной палаты в 2021 году, информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, о принятых объектами контроля мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты информационной, организационной и иной деятельности Счетной палаты, приоритетные направления деятельности в 2022 году.
Отчет рассмотрен коллегией Счетной палаты 28.02.2022.
1. Общие сведения о деятельности Счетной палаты
Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована городской Думой и ей подотчетна; обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности.
Порядок организации и деятельности Счетной палаты определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.07.2021 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", решением городской Думы от 30.11.2021 N 807 Положение о Счетной палате утверждено в новой редакции; с 28.12.2021 председатель Счетной палаты назначен на муниципальную должность. Штатная численность работников Счетной палаты в отчетном году не изменилась - 10 человек: председатель, заместитель председателя, 3 аудитора, 3 инспектора, главный специалист - главный бухгалтер и главный специалист, совмещающий ведение кадровой работы, делопроизводства и организационно-технического обеспечения деятельности Счетной палаты.
План работы на 2021 год, утвержденный коллегией Счетной палаты, выполнен в полном объеме и в установленные сроки (с учетом внесенных изменений). Полномочия по внешнему финансовому контролю реализованы в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В отчетном году по предложениям, поступившим от главы города Барнаула (далее - глава города) и депутатов городской Думы проведено по 1 контрольному мероприятию; запросы правоохранительных органов, органов прокуратуры о проведении в 2021 году Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий не поступали.
В отчетном году Счетная палата продолжила работу по контролю за планированием и исполнением бюджета города, экспертизе проектов муниципальных правовых актов; контролю за устранением нарушений и недостатков, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями; совершенствованию правового и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты. В рамках контрольной деятельности основное внимание было сосредоточено на осуществлении контроля законности и эффективности использования муниципального имущества. Впервые в отчетном году Счетной палатой при проведении двух контрольных мероприятий на 20 объектах были разработаны и применены критерии оценки эффективности использования муниципального имущества; часть данных критериев была включена в постановление администрации города Барнаула от 17.12.2021 N 1907 при внесении изменений в Положение об оценке эффективности использования и управления муниципальным имуществом городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В 2021 году деятельность Счетной палаты продолжалась в условиях эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом необходимости исполнения мер по противодействию распространению инфекции, защите здоровья, прав и законных интересов должностных лиц объектов контроля, работников Счетной палаты, в связи с чем было увеличено количество экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых камерально, при сокращении контрольных мероприятий с выходом на объект контроля.
Всего проведено 70 мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, в том числе 5 контрольных и 65 экспертно-аналитических мероприятий. В составе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий производился аудит в сфере закупок (мероприятия с элементами аудита в сфере закупок) в рамках 6 мероприятий, проведено 3 мероприятия с элементами аудита эффективности, внешняя проверка годовой бюджетной отчетности 21 главного администратора бюджетных средств. В рамках экспертно-аналитической деятельности помимо внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Счетной палатой проведены: 3 мониторинга исполнения бюджета города за 2021 год; 6 тематических экспертно-аналитических мероприятий; 7 мероприятий по анализу устранения нарушений (недостатков) и реализации предложений Счетной палаты по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитического мероприятий; 28 экспертиз проектов муниципальных правовых актов.
В отчетном году 5 контрольных и 6 тематических экспертно-аналитических мероприятий проведены на 68 объектах; общий объем бюджетных средств, охваченных данными мероприятиями, составил 23100629,2 тыс. рублей. Установлено финансовых нарушений на сумму 1329513,1 тыс. рублей, устранено (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному) - на сумму 2075461,3 тыс. рублей, в том числе возмещено в бюджет города - 3145,0 тыс. рублей.
Результаты проведенных мероприятий рассмотрены на заседаниях коллегии Счетной палаты, доведены до сведения объектов контроля и направлены главе города, в городскую Думу, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (далее - горфинкомитет), информации размещены на странице Счетной палаты на официальном Интернет-сайте города Барнаула (далее - страница Счетной палаты). В соответствии с соглашением о сотрудничестве все отчеты о результатах контрольных мероприятий направлены в прокуратуру города Барнаула.
2. Основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты
В отчетном году Счетной палатой 5 контрольных мероприятий проведены на 27 объектах, из них 17 органов местного самоуправления города, 10 муниципальных учреждений. Общий объем проверенных бюджетных средств (с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2020 год) составил 20766361,7 тыс. рублей; установлено финансовых нарушений на сумму 1323463,6 тыс. рублей, в том числе:
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 670158,2 тыс. рублей (50,6%);
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 629534,8 тыс. рублей (47,6%);
неэффективное использование бюджетных средств (неиспользование муниципального имущества) - 16629,9 тыс. рублей (1,3%);
нарушения при формировании и исполнении бюджета - 5976,9 тыс. рублей (0,4%);
нарушения при осуществлении закупок - 1163,8 тыс. рублей (0,1%).
Нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
Количественный анализ нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, показывает, что на долю нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью приходится 59,9% (142 нарушения), осуществления муниципальных закупок - 17,7% (42 нарушения), формирования и исполнения бюджетов - 10,1% (24 нарушения), ведения бухгалтерского учета, составления отчетности - 9,3% (22 нарушения), неэффективного использования - 2,5% (6 нарушений), иные нарушения - 0,5% (1 нарушение).
В отчетном году устранено финансовых нарушений на сумму 2073909,5 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 1593,5 тыс. рублей, в том числе:
- по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2021 году, устранено финансовых нарушений на сумму 31349,8 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 833,5 тыс. рублей;
- по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, - 2042559,7 и 759,7 тыс. рублей соответственно.
Основными мерами по устранению нарушений являются: возврат (восстановление) неправомерно израсходованных бюджетных средств; взыскание задолженности по платежам в бюджет; приведение нормативных правовых и иных актов в соответствие требованиям, исключающим условия или причины, способствовавшие возникновению нарушений; приведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с действующими нормативными правовыми актами. Ряд выявленных нарушений и недостатков имеют неустранимый характер в связи с тем, что правоотношения завершены (отчетность сдана, контракты исполнены и т.п.), принятые в целях устранения нарушений правовые акты (документы) не распространяют свое действие на предшествующий период.
На переходящем контроле остаются нарушения в сумме 6088867,6 тыс. рублей, из них подлежит возмещению в бюджет города 2439,8 тыс. рублей.
В целях принятия надлежащих мер руководителям проверенных объектов направлено 15 представлений, которыми внесено 53 предложения об устранении выявленных нарушений и недостатков, повышении эффективности использования бюджетных ресурсов и муниципальной собственности, привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Отчеты о результатах всех проведенных контрольных мероприятий направлены в городскую Думу и главе города. Кроме этого, подготовлено и направлено 28 информационных писем о результатах контрольных мероприятий в отраслевые комитеты администрации города и прокуратуру города Барнаула.
Всего в 2021 году на контроле Счетной палаты находилось 26 представлений об устранении выявленных контрольными мероприятиями нарушений и недостатков. В результате проведенной работы в отчетном периоде 4 представления снято с контроля, реализовано 26 предложений (в том числе по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, - 4 представления и 17 предложений), 6 работникам проверенных организаций уменьшен размер премий. На контроле остается реализация 22 представлений по 10 контрольным мероприятиям.
2.1. Контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета города
В рамках исполнения статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города за 2020 год, включая проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, и подготовлены соответствующие заключения.
Бюджет города исполнен по доходам в объеме 16453724,1 тыс. рублей или 101,1% к плану, по расходам - 16106624,4 тыс. рублей или 97,0% к плану, с превышением доходов над расходами (профицит бюджета города) в сумме 347099,7 тыс. рублей.
В 2020 году в общей сумме поступивших доходов налоговые доходы составили 38,4%, неналоговые доходы - 10,1%, безвозмездные поступления - 51,5%. Наибольшую долю составили расходы на образование - 60,8% в общем объеме расходов; доля расходов на национальную экономику составила 15,0%, жилищно-коммунальное хозяйство - 8,5%, общегосударственные вопросы - 7,7%, социальную политику - 2,9%. В разрезе разделов исполнение расходов составило по разделам 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" и 1000 "Социальная политика" - 83,8 и 92,5% соответственно; по разделу 1300 "Обслуживание государственного и муниципального долга" расходы не осуществлялись; по остальным разделам исполнение расходов выше 95,0%. Причинами неисполнения бюджетных назначений являются: экономия при проведении конкурентных процедур, исполнении контрактов; перенос ранее запланированных сроков выполнения работ на последующий период, признание конкурентных процедур закупок несостоявшимися; невыполнение работ подрядными организациями; заявительный характер выплаты пособий и компенсаций и другие.
Основные параметры бюджета города исполнены в большем объеме по сравнению с исполнением бюджета города за 2019 год:
- объем доходов увеличился на 1156842,2 тыс. рублей (7,6%) за счет увеличения налоговых доходов на 198646,5 тыс. рублей (3,2%), неналоговых доходов - на 452361,5 тыс. рублей (37,4%), безвозмездных поступлений - на 505834,2 тыс. рублей (6,4%);
- объем кассового исполнения расходов в целом увеличился на 1071126,1 тыс. рублей или 7,1%. Увеличение расходов произошло по семи разделам функциональной классификации расходов, сокращение - по трем (0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", 0600 "Охрана окружающей среды", 1000 "Социальная политика").
Внешней проверкой установлено:
- неисполнение отдельных показателей Плана мероприятий по реализации Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Барнауле на 2015-2023 годы" (из 62 запланированных мероприятий не в полном объеме исполнено 20 мероприятий, в том числе в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 - 5 мероприятий, по иным причинам - 15 мероприятий (в 2019 году из 57 не в полном объеме было исполнено 14 мероприятий);
- необходимость корректировки в 2021 году объема бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в соответствии с пунктом 2.3 Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда городского округа - города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 07.06.2013 N 121;
- необходимость рассмотрения вопроса о приведении вышеуказанного Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в соответствие с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ;
- проведенными камеральными проверками в отчетности 10 из 22 главных администраторов бюджетных средств установлены отдельные нарушения и недостатки составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета. Сумма выявленных нарушений составила 25819,0 тыс. рублей, что на 243296,4 тыс. рублей меньше, чем было выявлено нарушений при внешней проверке отчета об исполнении бюджета города за 2019 год. Это свидетельствует о повышении уровня и качества подготовки годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств и является следствием усиления контроля за ее составлением. В период проверки главными администраторами бюджетных средств были внесены изменения в соответствующие формы бюджетной отчетности, в связи с чем выявленные отклонения не повлияли на достоверность консолидированной бюджетной отчетности.
По результатам внешней проверки главным администраторам бюджетных средств подготовлены и направлены 21 заключение, 10 информационных писем.
В рамках исполнения предложений Счетной палаты решением городской Думы от 11.06.2021 N 701 "О внесении изменений в решение городской Думы от 04.12.2020 N 609 "О бюджете города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в ред. решения от 27.04.2021 N 683)" объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда уменьшен на 2023,1 тыс. рублей; изменения в Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда внесены решением городской Думы от 29.10.2021 N 774.
2.2. Контроль за использованием средств бюджета города, эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью
В рамках последующего контроля за расходованием средств бюджета города, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Счетной палатой в 2021 году проведено 3 контрольных мероприятия.
Контрольным мероприятием "Проверка эффективности использования нежилых помещений, составляющих казну города; доходы от использования данного имущества и расходы на его содержание", включенным в план работы Счетной палаты на 2021 год по предложению комитета по экономической политике и собственности городской Думы, установлено следующее.
Решением городской Думы от 28.04.2017 N 789 определены 20 органов местного самоуправления города Барнаула, уполномоченных на ведение бухгалтерского учета муниципального имущества, составляющего казну городского округа - города Барнаула Алтайского края, из них согласно данным Реестра объектов муниципальной собственности города Барнаула (далее - Реестр) в проверяемом периоде (2019, 2020 годы) балансодержателями нежилых зданий, помещений, составляющих казну города, являлись: комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - КУМС), администрации Железнодорожного, Октябрьского, Индустриального, Ленинского, Центрального районов города Барнаула, комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - КЖКХ), комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - комитет по дорожному хозяйству), комитет по культуре города Барнаула (далее - комитет по культуре) и Управление единого заказчика в сфере капительного строительства города Барнаула (далее - УЕЗ). В ходе контрольного мероприятия проверки были проведены Счетной палатой во всех десяти вышеуказанных органах местного самоуправления.
По состоянию на 01.01.2021 в Реестре было учтено 825 нежилых зданий, помещений, составляющих казну города, общей площадью 252,5 тыс. кв. м, балансовой стоимостью 2475976,6 тыс. рублей (основной объем на балансе КУМС - 791 объект общей площадью 229,5 тыс. кв. м), из них площадь свободных нежилых помещений - 45,8 тыс. кв. м (44,0 тыс. кв. м - балансодержатель КУМС, 1,4 тыс. кв. м - комитет по культуре, 0,3 тыс. кв. м - КЖКХ, 0,1 тыс. кв. м - УЕЗ). Проведенным Счетной палатой анализом данных свободных нежилых помещений установлено, что нежилые здания, помещения общей площадью 21,5 тыс. кв. м на момент проверки не могут быть переданы в пользование по обоснованным причинам и правовым основаниям; нежилые здания, помещения общей площадью 24,3 тыс. кв. м свободны и КУМС ведется работа по их передаче в пользование.
Исполнение бюджета города по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества, составляющего казну (за исключением земельных участков), в 2019 году составило 212118,3 тыс. рублей, в 2020 году - 203725,1 тыс. рублей; просроченная дебиторская задолженность по данным доходам на 01.01.2020 составляла 60417,5 тыс. рублей, на 01.01.2021 - 65119,3 тыс. рублей. Расходы на содержание и ремонт нежилых зданий, помещений, составляющих имущество казны города, за счет средств бюджета города составили 43295,2 тыс. рублей (2019 год - 20504,9 тыс. рублей, 2020 год - 22790,3 тыс. рублей). Объем полученных доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну, превысил произведенные расходы на его содержание в 2019 году на 191613,4 тыс. рублей или в 10,3 раза, в 2020 году - на 180934,8 тыс. рублей (в 8,9 раза). Вместе с тем сумма выпадающих доходов бюджета города при использовании имущества казны города составила в 2019 году - 93912,8 тыс. рублей (44,3% от объема доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну), в 2020 году - 95633,3 тыс. рублей (46,9%).
За 2020 год общая сумма дебиторской задолженности уменьшилась на 91929,9 тыс. рублей, при этом сумма просроченной задолженности увеличилась на 4701,8 тыс. рублей. Имеющаяся дебиторская задолженность является одним из потенциалов пополнения доходной части бюджета города, но ее нельзя рассматривать в долгосрочной перспективе по следующим основаниям: с усилением мер контроля по арендной плате тенденция к возникновению новой задолженности должна снижаться; безнадежная к взысканию задолженность в установленном порядке списывается.
В ходе контрольного мероприятия по предложениям Счетной палаты в перечень свободных нежилых помещений муниципальной собственности, предназначенных для сдачи в аренду, размещенный на официальном сайте КУМС http://kums-barnaul.ru и являющийся общедоступной информацией, дополнительно включено 4,0 тыс. кв. м свободных площадей и КУМС начата работа по рассмотрению включения в прогнозный план приватизации муниципального имущества 3 помещений (118,4 кв. м) и 9 зданий (7483,8 кв. м). Кроме того, в целях оптимизации расходов бюджета города Счетная палата обратила внимание КУМС на необходимость проведения работы по определению принадлежности к общему имуществу нежилых помещений в многоквартирных домах по признакам, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и анализа данных об объемах получаемых доходов от использования и произведенных расходах на содержание данных помещений.
Контрольным мероприятием установлено, что по переданным в пользование муниципальным нежилым зданиям и помещениям КУМС в проверяемом периоде не осуществлялся достаточный контроль за: полнотой оформления договорных отношений, взысканием задолженности по администрируемым доходам, что ведет к потерям неналоговых доходов бюджета города; заключением договоров страхования, что ведет к возникновению риска частичной или полной потери муниципальной собственности; оплатой арендаторами коммунальных услуг и расходов по содержанию помещений, что создает для города риск выставления задолженности за коммунальные расходы как собственнику зданий, помещений и соответственно необходимость погашения долгов арендаторов и судебных расходов за счет средств городского бюджета. Кроме того, установлено отсутствие должного контроля со стороны исполнителей за предоставлением отчетных данных о ходе реализации муниципальной программы "Управление муниципальным имуществом города Барнаула на 2015-2023 годы" (далее - Программа).
В нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ УЕЗ допущено неэффективное использование муниципального имущества - в течение длительного времени (более 7 лет) не использовалось здание канализационных очистных сооружений балансовой стоимостью 16363,6 тыс. рублей; двумя балансодержателями допущено неэффективное расходование бюджетных средств в общей сумме 266,3 тыс. рублей (КУМС - 196,3 тыс. рублей, комитет по дорожному хозяйству - 70,0 тыс. рублей), в том числе на оплату пени и судебных расходов - 179,2 тыс. рублей, коммунальных услуг и содержания переданных в арендное пользование помещений - 87,1 тыс. рублей.
Также установлены отдельные нарушения и недостатки ведения учета имущества казны города в Реестре (допустили 4 балансодержателя), бухгалтерского учета и отчетности (4 балансодержателя) и осуществления муниципальных закупок (8 балансодержателей).
Всего выявлено 155 нарушений, в том числе 29 финансовых на сумму 1269959,4 тыс. рублей. Из выявленных нарушений наибольшее количество (117 нарушений или 75,5%) составляют нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, в суммовом выражении 97,2% приходится на два нарушения:
- нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности - КУМС в отчетности на 01.01.2021 не отражена долгосрочная дебиторская задолженность по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего казну города, в сумме 639137,6 тыс. рублей;
- нарушение порядка учета и ведения Реестра - УЕЗ с нарушением установленного срока направлены сведения для внесения в Реестр по двум объектам имущества казны балансовой стоимостью 594796,5 тыс. рублей, что привело к расхождению данных бюджетного учета и Реестра.
В ходе контрольного мероприятия устранено 17 нарушений, в том числе 2 финансовых на общую сумму 3895,0 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия направлены:
- представления: КУМС, комитету по дорожному хозяйству и УЕЗ;
- информационные письма: администрациям Индустриального, Ленинского, Октябрьского, Железнодорожного, Центрального районов города Барнаула и КЖКХ о необходимости усиления контроля за достоверностью предоставляемых отчетных данных об исполнении показателей результативности Программы, заключением и исполнением муниципальных контрактов, внесением в Реестр сведений об объектах учета; ведением бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством; обеспечения эффективного расходования средств бюджета города;
- в прокуратуру города Барнаула информация о выявленных нарушениях в сфере закупок, имеющих признаки состава административного правонарушения, в отношении комитета по дорожному хозяйству.
Согласно представленным информациям объектами контроля приняты меры в целях устранения и недопущения впредь выявленных Счетной палатой нарушений, в частности, усилен контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, достоверностью и своевременностью предоставления сведений в Реестр, заключением и исполнением муниципальных контрактов. Кроме того, КУМС по предложениям Счетной палаты: зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю право муниципальной собственности на 17 объектов недвижимого имущества, 7 договоров аренды на недвижимое имущество, заключенных на срок более 1 года; заключены 5 договоров пользования нежилыми помещениями, дополнительная арендная плата по данным договорам составит 1857,3 тыс. рублей; в рамках реализации предложений по взысканию задолженности в бюджет города возмещено 833,5 тыс. рублей; в целях усиления контроля за списанием безнадежной к взысканию задолженности приказом КУМС утверждено Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов; в прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности на 2022-2024 годы включено три нежилых помещения и здание с земельным участком; актуализированы данные Реестра и перечня свободных нежилых помещений муниципальной собственности, предназначенных для сдачи в аренду. Работа по устранению нарушений КУМС, УЕЗ, КЖКХ и комитетом по дорожному хозяйству продолжается; данный вопрос остается на контроле Счетной палаты.
Контрольным мероприятием "Проверка целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015-2024 годы" в 2020 году", включенным в план работы Счетной палаты на 2021 год по предложению главы города и проведенным в комитете по делам молодежи администрации города Барнаула (далее - комитет по делам молодежи) и административно-хозяйственном управлении администрации города Барнаула, установлено следующее.
Оказание поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях, осуществлялось в городе Барнауле в рамках муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015-2024 годы", утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 18.08.2014 N 1797 (далее - муниципальная программа), по трем направлениям (мероприятиям муниципальной программы):
- предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (за счет средств федерального, краевого и городского бюджетов);
- предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств краевого бюджета при рождении (усыновлении) ребенка;
- предоставление молодым семьям единовременных социальных выплат за счет средств бюджета города для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома (далее - ЕСВ).
Ответственным исполнителем муниципальной программы являлся комитет по делам молодежи, главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных на реализацию мероприятий муниципальной программы, - административно-хозяйственное управление администрации города Барнаула.
На финансовую поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) жилья в рамках муниципальной программы на условиях софинансирования в 2020 году направлено 129085,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 50674,7 тыс. рублей, краевого бюджета - 39251,9 тыс. рублей, городского бюджета - 39159,0 тыс. рублей. Социальная выплата на приобретение (строительство) жилья была предоставлена 114 молодым семьям. Кроме того, в 2020 году за счет остатков средств 2019 года были перечислены социальные выплаты 4 молодым семьям, включенным в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2019 году, на общую сумму 3921,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 136,8 тыс. рублей, средств краевого бюджета - 1393,4 тыс. рублей, средств городского бюджета - 2390,8 тыс. рублей. В 2020 году получателями социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с учетом приоритетного права являлись только многодетные семьи; срок, прошедший с даты включения молодой семьи в состав участников программы до даты выдачи свидетельства на получение социальной выплаты, составлял от 1 года 1 месяца до 7 лет 8 месяцев.
Проведенный анализ показал, что в 2018-2020 годах жилищные условия улучшили 309 молодых семей (2018 год - 55 семей, 2019 год - 136 семей, 2020 год - 118 семей) или 0,9; 2,5 и 2,6% соответственно от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 июня соответствующего отчетного периода; за период с 01.01.2021 по 21.06.2021 - 119 семей или 3,3%. По состоянию на 01.06.2021 количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляло 3585. При этом Счетной палатой обращено внимание, что в связи с недостаточным финансированием из вышестоящих бюджетов за период с 01.06.2018 по 01.06.2021 из программы выбыло 2813 семей в связи с достижением предельного возраста (36 лет).
На финансовую поддержку в форме предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка в 2020 году было направлено 759,3 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета. Поддержка была оказана 5 многодетным семьям, реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Единовременные социальные выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома в 2020 году были предоставлены 27 молодым семьям, являвшимся участниками программы на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не менее двух лет, в которых возраст одного из супругов (обоих супругов) либо одного родителя в неполной семье достигли возраста 36 лет. Общий размер ЕСВ составил 5500,0 тыс. рублей, в том числе 26 получателям (молодые семьи, не имеющие детей, и молодые семьи, имеющие не более двух детей) было перечислено по 200,0 тыс. рублей, 1 получателю (многодетная семья) - 300,0 тыс. рублей.
В проверяемом периоде показатели результативности использования субсидий из вышестоящих бюджетов, индикаторы (показатели) эффективности муниципальной программы выполнены в полном объеме; при этом контрольным мероприятием установлено занижение фактического значения показателя результативности "Количество посещений раздела "Узнать очередь по программе "Обеспечение жильем молодых семей" портала "Электронный Барнаул". По результатам контрольного мероприятия комитету по делам молодежи и комитету экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Барнаула направлены информационные письма.
Контрольным мероприятием "Проверка эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за детскими музыкальными школами и школами искусств, подведомственными комитету по культуре города Барнаула" за 2020 год и 1 полугодие 2021 года установлено следующее.
В проверяемом периоде комитет по культуре осуществлял функции и полномочия учредителя 10 детских музыкальных школ и школ искусств, в том числе 6 школ искусств (МБУДО "БДШИ N 1", МБУДО ДШИ N 3 г. Барнаула, МБУДО "БДШИ N 4", МБУ ДО "ДШИ N 6 г. Барнаула", МБУ ДО "БДШИ N 7", МБУДО ДШИ N 8 города Барнаула), 3 музыкальных школ (МБУДО "ДМШ N 1 им. А.К. Глазунова" г. Барнаула, МБУДО БДМШ N 2, МБУДО "БДМШ N 5"), 1 художественной школы (МБУ ДО "ДХШ N 2 г. Барнаула") (далее - Учреждения). Контрольным мероприятием охвачены все 10 Учреждений и комитет по культуре.
По состоянию на 01.07.2021 за Учреждениями было закреплено 18 объектов недвижимого имущества балансовой стоимостью 124214,8 тыс. рублей, 1 транспортное средство балансовой стоимостью 820,0 тыс. рублей, 114 объектов особо ценного движимого имущества балансовой стоимостью 14100,8 тыс. рублей, иное движимое имущество общей балансовой стоимостью 57032,6 тыс. рублей. В постоянное (бессрочное) пользование было предоставлено 6 земельных участков 4 Учреждениям общей стоимостью по состоянию на 01.07.2021 - 51951,6 тыс. рублей.
Учреждениями на все объекты недвижимости и земельные участки зарегистрированы право оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования соответственно. Проведенное контрольное мероприятие показало, что муниципальное имущество используется эффективно, по назначению, в соответствии с целями и видами деятельности, установленными уставами Учреждений. Вместе с тем в нарушение пункта 4.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом г. Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 10.06.2005 N 138, в 2 Учреждениях без согласования с комитетом по культуре и КУМС осуществлена перепланировка с изменением функционального назначения помещений, указанного в технической документации.
Контрольным мероприятием установлены нарушения в части неприменения коэффициента платной деятельности при определении финансового обеспечения выполнения муниципального задания на уплату налога на имущество и земельного налога, в результате чего размер субсидии на указанные цели за счет средств бюджета города был завышен в 2020 году - на 250,9 тыс. рублей, в 2021 году (по состоянию на 01.07.2021) - на 195,1 тыс. рублей; нарушения комитетом по культуре порядка определения видов особо ценного движимого имущества в отношении 81 объекта движимого имущества общей стоимостью 14006,1 тыс. рублей (10 Учреждений); непредоставление (несвоевременное предоставление) в КУМС сведений для внесения в Реестр, в том числе не были предоставлены сведения тремя Учреждениями об объектах движимого имущества стоимостью более 100,0 тыс. рублей, двумя Учреждениями - об изменении стоимости земельных участков, что привело к искажению данных Реестра на общую сумму 7346,1 тыс. рублей; предоставление одним Учреждением недостоверных отчетных данных за 2020 год об имуществе, находящемся на праве оперативного управления (балансовая стоимость движимого имущества занижена на 4113,9 тыс. рублей, общая площадь недвижимого имущества завышена на 198,4 кв. м); нарушения и недостатки ведения бухгалтерского учета и отчетности, плана финансово-хозяйственной деятельности (4 Учреждения).
Также установлены нарушения при осуществлении муниципальных закупок (допустили 8 Учреждений).
Всего контрольным мероприятием выявлено 58 нарушений, в том числе 39 финансовых на общую сумму 27485,5 тыс. рублей, из них подлежит возмещению в бюджет (по состоянию на 01.07.2021) - 446,0 тыс. рублей. В ходе контрольного мероприятия устранено 4 финансовых нарушения на сумму 802,3 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия комитету по культуре и всем Учреждениям направлены представления Счетной палаты; комитету по физической культуре и спорту города Барнаула (далее - комитет по физической культуре) и комитету по образованию города Барнаула (далее - комитет по образованию) - информационные письма о выявленном данным контрольным мероприятием нарушении в части неприменения коэффициента платной деятельности при определении финансового обеспечения выполнения муниципального задания на уплату налога на имущество и земельного налога для сведения и учета в дальнейшей работе в целях предотвращения подобных нарушений.
В прокуратуру города Барнаула для принятия мер направлена информация в отношении 4 Учреждений о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, имеющих признаки состава административного правонарушения.
Устранение нарушений, выявленных данным контрольным мероприятием, в полном объеме остается на контроле Счетной палаты.
Счетной палатой в отчетном году также осуществлялся контроль за реализацией материалов проверок, проведенных в предшествующие периоды.
Так, в целях устранения нарушений, выявленных в 2019 году контрольным мероприятием "Проверка эффективности использования муниципального имущества учреждениями, подведомственными комитету по физической культуре и спорту города Барнаула": завершена работа по узаконению произведенных перепланировок в отношении нежилых помещений (МБУ СП "СШОР "Олимпия", МАУ СП "СШ "Рубин"); АКОО СПК "Стимул" возместила МАУ СП "СШ "Рубин" задолженность в полном объеме (435,0 тыс. рублей), с должником В. Киселевой МАУ СП "СШ "Рубин" заключено соглашение о внесудебном урегулировании претензии, в соответствии с которым ущерб в размере 332,9 тыс. рублей выплачивается должником ежемесячно равными частями согласно графику погашения задолженности. Представление, направленное КУМС, снято с контроля как исполненное; контроль за исполнением представления комитетом по физической культуре продолжается.
КУМС в целях исполнения представления Счетной палаты, направленного в 2020 году по результатам контрольного мероприятия "Оценка обоснованности предоставления имущественной поддержки при предоставлении в пользование комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула муниципального имущества", зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 15 договоров аренды на недвижимое имущество, заключенные на срок более 1 года; согласованы договоры безвозмездного пользования с 7 ТОС Центрального района города Барнаула и Центральной районной общественной организацией г. Барнаула Общероссийской общественной организации ветеранов "Российский Союз Ветеранов"; проведена работа по предоставлению арендаторами 14 договоров страхования помещений и 15 договоров на коммунальные услуги; по состоянию на 01.12.2021 проведена работа по отражению в учете объектов, переданных по концессионным соглашениям, на сумму 2041800,0 тыс. рублей. Работа по исполнению представления КУМС продолжается.
По результатам контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, выделенных администрациям районов города Барнаула на содержание территории города в рамках муниципальной программы "Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы" постановлением администрации города Барнаула от 31.03.2021 N 467 "О внесении изменений в постановление администрации города от 04.09.2014 N 1911 (в редакции постановления от 31.03.2020 N 493)" увеличено значение индикатора "Площадь территории города, на которой проводятся работы по благоустройству" на 2021 год с 600,6 до 3224,2 тыс. кв. м.
В 2021 году в рамках устранения нарушений, выявленных в 2020 году контрольным мероприятием "Проверка исполнения комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула полномочий в сфере размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула", демонтировано 6 рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений.
Комитетом по образованию проведена работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных в 2020 году контрольным мероприятием "Проверка расходования средств бюджета города на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания отдельными муниципальными дошкольными образовательными организациями города Барнаула": приказами комитета по образованию уточнена формула для расчета объема субсидии, подлежащего возврату; установлены требования к срокам предоставления подведомственными учреждениями отчетов о выполнении муниципальных заданий и размещения отчетов на сайте www.bus.gov.ru; утверждена единая методика расчета объема муниципальных услуг при формировании отчетов о выполнении муниципального задания; перечень субсидий на иные цели, предоставляемых подведомственным комитету по образованию муниципальным учреждениям, дополнен новым видом субсидий: "Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на функционирование вновь созданных учреждений образования, до установления им муниципального задания", в 2021 году трем вновь созданным дошкольным учреждениям субсидии были доведены не в форме муниципального задания, а в качестве целевых субсидий.
В рамках исполнения представления Счетной палаты по результатам контрольного мероприятия "Проверка обоснованности получения субсидий из бюджета города на возмещение разницы между себестоимостью и тарифом на услуги общих отделений бань", проведенного в 2012 году, в бюджет города в отчетном году перечислено 759,7 тыс. рублей; представление снято с контроля.
Также завершена работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных в 2020 году контрольным мероприятием "Аудит в сфере закупок, осуществленных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула"; представление снято с контроля.
2.3. Аудит в сфере закупок
В отчетном году Счетной палатой проведено контрольное мероприятие "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула", три контрольных и два экспертно-аналитических мероприятия - с элементами аудита в сфере закупок. Данными мероприятиями охвачено 26 объектов, объем проверенных средств составил 123758,0 тыс. рублей; установлено 47 нарушений законодательства о контрактной системе, из них 15 финансовых на сумму 3904,0 тыс. рублей.
По количеству основная часть из выявленных нарушений (46,8%) приходится на нарушения при заключении заказчиками муниципальных контрактов (заключение муниципальных контрактов, распространяющих свое действие на правоотношения между сторонами на период ранее срока заключения контрактов, без предоставления исполнителем соответствующего обеспечения их исполнения, а также с нарушением срока действия банковских гарантий; установление несоответствующих сроков оплаты работ); 27,7% - нарушения при исполнении контрактов (нарушения порядка и срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; авансирование, не предусмотренное условиями контрактов; заключение дополнительного соглашения без наличия правовых оснований; недостоверность отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций); 12,8% - нарушения при планировании закупок (несоблюдение порядка нормирования закупок; неразмещение, несвоевременное размещение муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок в единой информационной системе). Также установлены нарушения в части осуществления ведомственного контроля, организации деятельности контрактного управляющего, применения мер ответственности по контракту.
Основными причинами нарушений и недостатков, выявленных в рамках аудита в сфере закупок, являются недостаточный уровень квалификации в сфере закупок должностных лиц заказчиков, недостаточный контроль заказчиков при планировании, заключении и исполнении контрактов.
По результатам аудита в сфере закупок в 2021 году 3 муниципальным заказчикам направлены представления об устранении выявленных нарушений и недостатков, 14 - информация о необходимости усиления контроля за заключением и исполнением муниципальных контрактов (договоров). Согласно поступившей информации заказчиками принимаются меры по устранению выявленных нарушений и повышению контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности.
Также в 2021 году в прокуратуру города Барнаула для принятия мер направлено 7 информаций о выявленных нарушениях законодательства в сфере закупок, имеющих признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.3, частью 4 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из них 6 материалов находятся на рассмотрении; по 2 материалам (в том числе 1 направлен в 2020 году) прокуратурой города Барнаула выявленные Счетной палатой нарушения признаны обоснованными, однако меры прокурорского реагирования не принимались в связи с истечением срока давности привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности, отсутствием правового регулирования порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Счетной палатой обобщены результаты мероприятий, проведенных в 2021 году, в части аудита в сфере закупок, в том числе систематизированы выявленные нарушения и недостатки, подготовлены предложения по их устранению и совершенствованию работы муниципальных заказчиков.
3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты
По итогам исполнения бюджета города за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2021 года Счетной палатой проанализированы объем, динамика и структура доходов и расходов бюджета города, безвозмездных поступлений, исполнение муниципальных программ и адресной инвестиционной программы. По результатам данных экспертно-аналитических мероприятий подготовлены 3 заключения, которыми внесено 25 предложений (рекомендаций) по корректировке отдельных доходов и расходов бюджета города, усилению контроля за исполнением плановых показателей по доходам бюджета города, мероприятий в рамках реализации муниципальных программ, инвестиционной программы, из них 24 учтено при принятии соответствующих решений. Всего по предложениям Счетной палаты, внесенным по результатам анализа исполнения бюджета, плановые показатели доходной части бюджета города на 2021 год были скорректированы на 485753,6 тыс. рублей, расходной части - на 26698,6 тыс. рублей.
Проведено 6 тематических экспертно-аналитических мероприятий:
- обследование по вопросу расходования средств резервного фонда администрации города Барнаула в 2020 году;
- анализ отчета комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула о результатах приватизации муниципального имущества за 2020 год;
- анализ результатов аудита в сфере закупок на основании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2020 году;
- обследование по вопросу соблюдения порядка передачи в пользование земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приватизированные из муниципальной собственности;
- обследование по вопросу расходования средств резервного фонда администрации города Барнаула в текущем периоде 2021 года;
- анализ реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Барнаула за 2020 год.
Общий объем бюджетных средств, охваченных данными тематическими экспертно-аналитическими мероприятиями, составил 2334267,5 тыс. рублей; по результатам мероприятий внесено 14 предложений (рекомендаций), из которых 12 учтены при принятии соответствующих решений, 2 остаются на контроле Счетной палаты. Данными мероприятиями установлено 60 нарушений, в том числе 54 финансовых на сумму 6049,5 тыс. рублей, из них:
- при осуществлении муниципальных закупок - 5 нарушений, в том числе 1 финансовое на сумму 2740,2 тыс. рублей (учтено в подразделе 2.3 настоящего Отчета);
- при формировании и исполнении бюджета - 54 нарушения, в том числе 52 финансовых на сумму 3284,8 тыс. рублей:
в нарушение Порядка взыскания задолженности по неналоговым платежам, подлежащим уплате в бюджет города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 21.01.2013 N 96, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула не обеспечено взыскание задолженности по арендным платежам (неосновательного обогащения) за использование земельных участков под приватизированными помещениями за 2016-2020 годы в сумме 2406,9 тыс. рублей;
в нарушение пункта 16 Порядка возврата родителям (законным представителям несовершеннолетних) денежных средств за приобретенные путевки в загородные детские оздоровительные лагеря МАУ "ЦОО "Каникулы", расположенные на территории Алтайского края, в которых приостановлено оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), утвержденного приказом комитета по образованию от 19.08.2020 N 1091-осн, денежные средства родителям (законным представителям несовершеннолетних) в сумме 877,9 тыс. рублей перечислены МАУ "ЦОО "Каникулы" с нарушением установленных сроков;
- в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 1 финансовое нарушение на сумму 24,5 тыс. рублей - в нарушение принципа платности использования земельных участков собственники приватизированного нежилого помещения, находящегося на земельном участке, предоставленном МБОУ "Лицей N 86" на праве постоянного (бессрочного) пользования, плату за пользование земельным участком не вносили.
Нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств в отчетном году в рамках экспертно-аналитической деятельности не выявлено.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия "Обследование по вопросу соблюдения порядка передачи в пользование земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приватизированные из муниципальной собственности" в бюджет города поступило 1551,8 тыс. рублей, Счетной палатой продолжается контроль в части взыскания задолженности по земельным платежам в сумме 879,6 тыс. рублей.
В отчетном периоде Счетной палатой проведены экспертизы и подготовлено 28 заключений на проекты муниципальных правовых актов, из них 2 - на проекты постановлений администрации города Барнаула и 26 - на проекты решений городской Думы, в том числе: о бюджете города - 11 (на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2020 год - 1, по внесению изменений в бюджет города на 2021 год - 7; на проект бюджета города на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов - 3); по вопросам формирования доходов бюджета города - 4; в части, касающейся расходных обязательств города, - 11. Всего по результатам экспертиз подготовлено 29 предложений и замечаний, из которых 24 учтены разработчиками при подготовке (доработке) муниципальных правовых актов, 4 - остаются на контроле Счетной палаты. Также в отчетном году учтены 7 остававшихся на контроле предложений, внесенных в 2020 году в заключениях Счетной палаты на проекты решений городской Думы "О бюджете города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и "О внесении изменений и дополнения в решение городской Думы от 09.10.2019 N 381 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула".
Одним из основных мероприятий, ежегодно проводимых Счетной палатой в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города и подготовка соответствующего заключения. При подготовке заключения на годовой отчет администрации города Барнаула "Об исполнении бюджета города за 2020 год, расходовании резервного фонда" были использованы материалы внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и консолидированной бюджетной отчетности в горфинкомитете. Отчет "Об исполнении бюджета города за 2020 год, расходовании резервного фонда" признан достоверным, проект решения - соответствующим требованиям бюджетного законодательства.
Проект решения городской Думы "О бюджете города на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" рассматривался в двух чтениях.
В заключении на проект бюджета в 1 чтении Счетной палатой было предложено администрации города: скорректировать межбюджетные трансферты в соответствии с законом о краевом бюджете на 2022-2024 годы; увеличить плановые показатели по налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на имущество физических лиц; рассмотреть вопрос о корректировке предусмотренных в проекте плановых бюджетных ассигнований на исполнение 3 видов публичных нормативных обязательств; внести изменения в Перечень муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации города Барнаула от 11.04.2014 N 709, в части изменения наименований отдельных программ с учетом планируемой пролонгации сроков их реализации; принять меры по минимизации расходов бюджета города на обслуживание муниципального долга.
Предложения Счетной палаты учтены: в проекте бюджета во 2 чтении безвозмездные поступления из краевого бюджета запланированы согласно закону Алтайского края "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"; плановые показатели по доходам и расходам бюджета города на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов скорректированы соответственно на 1524619,0 и 306,0 тыс. рублей; Перечень муниципальных программ уточнен постановлением администрации города Барнаула от 21.12.2021 N 1937. По итогам проведенной экспертизы Счетной палатой сделан вывод о соответствии проекта бюджета требованиям бюджетного законодательства.
4. Информационная и иная деятельность Счетной палаты
В отчетном году Счетная палата продолжила работу по публичному представлению своей деятельности и ее результатов. В целях соблюдения принципов открытости и гласности на странице Счетной палаты размещены планы работы и отчеты о деятельности по годам, информация о проведенных контрольных и тематических экспертно-аналитических мероприятиях, результатах реализации представлений Счетной палаты и иная информация по организации деятельности; правовые акты Счетной палаты - в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".
В отчетном году проведено 18 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 39 вопросов (планирование деятельности, результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, исполнение представлений Счетной палаты, рассмотрение и утверждение стандартов Счетной палаты).
В 2021 году в соответствии с установленными требованиями отчет о деятельности Счетной палаты за 2020 год представлен городской Думе и размещен на странице Счетной палаты. Также на странице Счетной палаты размещена информация о результатах реализации представлений Счетной палаты за 2020 год; в единой информационной системе - обобщенная информация о результатах проведенного Счетной палатой в 2020 году аудита в сфере закупок. Кроме того, отчет о деятельности Счетной палаты за 2020 год по установленной форме направлен в представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее - Союз МКСО) в Сибирском федеральном округе.
В отчетном периоде рассмотрены обращения, поступившие в адрес Счетной палаты от граждан и юридического лица. По вопросам, изложенным в обращениях и находящимся в компетенции Счетной палаты, заявителям даны ответы по существу. Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции Счетной палаты, были переадресованы в соответствующие уполномоченные органы с обязательным уведомлением заявителя.
Счетной палатой проводилась работа в рамках законодательства о противодействии коррупции, направленная на принятие мер по профилактике коррупции, соблюдению муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и требований. В отчетном периоде сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера председателя, заместителя председателя, аудиторов Счетной палаты и членов их семей за 2020 год были размещены на официальном Интернет-сайте города Барнаула. В целях выявления возможного конфликта интересов в 2021 году в Счетной палате актуализированы анкетные данные работников о лицах, состоящих с ними в близком родстве или свойстве. С работниками Счетной палаты проводился комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению нарушений норм действующего законодательства в сфере противодействия коррупции. Актов прокурорского реагирования, жалоб, сообщений граждан и организаций о случаях нарушений требований к служебному поведению и наличии конфликта интересов в отношении муниципальных служащих Счетной палаты не поступало.
Председатель Счетной палаты является членом Совета по противодействию коррупции при администрации города, в 2021 году включен в состав межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.
В отчетном году с целью совершенствования деятельности Счетной палаты с учетом наработанной практики контрольной и экспертно-аналитической деятельности в новой редакции принят Регламент Счетной палаты, продолжена работа по методологическому обеспечению - в новой редакции утверждены 3 стандарта внешнего муниципального финансового контроля ("Общие правила проведения контрольного мероприятия", "Проведение экспертно-аналитического мероприятия", "Финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы"). На конец отчетного периода Счетной палатой применялись 8 стандартов внешнего муниципального контроля, 3 стандарта организации деятельности, методические рекомендации по осуществлению должностными лицами Счетной палаты отдельных полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях. Все стандарты Счетной палаты опубликованы в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".
Осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с городской Думой, администрацией города и другими органами местного самоуправления. Председатель Счетной палаты принимал участие в работе городской Думы и ее постоянных комитетов.
Счетная палата является членом Союза МКСО, в соответствии с планом работы которого в 2021 году руководство и работники Счетной палаты принимали участие в мероприятиях (обучающих семинарах, рабочих совещаниях) по актуальным вопросам деятельности контрольно-счетных органов, проводимых в формате видеоконференцсвязи. В апреле 2021 года по итогам общего собрания Представительства Союза МКСО в Сибирском федеральном округе председатель Счетной палаты избран сроком на 5 лет в Совет Представительства Союза МКСО в Сибирском федеральном округе.
В соответствии с заключенным соглашением о порядке взаимодействия Счетной палатой направлены в прокуратуру города Барнаула отчеты о результатах проведенных контрольных мероприятий, иная информация по запросам прокуратуры города Барнаула.
Продолжено сотрудничество со Счетной палатой Алтайского края, контрольно-счетными органами Сибирского федерального округа. В 2021 году Счетной палатой совместно со Счетной палатой Алтайского края и контрольно-счетными органами муниципальных образований Алтайского края принято участие в экспертно-аналитическом мероприятии "Мониторинг организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля", проведенном Счетной палатой Алтайского края, и в 5 мониторингах, проведенных постоянными комиссиями, образованными Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
В течение отчетного года продолжалась работа в рамках заключенного соглашения об информационном взаимодействии с Управлением федерального казначейства по Алтайскому краю. Предметом соглашения является обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Алтайского края и муниципальных нормативных правовых актов.
План работы Счетной палаты на 2022 год утвержден; основу плана по контрольным мероприятиям составили предложения администрации города, Союза МКСО, решение межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.
В 2022 году деятельность Счетной палаты осуществляется в рамках реализации полномочий, возложенных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом N 6-ФЗ и Положением о Счетной палате. Основной задачей остается контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета города, соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью; экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств города, изменения доходов бюджета города. Одним из ключевых направлений деятельности Счетной палаты будет контроль за ходом реализации муниципальной составляющей региональных и национальных проектов как в ходе контрольного мероприятия, так и в рамках соответствующего мониторинга, также в условиях бюджетных ограничений актуальным является вопрос полноты поступления доходов в бюджет города. Продолжится работа по проведению аудита в сфере закупок, контролю за устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществлению методологической, информационной деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 18 марта 2022 г. N 867 "Об отчете о деятельности Счетной палаты города Барнаула за... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.