Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением администрации
Алексеевского района
от 07 сентября 2017 г. N 567
Порядок
проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления Алексеевского района на коррупциогенность
1. Настоящий Порядок регулирует проведение экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области, а также независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них и последующего устранения коррупциогенных факторов.
Настоящий Порядок применяется для экспертизы на коррупциогенность ранее принятых нормативных правовых актов органов местного самоуправления Алексеевского района, которая проводится по инициативе главы администрации Алексеевского района или общественных объединений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области (далее - Алексеевский район).
Настоящим Порядком руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
2. Экспертизе на коррупциогенность подлежат проекты нормативных правовых актов Муниципального совета Алексеевского района, инициированные главой администрации Алексеевского района, а также нормативные правовые акты (постановления и распоряжения) и их проекты (далее - проекты) исполнительного органа - администрации Алексеевского района.
3. Уполномоченным органом, на который возлагается обязанность проведения экспертизы на коррупциогенность, является аппарат главы администрации Алексеевского района.
Экспертиза может быть как внутренней (проводимой исполнительным органом местного самоуправления Алексеевского района), так и внешней, межведомственной (с привлечением независимых специалистов, экспертов, представителей общественных организаций).
При необходимости проведения независимой антикоррупционной экспертизы, в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Алексеевского района разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, следующего за днем направления указанных проектов на рассмотрение в уполномоченный орган, размещают эти проекты на сайте администрации Алексеевского района в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
По наиболее значимым проектам могут проводиться публичные обсуждения, изучение общественного мнения и другие формы привлечения общественности к оценке проекта на коррупциогенность.
4. Под коррупциогенностью понимается заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупциогенным действиям или решениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотреблением правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
5. Срок проведения экспертизы не должен превышать 10 дней.
В случае наличия необходимости направления запросов и получения дополнительных материалов и информации у заинтересованных в экспертизе структурных подразделений и должностных лиц, срок проведения экспертизы может быть увеличен до 30 дней.
6. При подготовке проекта нормативного правового акта его разработчики должны стремиться к недопущению включения в текст проекта норм, содержащих коррупциогенные факторы. Отсутствие в разрабатываемом проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов обеспечивают руководители органов местного самоуправления, их подготовившие, и их юридические службы.
Экспертизу на коррупциогенность должны проходить все проекты нормативных правовых актов, указанных в п. 2 настоящего Порядка.
Одновременно с проектом нормативного правового акта на экспертизу разработчиком представляются:
- вывод юридической службы, либо ответственного разработчика проекта нормативного правового акта об отсутствии (наличии) в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов.
- имеющиеся результаты независимой экспертизы на коррупциогенность.
7. Экспертизе подлежит каждое положение нормативного правового акта (проекта).
Результат экспертизы, проведенной аппаратом главы администрации Алексеевского района, оформляется в виде заключения, в котором отражаются следующие сведения:
- дата подготовки заключения, подписи должностных лиц, проводивших экспертизу;
- реквизиты нормативного правового акта (проекта), представленного на экспертизу, в том числе заголовок к тексту;
- выводы о наличии или отсутствии в анализируемом нормативном правовом акте (проекте) норм и положений, содержащих коррупциогенные факторы;
- конкретные положения нормативного правового акта (проекта), содержащие коррупциогенные факторы, с указанием всех выявленных в них;
- выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Порядком к коррупциогенным факторам, которые могут способствовать созданию условий для проявлений коррупции.
8. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов он вместе с заключением в трехдневный срок возвращается разработчику для внесения изменений с целью устранения коррупциогенных факторов.
Доработанный проект представляется для проведения повторной экспертизы в соответствии с настоящим Порядком.
К проекту нормативного правового акта, вносимому разработчиком на рассмотрение главы администрации Алексеевского района или Муниципального совета Алексеевского района, прилагаются все экспертные заключения, составленные по итогам экспертизы на коррупциогенность.
Указанные положения применяются при проведении экспертизы на коррупциогенность ранее принятых нормативных правовых актов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области от 7 сентября 2017 г. N 567 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.