Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.М. Скоробогатовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.М. Скоробогатова оспаривает конституционность абзаца третьего (в обращении ошибочно поименованного частью) пункта 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142, согласно которому пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, а также ее перерасчет в связи с возникновением права членов семьи на получение указанной выплаты и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производятся на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1- го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.
Как следует из представленных материалов, в сентябре 1993 года супруг заявительницы погиб при исполнении обязанностей военной службы. Впоследствии И.М. Скоробогатовой и ее младшему сыну выплачивалась ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Однако в декабре 2015 года сын И.М. Скоробогатовой утратил право на ее получение.
В связи с тем, что число получателей ежемесячной денежной компенсации сократилось, заявительница обратилась в суд с требованием к военному комиссариату о признании за ней права на получение ежемесячной денежной компенсации в более высоком размере и назначении ей не одной третьей (с учетом доли погибшего мужа), а одной второй от предусмотренной законом суммы, из которой производится расчет ежемесячной денежной компенсации. В удовлетворении заявленных требований ей было отказано.
По мнению И.М. Скоробогатовой, оспариваемая норма, примененная в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, предполагая возможность произвольного толкования содержащихся в ней положений, приводит к неравенству граждан, отнесенных к одной и той же категории, и лишает иждивенцев погибших военнослужащих права на соразмерное возмещение вреда; служит основанием для отказа в перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации в связи с сокращением числа лиц, имеющих право на ее выплату, и допускает смешение норм, направленных на правовое регулирование частных и публичных отношений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, поэтому выбор правовых средств, направленных на возмещение причиненного военнослужащим и членам их семей вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя соответствующее правовое регулирование, вправе при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты граждан, оставшихся без кормильца, в том числе членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, устанавливать порядок определения размеров соответствующих выплат.
Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в части 9 статьи 3 устанавливает, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 данной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). При этом определение порядка финансирования и осуществления данных выплат в соответствии с частью 17 статьи 3 указанного Федерального закона отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 февраля 2012 года N 142 утвердило Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, которые в первоначальной редакции закрепляли возможность пересмотра размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (абзац второй пункта 10).
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 173 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142" пункт 10 указанных Правил был изложен в новой редакции, согласно которой пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации возможен в связи с изменением группы инвалидности, а ее перерасчет - в связи с возникновением права членов семьи на получение указанной выплаты и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (абзац третий). При этом данное положение в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 173 было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Действующее правовое регулирование направлено на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 18-П и согласуется с изложенной в нем позицией, согласно которой механизм возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы, должен гарантировать указанным лицам возможность восполнения имущественных потерь путем предоставления в рамках этого механизма выплат, которые в совокупности по крайней мере обеспечивали бы им получение доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из них при жизни военнослужащего.
Следовательно, оспариваемое положение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Скоробогатовой Ирины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2022 г. N 296-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Скоробогатовой Ирины Михайловны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)