Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Стандарту деятельности
государственных образовательных
организаций, подведомственных
Департаменту образования и науки
города Москвы, по реализации
основной образовательной
программы дошкольного
Минимум содержания образования для освоения в подготовительной группе (6 - 7 лет)
В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательная организация обязуется реализовать минимальный объем содержания образования, который предполагает получение воспитанниками знаний и умений из 5 образовательных областей, утвержденных ФГОС ДО:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие (реализуется в процессе всех занятий и режимных моментов).
Каждая образовательная область предполагает необходимый набор тем занятий, наличие которых в календарном планировании дошкольной группы является образовательной гарантией для московских семей.
При составлении календарного плана образовательной организации следует руководствоваться следующими требованиями к минимальному объему содержания (знаний и умений) и перечню обязательных тем занятий.
Требования к планированию занятий.
Образовательная неделя в старшей группе предполагает 12 занятий, 2 дня по 3 занятия и 3 дня по 2. Образовательная организация может дополнительно включить в расписание 1 занятие в неделю по приоритетным направлениям развития воспитанников в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
Оптимальная модель планирования занятий в течение образовательной недели с учетом рационального распределения образовательной нагрузки для выполнения требований к условиям здоровьесбережения детей.
День недели |
Занятия |
Понедельник |
- художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие |
Вторник |
- формирование элементарных математических представлений; - развитие речи; - художественно-эстетическое развитие |
Среда |
- художественно-эстетическое развитие; - окружающий мир; - физическое развитие |
Четверг |
- формирование элементарных математических представлений; - развитие речи |
Пятница |
- художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие |
Примеры планирования каждой образовательной недели
Неделя N 1
День недели |
Занятия |
Тема занятия |
Понедельник |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование акварелью на летнюю тему |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Вторник |
Формирование элементарных математических представлений |
Порядковый и количественный счет в пределах 10 |
Развитие речи |
Составление рассказа на тему "Летние истории" |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Слушание произведения (например, "Осень", музыка Ан. Александрова, слова М. Пожаровой) |
|
Среда |
Художественно-эстетическое развитие |
Лепка "Фрукты" |
Окружающий мир |
Мы - жители планеты Земля |
|
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Четверг |
Формирование элементарных математических представлений |
Порядковый и количественный счет в пределах 20 |
Развитие речи |
Составление рассказа по картине (например, картина "В школу") |
|
Пятница |
Художественно-эстетическое развитие |
Пение (например, "Осенью", музыка И. Кишко, слова Н. Плакиды) |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
Неделя N 2
День недели |
Занятия |
Тема занятия |
Понедельник |
Художественно-эстетическое развитие |
Декоративная композиция из симметричных предметов из бумаги |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Вторник |
Формирование элементарных математических представлений |
Счет в пределах 20 |
Развитие речи |
Пересказ русской народной сказки (например, русская народная сказка "У страха глаза велики") |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Танец (например, "Плетень" А. Лядова) |
|
Среда |
Художественно-эстетическое развитие |
Лепка разных видов грибов (например, "Корзинка с грибами") |
Окружающий мир |
Путешествуем по континентам. Глобус |
|
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Четверг |
Формирование элементарных математических представлений |
Множества |
Развитие речи |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте |
|
Пятница |
Художественно-эстетическое развитие |
Игра на музыкальных инструментах (например, "Андрей-воробей", русская народная песня, в обработке Е. Тиличеевой) |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
Неделя N 3
День недели |
Занятия |
Тема занятия |
Понедельник |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование "Кукла в национальном костюме" |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Вторник |
Формирование элементарных математических представлений |
Части и целое |
Развитие речи |
Для чего нужны стихи? |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Слушание классического произведения (например, А. Вивальди из цикла "Времена года") |
|
Среда |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование разнообразных деревьев (например, рисунок "Золотая осень") |
Окружающий мир |
Путешествие по странам |
|
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
|
Четверг |
Формирование элементарных математических представлений |
Деление на половины |
Развитие речи |
Беседа об А.С. Пушкине |
|
Пятница |
Художественно-эстетическое развитие |
Пение (например, "Листопад", музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко) |
Физическое развитие |
Интегрированное занятие |
Содержание образовательных областей (содержательный минимум) и примерные темы занятий в подготовительной группе
Образовательная область "Познавательное развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
1. Порядковый и количественный счет в пределах 10. 2. Порядковый и количественный счет в пределах 20. 3. Счет в пределах 20. 4. Множества. 5. Части и целое. 6. Деление на половины. 7. Деление на четверти. 8. Составление целого из частей. 9. Состав чисел в пределах 10. 10. Увеличение чисел на 1. 11. Уменьшение чисел на 1. 12. Больше, меньше, равно. 13. Больше, меньше, равно. 14. Измерение длины предметов. 15. Определение массы предметов. 16. Определение массы предметов. 17. Измерение объема веществ. 18. Основные геометрические фигуры. 19. Основные геометрические фигуры. 20. Прямая линия. 21. Отрезок. 22. Составление многоугольников. 23. Составление прямоугольников из треугольников. 24. Изображение фигур на плоскости. 25. Построение геометрических фигур по шаблону. 26. Построение геометрических фигур по описанию. 27. Элементы геометрических фигур. 28. Элементы геометрических фигур. 29. Моделирование различных геометрических фигур. 30. Моделирование различных геометрических фигур. 31. Тематические композиции из геометрических фигур. 32. Тематические композиции из геометрических фигур. 33. Конструирование многоугольников. 34. Конструирование многоугольников. 35. План. 36. Схема. 37. Чтение схем и планов. 38. Чтение схем и планов. 39. Карта. 40. Маршруты. 41. Ориентировка на плоскости и на листе. 42. Ориентировка на плоскости и на листе. 43. Графические диктанты. 44. Графические диктанты. 45. Ориентировка на вертикальной плоскости. 46. Ориентировка в тетради. 47. Ориентировка в пространстве с использованием знаков и схем. 48. Задачи на сложение. 49. Задачи на сложение. 50. Задачи на сложение. 51. Задачи на вычитание. 52. Задачи на вычитание. 53. Задачи на вычитание. 54. Деление предмета путем сгибания. 55. Нахождение целого по его частям. 56. Нахождение целого по его частям. 57. Условия арифметических задач. 58. Условия арифметических задач. 59. Условия арифметических задач. 60. Состав чисел в пределах 20. 61. Определение последовательности событий. 62. Периодичность событий (дни, недели, месяцы, времена года). 63. Периодичность событий (дни, недели, месяцы, времена года). 64. Периодичность событий (дни, недели, месяцы, времена года). 65. Измерение времени при помощи часов. 66. Измерение времени при помощи часов |
Формирование элементарных математических представлений |
Количество и счет | |
Знания: - общие представления о множестве; - названия чисел в пределах 20; - состав чисел в пределах 10; - монеты различного номинала; - операции сложения и вычитания. Умения: - формировать множества по заданным основаниям; - определять составные части множества; - объединять и дополнять множества; - устанавливать отношения между частями множества (больше/меньше); - называть числа в прямом и обратном порядке (устно); - называть последующее и предыдущее число к названному взрослым; - определять пропущенное число в ряду других чисел; - выполнять порядковый и количественный счет в пределах 10; - выполнять порядковый счет в пределах 20; - уменьшать и увеличивать число на 1 (в пределах 10); - раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее; - решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; - при решении задач пользоваться знаками действий "+" и "-", "=", ">" и "<" | |
Величина | |
Знания: - представления о массе предметов и способах ее измерения; - способ применения весов; - представление об условных мерах длины, веса, объема. Умения: - делить предмет на 2-8 и более частей путем сгибания (лист бумаги, ткани и др.); - называть части целого (половина, одна вторая, две четвертых); - устанавливать соотношение целого и части, размера частей; - находить части целого и целое по его частям; - измерять длину, ширину, высоту предметов; - измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры | |
Форма | |
Знания: - названия геометрических фигур и их элементов (вершина, угол, сторона) и их свойства; - представления о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника); - представления о прямой линии, отрезке прямой (без теоретического определения понятия). Умения: - распознавать геометрические фигуры независимо от их положения; - изображать и располагать фигуры на плоскости; - группировать фигуры по форме, цвету, размерам; - моделировать геометрические фигуры; - составлять из треугольников многоугольник, из квадратов - прямоугольник; из частей круга - круг; из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков - один длинный; - конструировать фигуры по их словесному описанию; - составлять тематические композиции из фигур; - делить геометрические фигуры на равные части (круг на два полукруга, квадрат на два прямоугольника и т.д.); - воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей (по контурным образцам, по описанию, по представлению) | |
Ориентировка в пространстве | |
Знания: - способы применения планов, схем, маршрутов, карт. Умения: - ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, страница альбома, тетради, книги и др.); - располагать предметы и их изображения в указанном направлении; - отражать в речи пространственное расположение предметов (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа и т.д.); - "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения предметов; - моделировать пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы; - передвигаться в пространстве, ориентируясь на условия обозначения (знаки и символы) | |
Ориентировка во времени | |
Знания: - элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, последовательности дней недели, месяцев, времен года. Умения: - использовать в речи понятия: "сначала", "потом", "до", "после", "раньше", "позже", "в одно и то же время"; - определять время по часам с точностью до 1 часа | |
Конструктивно-модельная деятельность | |
Умения: - сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением; - определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; - сооружать постройки, объединенные общей темой; - создавать конструкции, объединенные общей темой. Развитие познавательных действий: - действовать в соответствии с алгоритмом; - составлять и корректировать алгоритм собственных действий; - составлять модели и использовать их в познавательной деятельности; - внимательно слушать рассказ воспитателя; - действовать по плану, предложенному взрослым; - участвовать в планировании своих действий в игровых и образовательных ситуациях; - оценивать результаты своей познавательной деятельности; - принимать участие в проектной и исследовательской деятельности | |
Ознакомление с окружающим миром | |
1. Мы - жители планеты Земля. 2. Путешествуем по континентам. Глобус. 3. Путешествие по странам. 4. Мой родной город. 5. Мой район. Строим маршрут. 6. Мой детский сад. План местности. 7. Особенности времен года. 8. Природные явления. 9. Исследование погодных явлений. Измеряем температуру воздуха. 10. Исследование погодных явлений. Измеряем осадки. 11. Дневник наблюдений за погодой. 12. Всемирный день защиты животных. 13. Птицы нашего края. 14. Мы - защитники природы. 15. Что из чего сделано? 16. История техники. 17. Виды транспорта. 18. Московский метрополитен. 19. Как создают книги. 20. Детская книга своими руками. 21. Предметы, облегчающие труд человека в быту. 22. День заповедников и национальных парков. 23. Животные зимой. 24. Всемирный день водных ресурсов. 25. Моря и океаны. 26. Жители подводного мира. 27. Свойства воды. 28. Игровое экспериментирование с водой. 29. Международный день Земли. 30. Воздух вокруг нас. 31. Полезные ископаемые. 32. Свойства различных материалов. 33. Игровое экспериментирование с весами. 34. Почва и подземные обитатели. 35. Мир насекомых. 36. Растения и грибы. 37. Красная книга Москвы. 38. Всероссийский день семьи |
Предметное окружение |
Знания: - представления о видах транспорта (например, наземный, подземный, воздушный, космический, водный); - представления об устройствах, применяемых в процессе труда специалистами современных профессий; - представления об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Умения: - рассказывать о предметах и устройствах, применяемых людьми в различных профессиях; - определять материалы, из которых изготовлен предмет, характеризовать свойства различных материалов | |
Природное окружение | |
Знания: - элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире; - представления о временах года; - представления о погодных явлениях; - первичные географические представления; - основные представления о растениях; - представления об особенностях растительного мира в различных природных зонах; - общие представления о классификации растений; - представление о грибах как отдельном царстве живой природы; - знания о животном мире и его классификации; - представления о классе млекопитающих, об основных отрядах класса млекопитающих; - представления о приспособлении животных к окружающей среде. Умения: - передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности; - вести дневники наблюдения за погодой, оформлять альбомы о временах года, подбирать картинки, фотографии, детские рисунки, рассказы о природе и погоде; - фиксировать необходимые данные в календаре природы - время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений; - пользоваться картой и глобусом, показывать на карте и глобусе моря и континенты; - различать и называть некоторые растения по их частям и характерным признакам; - группировать представителей мира животных по разным признакам (например, дикие/домашние животные; домашние/лесные/городские птицы); - самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения об изменениях окружающей природной среды и жизнедеятельности животных |
Образовательная область "Речевое развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
1. Составление рассказа на тему "Летние истории". 2. Составление рассказа по сюжетной картине (например, картина "В школу"). 3. Пересказ русской народной сказки (например, русская народная сказка "У страха глаза велики"). 4. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. 5. Для чего нужны стихи? 6. Беседа об А.С. Пушкине. 7. Литературная сказка (например, сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."). 8. Занятие по подготовке к обучению грамоте. 9. Составление текста-рассуждения по картине (например, по картине П.С. Меньшиковой "Зайцы"). 10. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. 11. Лексико-грамматические упражнения. 12. Лирическое стихотворение на осеннюю тематику (например, стихотворение А. Фета "Ласточки пропали ..."). 13. Составление рассказа (например, на тему "Первый день Тани в детском саду". 14. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. 15. Русские народные сказки (например, русская народная сказка "Царевна-лягушка" в обработке М. Булатова). 16. Звуковая культура речи, работа над предложением. 17. Лексические игры и упражнения. 18. Составление рассказа по картине (например, картина П.С. Меньшиковой "Лиса с лисятами"). 19. Составление рассказа на тему "Зимние игры и забавы" (например, "Как мы играем зимой на участке"). 20. Пересказ рассказа (например, рассказ В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"). 21. Стихотворения поэтов России (например, Ю. Владимиров "Оркестр"). 22. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. 23. Русские народные сказки. 24. Лексико-грамматические упражнения. 25. Составление рассказа по картине (например, "Не боимся мы мороза"). 26. Занятие по подготовке к обучению грамоте. 27. Работа с иллюстрированными изданиями сказок. 28. Лексические игры и упражнения. 29. Стихотворение С. Маршака "Тает месяц молодой". 30. Звуковая культура речи. 31. Сочинение сказки на предложенный сюжет (например, "Однажды зимой ..."). 32. Занятие по подготовке к обучению. грамоте. 33. Составление текста новогоднего поздравления. 34. Чтение сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев". 35. Чтение сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев". 36. Лексические игры и упражнения. 37. Чтение русской народной сказки (например, "Никита Кожемяка" в обработке К. Ушинского). 38. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. 39. Рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги "Приключения Незнайки и его друзей". 40. Работа по серии сюжетных картинок (например, "Как ежик попал в беду"). 41. Лексические игры и упражнения. 42. Пересказ рассказа (например, рассказ В. Бианки "Музыкант"). 43. Составление рассказов и пересказа произведений. 44. Чтение рассказа (например, рассказ Л.Н. Толстого "Прыжок"). 45. Занятие по обогащению словарного запаса детей. 46. Чтение былины (например, "Добрыня и Змей", пересказ Н. Колпаковой). 47. Чтение литературной сказки (например, В. Даля "Старик-годовик"). 48. Лексические игры и упражнения. 49. Чтение русской народной сказки (например, русская народная сказка "Василиса Прекрасная" из сборника сказок А. Афанасьева). 50. Заучивание стихотворения (например, стихотворение П. Соловьева "Ночь и день"). 51. Составление рассказа по теме "Весна". 52. Чтение русской народной сказки (например, русская народная сказка "Снегурочка"). 53. Сочиняем сказку (например, про Снегурочку). 54. Пересказ русской народной сказки (например, "Как аукнется, так и откликнется"). 55. Лексические игры и упражнения. 56. Занятие по развитию звуковой культуры речи. Подготовка к обучению грамоте. 57. Чтение былины (например, "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (запись А. Гильфердинга, отрывок). 58. Фольклор народов мира (например, китайская народная сказка "Желтый аист"). 59. Заучивание стихотворения о Родине (например, стихотворение Г. Ладонщикова "Наша Родина". 60. Весенние стихи (например, А. Плещеев "Травка зеленеет"). 61. Лексико-грамматические упражнения. 62. Пересказ рассказа (например, Э. Шим "Очень вредная крапива", В. Драгунский "Друг детства"). 63. Чтение литературной сказки (например, сказка В. Катаева "Цветик-семицветик"). 64. Подготовка к обучению грамоте. 65. Лексико-грамматические упражнения. 66. Литературные сказки писателей разных стран (например, сказка Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"). 67. Составление рассказа по серии сюжетных картин (например, "Как Ежонок попал в беду"). 68. Составление рассказа по теме "Скоро в школу" |
Развитие речи |
Знания: - представления о предложении (без грамматического определения); - обогащение бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Умения: - использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; - характеризовать объект, ситуацию; - высказывать предположения и формулировать простейшие выводы; - различать на слух и в произношении все звуки родного языка; - называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; - выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их; - составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок; - составлять рассказы из личного опыта; - выделять последовательности звуков в простых словах | |
Приобщение к художественной литературе | |
Знания: - основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением; - знание иллюстраций известных художников. Умения: - применять художественно-речевые исполнительские средства при чтении стихотворений, в драматизациях |
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
1. Рисование акварелью на летнюю тему. 2. Слушание произведения (например, "Осень", музыка А. Александрова, слова М. Пожаровой). 3. Лепка "Фрукты". 4. Пение (например, "Осенью", музыка И. Кишко, слова Н. Плакиды). 5. Декоративная композиция из симметричных предметов из бумаги. 6. Танец (например, "Плетень" А. Лядова). 7. Лепка разных видов грибов (например, "Корзинка с грибами"). 8. Игра на музыкальных инструментах (например, "Андрей-воробей", русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой). 9. Рисование "Кукла в национальном костюме". 10. Слушание классического произведения (например, А. Вивальди из цикла "Времена года".). 11. Рисование разнообразных деревьев (например, рисунок "Золотая осень"). 12. Пение (например, "Листопад", музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко.). 13. Аппликация "Осенний ковер". 14. Танец (например, "Полька", музыка Ю. Чичкова). 15. Рисование по замыслу (например, "Нарисуй свою любимую игрушку"). 16. Игра на музыкальных инструментах (например, "Латвийская полька" в обработке М. Раухвергера). 17. Рисование ветки дерева или комнатного растения с натуры (например, "Ветка рябины"). 18. Слушание классического произведения П.И. Чайковского из цикла "Времена года". 19. Декоративная композиция из симметричных предметов из бумаги (например, "Ваза с фруктами, ветками и цветами"). 20. Пение (например, "Падают листья" М. Красева). 21. Рисование простым карандашом (например, "На чем люди ездят"). 22. Хоровод (например, "Выйду ль я на реченьку", русская народная песня в обработке В. Иванникова). 23. Рисование "Придумай, чем может стать красивый осенний листок". 24. Игра на музыкальных инструментах русской народной мелодии (например, "Во саду ли, в огороде"). 25. Рисование фигур человека разного роста (например, "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере, по улице"). 26. Слушание классического произведения (например, произведение Р. Шумана по выбору). 27. Создание коллективной работы из пластилина (например, "Петушок с семьей" (по рассказу К.Д. Ушинского). 28. Пение (например, "Осень пришла", музыка В. Герчик, слова Е. Авдиенко). 29. Декоративное рисование элементов росписи (например, "Завиток"). 30. Танцевальный этюд (например, "Дождик", музыка Н. Любарского). 31. Рисование пейзажа (например, "Поздняя осень"). 32. Игра на музыкальных инструментах русской народной мелодии (например, "Сорока-сорока"). 33. Рисование по замыслу (например, "Нарисуй, что было самым интересным в этом году"). 34. Слушание Гимна Российской Федерации. 35. Аппликация из треугольников (например, "Рыбки в аквариуме"). 36. Пение (например, "Здравствуй, Родина моя!", музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева). 37. Рисование иллюстраций к русской народной сказке. 38. Танец (например, "Полька", музыка Ю. Чичкова). 39. Лепка композиции (например, "Ребенок с котенком"). 40. Игра на музыкальных инструментах (например, "Наш оркестр", музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского). 41. Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи. 42. Слушание классического произведения (например, "Зима пришла", музыка Г. Свиридова). 43. Лепка "Дымковские игрушки". 44. Пение (например, "Будет горка во дворе", музыка Т. Попатенко). 45. Симметричная аппликация, витраж (например, "Листочки на окошке"). 46. Вальс (например, "Танец снежинок", музыка А. Жилина). 47. Лепка "Яблоки". 48. Слушание классического произведения "Зима" из цикла "Времена года" А. Вивальди. 49. Свободное рисование на тему "Наша любимая подвижная игра". 50. Вальс (например, "Танец Петрушек", музыка А. Даргомыжского). 51. Лепка "Птица" (по дымковской игрушке). 52. Слушание классического произведения "Вальс-шутка", музыка Д. Шостаковича. 53. Рисование "Волшебная птица". 54. Игра на музыкальных инструментах (например, "В лесу родилась елочка", музыка Л. Бекмана). 55. Аппликация "Новогодняя игрушка". 56. Пение (например, "Зимняя песенка", музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой). 57. Рисование сюжета из сказки по выбору детей (например, "Сказка о царе Салтане ..."). 58. Игра на музыкальных инструментах: "Белка" (отрывок из оперы "Сказка о царе Салтане", музыка Н. Римского-Корсакова). 59. Лепка "Дед Мороз". 60. Пение (например, "К нам приходит Новый год", музыка В. Герчик, слова З. Петровой). 61. Аппликация с использованием разных материалов на тему сказки (например, "Царевна-лягушка"). 62. Хоровод (например, "Под Новый год", музыка Е. Зарицкой). 63. Рисование зимнего пейзажа гуашью. 64. Слушание классического произведения "Пляска птиц", музыка Н. Римского-Корсакова (из оперы "Снегурочка"). 65. Музыкальный спектакль "Новогодний бал". 66. Рисование героев сказки (например, русская народная сказка "Василиса Премудрая"). 67. Игра на музыкальных инструментах (например, "К нам гости пришли", музыка А. Александрова). 68. Свободное рисование на тему "Новогодний праздник в детском саду". 69. Слушание классического произведения "Шествие гномов" Э. Грига. 70. Коллективная лепка "Звери в зоопарке" (по рассказам Е. Чарушина). 71. Пение (например, "Голубые санки", музыка М. Иорданского). 72. Создание декоративной композиции в определенной цветовой гамме (например, "Букет цветов в теплых тонах"). 73. Танец (например, "Задорный танец", музыка В. Золотарева). 74. Игра на музыкальных инструментах (например, "Вальс", музыка Е. Тиличеевой). 75. Лепка фигуры человека в движении (например, "Спортсмен"). 76. Слушание классического произведения "Тройка", музыка Г. Свиридова. 77. Создание декоративной композиции в определенной цветовой гамме (например, "Букет в холодных тонах"). 78. Пение (например, "Хорошо, что снежок пошел", музыка А. Островского. 79. Лепка "Как мы играем зимой". 80. Пение (например, "В мороз", музыка М. Красева, слова А. Барто). 81. Рисование угольным карандашом и гуашью - белилами (например, "Иней покрыл деревья"). 82. Танец (например, "Праздничный марш", музыка Н. Леви). 83. Объемная аппликация "Сказочный дворец". 84. Игра на музыкальных инструментах (например, "Что нам нравится зимой", музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой). 85. Лепка дымковской игрушки (например, "Петух"). 86. Слушание произведения "Россия", музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой. 87. Рисование цветными карандашами представителей разных профессий. 88. Пение (например, "Бравые солдаты", музыка Ю. Чичкова). 89. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи. 90. Танец "Тачанка", музыка К. Листова. 91. Рисование в определенной цветовой гамме сказочных построек (например, "Сказочное царство"). 92. Слушание классического произведения "Весна" из цикла "Времена года" А. Вивальди. 93. Лепка сюжетной композиции по былине (например, "Добрыня и Змей"). 94. Пение (например, "Мамин праздник", музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова). 95. Аппликация "Поздравительная открытка для мамы". 96. Танец (например, "Матрешки", музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой). 97. Аппликация с натуры "Ваза с ветками". 98. Пение (например, "Пришла весна", музыка З. Левиной, слова Л. Некрасовой). 99. Рисование на свободную тему. 100. Игра на музыкальных инструментах (например, "Наш оркестр", музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского). 101. Рисование по сказке (например, сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"). 102. Слушание классического произведения П.И. Чайковского (например, из цикла "Времена года"). 103. Лепка "Декоративная пластина". 104. Танец (например, "Прялица", русская народная мелодия). 105. Аппликация "Дома на нашей улице". 106. Пение (русская народная песня по выбору детей). 107. Рисование цветными карандашами по замыслу "Кем ты хочешь быть?". 108. Игра на музыкальных инструментах (русская народная музыка по выбору детей). 109. Симметричная аппликация "Радужный хоровод". 110. Танец (например, "Яблочко", музыка Р. Глиэра (из балета "Красный мак"). 111. Аппликация "Полет на Луну". 112. Слушание произведения ко Дню Победы (например, "Мир нужен всем", музыка В. Мурадели, слова С. Богомолова). 113. Рисование "Разноцветная страна". 114. Пение (например, "Праздник Победы", музыка М. Парцхаладзе). 115. Декоративное рисование "Композиция с цветами и птицами" (по мотивам народной росписи);. 116. Игра на музыкальных инструментах (например, "Во поле береза стояла", русская народная песня). 117. Аппликация "Машины на улицах города". 118. Этюд: каждая пара пляшет по-своему (например, "Ах ты, береза", русская народная мелодия). 119. Рисование "Обложка для книги сказок". 120. Игра на музыкальных инструментах (например, "Я на горку шла", русская народная песня). 121. Лепка "Доктор Айболит и его друзья". 122. Игра на музыкальных инструментах (например, "В нашем оркестре", музыка Т. Попатенко). 123. Рисование весенних цветов (например, "Цветущий сад"). 124. Слушание классического произведения П.И. Чайковского из цикла "Времена года". 125. Аппликация композиции с натуры (например, "Цветы в вазе"). 126. Аппликация "Круглый год". 127. Лепка животных (например, "Черепаха"). 128. Танец (например, "Задорный танец", музыка В. Золотарева). 129. Рисование "Божья коровка". 130. Слушание произведения (например, "Ромашковая Русь", музыка Ю. Чичкова). 131. Аппликация "Нарядные бабочки". 132. Игра на музыкальных инструментах (например, "Вальс", музыка Е. Тиличеевой). 133. Рисование по замыслу "Родная страна". 134. Пение (например, "До свидания, детский сад", музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова) Для реализации музыкального развития проводятся занятия, объединяющие несколько видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах |
Приобщение к искусству |
Знания: - общие представления о видах искусства (например, декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк); - представления о творческих профессиях (например, художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, архитектор и др.); - представления об основных видах изобразительного искусства (например, живопись, графика, скульптура); - первичные представления об основных живописных жанрах (например, портрет, пейзаж, натюрморт и др.); - представления о произведениях живописи: И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, В. Васнецова и др. - представления о художниках-иллюстраторах детской - книги (например, И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.); - представления о народном декоративно-прикладном искусстве (например, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), керамические изделия, народные игрушки. Умения: - самостоятельно создавать художественные образы в разных видах творческой деятельности; - различать народное и профессиональное искусство; - использовать декоративные элементы, свойственные народному декоративно-прикладному искусству | |
Изобразительная деятельность | |
Знания: - представление о разнообразии цветов и оттенков. Умения: - умение изображать предметы по памяти и с натуры; - умение сравнивать предметы между собой; - замечать и отражать в творческой работе характерные особенности предметов; - соединять в одном рисунке разные материалы; - создавать различные цвета и оттенки; - замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды; - различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; - наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов; - передавать форму основной части и других частей, их пропорции; - обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой; - передавать характерные движения человека и животных; - составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов; - складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы для создания творческой работы; - использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблонов | |
Музыкальное развитие | |
Слушание | |
Знания: - представления о темпе и ритме музыкальной композиции; - начальные представления о музыкальных жанрах; - знание мелодии Государственного гимна Российской Федерации; - общие представления о творчестве русских и зарубежных композиторов (например, А. Вивальди, В.А. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Д. Кабалевский и др.). Умения: - различать звуки по высоте в пределах квинты - терции; - различать части музыкального произведения; - выделять отдельные средства выразительности музыкального произведения (например, темп, динамику) | |
Пение | |
Умения: - умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него | |
Песенное творчество | |
Умения: - умение самостоятельно придумывать простые мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; - самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы | |
Игра на детских музыкальных инструментах | |
Умения: - исполнять сольно, в ансамбле или в оркестре на детских музыкальных инструментах, на русских народных инструментах доступные простые мелодии; - самостоятельно исполнять мелодии в песнях, играх, хороводах, инсценировках | |
Музыкально-ритмические движения | |
Умения: - выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; - выполнять разные виды движений (например, ходьба, ритмичный бег, подскоки, хороводный и переменный шаг, элементы русской пляски и др.); - художественное исполнение различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок |
Образовательная область "Физическое развитие" | |
Темы занятий |
Содержание образования (знания и умения детей) |
Для реализации образовательной области проводятся интегрированные занятия, объединяющие несколько видов физической активности и оздоровительной деятельности дошкольников |
Физическая культура |
Знания: - знания о здоровом образе жизни и способах укрепления своего здоровья. Умения: - бегать наперегонки, с преодолением препятствий; - прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка; - прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку; - сохранять равновесие при приземлении; - сочетать замах с броском при метании; - подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе; - помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.