Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Методике проведения работ
по сохранению объектов культурного
наследия, включенных в единый
государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов
Российской Федерации, выявленных
объектов культурного наследия - отдельных
захоронений, надгробных сооружений,
некрополей, расположенных
на территории и вне территории
кладбищ города Москвы
Классификация типов надгробных сооружений объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - отдельных захоронений, надгробных сооружений, некрополей, расположенных на территории и вне территории кладбищ города Москвы
I. Описание типов надмогильных сооружений
1. Стела
Стела представляет собой прямоугольную плиту, вертикально или горизонтально ориентированную, с надписью, установленную на невысокий постамент и основание. Иногда стела имеет основание в виде подиума, установленного по периметру кладбищенского участка.
Форма типовой стелы, как правило, прямоугольная, часто имеет скошенную верхнюю грань, также может иметь полуциркульное, лучковое завершение. Бывают многогранные и фигурные формы стел. Встречаются парные или угловые стелы.
Стела может быть выполнена из камня (мрамор, гранит и пр.), реже из дерева и металла. Может представлять монолит или быть облицована каменными плитами.
Мемориальные надписи выполнены в разной технике (прорезные, накованные, накладные (камень, бронза), различными шрифтами без тонировки или с тонировкой (светлая, черная или бронзовая), а также могут быть покрыты золотом (сусальное, поталь). На стелах встречаются эпитафии.
На стеле может быть помещен рельефный портрет усопшего, вписанный в овальный или круглый медальон в профилированной рамке, выполненный из единого со стелой материала (гранит) или другого материала (мрамор, бронза).
На типовой стеле часто наносится графическое (гравированное) портретное изображение или рисунок, связанный с видом деятельности усопшего, или фотографическое изображение на керамическом овальном медальоне.
Стела может иметь декор, как правило, лаконичный, в виде полочек, валов, филенок, лопаток.
Размеры стелы, как правило, доминируют над размерами основания, которое также может иметь профилировку, быть многоступенчатым, с надписями или без них.
2. Герма
Герма - четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса, а затем и других богов (Вакха, Пана, фавнов), с V века до н. э. - портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. Нередко к гермам приделывался с лицевой стороны фалл - символ плодородия. Гермы служили межевыми знаками, указателями на дорогах и т.п. С определенного момента, главным образом с XVI века, такие гермы стали распространенным видом декоративной и парковой скульптуры, а затем и мемориальной.
3. Скульптурный портрет
Скульптурный портрет - круглая скульптура, изображающая человека и сохраняющая его портретное сходство.
Виды скульптурного портрета:
бюст - круглая скульптура, изображающая грудь, плечи и голову человека;
поясной портрет - круглая скульптура, изображающая человека по пояс; ростовая круглая скульптура - изображает человека в полный рост.
Скульптурный портрет, как правило, установлен на постаменте, имеет цоколь и основание. Также может быть выполнен в виде рельефа, барельефа, горельефа. В этом случае портрет, как правило, является частью мемориального памятника, может представлять одно целое со стелой, или может быть установлен на стелу в виде, например, профильного барельефного медальона.
Выполняется в реалистической манере, реже - обобщенных формах. Часто скульптурный портрет имеет много деталей, указывающих на профессию, увлечения, род занятий усопшего.
Постамент в форме параллелепипеда, колонны, столба, геометрического объема, глыбы может быть выполнен как из монолитного блока, так и облицован каменными плитами. Может иметь декор в виде профилированных карнизов (полочка, острогал, выкружка), геометрических орнаментов, накладных элементов.
Скульптурный портрет и постамент могут быть созданы из разнообразных, часто контрастных по цвету, материалов: мрамора, гранита и бронзы и иметь различные виды фактурной обработки ("скала", бугристая (крупно- , средне- или мелкобугристая), кованая (крупно или мелкоточечная, бороздчатая) и абразивной обработки (шлифование, лощение, полирование (зеркальная).
Для изготовления скульптурного портрета используются скалывающие инструменты (закольник), шпунт, троянка, бучарда и пр.
Скульптурный портрет не относится к типовым мемориальным памятникам, часто выполняется "по заказу". На мемориальных памятниках подобного типа можно найти факсимиле автора, информацию об изготовителе, информационную надпись о заказчике (например, "От Министерства обороны СССР", "От Академии наук СССР", "от жены и детей" и т.д.).
4. Мемориальная скульптура
Мемориальная скульптура - круглая скульптура, которая представляет аллегорический, мифологический или символический образ (или композицию).
Мемориальная скульптура установлена, как правило, на постаменте, имеет цоколь и основание. Может быть самостоятельным видом надгробного памятника или являться составной частью мемориального памятника, например, быть установленной на жертвенник, саркофаг или находиться, например, у подножия пирамиды.
Мемориальная скульптура (аллегорическая, мифологическая, символическая) в образе скорбящего ангела, женской фигуры, как правило, выражает чувство скорби и печали по усопшему. Например, фигура ангела традиционно трактуется как символ скорби, страданий по усопшему, в то же время может указывать на черты характера человека: чистоту, честность и пр. или, возможно, на юный возраст усопшего, символизировать человеческую душу или силы небесные.
Часто встречаются аллегорические женские образы (образ "Плакальщицы"), склоненные в печальных, страдающих позах, символизирующие скорбь. Образы животных (орел, лев) указывают на особенности характера усопшего.
Как правило, мемориальная скульптура представляет собой одно- или двухфигурную композиции, многофигурные композиции встречаются редко.
Постамент может быть выполнен как из монолитного блока, так и облицован каменными плитами. Постамент может иметь богатый декор.
На постаменте наносятся информационные и посвятительские надписи и эпитафии, цитаты из Евангелия.
В создании мемориальной скульптуры и постамента применяются разнообразные материалы (мрамор, гранит и бронза) и используются различные виды фактурной ("скала", бугристая (крупно или мелкорифленая), кованая (крупно или мелкоточечная, бороздчатая) и абразивной обработки (шлифование, лощение, полирование (зеркальная). Применяются скалывающие инструменты (закольник), шпунт, троянка, бучарда и пр.
Мемориальная скульптура часто выполнялась "на заказ". Па мемориальных памятниках подобного типа можно найти факсимиле автора и клеймо изготовителя.
В то же время существовали часто тиражируемые (типовые) аллегорические образы, используемые в мемориальной скульптуре, которые отличало высокое качество исполнения.
Отдельно можно выделить мемориальный рельеф, расположенный на стенках саркофагов, сторонах постаментов или жертвенника и представляющий античные или мифологические сцены, связанные с темой смерти, в которых часто можно было найти изображение усопшего.
5. Жертвенник
Жертвенник - мемориальный памятник, квадратный (или близкий к квадрату) в плане, имеет перекрытие с фронтонами и акротериями. Установлен на основание и цоколь.
В декор жертвенника, как правило, введены архитектурные и пластические элементы. Основной объем выделен углами с выемками, колоннами, полуколоннами или отмечен скульптурой (кариатиды, львы, факелы), часто используются венки, гирлянды, лавр, широколистый стилизованный акант, геометрический узор (преимущественно меандр), растительные мотивы, бронзовые накладные детали в виде изображений пылающих и гаснущих факелов, вставки из плит-рельефов с античными мифологическими сценами или медальоны овальной либо круглой формы (например, с профильным барельефным портретом усопшего или его инициалами).
Жертвенник может иметь завершение в виде пирамидального обелиска и пирамиды, траурной вазы под покрывалом, бюста, мемориальной скульптуры или композиции.
Жертвенник, как правило, выполнен из гранита или мрамора, декоративные элементы - из мрамора, скульптура - из мрамора или бронзы. В исполнении жертвенника часто используются контрастные цветовые сочетания различных материалов.
Можно выделить жертвенник в виде низкой, почти лишенной декора трапециевидной композиции со сквозными проемами по сторонам (похожего на жертвенный стол) на расходящихся, скошенных книзу опорах.
6. Крест на постаменте
Крест на постаменте представляет собой мемориальный памятник, который состоит из двух основных частей: креста и постамента. Имеет основание и цоколь.
Постамент имеет законченные геометрические формы и, как правило, посвятительные надписи и эпитафию, а также цитату из Евангелия, выполненную стилизованным кириллическим шрифтом.
Одним из ранних видов мемориального памятника подобного типа, получивший название "голубец", является восьмиконечный крест (первоначально деревянный), покрытый двумя тесинами, спускающимися от его верхнего конца по обе стороны вниз под углом и опирающимися на концы среднего перекрестья с образованием кровли для всего креста.
Одним из видов подобного типа является постамент в виде столба, перекрытого полусферой (стилизованный образ Голгофы), и завершенный небольшим крестом; другой - "крест на "Голгофе", состоящий из двух основных частей: креста и постамента в виде необработанного камня, символизирующего искупительную жертву распятого на горе Голгофе Иисуса Христа.
На Голгофе может быть установлено Распятие, выполненное, как правило, в виде барельефа или горельефа.
Крест может иметь канонические надписи (монограмма Иисуса Христа и латинские буквы "альфа" и "омега" в средокрестии), выполненные как накладными, так и прорезными буквами или буквами, выполненными в технике обратного рельефа.
Часто встречается надгробие в виде креста на постаменте, украшенного в средокрестии медальоном с барельефом, изображающим Иисуса Христа в терновом венце. В этом случае крест выполнялся из темного камня (гранит), а барельеф из белого (мрамор).
Формы и размеры, как креста, так и постамента, разнообразны (восьми- , шести- , четырехконечный крест "терновый венец", проросший, крест четырехконечный, крест "криновидный" (лилиевидный), крест "каплевидный", крест "трилистниковый").
В декоре креста могут быть использованы мозаика, живопись, а также резные или лепные растительные и геометрические орнаменты. Одним из элементов памятника может быть икона в киоте.
Элементы могут быть полностью выполнены в камне (гранит, мрамор), чугуне или представлять комбинацию материалов (камень и чугун).
Кроме того, памятник в виде валуна "глыбы" может являться самостоятельным мемориальным памятником с рельефным портретом или посвятительской надписью, которая с лицевой стороны выделяется шлифовкой или врезной табличкой.
Крест может выступать в качестве самостоятельного надмогильного знака либо быть составным элементом другого типа памятников: саркофага, обелиска, часовни.
7. Обелиск
Обелиск - мемориальный памятник в виде четырехгранного, сужающегося кверху столба, прямоугольного или квадратного в плане, установленный на цоколь и основание. Стороны классического обелиска почти параллельны и лишь у самой верхушки сведены к пирамидальному навершию.
Обелиски двухчастные состоят из постамента (кубического объема или в виде жертвенника), иногда в два раза превышающего по высоте верхнюю часть, и усеченной верхней части. Имеют завершение в виде креста.
Обелиск, как правило, имеет лаконичный декор (филенки, полочки). На одной из граней обелиска могут быть помещены портретный медальон усопшего, венок, накладной или прорезной крест.
Могут быть выполнены из белого камня, гранита (монолит, облицовка плитами), медальон - из мрамора.
Отдельно можно выделить пристенный обелиск, часто пирамидальной формы. Устанавливался возле стены. У подножия обелиска часто располагались женские фигуры плакальщиц (круглая скульптура), а на грани - медальон с портретом умершего человека.
Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, когда небольшие обелиски устанавливали над могилами погибших советских воинов, на корпусе или в вершине пирамидального завершения часто помещалась пятиконечная звезда. Первоначально выполненные из временных материалов (фанера), многие обелиски впоследствии были воссозданы из металла, бетона или бетона с добавлением мраморной крошки, а также из гранита или металла.
Обелиски являются типовым видом мемориального памятника. Устанавливаются на братских кладбищах.
8. Колонна
Колонна - это вертикальная, отдельно стоящая опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит, как правило, из базы, ствола и капители.
Колонна в мемориальной скульптуре может являться частью архитектурной конструкции (портик), отдельным (самостоятельным) мемориальным памятником или декоративным элементом, варьируясь в самых различных композициях.
Памятники в виде колонны полного ордера (с базой, фустом, капителью и карнизом) встречаются сравнительно редко.
Более распространен тип памятника в виде небольшой колонки, т. н. неполной колонны на постаменте (рустованная или гладкоствольная), без капители (усеченная) и какого-либо завершения.
Другие виды:
колонна с завершением в виде урны с траурным покрывалом или без него, вазы классической формы (античные образцы), скульптуры, которые, как правило, устанавливались на плинте;
колонна с завершением в виде креста на профилированном основании (стилизованное изображение "Голгофы);
колонна, перебитая куб. м (рустом или муфтой), т. н. муфтированная колонна. Как правило, это гладкоствольная колонна. На муфте мог быть помещен герб рода умершего, барельефное изображение Иисуса Христа в круглой раме, информационные и посвятительные надписи. Колонна могла иметь различные завершения;
колонна "сломанная" или "обрубленная" (символизирующая рано прервавшуюся жизнь), гладкоствольная, без завершения;
колонна в форме перевернутого конуса на невысоком постаменте или основании. Также может быть перебита куб. м. иметь завершения (например, в виде полусферы (Голгофа) с крестом);
неполная колонна на постаменте с установленной на нее скульптурой.
Материал колонны - мрамор, гранит, чугун (реже). Часто использовались контрастные цветовые решения (например, колонна - темного цвета (гранит), завершение - белого цвета (мрамор). В декоре капители может быть использован растительный орнамент, база - часто в виде вала и полочки.
Колонны являются "светской" формой мемориального памятника, поэтому разнообразны в своих стилистических и художественных решениях.
9. Надгробная плита
Надгробная плита - мемориальный памятник в виде плоской плиты прямоугольной формы. Может иметь основание или быть установлена на постамент или подиум. Встречаются наклонные мемориальные плиты белого мрамора или из темного полированного гранита на высоких прямоугольных постаментах.
Подобного типа памятники могли быть установлены как внутри храма, так и на кладбище.
Различаются два основных типа: вертикальные стенные надгробия и надгробия горизонтальные, лежащие на земле, как правило, прямоугольные или трапециевидной формы.
Надгробная плита может иметь различные размеры, но, как правило, соответствует пропорциям человеческого тела. Плита имеет мемориальный характер, именно поэтому местоположение надгробной плиты может не соответствовать фактическому месту погребения.
В ранних памятниках подобного типа лицевая сторона плиты имела надпись, выполненную славянской вязью, которая позднее сменяется награвированным прописным шрифтом, реже надпись выполнялась из камня другого цвета либо металла - накладным или врезным способом.
Надгробные надписи могли располагаться на лицевой поверхности, торце плиты, либо "тянулись" по периметру.
Материал плиты - часто полированный гранит, мрамор, чугун.
Декор лаконичный (геометрические орнаменты, филенки). Однако на плиты могло быть помещено рельефное или графическое изображение (например, раскрытая книга, схимнический крест).
Мемориальная плита в храме могла быть выполнена в технике русской каменной инкрустации, то есть орнаменты по периметру плиты из белого мрамора могли быть набраны с использованием яшмы, малахита, разноцветных пород мрамора и других полудрагоценных и поделочных камней.
Отдельно можно выделить чугунные мемориальные плиты, которые также имеют прямоугольную форму, скупой, как правило, геометрический декор и рельефную надпись.
Чугунные мемориальные плиты устанавливались на основание, выполненное из камня.
Надгробная плита часто являлась самостоятельным видом захоронения. Встречаются варианты, когда во главе плиты устанавливается православный крест на постаменте.
10. Саркофаг
Саркофаг (гробница) - один из самых древних и распространенных типов мемориального памятника.
Первоначально являлся вместилищем тела умершего, позднее - тип мемориального памятника, который устанавливался над местом погребения и увековечивал память умершего.
Саркофаг состоит из трех элементов: крышки, основного корпуса и ножек (опор). Как правило, выполнен из массива камня. Устанавливался на основание (иногда подиум) как простой геометрической формы без декора, так и ступенчатое.
Формы саркофага повторяют формы гробов. Бывает двух основных видов: в виде строгого параллелепипеда (повторяет формами гроб, "домовину") или широкий в изголовье и узкий в изножии.
Ножки (опоры) саркофага могли быть в виде балясин, пуговиц, кубов и цилиндров, а также в виде звериных лап.
Ранние виды саркофага - белокаменные, правильной формы, с лаконичным декором, имели основание из того же материала. Первоначально устанавливались внутри храмов. На крышке саркофага могли помещаться накладные кресты (бронза или белый камень, мрамор).
Мемориальные надписи (тексты из Священного писания, информационные надписи, эпитафии) наносились на боковые продольные стороны, которые могли иметь заглубления в профилированных рамах.
Саркофаги часто имели резной декор в виде головок херувимов, перевернутых факелов, фигур скорбящих ангелов, листьев, цветов.
Белокаменные саркофаги могли иметь окраску (использовались голубой, зеленый, красный цвета, а также позолота), роспись (например, зеленые листья с завитками по голубому полю).
Саркофаг, сужающийся к изножью, мог быть традиционной канонической формы с прямыми гранями и плоской, срезанной к краям крышкой. В этом случае, как правило, на торцевой части, в изножии, находилось изображение схимнического креста или Адамовой головы (изображение черепа с костями), на крышке, в изголовье, - восьмиконечный крест (накладной или прорезной).
Саркофаг имел лаконичный декор в виде строгих профилировок (скоция, полочка, вал), на боковых сторонах помещались информационные надписи, цитаты из Евангелия, эпитафии.
В торце изголовья могли находиться икона, родовой герб или барельефный портрет умершего.
Отдельно можно выделить саркофаг в форме шестиугольника с узким изголовьем, расширяющимся к центру и вновь сужающимся к изножью (т. н. католический).
В зависимости от доминирующих стилей, достатка и вкуса заказчика саркофаг мог иметь разнообразный декор и формы: геометрические и растительные орнаменты, профилировки, скульптурные элементы на углах, картуши или медальоны разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), рамки, резные и накладные пластические элементы: ленты, венки, драпировки.
Саркофаг мог выступать в качестве самостоятельного мемориального памятника или быть объединен с другими типами надгробных сооружений: саркофаг с установленным на нем крестом на "Голгофе".
Формы и декор крышек также разнообразны: например, крышка с нависающими краями, с завышенной центральной частью, округлой формы. Материал: гранит, мрамор, как правило, полированный, чугун.
В декоре саркофагов могли применяться различные художественные техники и приемы: мозаика, живопись, резьба, гравировка. Редко встречаются саркофаги, окованные по граниту золоченой листовой медью, в которых рельеф и текст на поле каждой доски ("оковка") выполнен способом выколотки (обработки листового металла, т. н. "русская бить").
Чугунные саркофаги также имеют разные формы: низкие, прямоугольные с ножками (опорами), отлитыми в виде грифонов на ступенчатом постаменте; покатые в изголовье и с закругленными боковыми фронтонами с перевернутыми погасшими факелами; корытообразные с гладкими округлыми боками и дном; крышка, слегка покатая к краям либо плоская, ножки скульптурные, в иных случаях - в форме выгнутых консолей, стилизующих лапу животного.
Встречаются саркофаги, в которых использовалось сочетание двух материалов чугуна (темный) и камня (светлый), в этом случае при почти полном отсутствии декора художественный образ строился на гармоничных пропорциях объема и контрастном решении цвета.
Как правило, чугунные саркофаги имели рельефные надписи.
11. Часовенка
Часовенка - мемориальный памятник в виде глухой часовенки небольших размеров, который получил название "каплица" или "капличка" (памятник в виде часовенки, которая, в отличие от часовни, имеющей внутренний объем (помещение), не имеет внутреннего помещения).
Это вертикально ориентированный памятник, ребра граней которого, как правило, оформлялись в виде колонок или полуколонок, имел пирамидальный силуэт с навершием в виде скатной крыши с крестом или луковки на барабане с крестом.
Часовенка имеет постамент кубообразной формы, основание и цоколь.
Декоративные элементы часовенок часто выполнены в псевдорусском стиле, сочетая элементы деревянного зодчества (кокошники, закомары, бусины, гирьки) и мотивы русской орнаментики (например, используемые в оконных наличниках или в рисунках вышивки), встречаются памятники, декорированные готическими элементами (стрельчатые завершения, башенки).
Часто на лицевой стороне часовенки установлен медальон с рельефным портретом усопшего или изображением Иисуса Христа.
Основным материалом для изготовления этого типа надгробного памятника служил известняк, несколько позже - мрамор и гранит. Встречаются и чугунные варианты (часто выполненные в готическом стиле).
Отдельно можно отметить мемориальные памятники в виде псковской придорожной часовенки из тесаного белого мрамора, под железной остроконечной дв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.