Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 марта 2022 г. N 5051-ОГ/16
Вопрос: Согласно ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, органы ГЖН проводят внеплановую проверку лицензиата - управляющей МКД организации, если от нее никаких сведений о расторжении договора управления МКД не поступало, но другой лицензиат при этом заявил о внесении изменений в реестр лицензий в части упомянутого МКД, поскольку собственники выбрали его в качестве новой УК и подписали договоры управления. По итогам проверки ГЖИ принимает решение об изменении реестра лицензий либо отказе. В связи с чем прошу пояснить:
Проводится ли данная проверка в рамках лицензионного контроля?
Проходит ли эта проверка по правилам Закона N 248-ФЗ о госконтроле в РФ?
Согласовывается ли проверка в прокуратуре, и в какой форме она проводится?
Вносится ли информация о проверке в ЕРКНМ? Каков предмет указанной проверки?
Вправе ли ГЖИ по итогам данной проверки: выносить предостережение, выносить предписание в адрес проверяемого лицензиата, привлекать к административной ответственности виновных лиц?
Ответ: Отдел контроля за деятельностью органов государственного жилищного надзора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение от 5 марта 2022 г. и в рамках компетенции сообщает.
На основании статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме, выбрав способ управления многоквартирным домом посредством управляющей организации, заключают с такой управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, договор управления. Также стороной договора вместо непосредственно собственников может выступать товарищество собственников жилья или жилищно-строительный кооператив.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, договор управления прекращает действие с момента исключения информации о многоквартирном доме из реестра лицензий.
Полномочия государственного жилищного надзора установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1670 (далее - Требования).
В соответствии с положениями части 2 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 (далее - Положение).
Лицензионными требованиями, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются требования пункта 3 Положения
В соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр, органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Таким образом, требование по направлению информации, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ является лицензионным.
Начиная с 1 июля 2021 г. отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В целях приведения положений федеральных законов в соответствие с Законом N 248-ФЗ принят Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ), предусматривающий унификацию правового регулирования федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Кроме того, Федеральным законом N 170-ФЗ закрепляются особенности организации и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в зависимости от области деятельности, в которой он осуществляется. По каждому из видов контроля устанавливается его предмет - как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования.
Так, ЖК РФ дополнен положениями, устанавливающими порядок осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, а также регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 ЖК РФ.
Таким образом, указанные положения устанавливают самостоятельное право проведения проверок органами государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда.
В соответствии с частью 13 статьи 20 ЖК РФ, начиная с 1 июля 2021 г. для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий устанавливаются статьей 66 Закона N 248-ФЗ.
Орган государственного жилищного надзора контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований, согласно пункту 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ.
Общий контроль за качеством и своевременностью исполнения обязанностей государственного жилищного надзора осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
За разъяснениями по вопросам применения Закона N 248-ФЗ Минстрой России рекомендует обратиться в Минэкономразвития России, поскольку такие разъяснения даются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в силу требований части 10 статьи 3 Закона N 248-ФЗ.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела |
О.А. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минстрой разъяснил, что с момента получения УК по управлению многоквартирными домами лицензии в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль. При изменении перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение 5 рабочих дней обязан разместить соответствующие сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган госжилнадзора. Отмечено, что данное требование является лицензионным.
В связи с принятием нового Закона о государственном и муниципальном контроле (248-ФЗ) ЖК РФ дополнен положениями о контроле и надзоре на различных уровнях за деятельностью по управлению многоквартирными домами. Предусмотрено самостоятельное право проведения проверок органами госжилнадзора в отношении жилфонда.
С 1 июля 2021 г. для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов, СМИ, из информсистем о возможных нарушениях обязательных требований утверждаются индикаторы риска. Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий установлены 248-ФЗ.
Орган госжилнадзора контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Общий контроль за качеством и своевременностью исполнения обязанностей госжилнадзора осуществляет прокуратура.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 марта 2022 г. N 5051-ОГ/16
Текст письма опубликован не был