Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Красноярского
городского Совета депутатов
от 15.03.2022 N 16-228
Концепция
обеспечения комплексной общественной безопасности на территории города Красноярска до 2030 года
1. Общие положения
1.1. Концепция обеспечения комплексной общественной безопасности на территории города Красноярска до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности в городе Красноярске как части национальной безопасности Российской Федерации.
1.2. Концепцией определяются основные источники угроз общественной безопасности в городе Красноярске (далее также - общественная безопасность), цели, задачи, принципы и основные направления деятельности органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации (далее - силы обеспечения общественной безопасности), для обеспечения устойчивого развития города, сохранения жизни и здоровья населения, его прав и свобод в условиях существующих и возможных опасностей и угроз общественной безопасности.
1.3. При разработке Концепции учитывались:
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 01.01.2018 N 2 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685;
Указ Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 N 225-уг "Об утверждении Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года";
Указ Губернатора Красноярского края от 05.04.2018 N 97-уг "О Региональной стратегии государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года";
решение Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 N 3-42 "О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года".
1.4. Концепция является основополагающим документом, определяющим политику города Красноярска в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
1.5. Безопасность - одно из важнейших условий нормального социально-экономического развития.
Концепцией общественной безопасности Российской Федерации общественная безопасность определена как состояние защищенности человека, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечение общественной безопасности Российской Федерации, в соответствии с Концепцией общественной безопасности Российской Федерации, предполагает осуществление мер:
по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркотические средства), оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;
по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;
по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.
1.6. Обеспечение общественной безопасности в городе Красноярске является необходимым условием обеспечения жизни и деятельности жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества.
Вопросы безопасности находятся в центре внимания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, организаций и учреждений, предпринимателей и собственников различного рода объектов. Крайне важно, чтобы деятельность всех этих субъектов обеспечения безопасности осуществлялась на основе единых взглядов, подходов и общих принципов, с взаимным учетом интересов, в тесном взаимодействии.
1.7. Обеспечение общественной безопасности является одним из основных направлений политики города Красноярска в сфере национальной безопасности.
Практика и опыт реализации задач по обеспечению общественной безопасности в городе Красноярске позволяют сделать вывод о необходимости внедрения комплексного подхода в этой работе.
Город Красноярск, в соответствии с Концепцией общественной безопасности Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, в целях обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:
по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, осуществлению мер по противодействию коррупции, а также предупреждению других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества;
по участию в профилактике и раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств, совершенствованию механизмов выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, фактов их незаконного культивирования, а также методов уничтожения дикорастущих наркосодержащих растений;
по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований;
по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Красноярска, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
по организации мероприятий по охране окружающей среды;
по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры;
по предоставлению помещений для работы на обслуживаемом административном участке сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин;
по участию в обеспечении безопасности проводимых в городе Красноярске общественно-политических и иных массовых мероприятий.
1.8. Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
угроза общественной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
обеспечение общественной безопасности - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
система обеспечения общественной безопасности - силы и средства обеспечения общественной безопасности;
система мониторинга состояния общественной безопасности - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
средства обеспечения общественной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению.
1.9. Концепция разработана администрацией города Красноярска при участии Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноярское", депутатов Красноярского городского Совета депутатов в целях формулирования четкого видения перспектив социально-экономического развития и обеспечения общественной безопасности города Красноярска до 2030 года.
1.10. Концепция реализуется субъектами обеспечения безопасности в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Жизненно важные интересы и ценности города Красноярска
2.1. Жизненно важные интересы и ценности города Красноярска представляют собой совокупность жизненно важных интересов и ценностей каждого отдельного жителя, социальных групп, общественных объединений и города в целом.
Жизненно важные интересы жителя города Красноярска состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и высокого качества жизни.
Жизненно важные интересы социальных групп и общественных объединений состоят в обеспечении определенных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по достижению их целей.
В интересы города Красноярска входит сохранение политической, экономической и социальной стабильности, соблюдение гражданами, организациями, общественными объединениями законодательства, поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей города и иных субъектов общественных отношений.
3. Современное состояние общественной безопасности и основные источники угроз
3.1. Принимаемые правоохранительными органами, органами государственной власти Красноярского края, органами местного самоуправления города Красноярска и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, профилактику правонарушений, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в целом обеспечивают необходимый уровень общественной безопасности.
3.2. Несмотря на принимаемые меры обеспечения общественной безопасности, в городе Красноярке сохраняется непростая криминогенная обстановка ввиду роста отдельных видов преступлений против жизни и здоровья, против здоровья населения и общественной нравственности, в том числе связанных со сбытом наркотических средств, отдельных видов преступлений против собственности, в том числе совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Предпринимаемые профилактические меры не позволили достигнуть положительных тенденций по отдельным социально значимым направлениям. В городе Красноярске возросло количество преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, а также лицами, ранее нарушавшими закон, не имеющими постоянного источника дохода, в том числе из корыстных побуждений, отмечается рост подростковой преступности.
В сложившихся обстоятельствах для общественной безопасности города Красноярска характерны следующие угрозы криминального характера:
обострение криминальной обстановки, рост числа совершаемых преступлений в отношении граждан и их имущества;
деятельность и повышение общественной опасности преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами и группами;
коррупционные преступления, совершаемые против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, сращивание интересов бизнеса и чиновников, включение в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса;
ущерб, причиненный преступлениями в сфере экономики, в том числе путем проявлений актов вандализма в отношении объектов внешнего благоустройства;
рост количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий (кражи, мошенничество);
рост количества преступлений в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств;
рост количества преступлений и правонарушений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними, лицами, ранее преступавшими закон, не имеющими постоянного места жительства и источника дохода, иностранными гражданами или лицами без гражданства и в отношении них;
рост гибели и травматизма на дорогах, в том числе в связи с нелегальной перевозкой пассажиров;
преступления, совершаемые на почве межнациональной и межконфессиональной розни.
3.3. Общественно-политическая обстановка в городе Красноярске в сфере межнациональных (межэтнических) отношений характеризуется как контролируемая, предпосылок к возникновению этнических конфликтов или иных очагов социальной напряженности на национальной и религиозной основе не выявлено.
В городе Красноярске, являющемся краевым центром, наблюдается активный миграционный прирост со стороны представителей иностранных государств, прибывших в целях осуществления трудовой деятельности. Абсолютное большинство жителей города Красноярска ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество, на отрицание враждебности к людям другой национальности и на недопустимость применения насилия в межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных спорах. При этом фиксируются разнонаправленные тенденции: с одной стороны, прослеживается повышение уровня толерантного отношения населения города к представителям национальных меньшинств и улучшение ситуации в межнациональных (межэтнических) отношениях, с другой стороны, наблюдается рост уровня мигрантофобии в отношении трудовых мигрантов. У определенной части жителей города Красноярска наблюдается настороженность к представителям отдельных национальностей и религиозных культов, различного рода опасения в связи с наличием в городе Красноярске большого числа трудовых мигрантов, потенциально способных к образованию обособленных языковых и этнокультурных сообществ.
Вместе с тем на территории Российской Федерации сохраняется высокий уровень террористической и экстремисткой угрозы, в том числе обусловленной стремлением террористов к расширению географии своей деятельности, наличием на территории страны международных террористических организаций, распространением экстремистских настроений среди молодежи, использованием новых технологий, в частности информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности.
В этой связи необходимо отметить наличие террористических и экстремистских угроз для города Красноярска.
3.4. К угрозам террористического характера относятся:
деятельность международных террористических и экстремистских организаций, возможное привлечение в их ряды наемников и боевиков из числа жителей города;
возможные террористические акты в местах массового скопления людей, проведения культурно-массовых и общественно-политических мероприятий, в жилом секторе, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в отношении потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, объектов органов государственной власти, государственных и общественных деятелей, объектов политических партий и общественных движений;
вывод из строя систем управления общественным транспортом, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерных сетей, техники и других электронных приборов (электронный терроризм) в результате несанкционированного вмешательства;
отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.
3.5. К угрозам экстремистского характера относятся:
экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, координация ими противоправной деятельности;
возникновение экстремистских политических течений и группировок, противоправная деятельность некоторых политических и общественных объединений, использующих насилие как средство политической борьбы, распространение экстремистских настроений среди молодежи;
конфликты на межнациональной и межрелигиозной почве;
использование новых технологий, средств массовой информации, в том числе сети Интернет, для провоцирования социальной, межнациональной, религиозной напряженностей, для распространения экстремистских материалов, привлечения в ряды экстремистских организаций и структур новых членов и координации противоправной деятельности;
недостаточные согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления и взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
3.6. Город Красноярск относится к крупным промышленным городам. В городе расположены крупные предприятия металлургической, машиностроительной и химической промышленности, высока доля экологически вредных и техногенно опасных производств и объектов, расположенных в непосредственной близости к жилым районам, часть промышленных предприятий не имеет санитарно-защитных зон, в связи с чем экологическая ситуация города находится в крайне напряженном состоянии. Высокие показатели загрязнения окружающей среды осложняются совокупностью природно-климатических факторов, масштабом и структурой техногенных воздействий на городскую среду.
Город Красноярск является одним из крупнейших транспортных узлов Восточной Сибири, в связи с чем наличие Транссибирской железнодорожной магистрали, грузового маршрута по реке Енисей, аэропорта, автодорог федерального и краевого значения также оказывает негативное влияние на общую экологическую обстановку города.
В этой связи для города Красноярска следует отметить вероятность угроз в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, а также угроз экологического, техногенного, эпидемиологического характера.
3.7. К угрозам в сфере транспорта относится вероятность:
ухудшения технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, связанного с их износом;
использования транспорта как объекта террористических атак, а также как средства совершения террористических актов, доставки сил и вооружения террористов;
аварий транспорта на автодорогах, аварий на магистральных трубопроводах, в том числе с образованием обширных площадей заражения, загрязнения и возгорания;
незаконного вмешательства в систему управления транспортным комплексом города, в том числе путем захвата объектов транспорта и транспортной инфраструктуры и управления светофорными объектами.
3.8. К основным экологическим угрозам относятся:
неудовлетворительное состояние атмосферы, рост до опасных пределов концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, оксида, диоксида углерода и др.) в воздушном пространстве, недопустимый уровень загрязненности воздуха;
загрязнение до критических уровней сточными водами и вредными выбросами гидросферы, опасные загрязнения не только поверхностных, но и подземных вод;
техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эффективных технологий утилизации радиоактивных, химических, промышленных и коммунальных отходов;
превышение допустимых концентраций опасных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы, консерванты и др.) в продуктах питания.
3.9. К основным техногенным угрозам относятся:
задымление и массовые пожары в лесах, пожары на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, на транспорте, в жилых и административных зданиях;
обрушение элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
аварийное и ненадлежащее состояние ряда гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотины, запруды, дамбы и др.);
аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;
аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;
аварии с разливом нефтепродуктов;
аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;
аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях.
3.10. К основным природным угрозам относятся:
естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов, возможность подтопления территорий;
появление в ряде районов деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;
вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
угроза воздействия на окружающую среду города аварий и стихийных бедствий.
3.11. К основным эпидемиологическим угрозам относятся:
ухудшение санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки;
вспышки инфекционных заболеваний с воздушно-капельным механизмом передачи;
рост острых кишечных заболеваний, заболеваний туберкулезом и вирусным гепатитом;
рост распространения пьянства и наркомании среди населения;
ухудшение здоровья населения вследствие возрастания потребления алкоголя, табака и наркотических средств;
возможность вспышек особо опасных инфекционных заболеваний.
3.12. Существующие угрозы террористического, экстремистского, криминального, техногенного, природного, экологического, эпидемиологического характера, угрозы в сфере транспорта, а также вероятность отдельных видов угроз имеют в основном межведомственный аспект, что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению общественной безопасности города Красноярска.
4. Цели, задачи и принципы обеспечения безопасности в городе Красноярске
4.1. Главной стратегической целью обеспечения общественной безопасности в городе Красноярске является формирование комфортной и безопасной городской среды, создание благоприятных условий для экономического, социального, политического и духовного развития личности, общества, при которых существующие угрозы и риски снижены до минимально приемлемого уровня, что позволит превратить краевой центр в один из самых безопасных городов России.
К иным целям обеспечения общественной безопасности в городе Красноярске относятся:
достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз, при котором существующие угрозы и риски снижены до минимально приемлемого уровня;
сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в городе Красноярске.
4.2. Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности в городе Красноярске является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.
К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:
принятие и сопровождение комплексных программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе муниципальных и государственных программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности;
постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории города Красноярска;
повышение уровня оснащенности муниципальной аварийно-спасательной службы современной аварийно-спасательной техникой и средствами, предназначенными для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, спасения жизни;
развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способности минимизировать социально-экономический ущерб и в короткие сроки ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций и пожаров;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций за счет внедрения современных технологий;
обеспечение высокой надежности и устойчивости систем жизнеобеспечения города;
повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения города Красноярска, топливно-энергетического комплекса, объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
совершенствование профилактических мер по снижению риска террористических актов, предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц;
усиление профилактических мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактика незаконного потребления наркотических средств;
участие в совершенствовании правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации, а также совершенствовании системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;
участие в ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;
оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
предоставление помещений для работы на обслуживаемом административном участке сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, стимулирование деятельности участковых уполномоченных полиции;
формирование эффективной системы противодействия коррупции, совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлекшие за собой неэффективное использование бюджетных средств и недостижение общественно значимых результатов развития города Красноярска;
повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий;
обеспечение безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры за счет применения новых информационных и цифровых технологий управления и предоставления услуг;
повышение уровня освещенности улиц и дворовых территорий;
предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждение распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан;
участие в противодействии незаконной миграции, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
участие в обеспечении безопасности проводимых на территории города Красноярска общественно-политических и иных мероприятий, выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий обеспечения общественной безопасности, в том числе при проведении мероприятий с массовым участием граждан;
сохранение и развитие культурных и духовных ценностей различных групп населения;
участие в улучшении экологической обстановки города Красноярска;
обеспечение защиты населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4.3. Обеспечение общественной безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
законность;
системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;
приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;
взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с гражданами, организациями, общественными объединениями в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности.
V. Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности
5.1. Основные направления деятельности сил обеспечения общественной безопасности города Красноярска в пределах их компетенции, с учетом стратегии социально-экономического развития города Красноярска, включают:
5.1.1. В области противодействия терроризму:
совершенствование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов;
борьба с терроризмом на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, выявлению субъектов террористической деятельности, совершенствования организации и взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями и гражданами;
уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация, минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы, восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов, возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
5.1.2. В области противодействия экстремизму:
принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов, противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма, четкого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации, в том числе сеть Интернет;
выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путем осуществления мер по предупреждению такой деятельности, совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц.
5.1.3. В области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам:
совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, создание и реализацию муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов;
привлечение граждан и их объединений к участию в охране общественного порядка, оказание им поддержки, создание условий для деятельности народных дружин, развитие правовой грамотности и правосознания населения;
совершенствование системы применения к лицам, склонным к совершению преступлений (в том числе к лицам, страдающим наркоманией и алкоголизмом, лицам без определенного места жительства), мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств;
развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации;
противодействие организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, с организацией незаконной миграции, торговлей людьми, незаконным вывозом и ввозом стратегических ресурсов, причинением ущерба материальным и духовным ценностям общества;
профилактика дорожно-транспортных происшествий, преступлений и иных правонарушений, совершаемых по неосторожности в быту, на транспорте, при использовании техники в сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;
обеспечение безопасности дорожного движения, объектов транспорта и транспортной инфраструктуры за счет применения новых информационных и цифровых технологий управления и предоставления услуг;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
5.1.4. В сфере противодействия коррупции:
разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции;
минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
5.1.5. В сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, реализации мероприятий гражданской обороны:
совершенствование системы профилактики чрезвычайных ситуаций и пожаров, при участии всех органов, осуществляющих надзор в области защиты населения и территории города Красноярска от чрезвычайных ситуаций и пожаров;
развитие инфраструктуры информационного обеспечения и оповещения граждан, в том числе с использованием мобильных приложений, возможностей операторов сотовой связи, мощных акустических систем информирования и оповещения;
совершенствование и развитие системы прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций путем внедрения информационных систем, использования беспилотных летательных аппаратов и создания элементов комплексной системы экстренного оповещения;
повышение эффективности автоматизированных систем управления, связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях за счет их модернизации;
повышение уровня оснащенности муниципальной аварийно-спасательной службы современной аварийно-спасательной техникой и средствами, предназначенными для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, спасения жизни;
поддержание в готовности органов управления, сил и средств, имущества гражданской обороны, защитных сооружений и иных объектов.
5.1.6. В сфере противодействия незаконной миграции:
совершенствование информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений в городе Красноярске миграционного законодательства Российской Федерации;
содействие миграционной политике города Красноярска, позволяющее обеспечить дополнительный миграционный прирост и снижение нелегальной трудовой миграции;
совершенствование взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, национальными диаспорами в сфере профилактики правонарушений на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
6. Механизм реализации концепции
6.1. Правовое обеспечение.
Создание нормативной правовой базы для реализации Концепции обеспечения общественной безопасности, в том числе:
разработка муниципальной программы, направленной на профилактику правонарушений на территории города Красноярска;
разработка и внедрение новых программ обеспечения общественной безопасности, направленных на обеспечение правопорядка, в том числе привлечение общественности в соответствии с действующим законодательством к обеспечению общественного порядка;
планомерная работа органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению деятельности административных комиссий;
совершенствование нормативного обеспечения в создании условий для деятельности народных дружин, граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка.
6.2. Техническое обеспечение.
Концепция обеспечения общественной безопасности предусматривает реализацию принятых и разработку новых программ и проектов, направленных на:
развитие системы мониторинга состояния общественной безопасности, предполагающей установление критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов ее состояния, получение, обработку, анализ данных об угрозах общественной безопасности, а также о деятельности сил обеспечения общественной безопасности, составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития криминогенной ситуации, социальных и межнациональных конфликтов, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также иных возможных угроз в сфере общественной безопасности;
обеспечение правопорядка, в том числе привлечение общественности в соответствии с действующим законодательством к обеспечению общественного порядка;
создание и обеспечение безопасных условий в местах массового пребывания граждан, в том числе:
определение источников и порядка финансирования установки и содержания средств видеонаблюдения и контроля, устройств безопасности;
проведение паспортизации объектов, использование которых предполагает большое скопление граждан (магазины, учреждения культуры, спортсооружения, учреждения системы общественного питания и т.д.), с целью выявления объектов повышенной опасности для установки технических средств контроля;
организация обучения населения действиям при чрезвычайных ситуациях;
внедрение, обновление и развитие сегментов комплексной автоматизированной системы "Безопасный город".
6.3. Социальное обеспечение.
Данный подпункт Концепции направлен на решение задач, обеспечивающих необходимый и достаточный уровень общественной безопасности, повышение комфортности жизни населения. В этой связи необходимо:
развивать систему профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствовать механизмы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмы их социальной адаптации и ресоциализации;
развивать систему комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств;
совершенствовать механизмы профилактики преступности несовершеннолетних, предупреждения и пресечения бродяжничества и безнадзорности, в том числе путем:
- включения профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;
- обращения особого внимания на духовно-нравственное воспитание в образовательных организациях, формирующее у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотических средств;
- повышения роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования города Красноярска;
обеспечить модернизацию и дальнейшее развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования;
повысить роль участковых уполномоченных полиции в профилактике преступлений и иных правонарушений на обслуживаемой территории, а также содействовать инициативе участия граждан и общественных формирований /в охране общественного порядка;
повысить роли муниципальной антинаркотической комиссии города Красноярска, антитеррористической комиссии муниципального образования города Красноярска, комиссии по профилактике экстремизма и других преступлений и правонарушений в целях реализации политики в сфере обеспечения общественной безопасности;
разработать систему поощрений для организаций и предприятий, создающих в своих трудовых коллективах общественные формирования по охране общественного порядка.
6.4. Формирование общественного мнения и взаимодействие со средствами массовой информации.
В формировании общественного мнения жителей города Красноярска и проведении профилактической работы важную роль играют средства массовой информации и социальные сети. С их помощью обеспечивается:
проведение регулярной разъяснительной работы по оценке обстановки, необходимости повышения бдительности, соблюдению мер безопасности в случае возникновения различного рода аварийных ситуаций природного и техногенного характера (информационное теле-, радиообеспечение, сеть Интернет, социальная реклама);
проведение регулярной профилактической работы по соблюдению правил безопасности в разных сферах жизни (информационное теле-, радиообеспечение, сеть Интернет, социальная реклама);
пропаганда неприятия преступных проявлений, асоциальных отклонений в поведении отдельных граждан и определенных групп граждан, неприятия и общественного осуждения противоправных действий или действий, направленных на порчу городского имущества;
популяризация добровольных объединений граждан, направленных на обеспечение общественного порядка;
пропаганда здорового образа жизни, спортивных и творческих достижений (информационное теле-, радиообеспечение, сеть Интернет, социальная реклама);
формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих на территории города Красноярска, культуры межнационального общения;
регулярное освещение вопросов по решению задач обеспечения общественной безопасности.
6.5. Информационная безопасность.
Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и государства.
Обеспечение информационной безопасности в городе Красноярске осуществляется путем реализации следующих задач:
создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
развитие взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
6.6. Экономическая безопасность.
С учетом стратегии социально-экономического развития города Красноярска основными целями обеспечения экономической безопасности города Красноярска являются: достижение устойчивого роста качества и уровня жизни всех категорий горожан на основе интенсивного развития человеческого, финансово-промышленного, технологического, инновационно-образовательного и экологического потенциалов в экономической и социокультурной сферах города; рост инвестиционной и деловой привлекательности; формирование позитивного имиджа города.
Цели обеспечения экономической безопасности достигаются путем решения следующих задач:
снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде;
повышение эффективности использования бюджетных средств и управления принадлежащими городу Красноярску активами;
обеспечение развития города Красноярска как центра компетенций Ангаро-Енисейского макрорегиона;
создание условий для роста инвестиционной и деловой привлекательности города;
укрепление позиции города как международного центра культуры, спорта и отдыха, в том числе обеспечение развития туристическо-рекреационного кластера;
укрепление позиции города как центра развития малого и среднего предпринимательства;
обеспечение развития современного потребительского рынка и индустрии гостеприимства международного уровня;
создание условий для развития высокотехнологичных конкурентоспособных кластеров экономики;
содействие развитию инновационной экономики посредством создания и модернизации инфраструктуры поддержки инноваций.
6.7. Научно-технологическое развитие.
Развитие научно-образовательного комплекса города Красноярска является основой знаний. Стратегией социально-экономического развития города Красноярска предусматривается обеспечение комплексного, координированного, целенаправленного развития научно-образовательного комплекса, создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров, способных обеспечить растущие потребности производителей в замещении высокотехнологичных рабочих мест, для научного поиска и творчества, создания качественных интеллектуальных продуктов и трансфера знаний и технологий в различные сектора экономики Ангаро-Енисейского макрорегиона.
Стратегией социально-экономического развития города Красноярска определены цели достижения научно-технологического развития города путем создания условий для развития города как центра высокотехнологичной медицины и передового образования федерального значения; создания условий для развития города как международного транспортного и логистического центра Евразии.
Цели научно-технологического развития достигаются путем решения следующих задач:
создание условий для развития научно-образовательного комплекса города;
создание условий для формирования и развития медицинского кластера;
участие в формировании и развитии транспортных коридоров и узлов с выходом в мировое пространство;
создание условий для развития на территории города современной логистической инфраструктуры, включенной в общую транспортно-логистическую схему Ангаро-Енисейского макрорегиона.
6.8. Экологическая безопасность и рациональное природопользование.
В городе Красноярске высока доля экологически вредных и техногенно опасных производств и объектов, расположенных в непосредственной близости к жилым районам, часть промышленных предприятий не имеет санитарно-защитных зон.
Экологическое оздоровление является основой развития города Красноярска.
Стратегией социально-экономического развития города Красноярска предусмотрено формирование и реализация экологической политики в городе Красноярске, в том числе в соответствии с Концепцией государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 N 225-уг.
Достижение целей обеспечения экологической безопасности осуществляется путем решения следующих задач:
содействие экологическому оздоровлению города;
усиление требований по экологической безопасности производств города, ужесточение контроля за вредными выбросами предприятий, стимулирование использования экологически чистых производственных инновационных технологий;
повышение защищенности населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов, улучшение санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической безопасности;
внедрение передовых природоохранных мер и технологий;
учет факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов;
усиление мер по контролю за загрязнением окружающей среды со стороны промышленных предприятий, хозяйствующих субъектов и граждан;
развитие природобезопасных технологий в промышленности, энергетике, предприятиях и организациях.
6.9. Защита традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается путем решения следующих задач:
защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственность в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории;
развитие у жителей города Красноярска патриотизма, любви к своей Родине, к своему родному краю и городу;
духовное возрождение общества, утверждение высокой нравственности, гуманизма и культуры, развитие многовековых духовных традиций, изучение и сохранение исторического наследия;
создание условий для свободного функционирования и развития национальных культур, формирование в сознании жителей уважительного отношения к каждому человеку, независимо от его национальности и вероисповедания;
развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности.
7. Этапы реализации концепции
7.1. Реализация Концепции будет проходить в два этапа.
На первом этапе (2022-2025 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:
разработка и принятие нормативных актов города Красноярска, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности;
разработка и апробация муниципальной программы по обеспечению общественной безопасности;
корректировка программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
реализация и мониторинг действующих программ в рамках осуществления основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности.
7.2. На втором этапе (2026-2030 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:
мониторинг принятых муниципальных программ по обеспечению общественной безопасности с целью их соответствующей корректировки;
обобщение и анализ правоприменительной практики Российской Федерации, правовых актов Российской Федерации, Красноярского края и органов местного самоуправления, направленных на достижение целей, выполнения задач и определения основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности на территории города Красноярска.
8. Ожидаемые результаты реализации концепции
8.1. Реализация Концепции будет способствовать:
укреплению правопорядка, сохранению гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;
повышению эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории города Красноярска;
дальнейшему развитию системы обеспечения общественной безопасности в городе Красноярске;
повышению эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности;
снижению уровня криминализации общественных отношений;
повышению защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма;
совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма.
<< Назад |
||
Содержание Решение Красноярского городского Совета депутатов от 15 марта 2022 г. N 16-228 "Об утверждении Концепции обеспечения комплексной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.