Вопрос: Согласно ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля, осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения.
Федеральным законом о государственном жилищном надзоре является Жилищный кодекс РФ, а предметом данного вида госнадзора (госконтроля) является, в том числе, исполнение требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в МКД.
При этом ЖК РФ не предусматривает осмотров жилого помещения органами госжилнадзора в рамках осуществления данного вида надзора.
В связи с этим прошу разъяснить:
- вправе ли инспекторы госжилднадзора проводить КНМ "Осмотр" в отношении жилого помещения в рамках упомянутого вида надзора для установления факта незаконной перепланировки?
- если это невозможно, то какими законными способами располагает орган госжилнадзора для осмотра спорного жилого помещения?
Ответ: Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля и в рамках установленной компетенции сообщает.
В соответствии с частью 4 статьи 76 и частью 4 статьи 77 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) осмотр и досмотр не могут проводиться в отношении жилого помещения, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Отмечаем, что положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) указанная возможность в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля не установлена. При этом в рамках осуществления указанных видов контроля могут осуществляться иные контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия, предусмотренные положениями о соответствующих видах контроля.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, а также части 12 статьи 20 ЖК РФ органом государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть приняты меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения, в том числе обращения в суд с понуждением к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Кроме того, на основании пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ в случае обнаружения признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, должностные лица органа государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля направляют соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимают меры по привлечению виновных лиц к ответственности в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В этой связи по вопросам осуществления контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к использованию и перепланировке жилых помещений рекомендуем обращаться в Минстрой России.
Дополнительно обращаем внимание, что 10 марта 2022 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", подпунктом "а" пункта 3 которого установлено, что в 2022 году в рамках регионального государственного жилищного надзора возможно проведение только внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав при условии согласования их с органами прокуратуры.
Обращаем внимание, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора Департамента |
И.В. Судец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках жилищного надзора и контроля осмотр и досмотр не проводятся. Могут осуществляться иные контрольные (надзорные) мероприятия и действия. С 10 марта и до конца 2022 г. это могут быть только внеплановые мероприятия.
По результатам в т. ч. возможно обращение в суд с понуждением к исполнению предписания об устранении нарушений. Если есть признаки административного правонарушения, то проверяющие при наличии полномочий составляют протокол сами или передают информацию правоохранительным органам.
По вопросам контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к использованию и перепланировке жилых помещений следует обращаться в Минстрой.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2022 г. N ОГ-Д24-1977 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был