В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", в целях повышения устойчивости функционирования организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, в мирное и военное время Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Положение о повышении устойчивости функционирования организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, в мирное и военное время (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, при выполнении мероприятий, связанных с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, руководствоваться Положением о повышении устойчивости функционирования организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, в мирное и военное время, утвержденным настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Свердловской области О.Л. Чемезова.
4. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утверждено
постановлением Правительства
Свердловской области
от 24.03.2022 N 206-ПП
"Об утверждении Положения о повышении
устойчивости функционирования организаций,
осуществляющих свою деятельность на
территории Свердловской области, в
мирное и военное время"
Положение
о повышении устойчивости функционирования организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, в мирное и военное время
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее положение определяет основные направления деятельности, задачи и порядок организации работы по повышению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, в мирное и военное время (далее - организации).
2. Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются одной из основных задач гражданской обороны.
3. Под устойчивостью функционирования организаций в целях снижения возможных потерь и разрушений при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создания оптимальных условий для восстановления производства, обеспечения выживания населения понимается:
1) способность организаций выпускать установленные виды продукции в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами, в условиях военного времени (военного конфликта) с учетом возможных потерь и разрушений, а также приспособленность этих организаций к восстановлению производственного цикла;
2) для организаций, деятельность которых направлена на оказание услуг, не производящих материальные средства (транспорт, связь, электроэнергетика, наука, образование и иные), - способность выполнять заданные функции в условиях применения потенциальным противником современных средств поражения (обычных средств поражения и оружия массового поражения), террористических актов и широкого распространения инфекционных заболеваний, а также приспособленность организаций к восстановлению их в случае повреждения в указанный период.
4. Под повышением устойчивости функционирования организаций понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала организаций и проживающего вблизи населения и материального ущерба в чрезвычайных ситуациях и вследствие широкого распространения инфекционных заболеваний, а также по подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
5. Повышение устойчивости функционирования организаций достигается заблаговременным осуществлением комплекса организационных, инженерно-технических и специальных технологических мероприятий, направленных на:
1) предотвращение и уменьшение возможности возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
2) сохранение жизни и работоспособности персонала организаций;
3) снижение возможных потерь и разрушений основных производственных фондов, запасов материальных средств и иных ценностей в случае возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также в случае применения вероятным противником современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
4) создание условий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по восстановлению нарушенного управления, хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
6. Организациями, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования, являются:
1) организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;
2) организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) и (или) продолжающие функционировать в военное время;
3) организации, представляющие высокую потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
4) организации систем жизнеобеспечения населения;
5) организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
7. Организацию работы по повышению устойчивости функционирования организаций обеспечивают руководители организаций.
Глава 2. Подготовка организаций к устойчивому функционированию
8. Общее руководство проведением мероприятий, повышающих устойчивость функционирования организаций, осуществляет Правительство Свердловской области.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий, повышающих устойчивость функционирования организаций, осуществляют руководители органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и руководители организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области.
9. На организации возлагаются:
1) планирование и выполнение мероприятий, повышающих устойчивость функционирования организаций;
2) планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, массовых эпидемий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;
3) обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре в установленные сроки с учетом возможных потерь и разрушений;
4) ответственность за обеспечение необходимыми материальными и финансовыми средствами;
5) осуществление мероприятий по уменьшению опасности возникновения вторичных очагов поражения;
6) проведение мероприятий по защите продовольствия, питьевой воды и источников водоснабжения (сельскохозяйственных животных и растений, продуктов растениеводства и животноводства) от радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.
Глава 3. Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций
10. Основными мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций являются:
1) повышение защиты персонала организаций от поражающих факторов современных средств поражения;
2) повышение эффективности защиты производственных форм при воздействии на них современных средств поражения;
3) повышение надежности функционирования средств производства;
4) повышение надежности функционирования систем и источников энерго-, водо-, газо- и теплоснабжения;
5) повышение надежности функционирования систем канализации;
6) повышение надежности снабжения организаций материально-техническими ресурсами;
7) подготовка к восстановлению нарушенного производства;
8) повышение надежности и оперативности управления производством и гражданской обороной.
11. Основными мероприятиями по подготовке к выполнению работ по восстановлению производственной и других видов деятельности организаций являются:
1) определение характера, объемов и очередности восстановительных работ при слабых и средних разрушениях объектов;
2) разработка вариантов организации и способов ведения аварийно-восстановительных работ;
3) создание и подготовка сил и средств для проведения аварийно-восстановительных работ;
4) подготовка к развертыванию и оснащению объектовых формирований;
5) подготовка энергетических и материальных ресурсов, необходимых для восстановления производства;
6) подготовка к производству изделий и конструкций из легких и огнестойких материалов, отвечающих требованиям восстановления производственных зданий и сооружений;
7) разработка и обеспечение надежного хранения технической и другой документации, необходимой для восстановления производства.
12. Подготовка к выполнению аварийно-восстановительных работ проводится в мирное время, а также при угрозе применения вероятным противником современных средств поражения на основе разрабатываемых планов мероприятий по восстановлению объектов с учетом результатов прогнозирования их состояния после воздействия противника, определения характера и объема возможных потерь и разрушений, выявления рациональных путей использования сохранившихся производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, особенностей основных производственных фондов, технологических установок и оборудования, а также территориального размещения объектов.
13. Основными мероприятиями по подготовке системы управления для решения задач организаций в военное время являются:
1) повышение устойчивости работы средств связи;
2) разработка надежных способов оповещения должностных лиц и всего производственного персонала организаций, их дублирования;
3) подготовка руководящего и производственного персонала организаций по вопросам повышения устойчивости, подготовка и проведение учений с участием организаций связи;
4) подготовка автоматизированной системы управления к решению задач военного времени и отработка способов управления производством при выходе ее из строя;
5) подготовка к осуществлению руководства смежными производствами или к работе под руководством соответствующих территориальных органов управления;
6) создание запасных пунктов управления, оснащение их техническими средствами и обеспечение необходимой документацией.
Глава 4. Организация исследования устойчивости функционирования организации
14. Главная цель исследования устойчивости функционирования организаций заключается в выявлении слабых мест во всех системах и звеньях, выработке на данной основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и иных мероприятий по их устранению.
15. Первоначально осуществление оценок (исследований) по обеспечению устойчивости функционирования организаций производится при проектировании соответствующими службами на стадии технических, экономических, экологических и иных видов экспертиз.
Также оценка устойчивости функционирования организаций проводится при их реконструкции, ремонте, расширении и модернизации.
Данную работу осуществляют комиссии по повышению устойчивого функционирования организаций с привлечением научно-исследовательских и проектных организаций не реже одного раза в 5 лет.
16. Исследования повышения устойчивости функционирования организации проводятся в три этапа:
первый этап - организационный;
второй этап - исследовательский;
третий этап - разработка и планирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций.
17. На первом этапе осуществляются мероприятия, направленные на организацию исследований. При этом определяются объем исследований и необходимые для этого силы и средства. Создаются расчетно-исследовательские группы, в состав которых включаются специалисты организации, способные квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем организации.
18. На втором этапе проводится непосредственная работа по оценке устойчивости отдельных элементов и систем, а также организации в целом. Каждая из расчетно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости слабых мест, элементов, систем, приборов.
19. На третьем этапе обобщаются результаты исследований, составляется отчетный доклад, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы организации.
20. Итоговым документом, разрабатываемым в ходе третьего этапа, является сводный план мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации.
Глава 5. Оценка состояния устойчивости функционирования организаций
21. Оценка состояния устойчивости функционирования организаций жизнеобеспечения, здравоохранения, транспорта, связи и информации, агропромышленного комплекса, объектов и сетей жилищно-коммунального хозяйства, объектов топливно-энергетического комплекса, а также потенциально опасных производств, нарушение работы которых может привести к возникновению вторичных факторов поражения, осуществляется по следующим основным направлениям:
1) снижение риска аварий и катастроф;
2) рациональное размещение производительных сил на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
3) рациональное размещение отдельных производств на территориях организаций;
4) подготовка организаций к работе в условиях военного времени;
5) подготовка к восстановлению нарушенных производств;
6) обеспечение защиты и устойчивой работы систем и источников энерго-, водо-, газо- и теплоснабжения;
7) обеспечение устойчивости работы организаций агропромышленного комплекса;
8) обеспечение комплексной маскировки с целью защиты от современных средств поражения;
9) надежность инженерно-технического комплекса организаций от поражающих факторов современных средств поражения;
10) обеспечение защиты основных производственных фондов (при строительстве новых и реконструкции действующих объектов).
22. Состояние устойчивости функционирования организаций характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности организаций к устойчивой работе в военное время, в результате проведения следующих мероприятий:
1) обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;
2) повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения организаций и отдельных производств;
3) подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;
4) накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.
23. Под критерием состояния устойчивости функционирования организаций понимается качественная характеристика, отражающая процесс подготовки организаций к устойчивой работе в военное время в соответствии с требованиями по повышению устойчивости, а также достигнутый уровень или степень выполнения этого требования в результате осуществления необходимых мероприятий.
24. Критерии оценки состояния устойчивости функционирования организаций характеризуют подготовленность организаций к устойчивой работе в военное время как в абсолютном, так и относительном выражении. Критерии в относительном выражении являются расчетными и служат для выявления уровня подготовленности организаций по данному критерию.
25. К общим критериям оценки состояния устойчивости функционирования организаций относятся:
1) надежность электроснабжения основных производств с непрерывным технологическим циклом, систем жизнеобеспечения и систем управления;
2) продолжительность деятельности в условиях резкого сокращения поступающей мощности централизованного электроснабжения;
3) надежность централизованного электроснабжения организаций;
4) снижение угрозы для жизни людей, потерь дорогостоящего и уникального оборудования и материалов в результате возможных взрывов, пожаров, связанных с внезапным отключением электроснабжения;
5) устойчивость работы автономных источников тепла;
6) автономность работы предприятий и организаций по водопотреблению;
7) снижение потерь материальных и трудовых ресурсов от вторичных факторов поражения, связанных с расходными емкостями текущих запасов аварийно химически опасных веществ, взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей;
8) обеспеченность установками автоматической пожарной защиты;
9) специфические критерии, отражающие уровень подготовленности к устойчивой работе отдельных отраслей промышленности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 24 марта 2022 г. N 206-ПП "Об утверждении Положения о повышении устойчивости функционирования организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, в мирное и военное время"
Вступает в силу с 2 апреля 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 25 марта 2022 г., на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 28 марта 2022 г. N 6600202203280026