Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 марта 2022 г. N 5.1-01/614
по проекту федерального закона N 84984-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 84984-8 "О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 марта 2022 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширено содержание.
Федеральный закон предусматривает внесение изменений в целый ряд норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), регулирующих налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор и направлен на реализацию первоочередных антикризисных мер поддержки физических лиц и организаций в условиях совершения иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц.
Федеральным законом предусматривается внесение в пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса изменений, согласно которым в период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается, что обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов будет осуществляться при оказании организациями или индивидуальными предпринимателями услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 года и включенных в реестр объектов туристской индустрии. Налогоплательщики, оказывающие такие услуги, вправе применять налоговую ставку 0 процентов до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии, был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
По налогу на доходы физических лиц Федеральным законом освобождаются от обложения доходы в виде полученных налогоплательщиком в 2022 году в собственность имущества (за исключением денежных средств) и (или) имущественных прав от иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом и (или) учредителем по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Также освобождаются от налогообложения доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021 - 2023 годах, доходы в виде процентов, полученных в 2021 и 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, помощь и подарки ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны независимо от источника и стоимости.
В отношении налога на прибыль организаций Федеральным законом расширяется перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы посредством включения в него сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа (кредита), заключенного до 1 марта 2022 года с иностранной организацией, принимающей решение о прощении долга, либо по требованию, уступленному такой иностранной организации до 1 марта 2022 года.
Кроме того, налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2022 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания налогового периода 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Изменение порядка исчисления авансовых платежей должно быть отражено в учетной политике организации.
По транспортному налогу Федеральным законом предусматривается применение с 2022 года повышающего коэффициента только для транспортных средств стоимостью более 10 миллионов рублей.
Применительно к налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц Федеральным законом устанавливается, что в 2023 году для расчета налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость объектов налогообложения, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация положений Федерального закона может повлечь уменьшение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федеральных налогов и финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 5 апреля 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.