Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 марта 2022 г. N 5.1-01/636
по проекту федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 23 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен Правительством Российской Федерации 18 декабря 2021 года (N 42172-8).
Федеральный закон направлен на совершенствование правил назначения административного наказания социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям (далее - юридические лица).
В этих целях в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) закрепляется, что: юридическое лицо не подлежит административной ответственности за административное правонарушение, за совершение которого работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
в случае, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа, работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
В статью 3.4 Кодекса вносится изменение, предусматривающее обязательность замены административных штрафов предупреждением для юридических лиц за впервые совершенные административные правонарушения, не связанные с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом.
Кроме того, Кодекс дополняется статьей 4.1.2, устанавливающей в отношении юридических лиц особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа. В частности, для названных лиц административный штраф будет назначаться в размере, установленном для индивидуальных предпринимателей.
Федеральным законом вводится запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении юридических лиц.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства. Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Вопросы, регулируемые Федеральным законом, согласно пункту "к" (административное, административно-процессуальное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 6 апреля 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.