Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 марта 2022 г. N 5.1-01/642
по проекту федерального закона N 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 23 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 марта 2022 года (N 84931-8).
Федеральным законом вносятся изменения в 15 законодательных актов Российской Федерации.
Статья 46.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" дополняется положениями, предусматривающими мероприятия, направленные на поддержку импорта. При этом устанавливается, что действие Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на отношения по страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков не распространяется.
Предусматривается, что по решению Правительства Российской Федерации, принятому в 2022 году, функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта могут быть возложены также на иную организацию, помимо указанных в Федеральном законе о внешнеторговой деятельности (российское юридическое лицо, 100 процентов акций (долей) в уставном капитале которого принадлежит Российской Федерации). Объём функций такого лица определяется Правительством Российской Федерации. Устанавливается возможность обеспечения государственной гарантией Российской Федерации исполнения обязательств данного юридического лица при осуществлении им деятельности по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта.
Акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" наделяется функциями по осуществлению деятельности по страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков и по перестрахованию.
В Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" вносится изменение, предусматривающее исключение этана, сжиженных углеводородных газов и стали жидкой из числа подакцизных товаров, производство и переработка которых на территории особой экономической зоны не допускается.
В Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" вносятся изменения, согласно которым заемщикам-юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства и заключившим с кредитором - кредитной организацией, некредитной финансовой организацией, которая осуществляет деятельность по предоставлению кредитов (займов), или государственной корпорацией развития "ВЭБ. РФ" до 27 февраля 2022 года кредитный договор (договор займа), содержащий условие о начислении процентов за пользование кредитом (займом), размер которых определяется в зависимости от изменения предусмотренной законом или договором переменной величины (числового значения), если сумма кредита (займа) по указанному кредитному договору (договору займа) предоставлена в рублях, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора, но не позднее 1 июня 2022 года обратиться к кредитору с требованием об особом порядке начисления и уплаты процентов за пользование кредитом (займом) в течение переходного периода, который составляет три месяца.
Устанавливается, что в течение переходного периода на размер основного долга, входящего в состав текущей задолженности заемщика перед кредитором по кредитному договору (договору займа), ежемесячно начисляются и уплачиваются проценты, размер которых рассчитывается по формуле, указанной в Федеральном законе.
Предусматривается, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и критерии, при соответствии заемщика которым с 1 октября по 31 декабря 2022 года осуществляется возмещение кредитору 70 процентов недополученного дохода, связанного с предоставлением заемщику переходного периода.
Также предусматривается, что для кредитных договоров (договоров займа), которые заключены с физическим лицом до 27 февраля 2022 года в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, с 28 февраля 2022 года до окончания срока действия таких договоров значение переменной процентной ставки не может превышать значение, рассчитанное исходя из значения переменной величины (числового значения), определенной (определенного) на 27 февраля 2022 года.
В связи с вышеуказанными изменениями корреспондирующие изменения вносятся в федеральные законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об ипотечных ценных бумагах", "О кредитных историях".
В ряд законодательных актов вносятся изменения, направленные на увеличение сроков, связанных с применением обязательных требований в области охраны окружающей среды, а также сроков вступления в силу отдельных положений федеральных законов.
В частности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий) и получивших комплексное экологическое разрешение до 15 марта 2022 года, продлевается на два года (с четырех до 6 лет) срок создания системы автоматического контроля, определяющей стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Продлевается до 31 декабря 2024 года срок для обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, с заявкой на получение комплексного экологического разрешения.
Увеличивается до 31 декабря 2026 года срок проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух в отдельных городских поселениях и городских округах, а также переносится срок расширения перечня территорий проведения указанного эксперимента с 1 сентября 2022 года на 1 сентября 2023 года. Изменяется срок вступления в силу положений Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", предусматривающих создание и введение в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (с 1 января 2023 года на 1 января 2025 года), и, соответственно, продлевается до 31 декабря 2024 года включительно действие норм Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующих функционирование единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.
Кроме того, переносится с 1 сентября 2022 года на 1 сентября 2023 года срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего порядок использования платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, средств от платежей по искам о возмещении вреда, а также особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов.
Правительство Российской Федерации наделяется правом принимать решения, предусматривающие иные сроки вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и направленных на снижение последствий экономических санкций в отношении Российской Федерации, чем предусмотренные Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (финансовое, кредитное регулирование), "л" (внешнеэкономические отношения Российской Федерации) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное законодательство, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 16 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое, кредитное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение Советом Федерации должно быть начато не позднее 6 апреля 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.