Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 50925-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (по вопросу предоставления информации о формировании цен на продукцию по государственному оборонному заказу), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24.01.2022 (пр. N 18, п. 81) Комитетом Государственной Думы по промышленности и торговле (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 50925-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (по вопросу предоставления информации о формировании цен на продукцию по государственному оборонному заказу) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Представленным законопроектом предлагается устранить дисбаланс интересов государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя в ходе формирования цены на поставку необходимой продукции в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) путем создания более обоснованных контрактных условий в целях своевременного его выполнения и, как следствие, эффективного использования бюджетных средств.
В настоящее время основные проблемы при формировании цен на продукцию по ГОЗ и его своевременному размещению возникают, среди прочего, в связи с непредставлением исполнителем головному исполнителю и головным исполнителем государственному заказчику в запрашиваемые сроки предложений о цене продукции по ГОЗ, информации о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам, информации, необходимой для изменения цены государственного контракта (в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ), включая обоснования ее изменения, а также в связи с представлением недостоверных завышенных данных о затратах при формировании цены.
Законопроектом предлагается установить обязанность головного исполнителя, исполнителя и лица для которого принятие ГОЗ или заключение контракта обязательно предоставлять вышеуказанную информацию (предложение о цене на продукцию по ГОЗ, в том числе обосновывающие такую цену документы, информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам и т.д.) по запросам государственного заказчика, головного исполнителя и исполнителя соответственно.
Указанные изменения призваны нивелировать нарушения при формировании цен на продукцию по ГОЗ и способствовать своевременному размещению ГОЗ.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках предметов ведения Комитетом отмечается следующее.
В целом, поддерживая совершенствование регулирования цено-образования в рамках ГОЗ на законодательном уровне, с учетом данных мониторинга ситуации на предприятиях промышленности, обеспечивающих своевременное исполнение ГОЗ, Комитет предлагает в целях соблюдения баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, а также своевременного согласования цен на продукцию по государственному оборонному заказу и устранения возникающих в процессе согласования разногласий дополнить обязанности государственного заказчика положением о выдаче заключения на цену, предложенную головным исполнителем, на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу в случае несогласия с ценой, предложенной головным исполнителем.
Указанное заключение должно направляться государственным заказчиком головному исполнителю и содержать мотивированное обоснование причин несогласия с предложенными размерами затрат, прибыли и обоснование сумм изменения затрат по каждой статье (подстатье) калькуляции единицы продукции со ссылкой на соответствующие нормативные документы, в том числе по каждому исполнителю, входящему в кооперацию головного исполнителя.
Устанавливаемая законопроектом обязанность государственного заказчика по обеспечению формирования организациями оборонно-промышленного комплекса предложений по цене и по подготовке обосновывающих её материалов также обусловливает целесообразность дополнения ко второму чтению статьи 7 Федерального закона N 275-ФЗ нормой, закрепляющей обязанность государственного заказчика по своевременному доведению до головного исполнителя (исполнителя) исходных данных, необходимых для формирования цен, согласованию обосновывающих цену материалов, предусмотренных порядком государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
При этом в случае, если предлагаемые законопроектом изменения будут приняты в первом чтении, предлагается, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении, установить максимальные сроки рассмотрения государственным заказчиком предложений о цене на продукцию по ГОЗ, в том числе обосновывающих такую цену документов, а также внести корреспондирующие изменения в Кодекс об административной ответственности Российской Федерации об ответственности государственного заказчика.
Следует также отметить, что в пп. 4.1 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ закреплено определение понятия "кооперация головного исполнителя". Ввиду отсутствия в Федеральном законе N 275-ФЗ определения понятия "лица (лицо), входящие в кооперацию", предлагается дать юридическое определение термина "входящие в кооперацию", либо исключить указанный термин и изложить соответствующие нормы Федерального закона N 275-ФЗ с учетом данного законоположения.
С учетом вышеизложенного Комитет поддерживает законопроект с учетом указанных замечаний и предлагает Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.