Письмо Фонда социального страхования РФ от 25 марта 2022 г. N 02-08-01/13-02-4049л
Департамент организации обеспечения страховых выплат Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение от 18.02.2022 по вопросу применения приказа Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - приказ N 21н) и в рамках компетенции сообщает следующее.
Порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Правилами получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 (далее - Правила).
Согласно части 1 статьи 13 закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
В соответствии с частью 16 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пунктом 3 Правил назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно пункту 5 Правил при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя.
Исходя из положений пункта 7 Правил, страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 Правил в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.
Таким образом, территориальный орган страховщика назначает и выплачивает соответствующий вид пособия на основании сведений и документов, представленных страхователем, полученных страхователем от застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны осуществлять в отдельных случаях, установленных Законом N 255-ФЗ, выплату страхового обеспечения, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях по форме 182н.
Необходимо отметить, что сведения о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) необходимы для исчисления пособия по временной нетрудоспособности как страхователю, так и для исчисления страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию территориальному органу страховщика.
С учетом вышеизложенного, по мнению Департамента, в случае если застрахованное лицо не имеет возможности представить страхователю справку о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях по форме 182н, необходимую для исчисления соответствующего вида пособия, то страхователь по заявлению застрахованного лица вправе направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по форме и в порядке, утвержденными приказом N 21н.
Руководитель Департамента |
В.С. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Относительно применения приказа Минздравсоцразвития от 24.01.2011 N 21н, которым утверждены формы и порядок направления запроса в ПФР о представлении сведений о зарплате, ФСС разъяснил следующее.
Если застрахованное лицо не имеет возможности представить страхователю справку о сумме зарплаты по форме 182н, необходимую для исчисления соответствующего вида пособия, то страхователь по заявлению застрахованного лица вправе направить запрос в территориальный орган ПФР по форме и в порядке, утвержденными приказом N 21н.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 25 марта 2022 г. N 02-08-01/13-02-4049л
Текст письма опубликован не был