Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу о прекращении исчисления налога на имущество организаций (далее - налог) в случае реорганизации юридического лица в форме выделения, при условии определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
В свою очередь, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса, в случае, если налоговая база по налогу определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН) объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет, снятию с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
На основе данных указанного учета ФНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков, включающий сведения о принадлежащих организации объектах недвижимого имущества (пункт 8 статьи 84 Кодекса, подпункт 20 пункта 1, подпункт 21 пункта 2 приложения к Порядку ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденному приказом Минфина России от 22.06.2017 N 99н).
Таким образом, прекращение исчисления налога в случае, указанном в письме (при условии определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения), осуществляется на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и подтверждающих снятие с учета налогоплательщика-организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей налогооблагаемых объектов недвижимого имущества (в рассматриваемом случае - нежилых помещений).
В свою очередь, в соответствии с пунктами 14, 15 Порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан российской федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утверждённого приказом Минфина России от 29.12.2020 N 329н, снятие с учета в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежавшего ей недвижимого имущества осуществляется в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса на основании сведений о регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, либо в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса в связи с прекращением деятельности организации, в т.ч. в результате реорганизации, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Вопрос об основаниях снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимого имущества относится к компетенции Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России.
В свою очередь, исходя из пункта 4 статьи 58, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 50, пункта 1 статьи 373, подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса полагаем верным согласиться с позицией УФНС о возможности использования оснований, содержащихся в разъяснениях Минфина России (письмо от 21.06.2018 N 03-05-05-02/42312, доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 31.08.2018 N БС-4-21/16895@), применительно к выводу о том, что при реорганизации организации в форме выделения обязанность по уплате налога возникает у выделенной организации с даты внесения в ЕГРН записи о праве собственности (хозяйственного ведения) у этой организации на объект недвижимости, облагаемый налогом исходя из налоговой базы в виде кадастровой стоимости.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости прекращается на основе сведений, содержащихся в ЕГРН и подтверждающих снятие с учета налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ему налогооблагаемых объектов недвижимости.
Снятие с указанного учета осуществляется на основании сведений о регистрации прекращения права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на недвижимое имущество, сообщенных регистрирующими органами, либо в связи с прекращением деятельности организации, в т. ч. в результате реорганизации, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
При реорганизации организации в форме выделения обязанность по уплате налога возникает у выделенной организации с даты внесения в ЕГРН записи о праве собственности (хозяйственного ведения) у этой организации на объект недвижимости, облагаемый налогом исходя из кадастровой стоимости.
Письмо Федеральной налоговой службы от 24 марта 2022 г. N БС-4-21/3527@ "О прекращении исчисления налога на имущество организаций в случае реорганизации юридического лица в форме выделения"
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 8 апреля 2022 г. N 13, в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2022 г., N 4