Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 19894-8 "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (об аудите в публичных и непубличных обществах) внесен Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 19894-8 "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (об аудите в публичных и непубличных обществах) согласно пояснительной записке разработан в целях создания благоприятных условий для деятельности непубличных акционерных обществ, поскольку после реформы законодательства о хозяйственных обществах и разделения последних на публичные и непубличные появились вопросы, требующие пересмотра.
В указанных целях авторами законопроекта предлагается сохранить правило о проведении обязательного аудита в отношении акционерных обществ, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, а также для тех, в капитале которых участвует публично-правое образование.
Для непубличных обществ такое требование не всегда представляется обоснованным и зачастую создает только излишние издержки, поэтому авторы законопроекта предлагают отказаться в непубличных акционерных обществах от обязательного аудита.
Идея отказа от обязательного аудита для небольших акционерных обществ заслуживает поддержки.
Законопроектом предусматривается в отношении публичных акционерных обществ, а также непубличных акционерных обществ, подпадающих под обязательный аудит на основании федеральных законов (в том числе на основании критериев, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"), обязанность привлекать для проведения такого аудита только аудиторские организации. Указанные положения соотносятся с требованиями действующего законодательства.
При этом законопроектом в отношении непубличного акционерного общества, не подпадающего под обязательный аудит, устанавливается следующее правило. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по требованию акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет десять и более процентов, предусматривается диспозитивное регулирование: такие акционеры могут привлечь аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которые должны быть независимыми.
В отношении правила, предложенного законопроектом в ГК РФ для обществ с ограниченной ответственностью, которое предусматривает, что "ООО для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которую должны быть независимы в соответствии с законом об аудиторской деятельности", можно отметить следующее:
во-первых, оно содержит грамматическую ошибку,
во-вторых, в пакетном законопроекте N 19912-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части оптимизации деятельности непубличных акционерных обществ) не содержится корреспондирующих изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Комитет Государственной думы по государственному строительству и законодательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 19894-8 "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (об аудите в публичных и непубличных обществах), внесенный Правительством РФ.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.