Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом администрации
Краснодарского края
от 15.12.2021 г. N 495
Методические рекомендации
по организации проектной деятельности в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по организации проектной деятельности в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - методические рекомендации) разработаны в целях повышения результативности и эффективности проектного управления в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее муниципальные образования), а также организации участия муниципальных образований в проектах и программах, реализуемых на территории Краснодарского края в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 марта 2018 г. N 98 "Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края" (далее - Положение).
1.2. При разработке методических рекомендаций используются понятия, соответствующие основным терминам и определениям, приведенным в Положении Кроме того, вводятся следующие понятия:
администратор муниципального проекта или программы - должностное лицо, отвечающее за организацию процесса планирования муниципального проекта или программы, подготовку соответствующей отчетности, сопровождение согласования и ведения проектных документов, ведение архива муниципального проекта или программы, организацию совещаний, ведение протоколов и оказание иной административной поддержки руководителю муниципального проекта или программы;
команда муниципального проекта или программы - муниципальные служащие, работники подведомственных администрациям муниципальных образований организаций, а также работники иных организаций и физические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию муниципального проекта или программы;
координатор муниципального проекта или программы - должностное лицо, отвечающее за оказание методологической помощи руководителю по вопросам инициирования (утверждения), реализации, а также завершения муниципального проекта или программы;
руководитель муниципального проекта или программы уполномоченное лицо, которое отвечает за достижение целей муниципального проекта или программы, руководит всеми процессами (планированием, исполнением, контролем, завершением муниципального проекта или программы), осуществляет подготовку запросов на изменение и оперативное управление муниципальным проектов или программы;
цель муниципального проекта или программы - результат деятельность, достигаемый при реализации муниципального проекта или программы в заданных условиях.
1.3. К муниципальным проектам или программам, подлежащим реализации на территории муниципального образования Краснодарского края путем использования проектного подхода, относятся проекты и программы, соответствующие:
основным направлениям стратегического развития Российской Федерации; национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
основным направлениям стратегического развития Краснодарского края; основным направлениям стратегического развития муниципального образования.
Также к муниципальным проектам или программам, реализуемым на основе проектного подхода, относятся мероприятия по решению вопросов местного значения, отвечающих одному из следующих требований:
проект или программа стратегически, экономически и социально значимы для муниципального образования;
результаты проекта или программы являются инновационными;
работы по проекту или программе носят сложный характер, требуют тщательного планирования и контроля реализации;
выполнение работ по проекту или программе связано с высокими рисками;
временные, материальные и другие ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта или программы, ограничены;
в муниципальном образовании отсутствует опыт реализации аналогичных проектов и программ;
реализация мероприятий в виде проекта или программы принесет дополнительные эффекты, наличие которых моет быть расценено как положительное (экономия ресурсов, повышение результативности работ и другое (влияние на экономику и социальную сферу муниципального образования.
Кроме того, одним из требований может выступать стоимость реализации проекта или программы, размер которой определяется каждым муниципальным образованием самостоятельно.
2. Порядок организации проектной деятельности
2.1. Участники проектной деятельности муниципальных образований:
структурные подразделения администрации муниципального образования, должностные лица и муниципальные служащие;
подведомственные администрации муниципального образования организации и их представители;
иные физические и юридические лица, которые участвуют в управлении проектной деятельностью муниципального образования и ее реализации.
2.2. Рекомендуемая функциональная структура системы управления проектной деятельностью муниципального образования включает в себя:
2.2.1. Постоянные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
муниципальный проектный комитет (далее - МПК);
муниципальный проектный офис (далее - МПО);
2.2.2. Временные органы управления проектной деятельностью, формируемые в целях реализации муниципальных проектов или программ, к которым относятся:
руководитель проекта или программы;
администратор проекта или программы;
исполнители проекта или программы.
2.2.3. Обеспечивающими и вспомогательными органами управления проектной деятельностью являются экспертные группы, формируемые в целях содействия команде муниципального проекта или программы в разработке наиболее эффективных путей достижения целей и результатов, мер реагирования на риски и открывшиеся возможности в разрешении сложных вопросов в содержательной части муниципального проекта или программы.
В целях получения социально и экономически значимого результата реализации муниципального проекта или программы осуществляется взаимодействие с населением посредством организации и проведения следующих мероприятий:
заседаний общественных советов при главе муниципального образования;
непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления;
онлайн-голосований.
Порядок организации и проведения мероприятий в форме непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также муниципальными правовыми актами и включает в себя обсуждение муниципальных проектов и программ.
2.3. МПК формируется из числа заместителей главы муниципального образования под председательством главы муниципального образования и выполняет следующие функции:
осуществляет координацию проектной деятельности в муниципальном образовании Краснодарского края;
принимает решение о начале реализации муниципальных проектов или программ, о прохождении этапов и контрольных точек муниципальных проектов или программ, о завершении (в том числе досрочном) муниципальных проектов или программ;
утверждает паспорта муниципальных проектов и программ и принимает решения о внесении в них изменений;
рассматривает, утверждает или направляет на доработку проектные документы муниципальных проектов или программ;
назначает руководителей муниципальных проектов или программ;
координирует деятельность участников проектной деятельности по вопросам, отнесенным к компетенциям МПК;
заслушивает руководителя муниципального проекта или программы по вопросам их реализации;
выполняет иные функции, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края в сфере проектной деятельности.
2.4. МПО формируется под председательством заместителя главы муниципального образования, наделенного полномочиями организации проектной деятельности в муниципальном образовании, путем формирования их состава руководителей структурных подразделений муниципального образования и отдельных муниципальных служащих или путем наделения соответствующими полномочиями действующего структурного подразделения администрации муниципального образования, и выполняет следующие функции:
координирует работу по формированию и сопровождению муниципальных проектов или программ, представляет МПК для утверждения проектные документы;
согласовывает паспорта муниципальных проектов или программ, запросы на внесение в них изменений, а также отчеты о ходе реализации;
обеспечивает ведение муниципального портфеля проектов и программ, а также представляет отчет о ходе реализации муниципального портфеля проектов и программ;
согласовывает составы команд муниципальных проектов, контролирует соблюдение коэффициента занятости участников муниципальных проектов;
осуществляет координацию структурных подразделений органов местного самоуправления по вопросам проектной деятельности;
обеспечивает методическое сопровождение проектной деятельности;
осуществляет подготовку проектов муниципальных правовых актов администрации муниципального образования, регламентирующих организацию проектной деятельности на территории муниципального образования;
осуществляет свод и проверку информации о реализации муниципальных проектов или программ либо отдельных мероприятий, направленных на достижение результатов регионального проекта, в том числе необходимой для формирования отчетов по региональным проектам или программам, представленной руководителями соответствующих муниципальных проектов или программ;
представляет по запросу регионального проектного офиса или руководителя регионального проекта или программы, в рамках которого ответственными исполнителями являются органы местного самоуправления, информационные и аналитические материалы по муниципальному проекту или программе, либо отдельным мероприятиям, направленным на достижение результатов соответствующего регионального проекта или программы;
выполняет иные функции, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края в сфере проектной деятельности.
2.5. Руководитель муниципального проекта или программы выполняет следующие функции:
обеспечивает разработку и своевременную актуализацию паспорта муниципального проекта или программы;
осуществляет оперативное управление реализацией муниципального проекта или программы, обеспечивая достижение целей, показателей, результатов и контрольных точек, выполнение задач и мероприятий в соответствии с утвержденным паспортом муниципального проекта или программы;
обеспечивает формирование и представление отчетности, несет персональную ответственность за достоверность, актуальность и полноту информации, содержащейся в проектных документах;
обеспечивает своевременное представление участниками муниципального проекта или программы достоверной информации о реализации муниципального проекта или программы;
осуществляет контроль выполнения мероприятий, содержащихся в паспорте муниципального проекта или программы;
инициирует внесение изменений в паспорт муниципального проекта или программы;
согласовывает кандидатуры участников муниципального проекта или программы, предоставленные структурными подразделениями органов местного самоуправления, иных органов и организаций;
формирует и направляет предложения в отношении участников муниципального проекта или программы;
дает поручения участникам муниципального проекта или программы в рамках его реализации;
обеспечивает соблюдение исполнительской дисциплины, направляет в муниципальный проектный офис предложения по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении участников муниципального проекта или программы;
проводит оценку эффективности деятельности участников муниципального проекта или программы;
выполняет иные функции, предусмотренные правовыми актами
Российской Федерации и Краснодарского края в сфере проектной деятельности.
2.6. Администратор муниципального проекта или программы выполняет следующие функции:
совместно с руководителем муниципального проекта или программы осуществляет подготовку проектных документов;
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности руководителя муниципального проекта или программы, а также команды муниципального проекта или программы;
осуществляет ведение мониторинга реализации муниципального проекта или программы и формирование отчетности по проекту или программе;
по поручению руководителя муниципального проекта или программы проводит совещания по разработке и реализации муниципального проекта или программы;
исполняет функции руководителя муниципального проекта или программы в период его отсутствия (по согласованию);
представляет по запросу регионального проектного офиса, муниципального проектного офиса информационные и аналитические материалы по муниципальному проекту или программе;
выполняет иные функции, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края в сфере проектной деятельности, а также принимаемыми в соответствии с ними решениями муниципального проектного комитета и руководителя муниципального проекта или программы.
2.7. Координатор муниципального проекта или программы выполняет следующие функции:
координирует и контролирует работу по реализации муниципального проекта или программы;
осуществляет методическую поддержку команды муниципального проекта или программы;
проводит мониторинг соблюдения командой муниципального проекта или программы процессов управления проектами и программами;
осуществляет мониторинг достижения результатов и показателей эффективности, указанных в паспорте муниципального проекта или программы;
осуществляет свод и проверку информации о реализации муниципальных проектов или программ либо отдельных мероприятий, относящихся к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования и направленных на достижение результатов регионального проекта, в том числе необходимой для формирования отчетов по региональным проектам или программам, представленной руководителями соответствующих муниципальных проектов или программ;
инициирует проведение заседаний муниципального проектного комитета при получении информации о наличии рисков реализации муниципальных проектов или программ, для устранения которых не принимаются меры руководителем и (или) куратором.
2.8. Исполнители муниципального проекта или программы выполняют следующие функции:
участвуют в разработке и реализации муниципального проекта или программы;
рассматривают и согласовывают паспорт муниципального проекта, в пределах мероприятий, участниками которого являются;
рассматривают и согласовывают запросы на изменение паспорта проекта или программы, участниками которого являются;
обеспечивают выполнение работ по проекту или программе в соответствии проектными документами под руководством руководителя муниципального проекта или программы;
незамедлительно представляют администратору и руководителю муниципального проекта или программы информацию о реализации муниципального проекта или программы в пределах компетенции;
несут персональную ответственность за своевременность, достоверность, актуальность и полноту информации о реализации муниципального проекта или программы в пределах компетенции;
направляют руководителю муниципального проекта или программы предложения по обеспечению своевременного достижения целей, целевых и дополнительных показателей и результатов, выполнения задач и мероприятий муниципального проекта или программы, информацию о выявленных рисках;
предоставляют по запросу регионального или муниципального проектного офиса аналитические и иные материалы в части реализации муниципального проекта или программы.
3. Порядок управления муниципальным проектом или программой
3.1. порядок управления муниципальным проектом или программой включает в себя четыре этапа жизненного цикла муниципального проекта или программы:
инициирование (принятие решения о целесообразности реализации муниципального проекта или программы и утверждение его паспорта); подготовка;
реализация и управление изменениями; завершение.
3.2. Процедура инициирования муниципального проекта или программы устанавливается муниципальным образованием самостоятельно на основании предложений его структурных подразделений, общественных организаций или заинтересованных групп населения соответствующего муниципального образования.
При этом на стадии инициирования потенциальный проект или программа должны пройти обязательную экспертную оценку и общественные обсуждения. Так, например, на обсуждение общественности муниципального образования в форме непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления выносится разработанное с привлечением экспертных групп проектное предложение или реестр из нескольких проектных предложений, запланированных к реализации администрацией муниципального образования.
3.3. На стадии подготовки рекомендуется провести финансовую экспертизу проекта паспорта муниципального проекта или программы на наличие необходимых для его реализации бюджетных ассигнований.
Соответствующее заключение направляется в МПО, который рассматривает предоставленную информацию и представляет ее на утверждение МПК с обоснованием цели и описанием ключевых показателей, ресурсов, источников финансирования, сроков и ожидаемых результатов реализации муниципального проекта или программы.
МПК вправе утвердить или отклонить рассматриваемый муниципальный проект или программу. В случае принятия решения о целесообразности реализации в тот же день МПО открывает муниципальный проект или программу. При отклонении МПК рассматриваемого муниципального проекта или программы, в тот же день он закрывается.
На следующий день после открытия муниципального проекта или программы или в день принятия решения о целесообразности реализации рассматриваемого муниципального проекта или программы МПК назначает руководителя муниципального проекта или программы, который обеспечивает разработку паспорта муниципального проекта или программы, формирует состав команды муниципального проекта или программы, а также проводит процедуры согласования с МПО и направление в МПК на утверждение проектных документов муниципального проекта или программы, необходимых для утверждения паспорта муниципального проекта или программы.
3.4. В ходе реализации муниципального проекта или программы рекомендуется проведение регулярных оценок актуальности целей, задач и способов реализации с учетом имеющихся рисков и возможностей по увеличению выгод от их реализации. Соответствующие оценки проводятся руководителем муниципального проекта или программы и согласовываются с МПО. В случае необходимости, для осуществления более детальной оценки привлекаются экспертные группы. Результаты оценки и соответствующие предложения рассматриваются и анализируются МПК по мере необходимости.
В течение всего перио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.