Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 23 марта 2022 г. N 158
Методические рекомендации по организации предоставления государственных услуг, полномочий в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации закрепляют принципы организации предоставления государственных услуг, полномочий в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью, и представляют рекомендуемый порядок организации комплексного обслуживания граждан и работодателей в государственных учреждениях службы занятости населения (далее - центры занятости населения).
2. Настоящие Методические рекомендации применяются в целях реализации положений пункта 9 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон), а также при осуществлении полномочия по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и работодателей.
3. Принцип "одного окна" предполагает предоставление непосредственно в центре занятости населения государственных услуг (сервисов) в области содействия занятости населения в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона (далее - государственные услуги (сервисы)), полномочий в области содействия занятости населения (далее - полномочия), иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг (сервисов) и мер поддержки в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона (далее - дополнительные услуги).
4. В целях реализации положений настоящих Методических рекомендаций:
под поставщиком услуг понимается организация или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказывающие дополнительные услуги, предоставляемые в центре занятости населения;
под комплексным решением ситуации, связанной с занятостью, понимается предоставление гражданину или работодателю комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, включающего не только государственные услуги в сфере занятости, но и иные услуги, направленные на решение проблем, препятствующих успешному трудоустройству, развитию карьеры или развитию кадрового потенциала работодателя;
под жизненной ситуацией понимаются обстоятельства жизни гражданина, которые необходимо учитывать или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления указанному гражданину государственных услуг (сервисов), полномочий, дополнительных услуг;
под бизнес-ситуацией понимаются обстоятельства деятельности работодателя, которые необходимо учитывать или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления указанному работодателю государственных услуг (сервисов), полномочий, дополнительных услуг;
под технологической картой оказания комплекса услуг и сервисов в соответствии с жизненной ситуацией или бизнес-ситуацией понимается стандартизированный документ, определяющий порядок оказания комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в соответствии с жизненной ситуацией гражданина или бизнес-ситуацией работодателя;
под профильной группой гражданина понимается структурированная совокупность характеристик гражданина (сфера его предыдущей профессиональной деятельности, пол, возраст, другие социально-демографические характеристики, включая жизненную ситуацию, а также статус на рынке труда, потенциал трудоустройства, мотивация к трудоустройству), используемая для оказания гражданину эффективной помощи при предоставлении государственный услуг (сервисов), полномочий, дополнительных услуг;
под профильной группой работодателя понимается структурированная совокупность характеристик работодателя (организационно-правовая форма, вид экономической деятельности, финансово-экономическое положение, условия труда, уровень заработной платы и другие характеристики, включая бизнес-ситуацию работодателя), используемая для оказания работодателю эффективной помощи при предоставлении государственных услуг (сервисов), полномочий, дополнительных услуг.
II. Принципы комплексного решения ситуации, связанной с занятостью, и организации предоставления государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна"
5. Целями организации предоставления государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна" являются:
комплексное решение ситуации гражданина, связанной с занятостью, ситуации работодателя, связанной с развитием кадрового потенциала;
упрощение процедур получения гражданами и работодателями государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, необходимых для решения их жизненной ситуации или бизнес-ситуации, сокращение сроков их предоставления и ожидания их результатов;
сокращение количества документов, предоставляемых гражданами и работодателями для получения государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг;
повышение информированности граждан и работодателей о порядке, способах и условиях получения государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, которые могут быть необходимы для комплексного решения их жизненной ситуации или бизнес-ситуации;
повышение удовлетворенности граждан и работодателей качеством предоставления государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг.
6. Организация предоставления государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна" и комплексного решения ситуации гражданина, связанной с занятостью, ситуации работодателя, связанной с развитием кадрового потенциала, основываются на анализе проблем потенциальных и действующих клиентов центра занятости населения и выработке мероприятий по их решению, проводимых в рамках внедряемой системы управления клиентским опытом в органах службы занятости населения.
7. Комплекс государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг формируется, исходя из наличия общих проблем в рамках определенной жизненной ситуации или бизнес-ситуации, предполагающих единое решение для категории (группы) граждан или работодателей, находящихся в данной жизненной ситуации или бизнес-ситуации.
8. Конкретные характеристики жизненной ситуации гражданина (бизнес-ситуации работодателя) определяются в ходе определения профильной группы гражданина (работодателя) и подготовки индивидуального плана предоставления гражданину (работодателю) государственных услуг (сервисов), полномочий, дополнительных услуг.
9. Приоритетной формой организации взаимодействия с поставщиками дополнительных услуг является подача гражданином или работодателем заявления на получение их услуг уполномоченному представителю поставщиков услуг, расположенному непосредственно в помещении центра занятости населения, и получение результата (документа об оказании услуги) от указанного представителя.
10. Деятельность центров занятости населения по предоставлению государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна" является информационно открытой. В планах по информированию граждан и работодателей об особенностях оказания услуг центров занятости населения должны быть предусмотрены отдельные направления информирования о предоставлении комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна".
11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в отношении жизненных ситуаций и бизнес-ситуаций, включаемых в Реестр жизненных ситуаций и бизнес-ситуаций, применяемых в целях формирования индивидуального плана при осуществлении полномочия в сфере занятости населения по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, а также профилированию работодателей (приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям) (далее - федеральный реестр жизненных и бизнес-ситуаций) утверждает технологические карты оказания комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в соответствии с жизненной или бизнес-ситуацией.
Центры занятости населения могут разрабатывать и утверждать технологические карты оказания комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в соответствии с жизненными или бизнес-ситуациями.
Комплексы государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, формируемые центрами занятости населения, при наличии утвержденной типовой технологической карты основываются на данных документах.
Рекомендуемый состав технологической карты оказания комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в соответствии с жизненными или бизнес-ситуациями приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Органы службы занятости населения субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень жизненных и бизнес-ситуаций, а также разрабатывать свои комплексы услуг для обслуживания граждан и работодателей.
12. В целях упорядочения внедрения комплексного обслуживания, обеспечения работы информационных систем, используемых центрами занятости населения и поставщиками услуг, учета предоставляемых государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, проведения информационной политики в отношении граждан и работодателей, орган службы занятости населения субъекта Российской Федерации может вести региональный реестр комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу "одного окна" в рамках решения жизненных и бизнес-ситуаций граждан и работодателей (далее - региональный реестр жизненных и бизнес-ситуаций).
Форма регионального реестра жизненных и бизнес-ситуаций приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
13. В случае, если орган службы занятости населения субъекта Российской Федерации осуществляет ведение регионального реестра жизненных и бизнес-ситуаций, то данный реестр размещается на официальном сайте органа службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
III. Организация процесса комплексного обслуживания по принципу "одного окна"
14. Организация комплексного обслуживания граждан и работодателей по принципу "одного окна" в центрах занятости населения может происходить поэтапно и учитывать приоритетные категории (группы), для которых такое обслуживание вводится в первую очередь.
15. Приоритетные категории (группы) граждан и работодателей, объединяемые по общности проблем в определенные жизненные или бизнес-ситуации и для которых целесообразно организовать обслуживание путем предоставления комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна", определяются на основании важности категории (группы) для экономической и социальной сферы региона (района), а также текущей и перспективной роли категории (группы) в клиентской базе центра занятости населения.
16. Решения органов службы занятости населения субъекта Российской Федерации о введении комплексного обслуживания по принципу "одного окна" в тех или иных центрах занятости населений и/или на тех или иных обслуживаемых территориях исходит из особенностей клиентской аудитории, обслуживаемой данными центрами занятости населения или расположенной на данной территории, ресурсной обеспеченности центров занятости населения и готовности персонала центра занятости населения с учетом имеющихся компетенций.
17. Возможны следующие виды взаимодействия с поставщиками услуг в целях предоставления комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна":
а) центр занятости населения предоставляет информационно-консультационный сервис, в рамках которого осуществляет консультирование по особенностям получения государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, предоставление бланков заявлений, помощь в заполнении заявления, в том числе при его подаче посредством единой цифровой платформы, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг или на иных официальных сайтах (электронных ресурсах), связанных с получением мер поддержки.
Данный вид взаимодействия подразумевает заключение соглашения с поставщиком услуг об информационном взаимодействии в рамках реализации центром занятости населения информационно-консультационного сервиса;
б) центр занятости населения обеспечивает возможность приема поставщиком услуг заявления от гражданина или работодателя и получения ими результата дополнительных услуг непосредственно в помещении центра занятости населения.
Данный вид взаимодействия подразумевает заключение соглашения с поставщиком об обеспечении возможности приема заявлений и передачи результата гражданину или работодателю.
18. Соглашения с поставщиками услуг могут быть заключены между центром занятости населения и поставщиком услуги или между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, и поставщиком услуги в зависимости от статуса поставщика услуг и/или наличия у центра занятости населения права на заключение соглашений.
19. Предоставление дополнительных услуг предпочтительно организовать через соглашение с уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Типовая форма соглашения об организации удаленного рабочего места МФЦ в центре занятости населения представлена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
В целях реализации режима "одного окна" в помещении центра занятости населения организуется удаленное рабочее место (места) сотрудника МФЦ. Допускается, что оператором данного рабочего места (мест) является сотрудник центра занятости населения. Техническое и материальное обеспечение рабочего места (мест) осуществляет центр занятости населения, в котором располагается удаленное рабочее место.
20. Оказание дополнительных услуг для работодателей, а также граждан, приступающих к началу предпринимательской деятельности, предпочтительно организовать через соглашение с фондом поддержки малого и среднего предпринимательства или иным оператором центров "Мой бизнес".
В целях реализации режима "одного окна" в помещении центра занятости населения организуется удаленное рабочее место (места) сотрудника центра "Мой бизнес". Допускается, что оператором данного рабочего места (мест) является сотрудник центра занятости населения. Техническое и материальное обеспечение рабочего места (мест) осуществляет центр занятости населения, в котором располагается удаленное рабочее место.
21. Порядок оказания комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна" утверждается нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения.
При проведении пилотирования комплексного обслуживания в рамках той или иной жизненной или бизнес-ситуации, а также отработки взаимодействия с поставщиком услуги до их массового введения указанный порядок может утверждаться приказом центра занятости населения.
22. Предоставление государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в рамках комплексного обслуживания граждан и работодателей подлежит учету. До введения на единой цифровой платформе функциональных возможностей ведения учета предоставления государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в рамках комплексов данный учет осуществляется в региональной информационной системе или ведется на бумажном носителе в специальном журнале.
23. Соглашениями с поставщиками услуг должен быть предусмотрен порядок проведения мониторинга и контроля качества оказываемых услуг и реализации взаимодействия сторон соглашения.
Мониторинг качества оказания услуг целесообразно проводить на основании мнений получателей услуг. При этом центр занятости населения должен сообщать поставщику услуг о наличии негативной обратной связи от потребителей и необходимости повышения качества оказания дополнительной услуги, а в случае непринятия поставщиком услуг мер по повышению качества оказания дополнительных услуг центр занятости населения вправе расторгнуть соглашение.
24. В целях организации на территории субъекта Российской Федерации или в отдельных центрах занятости населения предоставления государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципу "одного окна" рекомендуется реализовывать следующие основные шаги:
а) анализ ситуации и потребностей действующих и потенциальных клиентов центра занятости населения, анализ структуры клиентской базы;
б) определение жизненных ситуаций и бизнес-ситуаций, комплексное обслуживание при решении которых может быть востребовано клиентами, очередности разработки комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг, а также очередности подключения поставщиков услуг;
в) организация взаимодействия с поставщиками услуг:
определение перечня типов поставщиков услуг и состава дополнительных услуг;
разработка требований к поставщикам услуг;
разработка проектов соглашений;
разработка порядков предоставления дополнительных услуг;
заключение соглашений;
доработка (наладка) информационных систем в целях передачи сведений по заявителям и их учета;
г) подготовка и утверждение технологической карты (карт) оказания комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в соответствии с жизненной или бизнес-ситуацией;
д) организация предоставления дополнительных услуг в помещении центра занятости населения:
организация удаленных рабочих мест;
подготовка информационных материалов для граждан и работодателей;
доработка (наладка) учетной системы;
наладка системы управления электронной очередью;
наладка системы сбора обратной связи от получателей услуг;
е) мероприятия по кадровому обеспечению:
анализ кадрового состава центра занятости населения в разрезе числа специалистов по зонам и секторам в соответствии с потоком клиентов (в том числе, ожидаемым потоком клиентов в связи с предоставлением комплексов услуг и сервисов в соответствии с жизненными ситуациями и бизнес-ситуациями);
определение необходимости в сотрудниках, выполняющих функции в рамках оказания комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в соответствии с жизненными ситуациями и бизнес-ситуациями (цифровых консультантов, универсальных специалистов первичного приема, кураторов граждан и работодателей и других требуемых специальностей) и соответствующей ролевой модели;
в соответствии с выбранной ролевой моделью укомплектование штата необходимыми специалистами и/или перераспределение обязанностей между действующими сотрудниками;
разработка сценариев и скриптов, используемых сотрудниками в ходе предоставления государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг;
мероприятия по приобретению работниками необходимых компетенций в соответствии с выбранной ролевой моделью (обучение);
установление показателей эффективности и качества предоставления комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг;
ж) пилотная апробация предоставления комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в режиме "одного окна";
з) уточнение по итогам пилотной апробации разработанной документации, информационных материалов, при необходимости внесение изменений в технологические карты комплексов государственных услуг;
и) утверждение порядка оказания комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг по принципам жизненных и бизнес-ситуаций в режиме "одного окна" нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения (если не утверждался на этапе пилотной апробации);
к) подготовка и публикация регионального реестра жизненных и бизнес-ситуаций, в том числе реестра заключенных с поставщиками услуг соглашений;
л) запуск массового предоставления комплексов государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг в режиме "одного окна", информационное освещение события.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.