Решение Ульяновского областного суда от 3 февраля 2022 г. N 3а-16/2022
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Данилова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ф. о признании недействующим решения Ульяновской Городской Думы от 25 марта 2020 года N 23 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска",
установил:
Ульяновской Городской Думой 25 марта 2020 года было принято решение N 23 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска", которым 1) фрагмент приложения 1 в части территории земельного участка, расположенного на пересечении проспекта 50-летия ВЛКСМ и улицы Полбина (перед ДК "УАЗ") в Засвияжском районе города Ульяновска, изложен в редакции согласно приложению 1 к настоящему решению; 2) дополнен приложениями 47 - 49 (соответственно приложения 2 - 4 к настоящему решению.
Из содержания оспариваемого решения усматривается, что данным решением изменена функциональная зона в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:030406:77 под строящимся храмом и существующим временным храмом с "территорий зеленых насаждений общего пользования" на "территорию общественных центров с сопутствующей жилой застройкой".
Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Ульяновской Городской Думы от 25 марта 2020 года N 23 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска".
В обоснование заявленных требований Ф. указал, что оспариваемым решением земельный участок с кадастровым номером 73:24:030406:77, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, проспект 50-летия ВЛКСМ (севернее здания N 17) был исключен из зоны зеленых насаждений и переведен в зону делового, общественного и коммерческого назначения.
Администрацией г. Ульяновска 18 марта 2019 года было вынесено постановление N 500 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в Засвияжском районе г. Ульяновска", в соответствии с которым местной религиозной организации православному Приходу храма в честь Благоверного Великого Князя Н. г. Ульяновска Симбирской Епархии Русской Православной Церкви предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка - "религиозное использование".
Однако указанный земельный участок является продолжением сквера, расположенного на ул. Полбина, переходящего в парк "Семья", на нем имеется древесно-кустарниковая растительность: 2 аллеи лип, возрастом 40 - 50 лет, зеленые насаждения и туи. Снос зеленых насаждений влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Исключение указанного земельного участка из зоны зеленых насаждений проведено с нарушениями действующего законодательства. Оспариваемое решение принято в нарушение пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что земельные участки общего пользования, занятые, в том числе, скверами, не подлежат приватизации. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушены положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" о праве граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ч. 1 ст. 11), в части соблюдения принципа обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
В связи с тем, что Ф. не обеспечена в судебное заседание явка представителя, имеющего высшее юридическое образование, он не был допущен к участию в судебном заседании.
Представитель Ульяновской Городской Думы Г. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска Ф. отказать, пояснив, что оспариваемое решение было принято Ульяновской Городской Думой в соответствии с полномочиями, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации, с соблюдением установленных законом процедур принятия, включая проведение общественных обсуждений, и опубликования, не противоречит действующему земельному и градостроительному законодательству.
В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Б. просила оставить административный иск Ф. без удовлетворения, ссылаясь на то, что при принятии оспариваемого решения нарушений требований законодательства допущено не было. В ходе судебного разбирательства не нашло свое подтверждение несоответствие оспариваемого решения правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Представители Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, Местной религиозной организации православный Приход храма в часть Благоверного Великого Князя Н. г. Ульяновска Симбирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
В силу части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Статьей 24 ГрК РФ определено, что генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (ч. 1).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 1 Устава МО "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года N 119, муниципальное образование "город Ульяновск" является городским округом.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 24 Устава МО "Город Ульяновск" Городская Дума является представительным органом города Ульяновска. Городская Дума состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Количественный состав Городской Думы - 40 депутатов.
Городская Дума является правомочной при условии избрания не менее двух третей от установленного настоящим Уставом числа депутатов.
Заседание Ульяновской Городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от избранного числа депутатов.
В силу подпункта 1 части 1 ст. 28 Устава МО "город Ульяновск" принятие генерального плана города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции Городской Думы.
Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Ульяновска.
Решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования "город Ульяновск", принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы, если иное не установлено законодательством (ст. 29 Устава МО "город Ульяновск").
В силу статьи 10 Устава муниципального образования "город Ульяновск" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 30 дней со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не установлено муниципальным нормативным правовым актом (соглашением). Официальное опубликование (обнародование) должно быть произведено не позднее 10 дней со дня принятия муниципального нормативного правового акта (заключения соглашения), если иной срок не установлен частью 4 статьи 7 настоящего Устава.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Ульяновск сегодня".
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления муниципального образования "город Ульяновск" вправе также использовать сетевое издание "Ульяновск сегодня. Официальный портал города Ульяновска" (свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ N ФС 77-72075 от 29.12.2017), имеющее доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") "ultoday73.ru". В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в указанном официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в газете "Ульяновск сегодня" могут не приводиться.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 27 июня 2007 года Ульяновской Городской Думой было принято решение N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска". Данное решение истцом не оспаривается.
25 марта 2020 года Ульяновской Городской Думой было принято решение N 23 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении генерального плана города Ульяновска", которое является предметом оспаривания в настоящем деле.
Из выписки из протокола очередного заседания Ульяновской Городской Думы от 25 марта 2020 года N 90 усматривается, что в голосовании по данному решению приняло участие 28 депутатов, присутствовавших в зале заседания и зарегистрированных для участия в голосовании, и 6 депутатов, оставивших письменное заявление и проголосовавший "за" представленный проект решения.
Решение принято большинством голосов: 30 депутатов - "за", 3 депутата - "против" и 1 депутат - "воздержавшийся".
Решение Ульяновской Городской Думы N 23 от 25 марта 2020 года опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 31 марта 2020 года N 27.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение принято уполномоченным органом, в надлежащей форме, порядок его опубликования соблюден.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов общественных обсуждений по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Обязательными приложениями к проектам генерального плана являются протоколы общественных обсуждений по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа в сети "Интернет" (часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедура подготовки нормативного правового акта в данном случае также соблюдена.
10 октября 2019 года администрацией города Ульяновска было принято постановление N 1979 "О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска". Данное постановление опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 15 октября 2019 года N 9(1952) и размещено на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14 октября 2019 года.
18 октября 2019 года Главой города Ульяновска было принято постановление N 287 "О проведении общественных обсуждений проекта решения Ульяновской Городской Думы "О внесении изменения в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального план города Ульяновска". Данным постановлением утверждено оповещение о начале общественных обсуждений.
Данное постановление вместе с текстом оповещения опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" от 22 октября 2019 года N 99 (1954) и размещено на официальном сайте администрации г. Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18 октября 2019 года.
При этом в оповещении о проведении общественных обсуждений были указаны срок их проведения, время и место проведения экспозиции проекта, а также сроки и способы направления замечаний и предложений относительно проекта.
Материалы проекта опубликованы в газете "Ульяновск сегодня" от 29 октября 2019 года N 102 и размещены на официальном сайте администрации г. Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Общественные обсуждения были проведены в период с 22 октября по 29 ноября 2019 года. По результатам общественных обсуждений составлен протокол общественных обсуждений N 16 от 3 декабря 2019 года и вынесено заключение о результатах общественных обсуждений от 5 декабря 2019 года, которое опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 6 декабря 2019 года N 114 и размещено на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, общественные обсуждения были проведены в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения об общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2018 года N 93.
На проект решения были получены положительные заключения прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Общественной палаты муниципального образования "город Ульяновск".
Письмом Главы города Ульяновска от 25 декабря 2019 года N 16317-01 проект оспариваемого решения внесен в Ульяновскую Городскую Думу.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия решения.
Доводы административного истца в письменных пояснениях о нарушении порядка проведения общественных обсуждений и процедуры принятия оспариваемого решения являются несостоятельными и опровергаются исследованными материалами дела, подтверждающими вышеуказанные установленные судом обстоятельства.
Доводы административного иска о нарушении при принятии оспариваемого решения норм Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положения), утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года N 372, не могут быть признаны обоснованными.
Согласно статье 32 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" проведение оценки воздействия на окружающую среду предусмотрено в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от того, предусмотрено ли в отношении указанной деятельности проведение государственной экологической экспертизы. Из пункта 2.2 Положения следует, что проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу.
Таким образом, указанные нормативные правовые акты не предусматривают требование о проведении оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду при принятии решения о внесении изменений в основополагающий документ территориального планирования муниципального образования - в генеральный план.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Оспариваемым решением изменена функциональная зона в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:030406:77, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, проспект 50-летия ВЛКСМ (севернее здания N 17) под строящимся православным храмом на 590 человек и существующим временным храмом с "территории зеленых насаждений общего пользования" на "территорию общественных центров с сопутствующей жилой застройкой". Указанный земельный участок расположен на пересечении улиц Полбина и проспекта 50-летия ВЛКСМ, восточнее парка "Семья" в Засвияжском районе города Ульяновска.
Как следует из системного анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение представительным органом местного самоуправления территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, карту функциональных зон городского округа. На карте функциональных зон городского округа отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (части 3 и 5 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать как права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, так и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами иных лиц.
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Как следует из материалов дела, изменение функционального назначения спорной территории было обусловлено решением о возведении православного храма на 590 человек на земельном участке, на котором находится временный деревянный храм Н., площадь которого не обеспечивает возможности православным жителям данного района реализовывать свои права на участие в совершении богослужений и в религиозных обрядах.
Оспариваемое решение принято с целью соблюдения баланса интересов как верующих жителей данного района, так и граждан, выступающих в защиту сохранения зеленых насаждений.
Из представленных документов следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 73:24:030406:77 составляет 4296 кв. м, при возведении православного храма предусмотрен снос только 5 зеленых насаждений (туй) и проведение компенсационных посадок зеленых насаждений в количестве 50 шт. (туй или более ценных пород деревьев) в расположенном в непосредственной близости от спорного участка парке "Семья".
С учетом указанных обстоятельств суд считает несостоятельными доводы Ф. о нарушении его права на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установление функциональной зоны "территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой" на земельном участке с кадастровым номером 73:24:030406:77 с целью возведения православного храма не противоречит положениям статей 23, 24 ГрК РФ и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание соблюдение Ульяновской Городской Думой порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого решения, соответствие оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обеспечение органом местного самоуправления при регламентации градостроительной деятельности баланса публичных и частных интересов, суд в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований Ф.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ф. о признании недействующим решения Ульяновской Городской Думы от 25 марта 2020 года N 23 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
О.Е. Кинчарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 3 февраля 2022 г. N 3а-16/2022
Текст решения опубликован не был