Решение Ульяновского областного суда от 9 февраля 2022 г. N 3а-43/2022
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Трифоновой Т.П.,
при секретаре Ш.,
с участием прокурора Данилова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим пункта 9127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-пр от 11 ноября 2020 года,
установил:
11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 245-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также приказ N 245-пр).
Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, (далее - Перечень), являющийся приложением к приказу.
М. обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия пункт 9127 Перечня, которым в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год включено принадлежащее ей помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** в которой услуги оказывают ООО *** и ИП И. Из информации, содержащейся на официальном сайте https://labiosthetique73.ru/, следует, что в клинике оказываются следующие услуги: инъекционное омоложение, инъекционная косметология, аппаратные процедуры по лицу, аппаратные процедуры по телу, лазерные методики, эстетическая косметология, массажи, обертывания, удаление новообразований, трихология. Данные виды услуг не являются медицинскими, а относятся к услугам в области культурно-оздоровительной деятельности (код 96.04.10), и прочим косметическим услугам (код 96.02.19).
Кроме того, по сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО *** является "96.90 Деятельность в области медицины прочая", дополнительными видами деятельности являются "47.75.1 Торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла в специализированных магазинах", "86.90 деятельность массажных салонов", "96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты".
Основным видом деятельности ИП И. является "47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах", дополнительным видом деятельности - "96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты".
Включение спорного помещения в Перечень было обоснованным, поскольку оно используется для осуществления коммерческой деятельности в целях торговли и оказания бытовых услуг.
21 октября 2021 года М. обращалась в Министерство с заявлением об определении вида фактического использования спорного помещения. По результатам рассмотрения данного заявления Комиссия приняла единогласное решение о соответствии помещения критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ. В связи с этим истцу было отказано в исключении помещения Перечня.
Заслушав пояснения участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 г. N 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 г.) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту "а" пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).
Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ N 245-пр от 11 ноября 2020 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2021 год.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Ульяновская правда" N 85 (24.359) от 17 ноября 2020 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Пунктом 9127 Перечня, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-пр от 11 ноября 2020 года в Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** площадью 168 кв. м, сособственниками которого по 1/2 доли каждая являются М. и И.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Вместе с тем суд не может согласиться с правомерностью включения объекта спорного нежилого помещения в Перечень, поскольку он не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" (в редакции до изменений, внесенных законом Ульяновской области от 26.11.2021 N 135-ЗО) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров (статья 1.1 названного регионального закона).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. N 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сведений из иных источников информации.
По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение может быть признано объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Самостоятельным основанием для признания нежилого помещения объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, является фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в обоих случаях площадь нежилого помещения должна составлять 150 кв. м и более.
Из материалов дела следует, что М. и И. являются собственниками (по 1/2 долей каждая) нежилого помещения общей площадью 168 кв. м, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***.
По сведениям ЕГРН назначение помещения - нежилое. Помещение расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером ***, который в свою очередь находится на земельном участке с кадастровым номером ***, с видом разрешенного использования - многоквартирный жилой дом.
Согласно плану недвижимого имущества (с описание), составленному по состоянию на 20 декабря 2005 года, в нежилом помещении располагаются помещения со следующими техническими характеристиками: в подвале - подсобные, коридор; на 1 этаже - 5 кабинетов, подсобная, фойе, коридор, кладовая, санузел.
Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, ни наименование здания, в котором располагается спорное нежилое помещение, ни документы технической инвентаризации не позволяли отнести спорное нежилое помещение к объектам налогообложения, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривали размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В связи с вышеизложенным, спорное нежилое помещение могло быть включено в Перечень при установлении фактического использования не менее 20% его площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем осмотр нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня уполномоченным органом не проводился, доказательств обратного суду не представлено.
Из материалов дела следует, что в октябре 2021 года М. обращалась в Министерство с заявлением об определении вида фактического использования принадлежащего ей на праве общей долевой собственности здания. При этом Комиссия пришла к выводу о том, помещение соответствует критериям, установленным в ст. 378.2 НК РФ, поскольку в помещении располагается клиника косметологии *** где оказываются косметические услуги, услуги в области физкультурно-оздоровительной деятельности, а также осуществляется розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами.
Вместе с тем фактическое обследование помещения по ул. *** Министерством по состоянию на октября 2021 года также не проводилось. Приложенная к выписке из протокола заседания Комиссии фотография салона красоты *** с перечисленными на вывеске оказываемыми в данном салоне красоты косметическими и парикмахерскими услугами, представляет собой фотографию помещения на ул. *** а не спорного нежилого помещения ***, где располагается клиника косметологии.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 N 2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" к бытовым услугам относятся косметические услуги (код 96.02.2).
Косметические услуги включают в себя: услуги по простому и сложному гриму лица, макияжу; окраска бровей и ресниц, коррекция формы бровей, наращивание ресниц, завивка ресниц; косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств; гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж; косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода; маникюрные услуги; комплексный уход за кожей кистей рук; наращивание ногтей; педикюрные услуги; комплексный уход за кожей стоп; предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.
Согласно "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) деятельность в области косметологии (код 86.22.1) относится к услугам в области здравоохранения и включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в рамках лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма.
Таким образом, понятие "косметические" и "косметологические" услуги не являются идентичными.
Приказом Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2012 года N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология". Согласно данному Порядку медицинская помощь по профилю "косметология" оказывается врачом-косметологом. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.
Этим же приказом утверждено Положение об организации деятельности кабинета аппаратных методов лечения в косметологии. В Кабинете осуществляются процедуры с использованием аппаратных методов лечения (дарсонвализация, лечение широкополосным импульсным светом, лазерное воздействие на покровные ткани, магнитотерапия, микротоковая терапия, радиочастотное воздействие, фонофорез, электромиостимуляция, электрофорез, ультрафиолетовое облучение тканей).
Из материалов дела следует, что нежилое помещение по ***, с 1 декабря 2020 года находится в безвозмездном пользовании у ООО *** учредителями которого являются М. и И. Данное общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе, при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии, физиотерапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дерматовенерологии, косметологии, физиотерапии.
В штатном расписании ООО *** кроме руководящих и административных должностей имеются только медицинские должности - главный врач, врач-дерматовенеролог, врач-косметолог, врач-физиотерапевт, медицинская сестра, медицинская сестра по косметологии, медицинская сестра (брат) по массажу, медицинская сестра по физиотерапии, старшая медицинская сестра.
Основным видом деятельности в нежилом помещении по ***, является предоставление услуг по косметологии.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставляемая в спорном помещении услуга по лазерному удалению волос относится к косметическим услугам, являются несостоятельными.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 804н (далее - Приказ), утверждена номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
В разделе "A" Номенклатуры под кодом A14.01.013 поименована медицинская услуга "Проведение эпиляции". (Эпиляция - это полное удаление волосков с одновременным разрушением луковиц). Таким образом, лазерная эпиляция относится к услугам косметологии и, соответственно, представляет собой медицинскую услугу.
Правомерность включения услуги по эпиляции в номенклатуру медицинских услуг была предметом судебного спора.
Решением Верховного Суда РФ от 10 октября 2019 года N АКПИ19-639 в удовлетворении требований о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг в части включения в нее услуги "проведение эпиляции" было отказано.
Доводы представителя ответчика о том, что оказываемые в спорном помещении согласно рекламному щиту на входе в клинику услуги по похудению относятся к бытовым услугам, а также осуществляется продажа косметических средств, не подтверждают правомерность отнесения спорного нежилого помещения к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 НК РФ.
Как уже было указано выше, на момент утверждения Перечня фактическое использование спорного нежилого помещения ответчиком не производилось, доказательств использования не менее 20% его площади, что составляет 33,6 кв. м, для оказания бытовых услуг и осуществления торговой деятельности суду не представлено.
Вместе с тем истцом представлен в судебное заседание технический паспорт спорного помещения, составленный по состоянию на 23 июня 2021 года. Данный паспорт подтверждает проведение перепланировки помещения. Согласно данному паспорту общая площадь помещения составляет 162,1 кв. м, из которых 84,1 кв. м занято под косметический салон, 78 кв. м - составляет служебная площадь. Согласно экспликации к плану строения на 1 этаже помещения имеется два косметических кабинета площадью 9,2 и 11,5 кв. м (помещения N 9, 10). Исходя из наименования указанных кабинетов, они предназначены для оказания косметических услуг, то есть услуг бытового назначения. Вместе с тем площадь данных кабинетов составляет менее 20% от площади всего помещения.
Таким образом, нежилое помещение по *** *** не соответствуют критериям, перечисленным в статьей 378.2 НК Ф, в связи с чем оснований для его включения в Перечень не имелось.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление М. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 9127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-пр от 11 ноября 2020 года.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Ульяновская правда".
Взыскать с Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в пользу М. расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.П. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 9 февраля 2022 г. N 3а-43/2022
Текст решения опубликован не был