Межведомственный комплексный план мероприятий
по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц
N п/п |
Мероприятие |
Ответственные исполнители (по согласованию) |
Ожидаемый результат |
||
2022 - 2027 годы |
2030 год |
||||
I. |
Развитие системы профориентационной работы и обеспечение доступности приема на образовательные программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
||||
I.1. |
Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
||||
I.1.1. |
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих меры по расширению возможностей для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) |
Минобрнауки России |
2022 - 2024 годы - разработаны и (или) актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, методические рекомендации, в том числе:1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 (2022 год);2. Разъяснения об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, направленные письмом Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07 (2022 год);3. Единые критерии оценки инклюзивной образовательной организации в сфере общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования (2023 год);4. Типовая модель инклюзивной образовательной организации (2023 год);5. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 (2022 год) |
2030 год - обеспечено гарантированное законодательством Российской Федерации право обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на качественное доступное образование |
|
Минпросвещения России | |||||
Минздрав России | |||||
Минтруд России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
I.1.2. |
Организация разработки профессионального стандарта "Профконсультант" |
Минтруд России |
2022 год - разработан профессиональный стандарт "Профконсультант".2023 год - утвержден профессиональный стандарт "Профконсультант" |
2030 год - не менее чем в 30% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в штатное расписание введена должность "Профконсультант" |
|
Минобрнауки России | |||||
Минпросвещения России | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
I.1.3. |
Включение критериев по созданию специальных условий инклюзивного образования в показатели эффективности деятельности руководителя вуза |
Минобрнауки России |
2022 год - разработаны показатели эффективности деятельности руководителя образовательной организации высшего образования в части повышения доступности и качества высшего образования (включая ежегодный прирост численности принятых инвалидов на обучение, в том числе посредством заполнения бюджетных мест, выделяемых в рамках особой квоты для приема на образовательные программы высшего образования) |
|
|
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
2023 год - осуществлено внедрение показателей эффективности деятельности руководителя образовательной организации высшего образования в части создания специальных условий для инклюзивного образования и реализации мероприятий по приему и обучению инвалидов в вузе | |||||
I.1.4. |
Разработка порядка выдачи образовательного сертификата, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры |
Субъекты Российской Федерации |
2022 год - разработка порядка выдачи образовательного сертификата, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" |
2030 год - внедрение разработанного порядка не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации |
|
Минобрнауки России | |||||
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
2023 год - апробация разработанного порядка не менее чем в 1 субъекте Российской Федерации (Новосибирская область)2024 год - апробация разработанного порядка не менее чем в 2 субъектах Российской Федерации (Новосибирская область и Пензенская область) | |||||
2027 год - внедрение разработанного порядка не менее чем в 8 субъектах Российской Федерации | |||||
I.1.5. |
Разработка эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования |
Минобрнауки России |
2022 год - разработка проекта эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования в контексте требований абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включающей методику расчета стоимости и повышающих коэффициентов к нормативному финансированию обучения студентов с инвалидностью в вузах, а также предложений по механизму целевого финансирования с учетом потребностей вузов |
2030 год - внедрение и обеспечение функционирования разработанной модель не менее чем в 70% образовательных организациях высшего образования |
|
Минфин России | |||||
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Апробация разработанной модели в образовательных организациях высшего образования:2023 год - не менее 10% вузов,2024 год - не менее 30% вузов,2027 год - не менее 50% вузов | |||||
I.2. |
Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования |
||||
I.2.1. |
Включение мероприятий инфраструктурной и кадровой политики, направленных на развитие условий доступности для инвалидов и лиц е ОВЗ, в программы развития вузов |
Минобрнауки России |
Количество образовательных организаций высшего образования, которые включили в программы развития мероприятия инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ:2022 год - не менее 20%,2023 год - не менее 40%,2024 год - не менее 60%,2027 год - не менее 75% |
2030 год - 100% образовательных организаций высшего образования включили в программы развития мероприятия инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
I.2.2. |
Совершенствование статистического инструментария мониторинга международной деятельности вузов |
Минобрнауки России |
2023 год - обеспечено изменение форм федерального статистического наблюдения (Форма N 1-Мониторинг-МД) для получения данных о численности обучающихся инвалидов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства |
2030 год - обеспечен ежегодный сбор актуальных статистических данных о численности обучающихся инвалидов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства |
|
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
I.2.3. |
Развитие системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с ОВЗ |
Минпросвещения России |
Обеспечено взаимодействие базовых профессиональных образовательных организаций в системе среднего профессионального образования (далее - БПОО), ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального и высшего образования (далее - РУМЦ СПО, РУМЦ ВО), и вузов-партнеров с ПМПК в субъектах Российской Федерации, в том числе для работы в качестве экспертов при проведении обследований при определении необходимых специальных условий, создаваемых при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения:2022 год - в 30 субъектах,2023 год - в 40 субъектах,2024 год - в 50 субъектах,2027 год - в 70 субъектах |
2030 год - в 85 субъектах Российской Федерации обеспечено взаимодействие БПОО, РУМЦ СПО, РУМЦ ВО и вузов-партнеров с ПМПК |
|
Минобрнауки России | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
I.2.4. |
Повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала профессиональных образовательных организаций |
Минпросвещения России |
Ежегодное повышение квалификации педагогических работников по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ для обеспечения индивидуальной профориентационной работы |
2030 год - не менее 15 000 преподавателей и сотрудников вузов прошли обучение по программам повышения квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ для обеспечения индивидуальной профориентационной работы (нарастающим итоговом) |
|
Минобрнауки России | |||||
Субъекты Российской Федерации |
2022 - 2024 годы - проведено повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг в сфере образования:2022 год - 800 человек,2023 год - 1 200 человек,2024 год - 1 600 человек,2027 год - 1 800 человек |
||||
Всероссийские общественные организации инвалидов | |||||
2030 год - не менее 2 000 педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала прошли повышение квалификации по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ | |||||
Проведено повышение квалификации педагогических работников и представителей общественных организаций инвалидов и иных организаций по вопросам проведения конкурсов "Абилимпикс (нарастающим итогом):2022 год - 5 000 человек,2023 год - 6 000 человек,2024 год - 7 000 человек,2027 год - 9 000 человек | |||||
2030 год - подготовлено 12 000 экспертов конкурсов "Абилимпикс" различного уровня (национальных, региональных) | |||||
Подготовлены педагогические работники, обладающие компетенциями в области тифлокомментирования, нарастающим итогом:2022 год - 85 человек,2023 год - 120 человек,2024 год - 170 человек,2027 год - 250 человек | |||||
2030 год - подготовлено 500 педагогических работников, обладающих компетенциями в области тифлокомментирования | |||||
2022 год - разработаны методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому сопровождению студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования | |||||
I.2.5. |
Повышение квалификации экспертов, участвующих в контрольно-надзорных мероприятиях |
Рособрнадзор |
Ежегодное проведение мероприятий по повышению квалификации экспертов, участвующих в контрольно-надзорных мероприятиях, по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ |
- |
|
Субъекты Российской Федерации | |||||
I.3. |
Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию |
||||
I.3.1. |
Развитие функционала официального интернет-портала государственных услуг |
Минцифры России |
2024 год - внедрение тестовой версии по предоставлению пользователям официального интернет-портала государственных услуг информации о доступности образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в разрезе нозологий |
2030 год - обеспечение доступа для пользователей официального интернет-портала государственных услуг к информации о доступности образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в разрезе нозологий, е учетом на портале информации от 100% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования |
|
Минобрнауки России | |||||
Минпросвещения России | |||||
I.3.2. |
Развитие и функционирование портала Инклюзивноеобразование.рф |
Минобрнауки России |
2022 - 2027 годы - ежегодный прирост средней ежедневной посещаемости портала на 5% |
2030 год - увеличение средней посещаемости портала на 30% |
|
Минпросвещения России |
2022 год - разработка на Портале Инклюзивноеобразование.рф инструментария по профессиональному тестированию и включение в функционал портала автоматической выгрузки информации о рекомендуемых направлениях подготовки и образовательных организациях высшего образования |
Обеспечение интеграции портала Инклюзивноеобразование.рф с сервисами Работа в России, Портал волонтеров, Поступи онлайн и др. |
|||
Минцифры России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
I.3.3. |
Обеспечение информирования всех заинтересованных сторон о получении СПО и ПО инвалидами и лицами с ОВЗ |
Минпросвещения России |
Обеспечена консультационно-методическая работа на базе БПОО субъектов Российской Федерации по популяризации получения СПО и ПО посредством проведения вебинаров, семинаров, конференций для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, представителей образовательных организаций |
Ежегодное проведение вебинаров, семинаров, конференций и издания методических пособий для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, представителей образовательных организаций: 2030 год - 300 мероприятий проведено БПОО субъектов Российской Федерации |
|
Субъекты Российской Федерации | |||||
Количество мероприятий в год от БПОО субъектов Российской Федерации по популяризации получения СПО и ПО посредством проведения вебинаров, семинаров, конференций для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей:2022 год - не менее 150 мероприятий,2023 год - не менее 200 мероприятий,2024 год - не менее 250 мероприятий |
Ежегодное издание методических пособий по вопросам приема в ПОО, обучения по программам СПО, ПО и ДПО профориентации, методики и технологии СПО и ПО, трудоустройства, трансляции лучших практик для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей: 2030 год - 80 методических пособий от РУМЦ СПО субъектов Российской Федерации |
||||
Количество методических пособий по вопросам приема в ПОО, обучения и реализации программ СПО, ПО и ДПО, профориентации, методики и технологии СПО и ПО, трудоустройства, трансляции лучших практик для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, разработанных РУМЦ СПО:2022 год - не менее 40,2023 год - не менее 50,2024 год - не менее 55 |
2030 год - функционирует единый информационный ресурс, содержащий информацию о возможностях получения среднего профессионального образования и профессионального обучения, о профориентационных мероприятиях в 85 субъектах Российской Федерации |
||||
2024 год - создан единый информационный ресурс, содержащий информацию о возможностях получения среднего профессионального образования и профессионального обучения, о профориентационных мероприятиях в субъектах Российской Федерации |
|
||||
I.3.4. |
Повышение уровня информационной осведомленности лиц с инвалидностью (включая детей-инвалидов) и их родителей (законных представителей) о возможностях получения СПО, ПО, ВО и конкурсном движении "Абилимпикс" |
Минпросвещения России |
2022 - 2027 годы - функционирование и актуализация информации на официальном сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию, страниц БПОО и РУМЦ СПО на сайтах ПОО, ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах2024 год - увеличение числа посещений официального сайта до 300 в день, увеличение подписчиков в социальных сетях - до 10 000, |
2030 год - функционирование и актуализация информации на официальном сайте ФМЦИО, страниц БПОО и РУМЦ СПО на сайтах ПОО, ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах; увеличение числа посещений официального сайта - до 600 в день; увеличение подписчиков в социальных сетях - до 30 000.Ежегодная актуализация 100% сайтов и социальных сетей образовательных организаций высшего образования по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
Минобрнауки России | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
2027 год - увеличение числа посещений официального сайта - до 400 в день, увеличение подписчиков в социальных сетях - до 20 000 | |||||
Функционирование и актуализация информации на официальном сайте "Абилимпикс", ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах:2024 год - увеличение подписчиков в социальных сетях до 18 000, 2027 год - увеличение подписчиков в социальных сетях до 25 000 | |||||
I.3.5. |
Формирование банка видеопаспортов доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ |
Минобрнауки России |
Количество вузов, в которых созданы модельные образцы видеопаспортов о доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ:2022 год - в 21 вузе,2023 год - не менее чем в 30% вузов,2024 год - не менее чем в 40% вузов,2027 год - не менее чем в 60% вузов |
2030 год - создан банк видеопаспортов о доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ с охватом не менее чем 80% вузов |
|
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
I.4. |
Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований |
||||
I.4.1. |
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований |
Минобрнауки России |
Численность выпускников общеобразовательных организаций и среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, прошедших индивидуальные траектории профессиональной ориентации на основе средств профессиональной диагностики с учетом нозологий (нарастающим итогом):2022 год - не менее 5 500 выпускников,2023 год - не менее 6 500 выпускников,2024 год - не менее 7 500 выпускников,2027 год - не менее 8 500 выпускников |
2030 год - не менее 10 500 выпускников общеобразовательных организаций и среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, прошедших индивидуальные траектории профессиональной ориентации на основе средств профессиональной диагностики с учетом нозологий (нарастающим итогом), не менее 30 000 школьников, принявших участие в профориентационных мероприятиях в рамках конкурсов "Абилимпикс" (нарастающим итогом) |
|
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Численность школьников, принявших участие в профориентационных мероприятиях в рамках конкурсов "Абилимпикс" (нарастающим итогом):2022 год - не менее 22 000 человек,2023 год - не менее 22 000 человек,2024 год - не менее 23 000 человек,2027 год - не менее 27 000 человек |
Обеспечено 100% заполнение мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках особой квоты, предусмотренной частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
||||
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках особой квоты, предусмотренной частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе включающего мероприятия по совершенствованию деятельности подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования, отбираемых в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7 октября 2020 г. N 1276:2022 - 2023 годы - разработка комплекса мер и его апробация в вузах сети РУМЦ ВО;2024 год - реализация комплекса мер в системе высшего образования | |||||
I.4.2. |
Обеспечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями, направленными на привлекательность высшего образования |
Минпросвещения России |
Обеспечено ежегодное проведение в рамках государственной программы "Доступная среда" мероприятия "Национальный Фестиваль науки и творчества для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ" (далее - Фестиваль), в рамках которого предусмотрены региональный и национальный этапы по направлениям:- конкурсы учебно-исследовательских и проектных работ среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;- предметные и метапредметные олимпиады среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ |
2030 год - не менее 10 000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в конкурсах Фестиваля (нарастающим итогом) |
|
Минобрнауки России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в региональных этапах Фестиваля, от каждого федерального округа Российской Федерации:2030 год - не менее 300 | |||||
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в конкурсах Фестиваля (с нарастающим итогом):2022 год - не менее 1 000,2023 год - не менее 2 500,2024 год - не менее 4 000 | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в региональных этапах Фестиваля, от каждого федерального округа Российской Федерации:2022 год - не менее 50,2023 год - не менее 75,2024 год - не менее 100 | |||||
I.4.4. |
Обеспечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями и обеспечение обучающихся с инвалидностью образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении профориентационными мероприятиями |
Минпросвещения России |
Обеспечен охват профориентационной работой обучающихся с инвалидностью 6 - 11 классов общеобразовательных организаций Доля обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных БПОО субъектов Российской Федерации, от общего числа обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ:2022 год - не менее 30%,2023 год - не менее 35%,2024 год - не менее 40%,2027 год - не менее 55% |
2030 год - не менее 70% обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных БПОО субъектов Российской Федерации, от общего числа обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ |
|
Субъекты Российской Федерации | |||||
2030 год - обеспечен охват профориентационной работой не менее 50% обучающихся образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении, профориентационными мероприятиями от общего числа данной категории | |||||
Обеспечен охват профориентационной работой обучающихся образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении, профориентационными мероприятиями от общего числа данной категории:2022 год - не менее 10%,2023 год - не менее 15%,2024 год - не менее 20%,2027 год - не менее 35% | |||||
Доля участников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в проекте "Билет в будущее", от общего количества участников профориентационных мероприятий проекта "Билет в будущее":2022 год - 4%,2023 год - 5%,2024 год - 6%,2027 год - 8% | |||||
2030 год - доля участников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в проекте "Билет в будущее", от общего количества участников профориентационных мероприятий проекта "Билет в будущее" составляет 10% | |||||
I.4.5. |
Организационно-методическое сопровождение инклюзивных профориентационных смен |
Минпросвещения России |
Разработаны методические рекомендации по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен. Типовая модель инклюзивных профориентационных смен апробирована на площадках организаций детского отдыха и иных организациях:2022 год - в 10 субъектах Российской Федерации,2023 год - в 30 субъектах Российской Федерации,2024 год - в 45 субъектах Российской Федерации |
2030 год - реализуются инклюзивные профориентационные программы смен в 60 субъектах Российской Федерации |
|
Субъекты Российской Федерации | |||||
Всероссийские детские центры "Орленок", "Океан", "Смена", международный детский центр "Артек" | |||||
Инклюзивные профориентационные программы смен реализуются в субъектах Российской Федерации:2024 год - в 45 субъектах Российской Федерации,2027 год - в 50 субъектах Российской Федерации | |||||
I.4.6. |
Выявление и тиражирование эффективных практик инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ |
Минобрнауки России |
Проведены конкурсы эффективных управленческих и социальных практик инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, в которых численность участников:2022 год - не менее 200 чел.,2023 год - не менее 300 чел.,2024 год - не менее 600 чел. |
2030 год - не менее 60% организаций среднего профессионального и высшего образования, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ, используют эффективные управленческие и социальные практики |
|
Минпросвещения России | |||||
Агентство стратегических инициатив (АСИ) | |||||
Субъекты Российской Федерации |
Проведено обучение руководителей, специалистов, преподавателей образовательных организаций доказательному подходу в социальной сфере:2022 год - не менее 500 чел.,2023 год - не менее 1 000 чел.,2024 год - не менее 1 500 чел |
2030 год - не менее 90 эффективных управленческих и социальных практик в сфере инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью размещены для тиражирования на СМАРТЕКе (АСИ) |
|||
Оформление эффективных управленческих и социальных практик в соответствии со Стандартом доказательности социальных практик и размещено на СМАРТЕКе (АСИ) для тиражирования:2022 год - не менее 30,2023 год - не менее 40,2024 год - не менее 60 | |||||
Ежегодное проведение конкурсов на выявление и тиражирование эффективных управленческих и социальных практик инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ (не менее 1 конкурса управленческих практик и 1 конкурса социальных практик) | |||||
2024 год - не менее 30% организаций среднего профессионального и высшего образования, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ, используют эффективные управленческие и социальные практики | |||||
Ежегодное проведение обучающего вебинара для участников и экспертов конкурсов | |||||
Ежегодное проведение обучающих вебинаров для преподавателей профессиональных образовательных организаций (не менее 2 раз в год) | |||||
Ежегодное проведение вебинаров по организационно-методической поддержке тиражирования и внедрению эффективных управленческих и социальных практик в деятельность образовательных организаций (не менее 2 раз в год) | |||||
I.4.7. |
Разработка методики и проведение общероссийского исследования по анализу потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ОВЗ для получения профессионального образования |
Минобрнауки России |
2022 год - разработана методика общероссийского исследования по анализу потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для получения профессионального образования, а также с целью изучения структуры выпуска инвалидов и лиц с ОВЗ из образовательных организаций в разрезе групп инвалидности, определения процента поступлений каждой категории по группам инвалидности на программы профессионального обучения, программы СПО, программы ВО и анализа причин не продолжать получение образования на следующем уровне (далее - исследования). Апробация разработанной методики исследования на базе 2 пилотных субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Костромская область) |
2030 год - проведение исследования в 85 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом) и разработка информационно-методических материалов на основе полученных итогов |
|
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
2024 год - актуализация методики общероссийского исследования и его проведение в 10 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом) | |||||
2027 год - проведение исследования в 40 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом) | |||||
II. |
Внедрение лучших практик профессионального образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ |
||||
II.1. |
Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ |
||||
II.1.1. |
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие специальных условий обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ |
Минобрнауки России |
2022 - 2024 годы - разработаны и актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе: о порядке и случаях перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное в части защиты прав инвалидов |
2030 год - актуализация правовых регламентов и документов, обеспечивающих гарантии доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, связанных с нормами, утвержденными новой редакцией Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки, а также оказания им при этом необходимой помощи |
|
Минпросвещения России | |||||
Минздрав России | |||||
Минтруд России | |||||
II.1.2. |
Уточнение перечня специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях, и разработка рекомендаций по нормированию их труда |
Минпросвещения России |
2023 год - осуществлено уточнение перечня специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях. На основе уточненного перечня скорректирован перечень должностей раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 год N 1н 2024 год - осуществлена разработка рекомендаций по нормированию труда специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях |
2030 год - 100% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования разработали порядок кадрового обеспечения в части комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов |
|
Минобрнауки России | |||||
Минтруд России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
II.2. |
Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования |
||||
II.2.1. |
Развитие федеральной сети РУМЦ ВО |
Минобрнауки России |
Доля образовательных организаций высшего образования, которые вовлечены в партнерскую сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования:2022 год - не менее 50%,2023 год - не менее 60%,2024 год - не менее 70%,2027 год - не менее 80% |
2030 год - не менее 90% образовательных организаций высшего образования вовлечены в партнерскую сеть РУМЦ ВО |
|
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Модернизована роль сети РУМЦ среди вузов-партнеров как центров, обеспечивающих сопровождение реализации инклюзивного образования, методической поддержки, мониторингов, подготовки и переподготовки кадров, центра консалтинга; центров мониторинга и выявления лучших практик по развитию отдельных направлений по работе с инвалидами разных нозологий, анализу успешности этих практик, научной оценки педагогических и иных эффектов применения данных практик, оценки возможности внедрения и тиражирования их и внедрения в другие образовательные организации; использование потенциала РУМЦ ВО по разработке и апробации новых технических средств реабилитации и средств обучения | |||||
II.2.2. |
Развитие сети ПОО, в которых обеспечены условия для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе путем реализации отдельных разделов, модулей программ с использованием дистанционных образовательных технологий |
Минпросвещения России |
Доля ПОО в субъекте Российской Федерации, охваченных сетевым взаимодействием с базовыми профессиональными образовательными организациями (БПОО):2022 год - 40%,2023 год - 45%,2024 год - 50%,2027 год - 75% |
2030 год - обеспечено 100% сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций с БПОО и РУМЦ СПО |
|
Субъекты Российской Федерации | |||||
Доля ПОО на закрепленных территориях охвачено сетевым взаимодействием, охваченных сетевым взаимодействием с РУМЦ СПО:2022 год - 25%,2023 год - 30%,2024 год - 35%,2027 год - 75% | |||||
II.2.3. |
Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и мониторинг деятельности среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам реализации инклюзивного образования |
Минобрнауки России |
Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ |
2030 год - 100% образовательных организаций высшего образования принимают участие в мониторинговых исследованиях |
|
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
2030 год - 85 субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации среднего профессионального образования и профессионального обучения, принимают участие в мониторинговых исследованиях | |||||
Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам приема инвалидов и лиц с ОВЗ, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ | |||||
II.2.4. |
Проведение Рособрнадзором контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования |
Рособрнадзор |
Ежегодное проведение контрольно-надзорных мероприятий и реализация мер, принятых в отношении образовательных организаций, допустивших нарушение прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования |
- |
|
II.2.5. |
Разработка методических рекомендаций для экспертов, участвующих в процедуре независимой оценки качества |
Минобрнауки России |
2023 год - разработаны методические рекомендации по вопросам проведения независимой оценки качества и организации инклюзивного образования, в том числе в целях учета специфики создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ |
|
|
Минпросвещения России | |||||
Минтруд России | |||||
II.2.6. |
Повышение квалификации работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ |
Минобрнауки России |
Численность работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом):2022 год - не менее 3 000 человек,2023 год - не менее 6 000 человек,2024 год - не менее 9 000 человек,2027 год - не менее 18 000 человек |
2030 год - 28 000 работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, прошли повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом). |
|
Минпросвещения России Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития" с охватом:2024 год - 50% образовательных организаций высшего образования;2027 год - 75% образовательных организаций высшего образования | |||||
2030 год - обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития"с охватом 100% образовательных организаций высшего образования, реализующих подготовку кадров для системы образования | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
Разработаны методические рекомендации:- по организационно-управленческим основам инклюзивного высшего образования для руководящих работников образовательных организаций высшего образования;- по организационно-методическим основам инклюзивного высшего образования для научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования;- по вопросам деятельности образовательных организаций высшего образования по профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и содействию их последующему трудоустройству | |||||
II.2.7. |
Модернизация системы дефектологического образования |
Минпросвещения России |
Обеспечена подготовка специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования (нарастающим итогом):2022 год - не менее 200 человек,2023 год - не менее 300 человек,2024 год - не менее 500 человек,2027 год - не менее 800 человек |
2030 год - обеспечена подготовка не менее 1 200 специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования (нарастающим итогом) |
|
Минобрнауки России | |||||
Разработан федеральный государственный образовательный стандарт подготовки учителей-дефектологов с учетом норм профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" | |||||
Разработаны новые программы магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" | |||||
Разработаны программы дополнительного профессионального образования с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" | |||||
Разработаны программы повышения квалификации с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" | |||||
Проведено обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам не менее 1 000 педагогических работников | |||||
II.3. |
Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию |
||||
II.3.1. |
Развитие сети мастерских на базе ПОО, в которых созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
Минпросвещения России |
В создаваемой (обновляемой) мастерской организовано не менее 1 рабочего места по не менее 1 нозологии для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (нарастающим итогом):2022 год - не менее 500 мастерских,2023 год - не менее 600 мастерских,2024 год - не менее 700 мастерских,2027 год - не менее 1 200 мастерских |
2030 год - не менее чем в 1 500 созданных (обновленных) мастерских организовано не менее 1 рабочего места по не менее 1 нозологии для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
Субъекты Российской Федерации | |||||
II.3.2. |
Внедрение образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR, VR-средств) |
Минобрнауки России |
2022 год - сформирован банк рекомендуемых к внедрению образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств) |
2030 год - 70% охват образовательных организаций высшего образования, осуществивших внедрение образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств) |
|
Минпросвещения России | |||||
Минпромторг России | |||||
Количество образовательных организаций высшего образования, осуществивших апробацию образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств):2023 год - не менее 20%,2024 год - не менее 30%,2027 год - не менее 50% | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
II.3.3. |
Обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования |
Минобрнауки России |
Доля вузов, имеющих ЭИОС, доступную для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ:2022 год - 30%,2023 год - 40%,2024 год - 50%,2027 год - 70% |
2030 год - 100% вузов, имеющих ЭИОС, доступных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
Министерство просвещения Российской Федерации | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
II.3.4. |
Сеть инжиниринговых центров (технопарков) на базе вузов, обеспечивающих развитие специальных технических средств обучения (СТСО), технических средств реабилитации (ТСР) и ассистивных технологий |
Минобрнауки России |
Количество образовательных организаций высшего образования, в которых созданы инжиниринговые центры (технопарки), обеспечивающие развитие СТСО, ТСР и ассистивных технологий, их апробацию, а также системную интеграцию в образовательный процесс для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.2022 год - не менее чем в 2,2023 год - не менее чем в 4,2024 год - не менее чем в 6,2027 год - не менее чем в 10 |
2030 год - создана сеть не менее 15 инжиниринговых центров (технопарков) на базе вузов, обеспечивающих развитие СТСО, ТСР и ассистивных технологий для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ |
|
Минпросвещения России | |||||
Минцифры России | |||||
Минпромторг России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
II.3.5. |
Развитие молодежных инициатив в сфере инклюзии |
Росмолодежь |
Количество образовательных организаций высшего образования, которые имеют действующий волонтерский центр/объединение, реализующий(ие) инициативы в сфере инклюзии:2022 год - не менее 30%,2023 год - не менее 40%,2024 год - не менее 50%,2027 год - не менее 60% |
2030 год - не менее 80% образовательных организаций высшего образования имеют действующий волонтерский центр/объединение, реализующий(ие) инициативы в сфере инклюзии |
|
Минобрнауки России | |||||
Минпросвещения России | |||||
Минтранс России | |||||
Минсельхоз России |
В 2022 - 2027 год - реализация молодежных инициатив в сфере развития инклюзии в разрезе отраслевой принадлежности образовательных организаций, включая реализацию социально-реабилитационных волонтерских проектов по направлениям инклюзивное садоводство и анималотерапии и функционирование мобильных волонтерских групп поддержки в части развития объектов транспортной и дорожной инфраструктуры |
||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Заинтересованные некоммерческие организации | |||||
II.3.6. |
Обеспечение возможности для занятий адаптивной физической культурой и спортом для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования |
Минспорт России |
Доля образовательных организаций высшего образования, разработавших программу развития адаптивной физической культуры и спорта:2022 год - не менее 27%,2023 год - не менее 30%,2024 год - не менее 32%,2027 год - не менее 38% |
2030 год - не менее 45% вузов разработали программу развития адаптивной физической культуры и спорта |
|
Минобрнауки России | |||||
Минпросвещения России | |||||
2030 год - не менее чем в 25% вузов есть спортсмены и/или спортивные команды из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, участвующие в спортивных соревнованиях различного уровня | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Заинтересованные некоммерческие организации |
Доля вузов, в которых есть спортсмены и/или спортивные команды из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, участвующие в спортивных соревнованиях различного уровня:2022 год - не менее чем в 12%,2023 год - не менее чем в 15%,2024 год - не менее чем в 17%,2027 год - не менее чем в 20% |
||||
II.3.7. |
Вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в социально-культурную деятельность |
Минобрнауки России |
Доля обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования, вовлеченных в социально-культурную деятельность (в том числе творческую, художественную, интеллектуальную, общественную), подтвержденную свидетельствами, сертификатами, грамотами, дипломами и т.п.:2022 год - не менее 3%;2023 год - не менее 5%;2024 год - не менее 7%;2027 год - не менее 12% |
2030 год - не менее 20% обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования, вовлеченных в социально-культурную деятельность (в том числе творческую, художественную, интеллектуальную, общественную), подтвержденную свидетельствами, сертификатами, грамотами, дипломами и т.п. |
|
Росмолодежь | |||||
Минкультуры России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования Заинтересованные некоммерческие организации | |||||
II.3.8. |
Развитие информационных и организационных условий проведения конкурсных и форумных мероприятий для инвалидов и лиц с ОВЗ |
АНО "Россия - страна возможностей" |
2021 год - АНО "Россия - страна возможностей" проведен мониторинг доступности конкурсов платформы "Россия - страна возможностей" для участия лиц с инвалидностью и ОВЗ |
2030 год - всероссийские конкурсные мероприятия организуются с учетом информационных и организационных условий платформы "Россия - страна возможностей":- Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс";- Межвузовский чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс";- Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра",- Международный форум инклюзивного высшего образования.2030 год - популяризация историй успехов участников форумных и конкурсных мероприятий |
|
Минобрнауки России | |||||
2022 - 2024 годы - популяризация конкурсных и форумных мероприятий для инвалидов и лиц с ОВЗ посредством возможностей платформы "Россия - страна возможностей" и информационных ресурсов АНО "Национальные приоритеты", в том числе посредством средств массовой информации | |||||
Минпросвещения России | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
АНО "Национальные приоритеты" | |||||
Агентство стратегических инициатив (АСИ) | |||||
Заинтересованные некоммерческие организации | |||||
II.4. |
Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований |
||||
II.4.1. |
Разработка на базе университетов ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ", имеющих в своей структуре РУМЦ, пилотной модели реабилитации студента с инвалидностью |
Минобрнауки России |
2022 год - разработка на базе университетов ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ" пилотной модели реабилитации студента с инвалидностью 2023 год - апробация пилотной модели реабилитации студентов с инвалидностью на базе ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ" с учетом имеющихся вариативных возможностей указанных организаций (университетская клиника, санатории и пр.)2024 год - разработка рекомендаций по организационно-управленческим условиям эффективного обеспечения разработанной модели на базе образовательных организаций высшего образования, в которых созданы РУМЦ 2027 год - участие не менее 10 пилотных вузов в апробации модели реабилитации студента с инвалидностью |
2030 год - не менее 15 вузов осуществили внедрение модели комплексной реабилитации студента с инвалидностью |
|
Минпросвещения России | |||||
Минтруд России | |||||
II.4.2. |
Создание на базе образовательных организаций высшего образования, имеющих в своей структуре РУМЦ, сети лабораторий для проведения научно-экспертной оценки социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования, доведения их до уровня доказательности, а также сопровождения тиражирования и оценки их эффективности |
Минобрнауки России |
Организация лабораторий на базе РУМЦ, реализующих научно-экспертную оценку социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования: 2022 год - не менее 2 лабораторий,2024 год - не менее 11 лабораторий,2027 год - не менее 21 лабораторий |
2030 год - 90% охват научно-экспертной оценкой вузов, реализующих социальные практики работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования, их методическое сопровождение |
|
Минпросвещения России | |||||
Минтранс России | |||||
Минспорт России | |||||
Минкульт России | |||||
2022 год - организация на базе РУМЦ, реализующих научно-экспертную оценку социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования | |||||
Минсельхоз России | |||||
Минздрав России | |||||
Агентство стратегических инициатив | |||||
Ежегодный конкурсный отбор лучших социальных практик с доказанной эффективностью и их размещение на цифровом ресурсе СМАРТЕКА (АСИ) | |||||
2025 год - выработка методических рекомендаций с описанием лучших практик работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в системе общего, дополнительного и профессионального образования с доказанной эффективностью для использования в системе подготовки кадров | |||||
Ассоциация инклюзивных вузов | |||||
Ежегодное развитие социальных практик по применению дистанционных образовательных технологий, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, размещаемых на цифровом ресурсе СМАРТЕКА (АСИ) | |||||
2027 год - 50% охват научно-экспертной оценкой вузов, реализующих социальные практики работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования, их методическое сопровождение | |||||
Разработана модель распределенного реестра лучших социальных практик с доказанной эффективностью на цифровом ресурсе СМАРТЕКА (АСИ) | |||||
II.4.3. |
Создание и обеспечение функционирования общероссийского сетевого ресурса (библиотеки) информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования и создание единого информационного ресурса по адаптированным образовательным программам по профессиям и специальностям СПО, ПО |
Минобрнауки России |
2022 год - создание прототипа общероссийского сетевого ресурса (библиотеки), включающего примерные адаптированные образовательные программы и комплекты учебно-методических материалов с учетом требований универсального дизайна и дифференциации подходов, исходя из тяжести нарушений по конкретной нозологии |
2030 год - обеспечение доступа не менее 90% обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в вузах к ресурсам общероссийского сетевого ресурса (библиотеки) |
|
Минпросвещения России | |||||
Минцифры России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования |
2030 год - функционирует и ежегодно актуализируется информационный ресурс, включающий примерные адаптированные образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, ПО, включая методические рекомендации по их реализации |
||||
2025 год - апробация созданного прототипа библиотеки. Доля образовательных организаций высшего образования, применяющих в образовательном процессе материалы созданной библиотеки:2026 год - не менее 30%,2027 год - не менее 60% | |||||
2022 - 2025 годы - создан информационный ресурс, включающий адаптированные образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, ПО включая методические рекомендации по их реализации. | |||||
Разработана единая концепция функционирования цифровой платформы открытого инклюзивного образования, объединяющей материалы по сетевым адаптированным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, адаптированные учебно-методические ресурсы для обучения студентов с инвалидностью по отдельным нозологическим группам по специальностям и профессиям, по укрупненным группам специальностей, по направлениям подготовки (с учетом профилей), а также ресурсы, связанные с реабилитационными образовательными услугами | |||||
II.4.4. |
Разработка и апробация сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью |
Минобрнауки России |
2022 - 2023 годы - разработка сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью, включая формирование комплектов учебно-методических ресурсов, с учетом получения информации в доступной для студентов с инвалидностью форме по отдельным нозологическим группам нарушений (нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата) по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки |
2030 год - реализация разработанных сетевых образовательных программ высшего образования |
|
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
2024 год - разработка методических рекомендаций по реализации сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью | |||||
2025 - 2027 годы - апробация разработанных сетевых образовательных программ высшего образования | |||||
II.4.5. |
Учебно-методическое обеспечение среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ |
Минпросвещения России |
Проведен анализ наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ и разработан РУМЦ СПО реестр примерных адаптированных образовательных программ по наиболее перспективным профессиям и специальностям, в том числе с возможностью использования дистанционных образовательных технологий (с нарастающим итогом):2022 год - в реестре не менее 30 программ,2023 год - в реестре не менее 40 программ,2024 год - в реестре не менее 50 программ |
2030 год - функционирует и актуализируется реестр, включающих не менее 100 примерных адаптированных образовательных программ СПО и ПО по наиболее перспективным профессиям |
|
Минтруд России | |||||
II.4.6. |
Учебно-методическое обеспечение профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сопровождение выпускников из числа инвалидов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Минпросвещения России |
Проведен анализ наиболее востребованных и перспективных профессий профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработаны примерные программы профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по наиболее перспективным профессиям (нарастающим итогом):2022 год - реестр из не менее 10 программ,2023 год - реестр из не менее 15 программ,2024 год - реестр из не менее 20 программ, 2027 год - реестр из не менее 35 программ |
2030 год - в реестр примерных программ профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по наиболее перспективным профессиям включено не менее 50 программ |
|
Минтруд России | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
2030 год - в 10 субъектах Российской Федерации созданы региональные специализированные мастерские на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения | |||||
2022 год - разработаны методические рекомендации по созданию региональных специализированных мастерских на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения, и организована методическая поддержка ПОО по вопросам созданию региональных специализированных мастерских. Созданы региональные специализированные мастерские на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения:2022 год - в 3 субъектах Российской Федерации,2023 год - в 4 субъектах Российской Федерации,2024 год - в 5 субъектах Российской Федерации,2027 год - в 8 субъектах Российской Федерации | |||||
III. |
Сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью |
||||
III.1. |
Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ |
||||
III.1.1. |
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на поддержку успешного трудоустройства инвалидов |
Минобрнауки России |
2022 год - разработан и утвержден перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, востребованных на рынке труда и доступных для инвалидов молодого возраста с учетом особенностей отдельных нозологических групп, в разрезе субъектов Российской Федерации |
Ежегодная актуализация перечня направлений подготовки и специальностей высшего образования, востребованных на рынке труда и доступных для инвалидов молодого возраста с учетом особенностей отдельных нозологических групп, в разрезе субъектов Российской Федерации |
|
Минпросвещения России | |||||
Минздрав России | |||||
Минтруд России |
2023 год - осуществлена актуализация методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 |
||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
2022 - 2024 годы - актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, методические рекомендации, в том числе:1. перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515"Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности");2. изменения в целях обеспечения возможности получения второго среднего профессионального или высшего образования на безвозмездной основе для лиц, ставшими инвалидами в трудоспособном возрасте и нуждающимися в получении новой профессии (квалификации) | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
Разработка цикличного механизма возврата налоговых поступлений от зарплатного фонда трудоустроенных выпускников с инвалидностью на социальные меры поддержки инвалидов | |||||
III.1.2. |
Установление целевых показателей в разрезе субъектов Российской Федерации по занятым выпускникам ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ |
Субъекты Российской Федерации |
Занятые выпускники ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в среднем по Российской Федерации:2022 год - 83%,2023 год - 83,5%,2024 год - 84%,2027 год - 87% |
Занятые выпускники ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в среднем по Российской Федерации:2030 год - 90% |
|
Минпросвещения России | |||||
Минтруд России | |||||
III.2. |
Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования |
||||
III.2.1. |
Реализация вузовских программ по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и создание центров содействия трудоустройству на базе БПОО |
Минобрнауки России |
Доля образовательных организаций высшего образования, реализующих программы по содействию трудоустройства выпускников, содержащих мероприятия по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе прошедших целевое обучение):2022 год - 25%,2023 год - 35%,2024 год - 45%,2027 год - в 60% |
2030 год - не менее 80% выпускников с инвалидностью трудоустроены/самозаняты/продолжают обучение; мероприятия по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ включены программы по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования и реализуются 100% образовательных организаций высшего образования; в 85 субъектах Российской Федерации функционируют центры содействия трудоустройству на базе БПОО; обеспечено повышение уровня трудоустройства инвалидов - выпускников образовательных программ высшего образования, в том числе прошедших целевое обучение |
|
Минпросвещения России | |||||
Минэкономразвития России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Количество субъектов Российской Федерации, на базе БПОО которых созданы центры содействия трудоустройству:2022 год - не менее 65,2023 год - не менее 70,2024 год - не менее 75,2027 год - не менее 80 | |||||
Субъекты Российской Федерации | |||||
III.2.2. |
Реализация программ обучения для кураторов практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью на базе вузов |
Минобрнауки России |
Ежегодное обучение не менее 300 кураторов практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью на базе вузов |
|
|
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
III.3. |
Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию |
||||
III.3.1. |
Совершенствование деятельности единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа в России") |
Роструд |
2022 - 2023 годы - разработка регламента деятельности работодателя по оценке результатов освоения образовательных программ в части организации практической подготовки обучающихся при работе на портале "Работа в России" и проведение его апробации с учетом положений приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 885/390. |
2030 год - расширение функционала портала "Работа в России" для предоставления инвалидам подробной информации об адаптации рабочих мест по конкретным вакансиям и нозологиям, в том числе с целью профессиональной ориентации и оценки работоспособности; обеспечение интеграции портала "Работа в России" с современными цифровыми инструментами поддержки и содействия трудоустройству лиц с инвалидностью |
|
Минтруд России | |||||
Минобрнауки России | |||||
Минпросвещения России | |||||
2024 год - разработка перечня справочной информации, планируемой к регулярному размещению и обновлению на портале "Работа в России" (в частности, дайджест приоритетных профессий для отдельных нозологических групп), в том числе с учетом лучших практик в рамках проекта Минпросвещения России "Атлас доступного будущего" | |||||
2027 год - обеспечение ежегодной актуализации подробной информации на портале "Работа в России" для инвалидов об адаптации рабочих мест по конкретным вакансиям и нозологиям, в том числе с целью профессиональной ориентации и оценки работоспособности | |||||
III.3.2. |
Создание условий для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью |
Минобрнауки России |
2022 год - внесение изменений в действующее законодательство в части упрощенного порядка пользования помещениями образовательных организаций высшего образования с учетом Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 77-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" |
2030 год - не менее чем в 55% образовательных организаций высшего образования созданы коворкинги для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью |
|
Росимущество | |||||
Минпросвещения России | |||||
Министерство экономического развития Российской Федерации | |||||
Доля образовательных организаций высшего образования, в которых созданы коворкинги для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью:2022 год - не менее чем в 5%,2023 год - не менее чем в 10%,2024 год - не менее чем в 15%,2027 год - не менее чем в 30% | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Заинтересованные некоммерческие организации | |||||
III.4. |
Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований |
||||
III.4.1. |
Развитие конкурсов профессионального мастерства, в том числе Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" и чемпионата "Абилимпикс" как инструментов содействия занятости выпускникам с инвалидностью |
Минобрнауки России |
Доля студентов с инвалидностью и ОВЗ, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра", как инструментов содействия занятости выпускникам с инвалидностью:2022 год - не менее 1%,2023 год - не менее 2%,2024 год - не менее 3%,2027 год - не менее 6% |
2030 год - не менее 10% трудоустроившихся из числа студентов с инвалидностью и ОВЗ - участники конкурсов профессионального мастерства, в том числе Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" и чемпионата "Абилимпикс". |
|
Минпросвещения России | |||||
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" (нарастающим итогом):2022 год - не менее 300,2023 год - не менее 300,2024 год - не менее 300 | |||||
2030 год - не менее 2000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" (нарастающим итогом).2030 год - не менее 500 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в межвузовских чемпионатах в конкурсах "Абилимпикс" (нарастающим итогом). | |||||
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в межвузовских чемпионатах "Абилимпикс":2022 год - не менее 100,2023 год - не менее 200,2024 год - не менее 300 | |||||
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в конкурсах "Абилимпикс" (нарастающим итогом):2022 год - не менее 14 000,2023 год - не менее 15 000,2024 год - не менее 16 000 | |||||
2030 год - не менее 20 000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в конкурсах "Абилимпикс" (нарастающим итогом). | |||||
III.4.2. |
Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства |
Минобрнауки России |
Образовательными организациями высшего образования ежегодно разрабатывается не менее 100 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства |
2030 год - разработано не менее 1 000 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства (нарастающим итогом) |
|
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Заинтересованные некоммерческие организации | |||||
III.4.3. |
Обеспечение профессионального обучения и дополнительного профессионального образование инвалидов |
Субъекты Российской Федерации |
Обеспечено профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (далее - переподготовка) инвалидов, обратившихся в центры занятости населения. Доля инвалидов, прошедших переподготовку, от числа обратившихся в центры занятости населения:2022 год - не менее 80%;2023 год - не менее 81%;;2024 год - не менее 82%;.2027 год - не менее 85% |
2030 год - не менее 88% инвалидов, обратившихся в центры занятости населения, прошли переподготовку |
|
Минтруд России | |||||
Минпросвещения России | |||||
Минобрнауки России | |||||
III.4.4. |
Разработка программ дополнительного профессионального образования для инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для программ социальной адаптации |
Минобрнауки России |
Образовательными организациями высшего образования ежегодно разрабатывается не менее 50 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для включения в перечень мероприятий программ социальной адаптации |
2030 год - разработано не менее 400 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для включения в перечень мероприятий программ социальной адаптации (нарастающим итогом) |
|
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования | |||||
Заинтересованные некоммерческие организации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц
Текст плана опубликован не был