Распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 23 марта 2022 г. N 24-рзп
"Об утверждении Положения о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области и признании утратившим силу распоряжения заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 30 августа 2021 года N 57-рзп"
В целях организации совместной деятельности органов государственной власти и учреждений Иркутской области по вопросам раннего выявления и пресечения фактов жестокого обращения в отношении детей, а также сопровождения и реабилитации пострадавших несовершеннолетних, руководствуясь частью 4 статьи 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области":
1. Утвердить Положение о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области (прилагается).
2. Признать утратившим силу распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 30 августа 2021 года N 57-рзп "Об утверждении Положения о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области и признании утратившими силу отдельных распоряжений заместителя Председателя Правительства Иркутской области".
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
|
В.Ф.Вобликова |
Утверждено
распоряжением заместителя Председателя
Правительства Иркутской области
от 23 марта 2022 года N 24-рзп
Положение
о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области разработано в целях повышения эффективности оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия и (или) имеющим признаки суицидального поведения, для осуществления совместной деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений, расположенных на территории Иркутской области, по вопросам раннего выявления и пресечения фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и (или) суицидального поведения несовершеннолетних.
2. Правовую основу настоящего Положения составляют: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Иркутской области, регламентирующие деятельность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактика и пресечение правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения и насилия в отношении детей, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие термины:
межведомственное взаимодействие - совместные согласованные действия (решения) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области (далее - субъекты (участники) межведомственного взаимодействия), по вопросам выявления и пресечения фактов жестокого обращения, насилия в отношении несовершеннолетних, профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, проведения профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению;
профилактика - совокупность предупредительных мероприятий;
жестокое обращение с ребенком - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения интересами и нуждами ребенка со стороны его родителей или иных законных представителей, которые проявляются в форме активных действий или бездействия, приводящих или способных привести к ущербу для здоровья, развития или достоинства ребенка;
пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых;
психическое насилие - периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития (отвержение, терроризирование, запугивание, игнорирование, изоляция, развращение);
сексуальное насилие над ребенком - вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми и (или) сверстниками сексуального удовлетворения или материальной выгоды;
суицид - преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство;
суицидальная попытка (попытка суицида) - целенаправленные действия по самоповреждению с целью смертельного исхода (лишения себя жизни), но не завершившиеся смертью;
суицидальное поведение - поведение с демонстративно-шантажными целями, проявление суицидальной активности, то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемых представлениями о лишении себя жизни;
суицидальные мысли - мысли с осознанным намерением или планированием возможных вариантов совершения самоубийства;
пресуицид - одна из стадий формирования суицидального поведения, период времени, когда личность находится в состоянии социально-психологической и психической дезадаптации;
суицидальный риск - степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий;
склонение несовершеннолетнего к суициду - содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства;
межведомственные группы - координационные органы, созданные на областном и муниципальном уровнях для обеспечения эффективной реализации межведомственного взаимодействия в целях раннего выявления и пресечения фактов жестокого обращения, насилия в отношении несовершеннолетних, оказания им комплексной и оперативной помощи, повышения эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - субъекты системы профилактики), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области.
Глава 2. Основные цели и задачи деятельности по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних. Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия
4. Цель межведомственного взаимодействия - координация совместной деятельности органов и учреждений Иркутской области по вопросам оказания комплексной преемственной и оперативной помощи несовершеннолетним, включающей в себя в том числе раннее выявление и пресечение фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, суицидального поведения несовершеннолетних.
5. Задачи межведомственного взаимодействия:
1) организация межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики жестокого обращения, насилия в отношении детей, суицидального поведения несовершеннолетних, а также по выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суициду либо доведения их до суицида;
2) распределение полномочий между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия с учетом их компетенций;
3) обеспечение индивидуального подхода к оказанию помощи семьям с детьми, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, имеющим признаки суицидального поведения или совершившим попытку суицида;
4) повышение оперативности получения информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, суицидального поведения детей и обмена указанной информацией между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия в рамках алгоритма действий по выявленному случаю жестокого обращения с несовершеннолетним, по случаю суицидального поведения несовершеннолетнего;
5) принятие соответствующих мер и оказание своевременной комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, имеющим признаки суицидального поведения или совершившим попытку суицида, и их семьям, в том числе по вопросам защиты прав несовершеннолетних, получения ими и их семьями необходимой медицинской, социальной, психологическая, педагогической и правовой помощи, в частности, несовершеннолетним, в семье которых совершен суицид, и его окружению (семье, друзьям, одноклассникам);
6) создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях;
7) повышение эффективности информационно-просветительской деятельности, направленной на профилактику жестокого обращения с детьми, суицидального поведения несовершеннолетних;
8) создание системы комплексной помощи и доступного информирования граждан, проживающих на территории Иркутской области, об органах и учреждениях, в которые можно обратиться за помощью по вопросам профилактики и пресечения жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, суицидального поведения несовершеннолетних.
6. Субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия являются:
1) круглосуточная областная служба межведомственного взаимодействия (далее - Служба);
2) служба экстренной психологической помощи и служба "Детский телефон доверия", созданные при областных государственных учреждениях социального обслуживания, образования и здравоохранения;
3) Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУ МВД РФ по Иркутской области), его территориальные подразделения;
4) следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области (далее - СУ СК РФ по Иркутской области), его территориальные отделы;
5) Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", его филиалы;
6) министерство образования Иркутской области и государственные образовательные организации Иркутской области, подведомственные министерству образования Иркутской области;
7) Государственное казенное учреждение Иркутской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции" (далее - ГКУ "ЦПРК"); Государственное автономное учреждение Иркутской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - ГАУ "ЦППМиСП";
8) органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющие управление в сфере образования; организации, осуществляющие образовательную деятельность, расположенные на территории Иркутской области;
9) министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, его территориальные подразделения (управления) и государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
10) министерство здравоохранения Иркутской области и его подведомственные государственные учреждения здравоохранения Иркутской области (далее - медицинские организации);
11) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Иркутской области (далее - КДН и ЗП МО);
12) Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области;
13) иные органы, организации и учреждения, участвующие в процессе оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, имеющим признаки суицидального поведения или совершившим попытку суицида, в том числе общественные организации, имеющие соответствующие лицензии.
7. Взаимодействие субъектов (участников) межведомственного взаимодействия осуществляется в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.
Система межведомственного взаимодействия организована в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.
Глава 3. Порядок создания межведомственных групп по организации межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних, основные задачи и функции их деятельности
8. В целях оказания оперативной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, имеющим признаки суицидального поведения или совершившим попытку суицида, для организации и проведения профилактической работы с ними, выявления и пресечения случаев склонения несовершеннолетних к суициду либо доведения их до суицида на территории Иркутской области образуются межведомственные группы: областная межведомственная группа (далее - ОМГ) и муниципальные межведомственные группы (далее - ММГ).
9. ОМГ и ММГ в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными, областными, муниципальными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
10. Основными задачами и функциями ОМГ являются:
1) анализ и оценка эффективности работы ММГ по установленным фактам жестокого обращения, суицидального поведения с несовершеннолетними и их семьями (далее - мониторинг);
2) рассмотрение на плановых и внеочередных заседаниях ОМГ информации о чрезвычайных (кризисных) ситуациях, связанных с угрозой жизни и здоровью несовершеннолетних в случаях жестокого обращения с ними, суицидального поведения несовершеннолетних;
3) оказание организационно-методической, консультационной помощи ММГ по разработке дополнительных мер, направленных на оказание адресной комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, и их семьям, на устранение причин и факторов, способствующих развитию суицидального поведения несовершеннолетних и возникновению чрезвычайных (кризисных) ситуаций.
11. ОМГ в пределах своей компетенции:
1) запрашивает в установленном порядке у субъектов системы профилактики, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных объединений, научных и других организаций информацию (материалы) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
2) проводит плановые и внеочередные заседания ОМГ;
3) приглашает на свои заседания представителей субъектов системы профилактики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных объединений, научных и других организаций, в том числе не являющихся членами ОМГ;
4) привлекает в установленном порядке к работе ОМГ представителей заинтересованных органов и организаций, других специалистов и экспертов.
12. Состав ОМГ утверждается правовым актом заместителя Председателя Правительства Иркутской области.
13. В состав ОМГ входят руководитель ОМГ, которым является заместитель Председателя Правительства Иркутской области, курирующий вопросы социальной сферы, заместитель руководителя ОМГ, секретарь ОМГ и члены ОМГ.
14. Подготовка и организация проведения заседаний ОМГ осуществляются секретарем ОМГ.
15. Членами ОМГ могут быть представители, назначенные руководителями субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, указанных в пункте 6 настоящего Положения.
16. Заседания ОМГ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
17. Заседание ОМГ проводит руководитель ОМГ либо по его поручению заместитель руководителя ОМГ.
18. Решения ОМГ оформляются протоколами, которые подписываются руководителем ОМГ или его заместителем, председательствующим на заседании ОМГ.
19. В исключительных случаях ОМГ на своем заседании может принять решение о продолжении работы ММГ с конкретным несовершеннолетним и его семьей.
20. Основными задачами ММГ являются:
1) рассмотрение информации (сообщений) о фактах жестокого обращения с несовершеннолетним и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетнего, в том числе поступивших из Службы или от субъектов (участников) межведомственного взаимодействия и иных лиц;
2) оказание организационно-методической, консультационной помощи субъектам (участникам) межведомственного взаимодействия, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования Иркутской области, по разработке дополнительных мер, направленных на оказание адресной комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, и их семьям, на устранение причин и факторов, способствующих развитию суицидального поведения несовершеннолетних и возникновению чрезвычайных (кризисных) ситуаций;
3) организация работы по проверке фактов, указанных в информации (сообщении) о фактах жестокого обращения с несовершеннолетним и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетнего;
4) осуществление анализа и оценки эффективности работы по установленным фактам жестокого обращения, насилия в отношении несовершеннолетних и суицидального поведения несовершеннолетних, выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суициду либо доведения их до суицида на территории муниципального образования Иркутской области;
5) организация индивидуальной работы с несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, имеющим признаки суицидального поведения или совершившим попытку суицида, его семьей и окружением.
21. ММГ в пределах своей компетенции:
1) запрашивает в установленном порядке у субъектов системы профилактики, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования Иркутской области, подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, общественных объединений, научных и других организаций информацию (материалы) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
2) проводит плановые и внеочередные заседания ММГ;
3) приглашает на свои заседания представителей субъектов системы профилактики, подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, общественных объединений, научных и других организаций, в том числе не являющихся членами ММГ;
4) привлекает в установленном порядке к работе ММГ представителей заинтересованных органов и организаций, других специалистов и экспертов;
5) информирует органы ГУ МВД РФ по Иркутской области и субъектов (участников) межведомственного взаимодействия о противоправных действиях в отношении несовершеннолетних и их семей;
6) взаимодействует с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями социального обслуживания, медицинскими организациями, расположенными на территории муниципального образования Иркутской области, по вопросам раннего выявления несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется жестокое обращение, насилие, а также несовершеннолетних, имеющих признаки суицидального поведения;
7) организует работу, направленную на популяризацию "Детского телефона доверия" среди населения муниципального образования Иркутской области, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организациях для детей;
8) формирует реестр органов и учреждений (с указанием режима работы), расположенных на территории муниципального образования Иркутской области, в которых несовершеннолетний, пострадавший от жестокого обращения, насилия или совершивший суицидальную попытку, и его семья могут получить необходимую медицинскую, психологическую, социально-педагогическую и правовую помощь;
9) фиксирует поступившую из Службы или от других субъектов (участников) межведомственного взаимодействия и иных лиц информацию (сообщения) о фактах жестокого обращения с несовершеннолетним, насилии и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетнего в журнале регистрации случаев жестокого обращения с детьми, суицидальных попыток несовершеннолетних;
10) разрабатывает и утверждает на заседании ММГ индивидуальный план сопровождения несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, насилия и (или) совершившего попытку суицида, и его семьи (далее соответственно - пострадавший несовершеннолетний, индивидуальный план сопровождения);
11) разрабатывает план мероприятий с несовершеннолетним, находившимся в контакте с лицом, совершившим суицид или попытку суицида;
12) назначает куратора по реализации индивидуального плана сопровождения (далее - куратор случая);
13) ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Службу анализ деятельности ММГ (по каждому случаю);
14) рассматривает предоставленную куратором случая информацию об эффективности реализации индивидуального плана сопровождения для принятия решения о дальнейшем продолжении его реализации и (или) о внесении в него корректировок, о возможности снятия с контроля сопровождения пострадавшего несовершеннолетнего;
15) предоставляет подробную информацию в Службу об основаниях для снятия с контроля сопровождения пострадавшего несовершеннолетнего.
22. Состав ММГ утверждается муниципальным правовым актом.
23. В состав ММГ входят руководитель ММГ, заместитель руководителя ММГ, секретарь ММГ и члены ММГ.
24. Подготовка и организация проведения заседаний ММГ осуществляется секретарем ММГ.
25. Членами ММГ могут быть представители субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, указанных в пункте 6 настоящего Положения, а также сотрудники муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психологических центров и иных организаций.
26. Заседания ММГ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
27. Заседание ММГ проводит руководитель ММГ либо по его поручению заместитель руководителя ММГ.
28. Решения ММГ оформляются протоколами, которые подписываются руководителем ММГ или его заместителем, председательствующим на заседании ММГ.
29. Руководитель ММГ:
1) осуществляет координацию деятельности членов ММГ по эффективному сопровождению пострадавшего несовершеннолетнего и его семьи;
2) организовывает проведение ежемесячных и внеочередных заседаний ММГ в целях мониторинга осуществленной работы по оказанию помощи пострадавшему несовершеннолетнему;
3) назначает лицо из числа членов ММГ, ответственное за ежемесячное представление в Службу анализа деятельности ММГ, а также подробной информации об основаниях для снятия с контроля сопровождения пострадавшего несовершеннолетнего;
4) контролирует исполнение индивидуального плана сопровождения.
Глава 4. Организация деятельности Службы. Порядок взаимодействия Службы с ММГ и субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия
30. Служба создается при ГАУ "ЦППМиСП".
31. Служба в рамках реализации возложенных на ОМГ задач осуществляет:
1) организационно-техническое обеспечение деятельности ОМГ;
2) сопровождение и координацию деятельности ММГ, оперативное реагирование на бездействие ММГ и в случае необходимости информирование председателя ОМГ;
3) проведение ежеквартального мониторинга деятельности ММГ по сопровождению несовершеннолетних, ставших жертвами жестокого обращения и (или) совершивших попытку суицида, а также по организации комплексной работы с несовершеннолетними, находившимися в контакте с лицом, совершившим суицид;
4) подготовку ежеквартальных аналитических отчетов по результатам мониторинга деятельности ММГ и их представление на заседании ОМГ;
5) внесение руководителю ОМГ предложений по улучшению ситуации и принятию мер по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и их суицидальному поведению, выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суициду либо доведения их до суицида;
6) формирование банков данных: "Факты жестокого обращения с несовершеннолетними", "Факты суицидального поведения несовершеннолетних";
7) прием в круглосуточном режиме по "Детскому телефону доверия" информации (сообщений) о фактах жестокого обращения и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетних, в том числе поступающих от субъектов (участников) межведомственного взаимодействия;
8) организацию работы по проверке поступившей информации (сообщению) о фактах жестокого обращения и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетних.
32. Служба при получении информации (сообщения) о фактах жестокого обращения и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетних:
1) регистрирует ее в банке данных "Факты жестокого обращения с несовершеннолетними" либо в банке данных "Факты суицидального поведения несовершеннолетних";
2) незамедлительно передает информацию (сообщение) о фактах жестокого обращения с несовершеннолетним и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетнего дежурному территориального отдела СУ СК РФ по Иркутской области, территориального подразделения ГУ МВД РФ по Иркутской области для проверки и организации мероприятий, отнесенных к их компетенции;
3) в случае получения из территориального отдела СУ СК РФ по Иркутской области, территориального подразделения ГУ МВД РФ по Иркутской области подтвержденной информации о пострадавшем несовершеннолетнем информирует руководителя ММГ по месту фактического проживания (пребывания) пострадавшего несовершеннолетнего в целях организации работы ММГ по оказанию экстренной помощи (в случае необходимости) несовершеннолетнему, пострадавшему от жестокого обращения или относящемуся к категории лиц с суицидальным риском либо совершивших попытку суицида, и его семье, а также их сопровождения и реабилитации;
4) в случае получения информации о том, что несовершеннолетний проживает на территории другого субъекта РФ, сообщает в территориальное подразделение ГУ МВД РФ по Иркутской области по месту происшествия.
33. Руководитель ММГ при получении информации (сообщения) о фактах жестокого обращения и (или) о суицидальном поведении несовершеннолетних:
1) не позднее 1 часа с момента получения подтвержденной информации о пострадавшем несовершеннолетнем организует работу по оказанию ему экстренной помощи и в случае необходимости его семье и окружению;
2) в течение 72 часов сообщает в Службу подтвержденную информацию о пострадавшем несовершеннолетнем и назначает внеочередное заседание ММГ по определению куратора случая и утверждению индивидуального плана сопровождения пострадавшего несовершеннолетнего, его семьи и окружения.
34. ГКУ "ЦПРК" во взаимодействии со Службой обеспечивает методическое сопровождение иных субъектов (участников) межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, суицидального поведения несовершеннолетних.
Глава 5. Порядок оказания помощи пострадавшему несовершеннолетнему и его семье
35. Оказание плановой и экстренной помощи пострадавшему несовершеннолетнему и его семье включает в себя следующие виды помощи:
1) медицинскую помощь, которую оказывает медицинская организация по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего, его семьи и окружения.
Медицинскими работниками в результате осмотра несовершеннолетнего в медицинской документации фиксируются физические повреждения, принимаются меры по оказанию необходимой медицинской помощи, привлечению врачей-специалистов, обеспечению безопасности несовершеннолетнего.
Сведения о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, заносятся в соответствующий журнал регистрации в медицинской организации.
Медицинские организации о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий (в том числе в результате доведения до суицида, при наличии признаков сексуального насилия), передают сведения в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения медицинской организации телефонограммой с последующим направлением в течение одного рабочего дня письменного извещения о поступлении (обращении) пациента.
Несовершеннолетнему, ставшему жертвой жестокого обращения и (или) совершившему попытку суицида, при наличии медицинских показаний организуется специализированная медицинская помощь и медицинская реабилитация в других медицинских организациях, оказание психиатрической помощи (в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"), индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи в течение 6 месяцев - 1 года или в сроки, необходимые для преодоления последствий жестокого обращения или попытки суицида.
В медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего организуется контроль оказания ему необходимой медицинской помощи, в том числе в отделениях (кабинетах) медико-социальной помощи;
2) психологическую, социальную помощь и реабилитацию, которую оказывают специалисты органов и (или) учреждений системы образования и (или) социального обслуживания.
Психолог оказывает экстренную психологическую помощь с целью снятия эмоционального напряжения от травмирующей ситуации, проводит диагностическое обследование ребенка, индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия, консультации с несовершеннолетним, членами его семьи, социальным окружением в течение реабилитационного периода.
Психокоррекционные занятия по истечении реабилитационного периода могут возобновляться по запросу самого несовершеннолетнего или его семьи. Психокоррекционная работа с родителями или лицами, их заменяющими, должна быть направлена на недопущение повторных суицидальных попыток у ребенка, жестокого обращения с ребенком.
Социальная помощь предоставляется семье несовершеннолетнего (суицидента), находящейся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, учреждениями социального обслуживания населения (при необходимости);
3) педагогическую помощь, которая оказывается пострадавшему несовершеннолетнему педагогическими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Основной целью оказания педагогической помощи является восстановление социальных связей пострадавшего несовершеннолетнего и его социального окружения, коррекция межличностных, семейных взаимоотношений, оказание помощи и поддержки пострадавшему несовершеннолетнему в обучении и взаимодействии со сверстниками.
Педагогическая помощь и поддержка ребенка (в аспектах обучения, взаимодействия со сверстниками) осуществляется через взаимодействие с родителями или лицами, их заменяющими, в поиске оптимальных форм нормализации поведения ребенка;
4) правовую помощь, которая может оказываться пострадавшему несовершеннолетнему специалистами юридических служб администраций муниципальных образований Иркутской области, юристами субъектов системы профилактики и иными лицами, имеющими образование по специальности "Юриспруденция".
Основной целью оказания правовой помощи является юридическое консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
36. Помощь несовершеннолетнему, ставшему жертвой жестокого обращения и (или) совершившему попытку суицида, его семье и их сопровождение проводят в сроки, необходимые для:
1) устранения причин и условий, способствовавших насилию или суицидальному поведению;
2) устранения негативных последствий для физического и психического здоровья несовершеннолетнего от совершенного насилия, попытки суицида.
37. Решение об окончании оказания помощи несовершеннолетнему, ставшему жертвой жестокого обращения и (или) совершившему попытку суицида, его семье и их сопровождения принимается на заседании ММГ.
38. В случае отказа родителя (законного представителя) от сопровождения пострадавшего несовершеннолетнего, родитель (законный представитель) ребенка предоставляет официальный отказ на имя руководителя ММГ с указанием причин отказа. Руководитель ММГ информирует о таком отказе председателя КДН и ЗП МО для принятия мер в рамках своей компетенции.
39. Основаниями для снятия несовершеннолетнего с контроля сопровождения являются:
1) достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
2) эмоционально стабильное состояние несовершеннолетнего, отсутствие проблем в учебе и во взаимоотношениях со сверстниками, нормализация детско-родительских отношений.
Приложение 1
к Положению о межведомственном
взаимодействии по противодействию
жестокому обращению, насилию
в отношении несовершеннолетних
и суицидальному поведению
несовершеннолетних в Иркутской области
Организация межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области
Приложение 2
к Положению о межведомственном
взаимодействии по противодействию
жестокому обращению, насилию
в отношении несовершеннолетних
и суицидальному поведению
несовершеннолетних в Иркутской области
Система межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 23 марта 2022 г. N 24-рзп "Об утверждении Положения о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению, насилию в отношении несовершеннолетних и суицидальному поведению несовершеннолетних в Иркутской области и признании утратившим силу распоряжения заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 30 августа 2021 года N 57-рзп"
Вступает в силу с 23 марта 2022 г.
Текст распоряжения опубликован в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru) 24 марта 2022 г., в газете "Областная" от 6 апреля 2022 г. N 37
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 28 июня 2024 г. N 129-рзп
Изменения вступают в силу с 28 июня 2024 г.
Распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 29 марта 2023 г. N 22-рзп
Изменения вступают в силу с 29 марта 2023 г.