В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 109-оз "О молодежной политике в Иркутской области", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:
1. Утвердить Стратегию развития молодежной политики в Иркутской области до 2030 года (прилагается).
2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
|
И.И.Кобзев |
Утверждена
распоряжением Губернатора Иркутской области
от 24 марта 2022 года N 81-р
Стратегия
развития молодежной политики в Иркутской области до 2030 года
Глава 1. Введение
Стратегия развития молодежной политики в Иркутской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской от области от 22 апреля 2021 года N 117-р "О реализации послания Губернатора Иркутской области о положении дел в Иркутской области в 2020 году и основных направлениях областной государственной политики на 2021 год" и определяет цель, задачи и основные направления молодежной политики в Иркутской области.
Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", Закона Иркутской области от 25 декабря 2007 года N 142-оз "Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области", Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 109-оз "О молодежной политике в Иркутской области", Закона Иркутской области от 1 ноября 2016 года N 83-ОЗ "Об областной государственной поддержке деятельности студенческих отрядов в Иркутской области", раздела 1.5 "Молодежная политика" стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года.
В основу Стратегии легли результаты стратегической сессии по развитию молодежной политики "Область молодых", в которой приняли участие представители образовательных организаций высшего образования в Иркутской области, представители студенческой, работающей молодежи, общественных организаций и школьники Иркутской области. На указанной стратегической сессии были определены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития молодежной политики в Иркутской области, которые приведены в приложениях 1, 2 к Стратегии.
Принятие Стратегии обусловлено необходимостью создания экосистемы молодежной политики, которая поможет молодым людям самоопределиться и реализовать свои мечты и таланты.
Реализация Стратегии будет способствовать формированию у молодежи сплоченности и тяги к знаниям, формированию навыков принятия решений и достижению результатов в различных ситуациях.
Последовательное и поэтапное исполнение Стратегии позволит повысить долю проактивной, патриотически настроенной молодежи, увеличить количество молодых людей, участвующих в мероприятиях в сфере молодежной политики, объединить ресурсы и взаимно интегрировать проекты.
Стратегия является основой для организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, государственных и частных организаций, общественных организаций и объединений в сфере молодежной политики.
Стратегия разработана министерством по молодежной политике Иркутской области на основе предложений молодежи в Иркутской области.
Глава 2. Текущее состояние сферы молодежной политики в Иркутской области.
Молодежь является предметом особого внимания со стороны государства, поскольку реализуя свои собственные устремления, молодежь объективно становится главным фактором сохранения и развития региона. В связи с этим важное значение имеет создание условий для развития потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Иркутской области.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющие гражданство Российской Федерации.
В Иркутской области на 1 января 2021 года общая численность молодежи составляла 670 175 человек. Это 28,2 % от населения региона. При этом около 50 % всей молодежи сосредоточено в крупных городах, таких как Иркутск, Ангарск, Братск.
Реализацию молодежной политики в Иркутской области осуществляет исполнительный орган государственной власти Иркутской области - министерство по молодежной политике Иркутской области.
Полномочия по работе с молодежью в муниципальных образованиях Иркутской области возложены на органы местного самоуправления.
В муниципальных образованиях Иркутской области действуют муниципальные программы по работе с детьми и молодежью. На реализацию муниципальных программ на конкурсной основе выделяются субсидии из областного бюджета.
На уровне муниципальных образований Иркутской области стратегические задачи молодежной политики реализуются недостаточно эффективно в связи с несформированной кадровой политикой отрасли, недостаточно развитой материально-технической базой, нехваткой финансирования сферы молодежной политики на муниципальном уровне.
Кадровое обеспечение реализации молодежной политики представлено специалистами в муниципальных учреждениях, в органах местного самоуправления муниципальных образований. При этом из 168 специалистов муниципальных образований 74 специалиста совмещают обязанности с другими сферами деятельности (спорт, туризм, культура и прочее). Кадровая обеспеченность в сфере молодежной политики в разрезе муниципальных образований Иркутской области приведена в приложении 3 к Стратегии.
Кроме того, в муниципальных образованиях Иркутской области работают 42 специалиста региональной системы патриотического воспитания, 40 специалистов по профилактике социально-негативных явлений, 8 специалистов по содействию профессиональному самоопределению молодежи. Работа этих специалистов финансируется из областного бюджета и способствует значительному увеличению количества молодых людей, вовлеченных в деятельность патриотической направленности и мероприятия по профилактике социально-негативных явлений.
При этом необходимо отметить, что в подавляющем большинстве сельских поселений специалисты по работе с молодежью отсутствуют. Учитывая протяженность области и отдаленность сельских поселений от районных центров, резко снижается возможность системного включения молодежи, проживающей на территории данных поселений, в мероприятия молодежной политики.
Также в регионе отсутствует единая система оценки квалификаций и подготовки (переподготовки) специалистов по работе с молодежью.
Важное значение имеет поддержка молодых семей.
Одним из механизмов закрепления молодых семей на территории Иркутской области является реализация подпрограммы "Молодым семьям - доступное жилье" государственной программы Иркутской области "Доступное жилье". Подпрограмма является эффективным механизмом решения жилищной проблемы, а также благоприятствует демографической ситуации в области. С каждым годом увеличивается количество молодых семей, желающих принять в ней участие. Число участников подпрограммы на 1 января 2022 года составило 4460 молодых семей. В 2021 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья получили 548 молодых семей, в том числе 126 многодетных семей. Однако на данный момент подпрограмма обеспечивает не более 11 - 13 % потребностей молодых семей, желающих получить помощь в улучшении своих жилищных условий.
Повышение гражданской и социальной активности молодежи также является одним из приоритетных направлений молодежной политики.
В Иркутской области формируются условия для реализации молодежных социально-полезных инициатив. В региональных проектах по развитию социальной активности ежегодно могут проявить себя все больше молодых людей. Одной из ключевых задач на ближайшую перспективу является развитие широкого добровольческого (волонтерского) движения в области и создание системы его сопровождения. В этих целях реализуется региональный проект "Социальная активность" на 2019 - 2024 годы.
Одним из мотивирующих факторов для молодежи к повышению социальной активности и реализации социальных проектов является участие в грантовых молодежных конкурсах. В 2021 году на территории Иркутской области министерством по молодежной политике Иркутской области был проведен конкурсный отбор по предоставлению грантов в форме субсидий на реализацию социально значимых проектов в сфере молодежной политики. По итогам конкурса было определено 59 победителей и заключены соглашения на общую сумму 10,4 млн рублей.
Существенный вклад в работу с молодежью в Иркутской области вносят молодежные и детские общественные объединения. Они получают поддержку посредством субсидий из областного бюджета. Это способствует вовлечению большего числа молодых людей в социально значимую, в том числе добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Министерством по молодежной политике Иркутской области ведется областной Реестр молодежных и детских общественных объединений (далее - Реестр). Кроме организаций, входящих в Реестр, существует большое количество формальных и неформальных молодежных объединений, которые привлекают к своей деятельности молодежь. В настоящее время не проводится анализ охвата молодежи такими сообществами, что не позволяет полноценно оценить объем работы, проводимой организациями и сообществами.
Важное значение имеет сохранение и развитие работы по патриотическому воспитанию молодежи, в частности, сохранение региональной системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи в объеме не менее 45 специалистов во всех муниципальных образованиях Иркутской области и всех региональных мероприятий, поддерживающих системную работу и качественный рост в этом направлении, таких как областные военно-спортивные игры и полевые лагеря, слеты патриотических организаций, областной конкурс программ по организации центров патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, конкурс на предоставление субсидий общественным объединениям патриотической направленности.
Серьезное внимание уделяется профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде, реабилитации наркозависимых. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Иркутской области встроена во все этапы развития личности и осуществляется в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, трудовых коллективах. На территории муниципальных образований Иркутской области работают специалисты региональной системы профилактики наркомании. Работа этих специалистов позволяет выстраивать единую политику в этой сфере на территории всего региона.
Эффективная профилактическая работа с младшей категорией молодежи Иркутской области (от 14 до 18 лет) позволяет сформировать у указанной категории достаточный барьер в виде знаний и личностных установок, который не допустит к незаконным манипуляциям с наркотическими средствами и психотропными веществами в будущем. Как показывает статистика, за последние 4 года количество несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозами "синдром зависимости от наркотических средств", "пагубное (с вредными последствиями) употребление", снизилось (таблица 1). При этом добиться устойчивых положительных результатов в этом направлении крайне сложно. Широкое распространение наркотических средств и психотропных веществ посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступность сырья для изготовления каннабиноидов и другие объективные факторы требуют постоянной системной профилактической работы с молодежью.
Таблица 1
Показатель |
9 месяцев 2021 года |
2020 год |
2019 год |
2018 год |
Количество несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозом "синдром зависимости от наркотических средств", человек |
2 |
4 |
5 |
12 |
на 100 тыс. детско-подросткового населения |
0,7 |
0,9 |
2,1 |
|
Количество несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление", человек |
46 |
83 |
130 |
124 |
на 100 тыс. детско-подросткового населения |
14,3 |
22,5 |
21,6 |
Развитие потенциала молодежи в социально-экономической сфере осуществляется через содействие молодым людям в профессиональном самоопределении, помощь в трудоустройстве и получении трудового опыта. В профориентационных мероприятиях в сфере молодежной политики ежегодно участвуют до 20 тыс. молодых людей. Результатом является повышение самостоятельности, рациональности и ответственности молодежи в построении своей профессионально-образовательной и карьерной траектории.
В условиях быстрых изменений характера и условий труда в современной реальности актуальными являются программы, способствующие развитию у молодежи универсальных, надпрофессиональных компетенций, "мягких" навыков (soft skills), приобретающих все большее значение для успешного профессионального роста. Примером такой программы является проект "Моя карьера", реализуемый в настоящее время в Иркутской области. В рамках проекта участники приобрели различные компетенции в карьерном планировании, социальном партнерстве, управлении проектами, а также получили приглашение пройти стажировку, собеседования, практику в организациях-партнерах с возможностью дальнейшего трудоустройства.
Для молодежи, заинтересованной предпринимательской деятельностью, важно предоставлять возможность пройти обучение, акселерационные программы, получить наставника. Количество молодежи, получившей возможность развить свои предпринимательские компетенции, должно ежегодно увеличиваться.
Временная и сезонная трудовая занятость, в том числе в составе студенческих отрядов, является эффективным механизмом включения молодежи в экономические отношения. Есть потенциал для развития студенческих отрядов. На начало 2022 года количество занятых в студенческих отрядах составляет 3 % студентов в Иркутской области.
Талантливой, творческой молодежи также необходимы условия для развития своих способностей. В Иркутской области творческое студенчество имеет возможность участвовать в областном фестивале "Студенческая весна" с перспективой продвижения на всероссийском уровне. Важно обеспечивать рост качественных и количественных характеристик фестиваля путем более широкого охвата молодежи и создания площадок для обучения и нетворкинга.
Следует отметить низкий уровень развития инфраструктуры в сфере молодежной политики в Иркутской области. На текущий момент действует 4 областных государственных казенных учреждения, подведомственных министерству по молодежной политике Иркутской области. Только в 8 муниципальных образованиях имеются учреждения, непосредственно направленные на работу с молодежью.
Исходя из вышесказанного можно обозначить основные точки роста для развития молодежной политики в Иркутской области:
1. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы, в том числе современных многофункциональных молодежных центров в муниципальных образованиях Иркутской области.
2. Повышение образования и компетенций сотрудников, реализующих работу с молодежью. Необходимо сформировать кадровую политику отрасли.
3. Развитие таких направлений, как молодежное предпринимательство, научное творчество, развитие кадрового потенциала молодежи, ее профессионального роста в организациях и на предприятиях региона, вовлечение в молодежную политику работающей молодежи, сельской молодежи, усиление работы с молодыми семьями.
4. Формирование последовательности и этапности развития потенциала молодежи, сопровождения и роста талантливой, творческой молодежи (наставничество).
5. Формирование системы поддержки добровольческого (волонтерского) движения.
6. Построение единой системы взаимодействия между молодежью, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, исполнительными органами государственной власти Иркутской области, молодежными общественными организациями и объединениями, образовательными организациями (профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования), а также бизнес-сообществом в сфере молодежной политики.
7. Снижение сложной наркоситуации, профилактическая работа с ориентиром на каналы распространения наркотических средств.
8. Подготовка и сопровождение молодежных проектов для участия в грантовых конкурсах, экспертная поддержка.
Глава 3. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание условий для развития и реализации потенциала молодежи в Иркутской области.
Для достижения цели Стратегии следует решить следующие задачи:
1. Создание условий для развития добровольчества (волонтерства).
2. Создание условий для развития патриотического воспитания, формирования культуры семейных отношений, поддержки молодой семьи.
3. Создание условий для развития молодежного предпринимательства.
4. Создание условий для развития потенциала талантливой и социально-активной молодежи.
5. Создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодых людей.
6. Создание условий для профессионального и карьерного роста молодежи.
7. Создание условий для профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, реабилитации наркозависимых, профилактики экстремистских проявлений на национальной и религиозной почве, предупреждения распространения идеологии терроризма в молодежной среде.
8. Создание современной, эффективной экосистемы молодежной политики.
Глава 4. Направления решения задач Стратегии
1. Для решения задачи "Создание условий для развития добровольчества (волонтерства)" требуется реализация следующих мероприятий:
1) формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе:
реализация комплекса мер нематериального поощрения граждан за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Иркутской области. Внедрение новых мер нематериального поощрения;
реализация информационной кампании, направленной на популяризацию добровольчества (волонтерства) на территории Иркутской области;
разработка механизма привлечения партнерской помощи в части поощрения и поддержки добровольцев (волонтеров) в Иркутской области, реализации проектов и инициатив добровольцев (волонтеров);
государственная поддержка деятельности добровольческого (волонтерского) движения;
создание инфраструктуры для развития деятельности добровольческого (волонтерского) движения (создание областного ресурсного центра для добровольцев (волонтеров) в г.Иркутске);
2) организация подготовки добровольцев (волонтеров), членов и лидеров некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства), в том числе:
организация и проведение курсов повышения квалификации в сфере развития добровольческой (волонтерской) деятельности;
подготовка и внедрение обучающих программ по работе волонтеров (добровольцев) в различных сферах деятельности;
методическое сопровождение деятельности в сфере добровольчества (волонтерства). Сбор и тиражирование лучших практик развития добровольчества (волонтерства) в Иркутской области.
2. Для решения задачи "Создание условий для развития патриотического воспитания, формирования культуры семейных отношений, поддержки молодой семьи" требуется реализация следующих мероприятий:
1) развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, в том числе:
методическое сопровождение деятельности в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;
развитие инфраструктуры и материально-технической базы патриотического воспитания молодежи Иркутской области;
стимулирование развития деятельности общественных организаций и объединений, работающих с молодежью в сфере патриотического воспитания, в том числе путем оказания государственной поддержки;
2) совершенствование системы улучшения жилищных условий молодых семей, в том числе, предоставление выплат молодым семьям для улучшения жилищных условий;
3) формирование у молодежи позитивного отношения к институту семьи, ответственного родительства, с учетом особенностей социально-возрастных групп, в том числе:
разработка концепции работы с молодыми семьями, вовлечение молодых семей в мероприятия в сфере молодежной политики;
привлечение общественных организаций к работе с молодыми семьями;
стимулирование работы клубов молодых семей на территории Иркутской области, разработка форм государственной поддержки их деятельности.
3. Для решения задачи "Создание условий для развития молодежного предпринимательства" требуется реализация следующих мероприятий:
1) развитие программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, развитие предпринимательских компетенций, помощи в проектировании своего бизнеса и развитии наставничества в предпринимательстве;
2) организация акселерационных программ для начинающих молодых предпринимателей, а также молодежи, желающей начать предпринимательскую деятельность;
3) заключение партнерских соглашений с предпринимательским сообществом с целью развития системы наставничества;
4) организация сообщества молодых предпринимателей совместно с Фондом поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр "Мой бизнес".
4. Для решения задачи "Создание условий для развития потенциала талантливой и социально-активной молодежи" требуется реализация следующих мероприятий:
1) совершенствование системы поощрения и мотивации социально-активной и талантливой молодежи, в том числе:
создание рейтинговой системы молодежи в Иркутской области;
реализация системы поощрения молодежи, в том числе утверждение премии Губернатора Иркутской области в сфере молодежной политики;
2) совершенствование механизма областной поддержки молодежи, реализующей социальные проекты на территории Иркутской области, в том числе:
разработка системы сопровождения проектов, реализуемых молодежью в Иркутской области;
создание регионального проектного офиса (центра социального проектирования) с целью организации и проведения на системной основе работы по получению грантовой поддержки на социально значимые молодежные проекты в Иркутской области, привлечения дополнительной аудитории к социальному проектированию, выстраивания системы наставничества в сфере социального проектирования, обучения управлением проектами и командами проектов;
3) сопровождение выявленной социально активной и талантливой молодежи, принявшей участие в мероприятиях различного уровня, в целях ее интеграции в социально-экономические процессы Иркутской области, в том числе:
разработка системы мероприятий для раскрытия потенциала молодежи;
стимулирование участия молодежи в региональных, межрегиональных, окружных и всероссийских форумах;
развитие системы наставничества в Иркутской области.
5. Для решения задачи "Создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодых людей" требуется реализация следующих мероприятий:
реализация научно-технического потенциала молодежи;
создание сообщества из числа интеллектуально одаренной молодежи и представителей предприятий в Иркутской области, заинтересованного в научно-техническом потенциале молодежи;
модернизация системы поддержки научно-технической деятельности молодежи;
создание системы поддержки молодежи в разработке научно-технических решений с привлечением исполнительных органов государственной власти Иркутской области, предприятий и организаций в Иркутской области.
6. Для решения задачи "Создание условий для профессионального и карьерного роста молодежи" требуется реализация следующих мероприятий:
1) разработка и реализация программ и проектов, направленных на содействие профессиональному самоопределению молодежи и построению эффективной образовательной и карьерной траектории, в том числе:
организация и проведение мероприятий по профориентации;
организация сезонной занятости для школьников и студентов;
развитие системы наставничества в Иркутской области в сфере профессионального и карьерного роста молодежи;
создание профориентационного центра с новыми форматами работы. Создание профориентационных сообществ для молодых людей;
2) развитие практик, способствующих получению молодежью трудового опыта, в том числе:
разработка и утверждение "дорожной карты" трудоустройства школьников;
разработка механизмов оказания помощи по временному и постоянному трудоустройству молодежи;
разработка и утверждение "дорожной карты" развития студенческих отрядов в Иркутской области;
3) развитие кадровых проектов, способствующих профессиональному росту молодых специалистов и формированию кадрового резерва для организаций и предприятий в Иркутской области, в том числе:
проведение кадрового конкурса среди молодежи с целью поиска, развития и поддержки перспективных молодых специалистов в Иркутской области;
утверждение годового плана повышения кадрового потенциала молодых специалистов. Разработка программ и карт индивидуального карьерного развития;
создание образовательного молодежного центра с возможностями трудоустройства, обучения, взращивания молодых кадров.
7. Для решения задачи "Создание условий для профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, реабилитации наркозависимых, профилактики экстремистских проявлений на национальной и религиозной почве, предупреждения распространения идеологии терроризма в молодежной среде" требуется реализация следующих мероприятий:
1) разработка новых современных форматов проведения мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового, экологичного, активного образа жизни, формирование личной ответственности за свое поведение, формирование психологического иммунитета к вовлечению в асоциальные формы поведения;
2) профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации, в том числе:
разработка во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования в Иркутской области программы повышения квалификации специалистов в сфере профилактики социально-негативных явлений. Развитие системы специальной подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
включение профилактических мероприятий в различные сферы деятельности;
развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенствование профилактических методик, расширение практики использования проектных подходов в антинаркотической деятельности, а также в реабилитации наркозависимых;
организация и проведение мероприятий, направленных на внедрение инновационных технологий в сфере профилактики наркомании, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
расширение практики использования таргетированной и контекстной антинаркотической рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) поддержка программ и проектов, направленных на формирование национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремистских проявлений и предупреждение распространения идеологии терроризма в молодежной среде, в том числе:
методическое сопровождение деятельности специалистов в сфере профилактики экстремистских проявлений и предупреждения распространения идеологии терроризма в молодежной среде и воспитания молодежи на основании традиционных духовно-нравственных ценностей;
разработка и внедрение системы мер, направленных на формирование национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма;
проведение мониторинга и контент-анализа информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) разработка и внедрение системы мер, направленных на работу с молодежью с девиантным поведением, ресоциализацию лиц, состоящих на различных видах учета, и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
8. Для решения задачи "Создание современной, эффективной экосистемы молодежной политики" требуется реализация следующих мероприятий:
1) модернизация сети подведомственных министерству по молодежной политике Иркутской области государственных учреждений Иркутской области, в том числе:
проведение анализа деятельности сети подведомственных государственных учреждений Иркутской области, выработка предложений по модернизации указанных учреждений;
пересмотр структуры и штата подведомственных государственных учреждений Иркутской области;
проведение анализа целесообразности смены типа государственных учреждений Иркутской области с учетом возможных социально-экономических последствий;
проведение ежегодного анализа текущей деятельности подведомственных министерству по молодежной политике Иркутской области государственных учреждений Иркутской области с корректировкой направлений работы;
2) создание областного Дома молодежи, включающего в себя кластеры для развития молодежного потенциала, в том числе разработка и утверждение проекта Дома молодежи (концепция, штатная численность, структура, место расположения);
3) постоянный мониторинг и анализ кадровой обеспеченности организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в сфере молодежной политики на территории Иркутской области, в том числе выявление проблем и "слабых" мест кадровой политики. Выработка рекомендаций по формированию кадрового резерва в сфере молодежной политики в Иркутской области;
4) развитие системы подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации в целях оптимального обеспечения сферы молодежной политики квалифицированными кадрами, в том числе:
создание на базе государственного учреждения Иркутской области, подведомственного министерству по молодежной политике Иркутской области, лицензированного центра кадровой подготовки в сфере молодежной политики. Разработка и внедрение образовательных услуг на базе указанного учреждения, расширение штата, привлечение высококвалифицированных специалистов;
обеспечение повышения квалификации 100 % сотрудников, осуществляющих работу с молодежью в муниципальных образованиях Иркутской области;
разработка системы поощрения работников в сфере молодежной политики в Иркутской области;
создание сообщества для специалистов по работе с молодежью;
введение в программы обучения в образовательных организациях высшего образования в Иркутской области специальности "Специалист по работе с молодежью";
5) создание и обеспечение функционирования системы межведомственного взаимодействия между молодежными центрами, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и исполнительными органами государственной власти Иркутской области, а также системы взаимодействия молодежи, органов государственной власти Иркутской области и бизнес-сообществ, в том числе:
включение в государственные программы Иркутской области специальных разделов, направленных на поддержку молодежи;
разработка "дорожной карты" по включению в систему реализации молодежной политики бизнес-структур, предпринимателей, научных сообществ;
формирование системы муниципальных, межмуниципальных и региональных форумов;
6) модернизация системы оценки ключевых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в сфере реализации молодежной политики и организации мероприятий по работе с детьми и молодежью;
7) оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Иркутской области в реализации программ по работе с детьми и молодежью и развитии инфраструктуры в сфере молодежной политики, в том числе:
модернизация механизмов оказания финансовой поддержки из областного бюджета муниципальным образованиям Иркутской области на реализацию программ по работе с детьми и молодежью;
модернизация механизмов оказания финансовой поддержки из областного бюджета муниципальным образованиям Иркутской области на создание и/или расширение сети муниципальных учреждений по работе с молодежью;
8) проведение регулярных стратегических сессий с молодежью, образовательными организациями в Иркутской области с привлечением общественных организаций, бизнес-сообщества и иных заинтересованных организаций и сообществ;
9) разработка системы получения обратной связи при проведении мероприятий в сфере молодежной политики;
10) проведение социологических исследований различных аспектов жизни молодежи с привлечением научного сообщества;
11) проведение анализа реализации молодежной политики на территории Иркутской области для последующего принятия управленческих решений;
12) разработка концепции работы с молодежью в сельской местности, вовлечение указанной молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики;
13) разработка концепции работы с работающей молодежью, формирование сообщества работающей молодежи, вовлечение работающей молодежи в мероприятия в сфере молодежной политики, в том числе:
содействие в реализации инициатив и решении проблем работающей молодежи, занятой в бюджетной сфере;
создание советов работающей молодежи в бюджетном секторе экономики;
14) цифровизация сферы молодежной политики;
15) пересмотр подхода к использованию социальных сетей не как инструмента трансляции информации, а как к одной из сфер повседневной жизни молодых людей. Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на развитие молодежной политики через социальные сети;
16) формирование позитивной информационной среды, ориентированной на сохранение человеческого капитала и реализацию молодежного потенциала, в том числе:
разработка и проведение информационной кампании, направленной на популяризацию сферы молодежной политики;
стимулирование деятельности по освещению реализации молодежной политики на территории Иркутской области в средствах массовой информации, социальных сетях и других информационных каналах;
создание контента о молодежи, получившей положительный опыт в различных сферах деятельности. Продвижение его в средствах массовой информации, социальных сетях, популярных среди молодежи, в информационно-телекомуникационной# сети "Интернет";
формирование и продвижение в молодежной среде Иркутской области образа успешного, гармонично развитого молодого человека;
создание и поддержание эффективных информационных потоков о молодежи, направлениях и мероприятиях в сфере молодежной политики в Иркутской области;
разработка бренда молодежной политики;
17) совершенствование организационного, правового и ресурсного обеспечения в сфере молодежной политики.
Глава 5. Целевые показатели реализации Стратегии
Результаты реализации Стратегии планируется оценивать исходя из следующих целевых показателей:
1. Численность молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, принимающей участие в мероприятиях в сфере молодежной политики в Иркутской области.
2. Доля молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, являющейся участниками молодежных сообществ.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении 4 к Стратегии.
Приложение 1
к Стратегии развития
молодежной политики
в Иркутской области до 2023 года
Сильные и слабые стороны развития молодежной политики в Иркутской области
Фактор |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Взаимодействие молодежи и исполнительных органов государственной власти Иркутской области, межведомственное взаимодействие |
1. Наличие отдельного исполнительного органа власти Иркутской области по работе с молодежью 2. Возможность участия во встречах с представителями исполнительных органов государственной власти Иркутской области. Построение диалога молодежи и представителей исполнительных органов государственной власти Иркутской области 3. Наличие региональных систем патриотического воспитания и профилактики наркомании |
1. Отсутствие информации у молодежи о задачах, функциях, структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области, о возможностях взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Иркутской области 2. Слабое взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Иркутской области. Не выстроена система межведомственного взаимодействия в сфере молодежной политики 3. Слабая молодежная инфраструктура (места для молодых), единичные молодежные центры. Молодежи негде собираться, проявляться, реализовываться 4. Проблема транспортной доступности 5. Слабое взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области 6. Низкий процент работающих с молодежью в возрасте до 35 лет (с молодежью работает не молодежь) 7. Отсутствие единой методологии в реализации молодежной политики на территории Иркутской области |
Самореализация, развитие потенциала |
1. Возможность участия молодежи в масштабных проектах и всероссийских мероприятиях 2. Развитие внеучебной деятельности молодежи 3. Наличие мер социальной поддержки 4. Наличие региональной грантовой поддержки 5. Большое количество талантливой молодежи 6. Наличие большого количества разноплановых мероприятий 7. Возможность участия в Федеральной форумной компании 8. Тур "Область молодых" 9. Организация и проведение международного молодежного форума "Байкал" |
1. Отсутствие системной подготовки и сопровождения молодежных проектов к грантовым конкурсам, экспертной поддержки 2. Отсутствие навыков у молодежи в проектировании и привлечении софинансирования 3. Не выстроена последовательность и этапность развития потенциала молодежи, сопровождения и роста талантливой, творческой молодежи 4. Низкая вовлеченность молодежи 5. Отсутствие системы мотивации молодежи 6. Низкий уровень культуры 7. Отсутствие единого календаря мероприятий 8. Большой отток молодежи из региона и муниципальных образований Иркутской области 9. Отсутствие целей и повестки у молодежных партий 10. Негатив вокруг термина "политика" 11. Завышенные ожидания молодежи |
Добровольчество (волонтерство) |
1. Высокий уровень развития добровольчества (волонтерства) 2. Широкий спектр развития добровольческих (волонтерских) инициатив |
1. Недооцененность добровольчества (волонтерства) 2. Отсутствие единой системы и объединения добровольцев (волонтеров) |
Профессиональный и карьерный рост. Обучение |
Имеются возможности для профессионального развития |
1. Слаборазвитая система профориентации в системе образования 2. Отсутствие системы наставничества. Отсутствие системного подхода в работе с молодежью 3. Отсутствие молодежного кадрового резерва 4. Низкий уровень доходов у молодежи. Низкий уровень зарплаты для молодых специалистов 5. Работодатель не заинтересован в социальной и общественной жизни сотрудников 6. Отсутствие содействия трудоустройству школьников 7. Отсутствие студенческого бизнес-акселератора 8. Отсутствие системы подготовки кадров в сфере молодежной политики. Нехватка специалистов по молодежной политике в муниципальных образованиях Иркутской области 9. Нехватка рабочих мест для квалифицированных специалистов. Сложность трудоустройства по специальности 10. Низкая финансовая грамотность у молодежи 11. Низкий уровень экологического просвещения 12. Недостаток доступного (бесплатного) неформального образования 13. Отсутствие механизма сбора обратной связи 14. Отсутствие грамотной рекламы людей и проектов внутри региона 15. Конфликт поколений на работе |
Формирование здорового образа жизни |
1. Наличие тренда на развитие здорового образа жизни 2. Наличие спортивных площадок |
1. Низкий уровень развития массового спорта 2. Игнорирование туристического потенциала региона, туризм не организован и хаотичен |
Взаимодействие молодежи и общественных организаций |
1. Много разнообразных детских и молодежных общественных объединений 2. Наличие открытых диалогов с представителями молодежных организаций |
1. Разобщенность молодежных организаций в Иркутской области |
Информационная среда |
1. Освещение деятельности в средствах массовой информации 2. Популяризация молодежной политики |
1. Отсутствие единого информационного ресурса 2. Отсутствие региональной медиа службы по информированию событий в сфере молодежной политики 3. Низкое информирование о мерах социальной поддержки 4. Отсутствие PR позитивных примеров 5. Плохой брендинг и позиционирование региона (для молодежи из других регионов) |
Инфраструктура |
1. Наличие государственных учреждений Иркутской области в сфере молодежной политики 2. Наличие муниципальных учреждений по работе с молодежью в отдельных муниципальных образованиях Иркутской области |
1. Недостаточное количество учреждений дополнительного образования в сфере предпринимательства, права и полового воспитания для школьников 2. Плохо развита инфраструктура в сфере молодежной политики: отсутствие молодежных центров, Домов молодежи, мало мест, способных обеспечить досуг для молодежи, не развита инфраструктура молодежной политики, мало мест куда можно прийти позаниматься своим делом 3. Отсутствие площадок для проведения мероприятий студентов профессиональных образовательных организаций 4. Слабая сеть муниципальных учреждений в сфере молодежной политики 5. Недостаточность финансирования сферы молодежной политики |
Трудная жизненная ситуация |
Наличие мероприятий для молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации |
1. Отсутствие системной психологической поддержки для детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации 2. Отсутствие информации об организациях, оказывающих поддержку 3. Слабая работа с молодежью девиантного поведения |
Семья |
Наличие механизма помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий |
Малое количество проектов (мероприятий) по поддержке семей |
Приложение 2
к Стратегии развития
молодежной политики
в Иркутской области до 2030 года
Возможности и угрозы развития молодежной политики в Иркутской области
Возможности |
Угрозы |
1. Развитие индустрии отдыха и оздоровления для молодежи в Иркутской области за счет наличия уникального природного объекта озера Байкал 2. Привлечение средств федерального бюджета на софинансирование основных направлений молодежной политики 3. Развитие научно-технического и инновационного творчества молодежи на базе научных центров в Иркутской области 4. Использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для реализации молодежной политики 5. Создание механизма сопровождения талантливой молодежи 6. Создание региональной системы профессиональной ориентации молодежи на основе межведомственного взаимодействия 7. Открытие центров патриотического воспитания во всех муниципальных образованиях Иркутской области 8. Возможность получения дополнительного профессионального образования |
1. Нивелирование моральных ценностей у молодежи в связи с присутствием в информационном пространстве (средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рекламе) негативной информации 2. Нарастание у молодых людей эмоционально-психологической тревожности, стресса, агрессивного неадекватного поведения, низкой самооценки, неготовности, неумения преодолеть проблемы в различных жизненных ситуациях 3. Распространение наркотических средств посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 4. Внутренний и внешний миграционный отток молодежи 5. Повышение уровня безработицы среди молодежи 6. Проявление экстремизма в молодежной среде 7. Снижение уровня патриотизма у молодежи 8. Возрастные ограничения для отдельных видов деятельности 9. Негативное влияние деструктивных течений в молодежной среде, в том числе экстремистской направленности |
Приложение 3
к Стратегии развития
молодежной политики
в Иркутской области до 2030 года
Кадровая обеспеченность в сфере молодежной политики в разрезе муниципальных образований Иркутской области
N п/п |
Наименование муниципального образования Иркутской области |
Отделы в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, курирующих направление "Молодежная политика" (далее - отдел) |
Количество сотрудников отдела |
Подведомственные муниципальные учреждения в сфере молодежной политике |
|||||
1. |
Отдел по молодежной политике |
Смешанный отдел |
Примечание (наименование отдела) |
Нет отделов |
По молодежной политике |
Со смешанными обязанностями |
Примечание (направление дополнительных обязанностей) |
||
1. |
Аларский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по спорту и делам молодежи |
- |
- |
4 |
спорт |
- |
2. |
Ангарский городской округ Иркутской области |
V |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
V (+14 сотрудников) |
3. |
муниципальное образование Балаганский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по молодежной политике, физической культуре и спорту |
- |
- |
2 |
направлением молодежная политика занимается начальник отдела, специалист курирует спорт |
- |
4. |
Баяндаевский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по спорту и молодежной политике |
- |
- |
1 |
спорт |
- |
5. |
Муниципальное образование Боханский район |
- |
V |
отдел по делам молодежи, спорту и туризму |
- |
- |
2 |
спорт, туризм |
- |
6. |
Муниципальное образование "Братский район" |
- |
V |
отдел культуры, молодежной политики и спорта |
- |
- |
3 |
культура, спорт |
- |
7. |
Муниципальное образование города Бодайбо и района |
- |
V |
отдел по молодежной политике и спорту |
- |
- |
2 |
направлением молодежная политика занимается начальник отдела, специалист курирует спорт |
- |
8. |
городской округ муниципальное образование города Братска Иркутской области |
V |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
V (+7 сотрудников) |
9. |
Зиминское городское муниципальное образование |
V |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
10. |
Городской округ муниципальное образование город Иркутск |
V |
- |
- |
- |
3 (+2 вакантны) |
- |
- |
V (+ 4 сотрудников) |
11. |
городской округ муниципального образования город Саянск Иркутской области |
- |
V |
отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике |
- |
- |
2 (+1 вакантна) |
спорт |
- |
12. |
Городской округ "город Свирск" Иркутской области |
- |
V |
отдел по молодежной политике, физической культуре и спорту |
- |
- |
2 |
спорт |
V (+7 сотрудников) |
13. |
Муниципальное образование - "город Тулун" |
V |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
14. |
Муниципальное образование "город Усолье-Сибирское" |
- |
V |
отдел спорта и молодежной политики управления по социально-культурным вопросам |
- |
- |
4 |
спорт, кадровые вопросы, социальные вопросы, ЗАГС |
- |
15. |
Муниципальное образование город Усть-Илимск |
V |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
16. |
Муниципальное образование "город Черемхово" |
V |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
V (+8 сотрудников) |
17. |
Муниципальное образование "Жигаловский район" |
- |
V |
сектор по молодежной политике, спорту и информационной деятельности |
- |
- |
2 |
спорт |
- |
18. |
Муниципальное образование "Заларинский район" |
- |
V |
отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике |
- |
- |
2 |
спорт |
- |
19. |
Зиминский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике |
- |
- |
1 (+4 вакантны) |
- |
- |
20. |
Иркутское районное муниципальное образование Иркутской области |
- |
V |
отдел развития физической культуры, спорта и молодежной политики |
- |
2 |
1 (+1 вакантно) |
- |
- |
21. |
Казачинско-Ленский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по физической культуре, молодежной политике, спорту и туризму |
- |
1 |
1 |
спорт, туризм |
- |
22. |
Муниципальное образование "Катангский район" |
- |
V |
муниципальный отдел по развитию культуры, молодежной политике и спорту |
- |
- |
2 |
культура, спорт |
- |
23. |
Муниципальное образование "Качугский район" |
- |
V |
отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике |
- |
1 (+ соц. вопросы) |
2 |
спорт |
- |
24. |
Киренский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по культуре, делам молодежи и спорта |
- |
1 |
3 |
культура, спорт |
- |
25. |
Куйтунский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел спорта, молодежной политики и туризма |
- |
- |
3 |
спорт, туризм |
- |
26. |
Муниципальное образование Мамско-Чуйского района |
- |
- |
- |
V |
- |
1 |
спорт, туризм |
- |
27. |
Муниципальное образование "Нижнеилимский район" |
- |
V |
отдел по культуре, спорту и делам молодежи |
- |
1 |
3 |
культура, спорт |
- |
28. |
Муниципальное образование "Нижнеудинский район" |
- |
- |
управление по культуре, спорту и молодёжной политике |
- |
- |
1 |
культура, спорт |
V (+8 сотрудников по мол.пол.) |
29. |
Муниципальное образование "Нукутский район" |
- |
V |
отдел по молодежной политике и спорту |
- |
- |
1 |
спорт |
- |
30. |
Ольхонский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел молодежной политики, физической культуре и спорта |
- |
- |
2 |
спорт |
- |
31. |
Осинский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по спорту и молодежной политике |
- |
- |
2 |
спорт |
- |
32. |
Слюдянский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдела культуры, спорта и молодежной политики |
- |
- |
4 |
культура, спорт |
- |
33. |
муниципальное образование "Тайшетский муниципальный район Иркутской области" |
- |
- |
управление культуры, туризма и молодежной политики |
- |
2 |
2 |
культура, туризм |
- |
34. |
Муниципальное образование "Тулунский район" |
V |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
V (+1 сотрудник) |
35. |
Усольский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по молодежной политике и социальным вопросам |
- |
- |
3 |
социальные вопросы |
|
36. |
Муниципальное образование "Усть-Илимский район" |
- |
- |
- |
V |
- |
1 |
социальные вопросы |
- |
37. |
Усть-Кутский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по молодежной политике, спорту и культуре |
- |
- |
1 |
спорт, культура |
V (+ 4 сотрудника) |
38. |
районное муниципальное образование "Усть-Удинский район" Иркутской области |
- |
V |
отдел по делам молодежи и спорта |
- |
- |
2 |
спорт |
- |
39. |
Черемховское районное муниципальное образование |
- |
V |
отдел молодежной политики и спорта |
- |
3 |
2 |
спорт |
- |
40. |
Чунское районное муниципальное образование |
- |
V |
отдел культуры, спорта и молодежной политики |
- |
1 |
1 |
культура, спорт |
- |
41. |
Шелеховский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по молодежной политике и спорту |
- |
1 |
3 |
спорт |
- |
42. |
Эхирит-Булагатский муниципальный район Иркутской области |
- |
V |
отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике |
- |
- |
3 |
спорт |
- |
Приложение 4
к Стратегии развития
молодежной политики
в Иркутской области до 2030 года
Целевые показатели
реализации стратегии развития молодежной политики в Иркутской области до 2030 года
Наименование цели |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2027 г. |
2030 г. |
|||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
|||
Создание условий для развития и реализации потенциала молодежи в Иркутской области |
Численность молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, принимающей участие в мероприятиях в сфере молодежной политики в Иркутской области |
тыс. чел. |
676,2 |
790,0 |
680,0 |
800,0 |
690,0 |
810,0 |
710,0 |
820,0 |
840,0 |
860,0 |
Доля молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, являющейся участниками молодежных сообществ |
чел. на 100 тыс. молодежи |
2100 |
2400 |
2200 |
2600 |
2500 |
2900 |
4000 |
6000 |
7000 |
10000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 24 марта 2022 г. N 81-р "Об утверждении Стратегии развития молодежной политики в Иркутской области до 2030 года"
Вступает в силу с 24 марта 2022 г.
Текст распоряжения опубликован в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru) 24 марта, 6 апреля 2022 г., в газете "Областная" от 6 апреля 2022 г. N 37