Указ Главы Республики Башкортостан от 28 февраля 2022 г. N УГ-79
"Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Башкортостан"
В целях внедрения в Республике Башкортостан системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт"), создания условий для формирования опережающего инвестиционного развития Республики Башкортостан, достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", постановляю:
1. Утвердить Инвестиционную декларацию Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему Указу.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Башкортостан от 3 декабря 2012 года N УП-508 "Об Инвестиционной декларации Республики Башкортостан".
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Муратова Р.Х.
4. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Башкортостан |
Р. Хабиров |
Уфа, Дом Республики
28 февраля 2022 года
N УГ-79
Приложение
к Указу Главы
Республики Башкортостан
от 28 февраля 2022 г. N УГ-79
Инвестиционная декларация Республики Башкортостан
Республика Башкортостан в лице ее инвестиционной команды гарантирует инвесторам Республики Башкортостан то, что:
1) инвестиционная деятельность в Республике Башкортостан имеет приоритетный характер;
2) установление и применение правовых норм в Республике Башкортостан осуществляются на принципах защиты и поддержки инвестиционной деятельности, а также защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, включая:
обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
отсутствие необоснованных ограничений в реализации инвестиционных проектов;
защиту капитальных вложений;
3) новые законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан, изменяющие размеры региональных налогов либо вносящие изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Республики Башкортостан по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день начала финансирования инвестиционного проекта, не применяются в течение сроков, установленных законом, в отношении инвестора, осуществляющего инвестиционный проект;
4) органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан и региональные институты развития обеспечивают прямое и оперативное взаимодействие с инвесторами, исключая необоснованные административные барьеры;
5) органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают содействие в кадровом обеспечении инвестиционной деятельности инвесторам, реализующих инвестиционные проекты на территории республики;
6) инвесторам обеспечивается возможность рассмотрения Инвестиционным комитетом Республики Башкортостан под председательством Главы Республики Башкортостан споров, возникающих при реализации инвестиционного проекта, между участниками инвестиционного процесса (органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления Республики Башкортостан и институтами развития Республики Башкортостан, а также ресурсоснабжающими и иными организациями);
7) инвестиционные проекты, направленные на обеспечение высокого уровня производительности труда, создание рабочих мест с повышенным уровнем оплаты труда, а также "зеленые" проекты имеют наибольшую значимость для социально-экономического развития республики;
8) инвесторам в установленном порядке оказываются следующие меры государственной поддержки:
налоговые льготы;
предоставление земельных участков в аренду без торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
субсидии;
льготные ставки арендной платы за пользование государственным имуществом, находящимся в собственности Республики Башкортостан;
инвестиционные кредиты;
инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций;
приобретение оборудования и специальной техники по программам льготного лизинга;
микрозаймы по сниженной процентной ставке;
консультационное, методическое и информационное сопровождение инвестиционных проектов, а также другие меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Инвестиционная декларация Республики Башкортостан является основополагающим подзаконным нормативным правовым актом в регулировании инвестиционной деятельности и направлена на информирование инвестора о целях инвестиционного развития, ключевых характеристиках Республики Башкортостан, действующих инвестиционных инструментах, об инвестиционных обязательствах и инвестиционной команде Республики Башкортостан.
1. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Башкортостан
1.1. Главными целями инвестиционного развития Республики Башкортостан являются:
реальный рост инвестиций в основной капитал на 70% до 2030 года по сравнению с показателем 2020 года в качестве вклада в достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
доведение годового объема инвестиций в основной капитал до 500 млрд. рублей в 2024 году.
1.2. Приоритетными направлениями инвестиционного развития Республики Башкортостан являются:
развитие промышленности, повышение конкурентоспособности промышленности Республики Башкортостан путем развития промышленной инфраструктуры;
развитие агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности Республики Башкортостан;
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса Республики Башкортостан;
улучшение инвестиционного климата и развитие конкуренции, создание условий для привлечения инвестиций в ключевые отрасли экономики Республики Башкортостан, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов;
развитие внешнеэкономической деятельности и экспорта, опережающий рост несырьевого неэнергетического экспорта и вовлечение экспортно-ориентированных предприятий в международную торговлю;
развитие межрегионального сотрудничества, укрепление экономического взаимодействия Республики Башкортостан с другими субъектами Российской Федерации;
развитие муниципальных образований со сдержанным уровнем социально-экономического развития;
развитие агломерационных объединений;
инфраструктурное развитие, повышение качества жизни населения республики путем обеспечения развития и стабильного функционирования строительного и дорожно-транспортного комплекса Республики Башкортостан;
инфраструктурное развитие, обеспечение надежного и качественного электроснабжения потребителей электроэнергии;
развитие комфортной среды и благоустройства территорий, улучшение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечения их доступности для населения.
2. Ключевые характеристики Республики Башкортостан
2.1. Основные характеристики республики
Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых и политически стабильных субъектов Российской Федерации.
Республика расположена на границе Европы и Азии на пересечении важнейших водных, железнодорожных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть страны с Уралом, Сибирью и странами Средней Азии. Входит в состав Приволжского федерального округа.
Общая площадь территории Республики Башкортостан составляет 142,9 кв. км. В состав республики входят 54 муниципальных района и 9 городских округов.
Численность населения республики превышает 4 млн. человек.
Экономика Республики Башкортостан характеризуется диверсифицированной многоотраслевой структурой с высоким уровнем комплексного развития. Мощный потенциал, наличие крупных уникальных производств и технологий позволяют отнести республику к числу крупнейших индустриальных центров России.
Объем валового регионального продукта республики за 2020 год составил 1,7 трлн, рублей в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года, по данному показателю республика вошла в топ-10 регионов-лидеров России. В структуре валового регионального продукта наибольшую долю занимает промышленное производство - 37,9%, торговля - 12,7%, строительство - 6,6%, транспорт - 6,3%, сельское хозяйство - 5,3%.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2021 году составил 419,3 млрд. рублей, или 105,1% к уровню предыдущего года.
Республика располагает развитой транспортно-логистической инфраструктурой:
по территории республики проходит Транссибирская магистраль, связывающая Центральную часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами Средней Азии;
республика имеет выход к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому) через реки Белую, Каму и Волгу, также в республике расположен порт класса "река-море" Агидель;
территорию республики пересекают три федеральные трассы - М5 "Урал", М7 "Волга", Р-240 "Уфа - Оренбург".
В связи с освоением медных колчеданов на юге Зауралья планируется строительство дополнительной железнодорожной ветки "Сибай - Подольск - Сара". Дорога будет способствовать развитию восточного меридионального направления, которая обеспечит прямую связь восточных районов Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа в обход загруженного Челябинского железнодорожного узла.
2.2. Позиции Республики Башкортостан в Российской Федерации
1-е место по эффективности промышленной политики;
2-е место по объему нефти, поступившей на переработку, автомобильного бензина, автобетононасосов, двигателей гидравлических и пневматических, синтетического каучука, стирола, кровельных и гидроизоляционных материалов;
2-е место по производству меда, молока, поголовью лошадей;
3-е место по реализации национального проекта "Производительность труда;
3-е место по производству автобусов, каустической соды, пластмасс в первичных формах, проволоки скрученной;
3-е место по поголовью крупного рогатого скота;
5-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата;
7-е место по численности постоянного населения;
8-е место по обороту розничной торговли.
2.3. Природно-ресурсный потенциал
Лесной фонд Республики Башкортостан составляет 5,7 млн. га. Объем запасов лесных ресурсов, допустимых к ежегодному изъятию, составляет 2,8 млн. куб. м., из них 1,2 млн. куб. м зарезервировано для реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов.
Республика Башкортостан обладает запасами общераспространенных полезных ископаемых, в том числе:
песчано-гравийной смеси и песка строительного в количестве более 931 млн. куб. м;
камня строительного - более 855 млн. куб. м;
глин и суглинков кирпичных и керамзитовых - около 390 млн. куб. м;
гипса - более 538 млн. тонн.
На территории республики имеется 1060 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, в том числе 267 месторождений торфа.
Республикой Башкортостан совместно с АО "Росгеология" прорабатывается создание геологоразведочного фонда юниорных проектов в целях обследования территории республики для поиска малоизученных месторождений с эффективными запасами полезных ископаемых.
2.4. Промышленность
В Республике Башкортостан развиты такие отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, химическая, энергетика, машиностроение, металлургия, фармацевтика, легкая пищевая, горнорудная и стекольная.
Республика Башкортостан - один из старейших нефтедобывающих регионов России и лидер среди субъектов Российской Федерации по выпуску дизельного топлива, кальцинированной соды, бензола, ксилола, негашеной извести, прицепов и полуприцепов, технически допустимой массой от 3,5 до 10 тонн, стекла листового, проволоки из нелегированной стали, светильников и осветительных устройств, спортивных и прогулочных судов.
В 2021 году промышленная сфера республики демонстрировала устойчивую положительную динамику со значениями показателей выше среднероссийского уровня, индекс промышленного производства составил 107,5%.
По состоянию на 1 января 2022 года на территории Республики Башкортостан в составе Единой энергетической системы России функционируют 40 электростанций. Суммарная установленная электрическая мощность всех электростанций энергосистемы республики составляет 5498 МВт, в том числе текущая свободная (резервная) мощность 42 МВт.
2.5. Сельское хозяйство
В Республике Башкортостан имеется более 400 свободных земельных угодий общей площадью свыше 70 тыс. га под кормовые культуры для новых инвестиционных проектов по строительству молочных животноводческих комплексов.
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2021 году составил 185,6 млрд. рублей.
В 2021 году в республике увеличено производство мяса (без птицы) до 107,6% (к уровню 2020 года), полуфабрикатов мясных - 115,3%, масла растительного рафинированного - 112,8%, макаронных изделий - 101,4%. В республике производится около 60% всех овощей закрытого грунта в России.
Республика полностью обеспечивает свои потребности по производству молока и молочных продуктов, говядины, свинины, яиц, сахару, картофелю.
2.6. Трудовой потенциал
Республика Башкортостан обладает значительным трудовым потенциалом. По оценочным данным Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за 2021 год численность рабочей силы составила 1,9 млн. человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике по итогам 2020 года составила 1,6 млн. человек или 73% от численности трудовых ресурсов. Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
в торговле оптовой и розничной - 19,1%;
в обрабатывающем производстве - 15,2%;
в строительстве - 9,0%;
в образовании - 7,8%;
в здравоохранении и социальных услугах - 6,9%;
в сельском и лесном хозяйстве - 6,9%.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в Республике Башкортостан по состоянию на февраль 2022 года составляет 1,09% или 20627 безработных граждан.
В Республике Башкортостан одна из крупнейших сетей среднего профессионального образования в России - 96 колледжей. Подготовка специалистов ведется по 136 специальностям и по 80 рабочим профессиям. Численность обучающихся составляет 96,9 тыс. человек, по рабочим профессиям - 26,6 тыс. человек.
В республиканскую систему высшего образования входят 9 самостоятельных государственных вузов, 2 негосударственных вуза, а также 18 филиалов вузов. Численность студентов составляет свыше 97,3 тыс.
Ежегодно по программам среднего профессионального образования выпускается 24,2 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, по программам высшего образования - 19 тыс. человек.
2.7. Инвестиционный цикл
В целях организации централизованной системы поддержки инвестиционных инициатив в Республике Башкортостан функционирует единая система рассмотрения, поддержки и мониторинга реализации инвестиционных проектов по принципу "одного окна", предусматривающая сопровождение инвестиционных проектов органами исполнительной власти Республики Башкортостан на всех стадиях реализации проектов, а также максимально возможное сокращение сроков рассмотрения документов, проведение переговоров с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности в случае возникновения проблемных ситуаций при реализации проектов.
Также в республике ведется работа по совершенствованию "клиентского пути" инвестора, в том числе в рамках реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации.
В настоящее время достигнуты следующие сроки для реализации проекта, признанные одними из самых оптимальных сроков:
открытия банковского счета - в течение 1 дня;
регистрации права собственности на недвижимое имущество - 5 дней;
постановки на кадастровый учет - 3 дня;
утверждение схемы земельного участка - до 12 дней;
среднее время подключения к электросетям - до 39 дней;
По представлению услуг в электронном виде в сфере строительства Республика Башкортостан входит в пятерку регионов-лидеров. В среднем сроки выдачи разрешений на строительство составляют 79,5 дней при значении данного показателя по Российской Федерации 96,4 дней.
2.8. Институты развития и деловые объединения
В Республике Башкортостан эффективное содействие субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности оказывают институты развития:
АО "Корпорация развития Республики Башкортостан" осуществляет полномочия агентства развития республики, предоставляет инвесторам услуги по сопровождению инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации, является уполномоченной организацией по сопровождению инвестиционных проектов в формате "одно окно";
АО "Региональный фонд" - содействует успешной реализации на территории республики инвестиционных проектов в форме предоставления займов, участия в капитале проектной компании, предоставления залогов по кредитам, предоставления средств на депозит в банке;
НО "Фонд развития промышленности Республики Башкортостан" осуществляет финансовую поддержку промышленного развития Республики Башкортостан, информационно-аналитическое, консультационное обеспечение, экспертное сопровождение предпринимательской деятельности в сфере промышленности, энергетики и инноваций;
АНО "Центр содействия инновациям в Республике Башкортостан" оказывает содействие предприятиям республики, имеющим инновационные разработки, их выходу на международный рынок, в составлении бизнес-планов инновационных инвестиционных проектов, участвует в оказании государственной поддержки инновационным предприятиям, осуществляет научное и методическое сопровождение инвесторов;
АНО "Центр поддержки экспорта Республики Башкортостан" оказывает информационно-аналитическую, консультационную, организационную, финансовую и иную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
АНО "Агентство Республики Башкортостан по развитию малого и среднего предпринимательства" оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере кредитования за счет предоставления поручительств по кредитам и займам;
АНО "Центр стратегических разработок Республики Башкортостан" осуществляет разработку и реализацию проектов и стратегических инициатив, направленных на развитие экономического потенциала Республики Башкортостан;
АО "Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан" предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства льготный лизинг для приобретения нового оборудования;
АНО "Микрокредитная компания малого бизнеса Республики Башкортостан" оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов.
Также в региональную инфраструктуру поддержки инвесторов входят деловые и профессиональные объединения:
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан" представляет интересы бизнеса в органах государственной власти и местного самоуправления, участвует в продвижении товаров и услуг предприятий республики на внутреннем и внешнем рынках, содействует разрешению гражданско-правовых споров путем развития форм третейского разбирательства;
Башкортостанское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" содействует формированию и реализации экономической политики, нацеленной на создание благоприятных условий для развития предпринимательства;
Башкирское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" оказывает помощь субъектам предпринимательской деятельности по вопросам правовой защиты, привлечения финансирования, получения государственной поддержки, налаживания деловых контактов внутри предпринимательского сообщества;
Региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей в Республике Башкортостан и Союз работодателей Республики Башкортостан защищают интересы предпринимателей, принимают участие в работе коллегиальных органов государственной власти по всем вопросам, связанным с деятельностью предпринимателей, в заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в проведении конкурсов профессионального мастерства;
Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан осуществляет деятельность по защите интересов малого и среднего бизнеса, мониторинг и подготовку предложений по совершенствованию федерального и республиканского законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
Ассоциация "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" оказывает содействие развитию местного самоуправления в республике, включая вопросы улучшения инвестиционного климата и содействия развитию инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц заинтересованных, в начале осуществления предпринимательской деятельности, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" функционирует Центр "Мой бизнес", предоставляющий комплекс услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн- и онлайн-форматах, в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства.
2.9. Территории с преференциальным режимом
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алга"
В республике функционирует особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алга" (далее - ОЭЗ "Алга") общей площадью 468 га, расположенная в 120 км от столицы Республики Башкортостан городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, на территориях муниципальных районов Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан.
ОЭЗ "Алга" имеет выход на трассы Р-240 "Уфа-Оренбург", М5 "Урал", М7 "Волга", а также сообщается с Куйбышевской железной дорогой.
ОЭЗ "Алга" снабжена развитой промышленной, транспортной и социальной инфраструктурами. Общая арендная площадь составляет 338,2 га, из них 89 га арендовано действующими резидентами.
Резидентами ОЭЗ "Алга" являются 6 компаний, планирующие инвестировать более 10 млрд. рублей и создать более 1,4 тысяч новых рабочих мест.
Логистическая характеристика ОЭЗ "Алга" позволяет обеспечить размещение предприятий по кластерному типу, сгруппировав их по отраслевой принадлежности, по схожести технологий и сырьевой базы.
Для резидентов ОЭЗ "Алга" установлены федеральные и региональные преференции:
по налогу на прибыль организаций;
по налогу на имущество организаций;
по налогу на добавочную стоимость;
по земельному налогу;
по транспортному налогу;
по таможенной пошлине.
По итогам федерального рейтинга ОЭЗ "Алга" признана самой динамично развивающейся в Российской Федерации.
Территории опережающего социально-экономического развития
В Республике Башкортостан создано 5 территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Плановая реализация инвестиционных проектов резидентами ТОСЭР позволит привлечь около 50 млрд. рублей инвестиций и создать более 10 тыс. рабочих мест.
1. ТОСЭР "Благовещенск" создан в границах г. Благовещенск, являющегося административным центром муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан. Город расположен на правом берегу реки Белой (притоке Камы), в 42 км от столицы Республики Башкортостан - городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Статус ТОСЭР получен 12 февраля 2019 года (постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 127) и действует в течение 10 лет.
В ТОСЭР "Благовещенск" осуществляют деятельность 33 резидента, планирующие инвестировать более 24,6 млрд. рублей и создать 4118 новых рабочих мест. На 1 января 2022 года объем вложенных инвестиций составил 1,8 млрд. рублей, создано 706 новых рабочих места.
В настоящее время реализуются инвестиционные проекты в легкой и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Специфика г. Благовещенск - наличие высококвалифицированных кадров в сфере химической промышленности.
2. ТОСЭР "Кумертау" создан в границах городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан. Город расположен в 220 км к югу от столицы Республики Башкортостан. Кумертау стал первым городом в республике, получившим статус ТОСЭР. Статус получен 29 декабря 2016 года (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1550) и действует в течение 10 лет.
В ТОСЭР "Кумертау" осуществляют деятельность 34 резидента, планирующие инвестировать 12,5 млрд. рублей и создать 2196 новых рабочих мест. На 1 января 2022 года объем вложенных инвестиций составил 2,7 млрд. рублей, создано 1550 новых рабочих мест.
Инвестиционные проекты реализуются в легкой, пищевой, химической, металлообрабатывающей промышленности, строительстве. Специфика г. Кумертау - наличие высококвалифицированных кадров в области вертолетостроения.
3. ТОСЭР "Нефтекамск" создан в границах городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан. Город расположен в 180 км к северо-западу от столицы Республики Башкортостан. Статус ТОСЭР получен 12 февраля 2019 года (постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 129) и действует в течение 10 лет.
В ТОСЭР "Нефтекамск" осуществляют деятельность 19 резидентов, планирующие инвестировать 1,3 млрд. рублей и создать 1280 новых рабочих мест. На 1 января 2022 года объем вложенных инвестиций составил 495,1 млн. рублей, создано 876 новых рабочих мест.
Инвестиционные проекты реализуются в следующих отраслях: здравоохранение, обрабатывающая промышленность, строительство. Специфика города - наличие высококвалифицированных кадров в сфере автомобилестроения и легкой промышленности.
4. ТОСЭР "Белебей" создан в границах г. Белебей, являющегося административным центром муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан. Город расположен в 200 км к западу от столицы Республики Башкортостан. Статус ТОСЭР получен 29 декабря 2016 года (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1536) и действует в течение 10 лет.
В ТОСЭР "Белебей" осуществляют деятельность 22 резидента, планирующие инвестировать 9,3 млрд. рублей и создать 2182 новых рабочих мест. По состоянию на 1 января 2022 объем вложенных инвестиций составил 731,3 млн. рублей, создано 776 новых рабочих мест.
Инвестиционные проекты реализуются в металлообрабатывающей и пищевой промышленности, здравоохранении, строительстве. Специфика г. Белебей - наличие высококвалифицированных кадров в сфере автомобилестроения.
5. ТОСЭР "Белорецк" создан в границах г. Белорецк, являющегося административным центром муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Город расположен в 180 км к юго-востоку от столицы Республики Башкортостан. Статус ТОСЭР получен 12 февраля 2019 года (постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 121) и действует в течение 10 лет.
В ТОСЭР "Белорецк" осуществляют деятельность 10 резидентов, планирующие инвестировать 390,3 млн. рублей и создать 479 новых рабочих мест. По состоянию на 1 января 2022 фактический объем инвестиций составил 245,2 млн. рублей, создано 359 новых рабочих мест.
Инвестиционные проекты реализуются в обрабатывающей промышленности. Специфика г. Белорецк - наличие высококвалифицированных кадров в сфере металлургической промышленности.
2.10. Инновационная инфраструктура
Республика Башкортостан входит в состав регионов-участников Ассоциации инновационных регионов России.
Башкортостан имеет большой инновационный потенциал, является признанным центром России во многих областях науки и техники, находится во второй группе по значению российского регионального инновационного индекса, тесно сотрудничает с АО "Роснано", НО Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), АО "Российская венчурная компания".
Более 75% инновационных организаций Республики Башкортостан осуществляют деятельность в химической, нефтехимической промышленности и машиностроении.
В Республике Башкортостан действуют 18 технопарков: инновационно-производственный технопарк "ОргНефтеГаз", технопарк "Машиностроитель", технопарк "Резервуарный парк для хранения битума нефтяного дорожного", технопарк "Индустрия робототехники (ИРТ)/Robotics industry", технопарк "Корона", технопарк "Геосфера К2", технопарк "Геосфера М20", технопарк "Туймазы-Полимер", технопарк "Астра", технопарк "Полимак", технопарк АО "ПромЖД-Гарант", технопарк "Бурсервис - Уфа", научно-производственная ассоциация "Технопарк авиационных технологий", технопарк "Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института", технопарк "Объединенный центр обслуживания на Кирова", технопарк "Меги", технопарк "Научно-исследовательский технологический институт гербицидов и регуляторов роста растений с опытно-экспериментальным производством Академии наук Республики Башкортостан", Туймазинский промышленный технопарк "Мастер".
Также в республике зарегистрировано 12 индустриальных парков: "Уфимский", "Промцентр", "Дело", "Нефтекамский", "ГлавБашСтрой", "Велес", "Благовещенский", "Центр Агротехнологий", "Нижегородский", "БелКам", "Промпарк С11", "Зубово".
Развитие инновационных отраслей в республике планируется достигнуть также за счет деятельности Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики. Центр представляет собой новую кластерную модель научно-образовательной, производственно-технологической, пространственно-инновационной и культурной трансформации Республики Башкортостан по обеспечению глобальной конкурентоспособности образования, исследований, бизнеса, качества жизни и гармонизации экономических и гуманитарных связей в евразийских интеграционных проектах, активной участницей которых является Российская Федерация.
2.11. Международное сотрудничество и экспорт
Республика Башкортостан экспортирует минеральные продукты, машиностроительную продукцию, продовольственные товары и сырье, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них.
Субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности оказывается содействие в доступе на зарубежные товарные рынки, расширении географии экспорта, повышении конкурентоспособности экспортеров республики. Республиканские предприятия участвуют в составе официальных делегаций в бизнес-миссиях за рубеж и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Сформирован публичный реестр экспортеров Республики Башкортостан.
В Республике Башкортостан имеются представительства в Турецкой Республике, Республике Казахстан, Республике Беларусь. К 2024 году запланировано открытие 8 представительств Республики Башкортостан.
В рамках международного сотрудничества с Республикой Казахстан планируется реализация проекта по созданию химического кластера в г. Павлодар, продвигается сертификация продукции "Халяль" и развитие соответствующей индустрии. Компании и торговые сети регионов договорились о взаимной поставке продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, производители подписали договоры о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, а также по пошиву и поставке текстильной продукции.
В муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан функционирует один из крупнейших в Европе заводов по производству керамической плитки, построенный в сотрудничестве с австрийским партнером. Кроме того, в 2021 году на территории муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан запущен первый в России современный высокотехнологичный завод, специализирующийся на выпуске белого цемента.
2.12. Придорожный сервис
Одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности республики является сфера придорожного сервиса, для развития которой:
внедрены специализированные меры государственной поддержки (предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, предоставление субсидии на компенсацию части затрат на строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, а также налоговых преференций);
повышена эффективность межведомственного взаимодействия для наиболее оперативного решения вопросов, связанных с реализацией проектов;
обеспечено сопровождение инвесторов;
Впервые внедрена практика предложения инвестиционного продукта в формате "Магазина готовых решений", в рамках которого сформирована генеральная схема развития, включающая банк земельных участков, предлагаемых под размещение новых объектов с учетом доступности необходимой инженерной инфраструктуры. При этом для инвесторов предусмотрены готовые типовые решения в едином стиле с использованием национальной айдентики.
Альбом инвестиционных решений размещен в государственной информационной системе "Единый портал Республики Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций". В целях информирования предпринимателей об имеющемся инвестиционном потенциале муниципальных образований республики разработаны бизнес-кейсы.
Реализованная в Республике Башкортостан практика, представляющая собой комплексный подход к развитию придорожного сервиса, является уникальной в Российской Федерации.
2.13. Совещания в формате "Инвестиционный час"
В республике эффективно функционирует Инвестиционный комитет Республики Башкортостан, заседания которого проводятся еженедельно в формате "Инвестиционный час". Под руководством Главы Республики Башкортостан рассматриваются инвестиционные проекты, планируемые к реализации на территории республики, возможные меры государственной поддержки.
В целях оперативного контроля за исполнением решений, принятых на заседаниях Инвестиционного комитета Республики Башкортостан в формате "Инвестиционный час", все поручения Главы Республики Башкортостан вносятся в единую CRM-систему, что обеспечивает мониторинг их исполнения с доступом в режиме реального времени на платформе Центр управления Республикой Башкортостан.
2.14. Институт бизнес-шерифов
На муниципальном уровне в республике функционирует институт бизнес-шерифов - заместителей глав администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, осуществляющих сопровождение инвесторов.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан по формированию благоприятного делового климата в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, обеспечению устойчивости экономики с учетом внешних факторов принят Стандарт деятельности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан (распоряжение Главы Республики Башкортостан от 1 марта 2019 года N РГ-67).
Стандарт разработан для реализации следующих направлений деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан:
создание благоприятного делового климата;
привлечение инвесторов и поддержка субъектов предпринимательства;
инфраструктурное развитие и поддержка инвестиционной и предпринимательской деятельности;
сопровождение инвесторов;
защита бизнеса.
2.15. Центр управления Республикой Башкортостан
В республике осуществлен запуск нового современного центра управления - проектный офис Центр управления Республикой Башкортостан (далее - ЦУР РБ). В структуре ЦУР РБ функционирует блок по работе с обращениями граждан и контроля оперативной ситуации. Предусмотрен аналитический блок, который объединяет вопросы социально-экономического развития и включает в себя агрегированные данные, хранимые и обрабатываемые в различных государственных информационных системах и ресурсах, аналитические материалы - аналитические витрины по разным направлениям социально-экономического развития республики, а также инструментарий, на базе которого будет осуществляться прогнозирование и глубокий анализ происходящих на территории республики процессов.
В части информационно-аналитического обеспечения деятельности ЦУР РБ и ряда отраслевых ведомств созданы государственные информационные системы с учетом интеграции данных в сфере здравоохранения, агропромышленного комплекса, строительства, экологического мониторинга, управления дорожной инфраструктурой. Ведется модернизация имеющихся информационных систем и разработка новых, которые станут модулями программно-аппаратного комплекса ЦУР РБ. К примеру, инвест-CRM в части автоматизации полного цикла сопровождения проектов, курируемых как на региональном, так и муниципальном уровнях. Разрабатывается модуль по автоматизации мониторинга и контроля реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата в республике.
Более 60 аналитических панелей позволяют осуществлять мониторинг текущей ситуации в инвестиционной деятельности предприятий республики, муниципальных образований, показателей функционирования экономики, в том числе реализации мероприятий, направленных на улучшение состояния инвестиционного климата в республике.
На всероссийском конкурсе IT-проектов в рамках форума "ПРОФ-IT 2021" (г. Нижний Новгород) ЦУР РБ признан лучшим в номинации "Государственное и муниципальное управление: ситуационные центры и центры принятия решения" с учетом высокого уровня реализации проекта, масштабности проработки и охвата предметных областей.
2.16. Виртуальная презентация инвестиционных площадок
В целях информирования инвесторов о потенциальных инвестиционных площадках внедрен современный инструмент виртуальной презентации площадок в формате "360". Это интерактивная сферическая аэрофотопанорама, снятая с высоты птичьего полета, которая позволяет рассмотреть рельеф земельного участка, наличие и расположение объектов инфраструктуры. На панораме отображены границы и площадь участка, краткая характеристика предлагаемой площадки.
Банк инвестиционных площадок размещен на интерактивной Инвестиционной карте Республики Башкортостан (https://map.investrb.ru/), который постоянно обновляется и пополняется. Кроме того, инвестор может подать заявку на подбор инвестиционной площадки на официальном сайте АО "Корпорация развития Республики Башкортостан".
2.17. Портфель инвестиционных проектов
На территории Республики Башкортостан в 2022 году запланированы к реализации инвестиционные проекты, в том числе приоритетные инвестиционные проекты Республики Башкортостан, оказывающие влияние на благоприятный инвестиционный климат республики, в сферах:
сельского хозяйства - 118 проектов;
промышленности - 119 проектов;
торговли - 36 проектов;
строительства - 17 проектов;
транспорта - 12 проектов;
здравоохранения - 13 проектов.
На муниципальном уровне реализуются 1510 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 401,9 млрд. рублей и созданием более 22,3 тыс. новых рабочих мест. Наибольший объем инвестиций приходится на проекты в сфере промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, экологии, строительства, сельского хозяйства, а также торговли, туризма и придорожного сервиса.
Портфель проектов на принципах государственно-частного (муниципально-частного) партнерства на 1 января 2022 года включает 39 проектов, из которых 32 реализуются на муниципальном уровне. Объем инвестиций составляет 42,8 млрд. рублей, в том числе частных инвестиций - 16,9 млрд. рублей.
Республикой Башкортостан заключен первый в Российской Федерации офсетный контракт в отрасли машиностроения по производству новых троллейбусов.
Республикой Башкортостан с участием Российской Федерации заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений по проекту модернизации трамвайной сети городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с объемом инвестиций 27,6 млрд. рублей и сроком реализации до 2052 года. Разработана необходимая правовая база для обеспечения инвесторам возможности заключения указанных соглашений на региональном уровне.
2.18. Механизмы поддержки развития инфраструктуры
Средства бюджета Республики Башкортостан, высвобождаемые в результате реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, направляются на финансирование создания объектов государственной собственности и компенсацию затрат инвесторов по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов. Объем средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства, химической и легкой промышленности в 2022-2024 годы, составляет 4,3 млрд. рублей.
Субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Республики Башкортостан, предоставляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части их затрат по созданию, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктур, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта. Возмещается до 90% затрат инвесторов при реализации проектов с объемом инвестиций от 500 млн. рублей. Для инвестиционных проектов, реализуемых на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан, включенных в утверждаемые Правительством Республики Башкортостан комплексные программы экономического и (или) социально-экономического развития муниципальных образований Республики Башкортостан, объем инвестиций составляет 10 млн. рублей.
Кроме того, данной мерой поддержки могут воспользоваться инвесторы, реализующие проекты, направленные на создание, реконструкцию, модернизацию объектов придорожного сервиса.
2.19. Перспективные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат Республики Башкортостан
Отраслевые кластеры
Между Правительством Республики Башкортостан и Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ведется активная работа по формированию промышленных кластеров.
В настоящее время создана Ассоциация "Мебельный кластер Приволжского федерального округа", якорным резидентом которого является ООО "Корона". Основная продукция кластера: домашняя и офисная мебель, матрасы, деревянные изделия.
Готовность по включению в авиационный кластер выразили крупнейшие предприятия авиационной промышленности республики: ПАО "ОДК-УМПО", АО "УАП "Гидравлика", АО "УНПП "Молния", ООО "ЕСМ", ООО НПО "Станкостроение", ООО "М-РОБО". В рамках кластера планируется производство турбореактивных и газотурбинных двигателей, узлов для вертолетов, вспомогательных силовых установок.
В состав промышленного станкостроительного кластера могут войти ООО "НПП ОЗНА-Инжиниринг", ПАО "Нефаз", ООО "Корпорация Уралтехнострой", АО "ОЗНА-Измерительные системы", ООО "Автопласт". В рамках кластера планируется производство нефтепромыслового и метрологического оборудования, геофизической техники, автобусов, прицепов и полуприцепов, крано-манипуляторных установок.
Также планируется создание промышленного кластера по производству изделий из стекла и фарфора, зеркала.
Участие в промышленном кластере позволит предприятиям претендовать на меры государственной поддержки, стимулирующие производство импортозамещающей продукции, в форме субсидии в размере до 300 млн. рублей.
Между Правительством Республики Башкортостан и группой технологических компаний заключено соглашение о намерениях по созданию кластера беспилотной авиации.
Участники кластера планируют проводить разработку и выпуск компонентов, информационных систем для беспилотных летательных аппаратов, а также вести научно-методическое сопровождение. Инфраструктура кластера будет включать научно-производственные площадки, дата-центр, испытательный полигон, зарядные станции, логистические маршруты. Планируется предоставление услуг по мультиспектральной съемке и химической обработке полей.
Одним из перспективных направлений является создание агропромышленного кластера Республики Башкортостан. Кластер локализирует на одной территории взаимодействующие между собой передовые производства, ведущие научно-исследовательские и образовательные институты, что обеспечит конкурентные преимущества производимой сельскохозяйственной продукции на российском и международном рынках и продовольственную безопасность.
Индустриальные (промышленные) парки
В Республике Башкортостан имеется более 50 потенциальных площадок с инженерной и транспортной инфраструктурой для создания индустриальных (промышленных) парков. 304 потенциальных резидента планируют вложить в развитие площадок 16,9 млрд. рублей, создать 2,8 тыс. новых рабочих мест.
На территории муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан планируется создание индустриального (промышленного) парка по обработке камня. Кроме того, два индустриальных (промышленных) парка организуются в рамках ТОСЭР "Благовещенск" и ТОСЭР "Нефтекамск".
Инфраструктурные проекты, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
В 2021 году Правительственной комиссией (штабом) по региональному развитию в Российской Федерации одобрено выделение бюджетного кредита из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на реализацию инфраструктурных проектов в размере 14,8 млрд. рублей.
В рамках привлеченного финансирования в городском округе г. Уфа Республики Башкортостан проводится работа по подготовке площадок для строительства 5 объектов транспортной инфраструктуры, школы в микрорайоне "Кузнецовский затон", в городском округе г. Нефтекамск Республики Башкортостан - модернизации очистных сооружений.
Социально-экономический эффект от реализации инфраструктурных проектов за 15 летний период ожидается в виде строительства более 5 млн. кв. метров жилья.
Проекты на принципах государственно-частного партнерства
Республика Башкортостан активно взаимодействует с государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ и АНО "Национальный Центр развития государственно-частного партнерства". Республика включена в число субъектов Российской Федерации, принимающих участие в антикризисной программе управления инфраструктурными проектами.
На реализацию проектов, предусматривающих создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Республика Башкортостан получила одобрение по шести объектам образования с общей мощностью 6540 мест и совокупным объемом субсидий 8,5 млрд. рублей. Кроме того, разрабатывается ряд проектных инициатив, планируемых к реализации на условиях государственно-частного партнерства в таких сферах как спорт, туризм, детский отдых и оздоровление, здравоохранение.
"Зеленые" проекты
В настоящее время для инвесторов, реализующих "зеленые" проекты, предусмотрены льготы в рамках мер поддержки приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан, а также по направлениям развития рынка газомоторного топлива и электротранспорта.
В целях формирования новой низкоуглеродной экономики Республики Башкортостан проводится работа по введению экспериментального правового режима по углеродному регулированию.
В рамках эксперимента по установлению специального регулирования выбросов парниковых газов планируются не только мониторинг климатически активных парниковых газов и оценка поглощающей способности естественных природных территорий, но и разработка полного цикла технологий улавливания, связывания и подземного хранения углекислого газа.
Для отработки методов и оценки объемов эмиссии парниковых газов экосистемами, изучения возможности депонирования ими углерода, поиска оптимальных решений по декарбонизации экономики республики создан "Евразийский карбоновый полигон".
Использование разрабатываемых инструментов учета углеродного баланса способствует достижению углеродной нейтральности Республики Башкортостан. Кроме того, окажет влияние на снижение нагрузки на инвесторов, которая может вырасти при введении трансграничного углеродного регулирования.
3. Инвестиционные обязательства Республики Башкортостан
Республика Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантирует:
защиту инвестиций, а также защиту прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Башкортостан, Инвестиционный комитетом Республики Башкортостан под председательством Г лавы Республики Башкортостан;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Башкортостан, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Башкортостан;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Башкортостан;
повышение уровня доходов населения Республики Башкортостан и роста производительности труда;
создание комфортной административной среды, в том числе путем ликвидации избыточного государственного регулирования.
4. Инвестиционная команда Республики Башкортостан
4.1. Инвестиционная команда Республики Башкортостан создана в целях формирования благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Башкортостан, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
4.2. Инвестиционная команда Республики Башкортостан обладает необходимыми компетенциями, опытом и полномочиями в сфере инвестиционной деятельности, определяет основные направления инвестиционного развития республики и несет ответственность за принятие решений в соответствии с возложенными полномочиями.
4.3. В состав инвестиционной команды Республики Башкортостан входят:
1) Глава Республики Башкортостан, определяющий основные направления государственной инвестиционной политики Республики Башкортостан;
2) Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, координирующий и контролирующий реализацию государственной инвестиционной политики Республики Башкортостан республиканскими органами исполнительной власти;
3) первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министр экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан, заместители Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, руководители республиканских органов исполнительной власти, осуществляющие реализацию государственной инвестиционной политики Республики Башкортостан по курируемым направлениям, обеспечивающие достижение основных показателей эффективности инвестиционной деятельности, а также развитие преференциальных территорий и инвестиционной инфраструктуры, взаимодействующие с бизнес-сообществом;
4) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, способствующий защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, в пределах своей компетенции контролирующий соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющий правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности по вопросам их прав, форм и методов защиты их законных интересов;
5) генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Башкортостан", способствующий привлечению частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Башкортостан, развитию преференциальных территорий и формированию инвестиционных площадок, обеспечивающий режим "одного окна" для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Башкортостан, повышение инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан;
6) председатель Правления Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан", оказывающий содействие развитию местного самоуправления в Республике Башкортостан, осуществляющий защиту общих интересов муниципальных образований Республики Башкортостан, развивающий межмуниципальное сотрудничество, организующий взаимодействие муниципальных образований Республики Башкортостан с муниципальными образованиями других субъектов Российской Федерации по вопросам инвестиционного развития;
7) руководители региональных представительств (отделений) деловых объединений: Союза "Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан", Башкортостанского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Башкирского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Республике Башкортостан и Союза работодателей Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, обеспечивающие представление и отстаивание интересов субъектов предпринимательской деятельности Республики Башкортостан;
8) представитель Отделения - Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, выступающий в качестве эксперта финансовой организации в Республике Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Башкортостан от 28 февраля 2022 г. N УГ-79 "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Башкортостан"
Вступает в силу с 28 февраля 2022 г.
Текст Указа опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 29 марта 2022 г., N 202203290012, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 12 от 22 апреля 2022 г., ст. 704
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Башкортостан от 30 марта 2023 г. N УГ-230
Изменения вступают в силу с 30 марта 2023 г.