Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 февраля 2022 г. N 84н
Стандарт процесса осуществления полномочия
в сфере занятости населения по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и работодателей
I. Общие положения
1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия в сфере занятости населения по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и работодателей (далее соответственно - полномочие, профилирование), составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при осуществлении полномочия, к реализации сервиса, требования к обеспечению процессов деятельности по осуществлению полномочия, а также показатели исполнения настоящего Стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.
2. Профилирование осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в отношении:
1) граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - граждане);
2) работодателей, обратившихся за получением государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников.
3. Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (распределение указанных граждан на группы в зависимости от сферы их предыдущей профессиональной деятельности, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, а также статуса на рынке труда, потенциала трудоустройства и мотивации к трудоустройству), а также профилированию работодателей (распределение работодателей на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида экономической деятельности, финансово-экономического положения, условий труда, уровня заработной платы и других характеристик) осуществляются в целях оказания указанным гражданам и работодателям эффективной помощи при предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда 1.
II. Порядок осуществления полномочия
4. Информирование граждан и работодателей о порядке осуществления полномочия осуществляется:
на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) 2 в разделе, посвященном порядку осуществления полномочия по профилированию в виде текстовой и графической информации;
непосредственно в помещениях центров занятости населения в виде текстовой и графической информации, размещенной на стендах, плакатах и баннерах, или консультаций с работниками центра занятости населения.
5. Дополнительно информирование граждан и работодателей может осуществляться с использованием официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по телефону "горячей линии" центров занятости населения, средств массовой информации и иных каналов.
6. Основаниями для начала осуществления полномочия являются:
постановка гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
принятие заявления о предоставлении работодателю государственной услуги содействия в подборе необходимых работников.
7. Перечень документов и сведений, необходимых для профилирования гражданина, включает:
сведения о гражданине, внесенные на единую цифровую платформу на основании документов и (или) сведений, представленных им или полученных центром занятости населения на основании межведомственного запроса, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при регистрации указанного гражданина в целях поиска подходящей работы.
Перечень документов и сведений, необходимых для профилирования работодателя:
сведения о работодателе, внесенные на единую цифровую платформу или полученные центром занятости населения на основании межведомственного запроса, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
8. Гражданин или работодатель вправе обратиться в центр занятости населения путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с профилированием 3.
9. В центрах занятости населения гражданину и работодателю обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие 4.
При личном посещении центра занятости населения гражданин предъявляет паспорт или документ его заменяющий, работодатель (представитель работодателя) предъявляет паспорт или документ его заменяющий, а также документ, подтверждающий полномочия представителя работодателя.
10. Уведомления, направляемые центрами занятости населения гражданину и работодателю в соответствии с настоящим Стандартом, формируются автоматически с использованием единой цифровой платформы. Информирование гражданина и работодателя о направлении ему уведомлений через единую цифровую платформу осуществляется путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты:
указанный гражданином при подаче заявления на оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы;
указанный работодателем при подаче заявления о предоставлении работодателю государственной услуги содействия в подборе необходимых работников.
11. Осуществление полномочия прекращается:
в отношении работодателя в случае прекращения предоставления государственной услуги содействия в подборе необходимых работников;
в отношении гражданина в случае снятия с регистрационного учета гражданина в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 46, ст. 7707) (далее - Правила регистрации граждан).
12. Результатами осуществления полномочия в части профилирования граждан являются:
а) профильная группа гражданина, используемая для оказания гражданину эффективной помощи при предоставлении государственный услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона (далее - дополнительные услуги);
б) индивидуальный план предоставления гражданину государственных услуг (сервисов), реализации мероприятий в области содействия занятости населения, дополнительных услуг (далее - индивидуальный план гражданина).
13. Результатами осуществления полномочия в части профилирования работодателей являются:
а) профильная группа работодателя, используемая для оказания работодателю эффективной помощи при предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения, дополнительных услуг;
б) индивидуальный план предоставления работодателю государственных услуг (сервисов), реализации мероприятий в области содействия занятости населения, дополнительных услуг (далее - индивидуальный план работодателя).
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), порядок реализации сервисов при осуществлении полномочия
14. Полномочие в части профилирования граждан включает сервис "Определение профильной группы гражданина", административные процедуры (действия) по формированию индивидуального плана гражданина.
Полномочие в части профилирования работодателей включает сервис "Определение профильной группы работодателя", административные процедуры (действия) по формированию индивидуального плана работодателя.
15. Сервис "Определение профильной группы гражданина" предназначен для определения профильной группы гражданина с использованием единой цифровой платформы.
16. Сервис "Определение профильной группы гражданина" реализуется в соответствии с технологической картой исполнения настоящего Стандарта, разработанной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - технологическая карта) 5.
Сервис "Определение профильной группы гражданина" обеспечивает следующие функциональные возможности:
а) формирование и направление гражданину в день его постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы уведомления центра занятости населения, содержащего предложение гражданину пройти анкетирование в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления (при анкетировании гражданина выявляется структурированная совокупность характеристик гражданина (сфера его предыдущей профессиональной деятельности, пол, возраст, другие социально-демографические характеристики, а также статус на рынке труда, потенциал трудоустройства, мотивация к трудоустройству), позволяющая определить категорию профиля гражданина);
б) формирование и направление гражданину по истечении 3 месяцев со дня постановки гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы уведомления центра занятости населения, содержащего предложение гражданину повторно пройти анкетирование в целях определения категории профиля гражданина в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления;
в) определение категории профиля гражданина в день завершения прохождения гражданином анкетирования (в случае если гражданин не прошел анкетирование в срок, установленный в соответствии с подпунктами "а", "б" настоящего пункта, гражданину присваивается категория профиля с низким уровнем мотивации) (перечень (классификатор) категорий профиля гражданина содержится в технологической карте);
г) определение жизненной ситуации гражданина в срок не позднее 5 рабочих дней со дня постановки гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (перечень (классификатор) жизненных ситуаций гражданина содержится в технологической карте) (при определении жизненной ситуации гражданина выявляются обстоятельства его жизни, которые необходимо учитывать или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления указанному гражданину государственных услуг (сервисов), реализации мероприятий в области содействия занятости населения, дополнительных услуг);
д) определение профильной группы гражданина на основе информации о категории профиля гражданина и жизненной ситуации (перечень (классификатор) профильных групп гражданина содержится в технологической карте);
е) формирование перечня рекомендуемых гражданину государственных услуг (сервисов), полномочий в области содействия занятости населения;
ж) корректировка профильной группы гражданина и перечня рекомендуемых ему государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения в случае внесения на единую цифровую платформу центром занятости населения дополнительной информации о гражданине на основании документов, представленных гражданином лично в порядке, предусмотренном Правилами регистрации граждан.
17. Сервис "Определение профильной группы гражданина" доступен на единой цифровой платформе ежедневно в круглосуточном режиме и реализуется в режиме реального времени.
18. Результатами реализации сервиса "Определение профильной группы гражданина" является:
а) категория профиля, жизненная ситуация, профильная группа гражданина;
б) перечень рекомендуемых гражданину государственных услуг (сервисов), полномочий в области содействия занятости населения.
19. Центр занятости населения на основании сформированного перечня рекомендуемых гражданину государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения формирует с использованием единой цифровой платформы индивидуальный план гражданина.
В день формирования индивидуального плана гражданина центр занятости населения проверяет необходимость корректировки жизненной ситуации гражданина в случае внесения на единую цифровую платформу дополнительной информации о гражданине на основании документов, представленных гражданином лично в порядке, предусмотренном Правилами регистрации граждан, и при наличии такой необходимости центр занятости населения вносит соответствующие изменения на единой цифровой платформе.
20. Центр занятости населения включает в индивидуальный план гражданина дополнительные услуги в зависимости от жизненной ситуации гражданина, предоставление которых организуется в центре занятости населения в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона.
21. Индивидуальный план содержит информацию о профильной группе гражданина, перечень рекомендуемых гражданину государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения и дополнительных услуг, а также сроки (последовательность) их получения.
22. Центр занятости населения формирует индивидуальный план гражданина не позднее 2 рабочих дней с момента определения его профильной группы.
23. Центр занятости населения направляет гражданину с использованием единой цифровой платформы в срок не позднее одного рабочего дня со дня формирования индивидуального плана:
а) индивидуальный план;
б) уведомление содержащее:
предложение обратиться в центр занятости населения с целью получения консультации по вопросам, связанным с индивидуальным планом гражданина;
порядок обращения гражданина в центр занятости населения для получения консультации;
срок, в течение которого гражданин может обратиться в центр занятости населения для получения консультации, который устанавливается в пределах 3 рабочих дней со дня получения гражданином предложения.
Для гражданина, претендующего на признание его безработным, безработного гражданина консультация по вопросам, связанным с индивидуальным планом, проводится в день личной явки гражданина в центр занятости населения в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 46, ст. 7707).
24. В случае обращения гражданина с целью получения консультации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения гражданином предложения центр занятости населения согласовывает с гражданином дату и время личного посещения гражданином центра занятости населения для проведения консультации.
Центр занятости населения фиксирует на единой цифровой платформе согласованные с гражданином дату и время посещения центра занятости населения, направляет гражданину с использованием единой цифровой платформы уведомление с указанием даты и времени личного посещения гражданином центра занятости населения для проведения консультации.
25. Центр занятости населения проводит с гражданином консультацию по вопросам, связанным с индивидуальным планом. По окончании консультации в случае необходимости, в том числе в случае представления гражданином документов в порядке, предусмотренном Правилами регистрации граждан, центр занятости населения по согласованию с гражданином вносит корректировки в индивидуальный план.
Центр занятости населения фиксирует на единой цифровой платформе скорректированный индивидуальный план не позднее следующего рабочего дня с момента проведения консультации с гражданином.
26. За 2 календарных дня до даты оказания соответствующей государственной услуги (сервиса), полномочия в области содействия занятости населения или дополнительной услуги в соответствии с индивидуальным планом, гражданину направляется с использованием единой цифровой платформы уведомление с предложением подать заявление для предоставления государственной услуги (сервиса), реализации мероприятия или уведомление о наступлении даты оказания государственной дополнительной услуги.
27. Сервис "Определение профильной группы работодателя" предназначен для определения профильной группы работодателя с использованием единой цифровой платформы.
28. Сервис "Определение профильной группы работодателя" реализуется в соответствии с технологической картой.
Сервис "Определение профильной группы работодателя" обеспечивает следующие функциональные возможности:
а) формирование и направление работодателю в день подачи заявления о предоставлении государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников уведомления центра занятости населения, содержащего предложение работодателю пройти анкетирование, при котором выявляется структурированная совокупность характеристик работодателя (организационно-правовая форма, вид экономической деятельности, финансово-экономическое положение, условия труда, уровень заработной платы и другие характеристики, включая бизнес-ситуацию (при определении которой выявляются обстоятельства деятельности работодателя, которые необходимо учитывать или которые требуют решения для достижения успешного результата предоставления указанному работодателю государственных услуг (сервисов), полномочий в области содействия занятости населения, дополнительных услуг работодателя), позволяющая определить профильную группу работодателя;
б) определение профильной группы работодателя в день завершения прохождения работодателем анкетирования (перечень (классификатор) профильных групп работодателя содержится в технологической карте);
в) формирование перечня рекомендуемых работодателю государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения.
29. Сервис "Определение профильной группы работодателя" доступен на единой цифровой платформе ежедневно в круглосуточном режиме и реализуется в режиме реального времени.
30. Результатами реализации сервиса "Определение профильной группы работодателя" является:
а) профильная группа работодателя;
б) перечень рекомендуемых работодателю государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения.
31. Центр занятости населения на основании сформированного перечня рекомендуемых работодателю государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения формирует индивидуальный план работодателя.
Центр занятости населения включает в индивидуальный план работодателя дополнительные услуги в зависимости от бизнес-ситуации работодателя, предоставление которых организуется в центре занятости населения в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона.
32. Индивидуальный план содержит информацию о профильной группе работодателя, перечень рекомендуемых работодателю государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения и дополнительных услуг, а также примерные сроки (последовательность) их получения.
33. Центр занятости населения формирует индивидуальный план работодателя не позднее 2 рабочих дней с момента определения его профильной группы.
Центр занятости населения фиксирует на единой цифровой платформе сведения о формировании индивидуального плана, о перечне рекомендуемых работодателю государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения и дополнительных услуг в срок не позднее следующего рабочего дня со дня его формирования.
34. Центр занятости населения направляет работодателю индивидуальный план, в том числе информирует работодателя о возможности в течение 3 рабочих дней со дня получения индивидуального плана обратиться в центр занятости населения для получения консультации по вопросам, связанным с индивидуальным планом работодателя.
35. В случае обращения работодателя в центр занятости населения в течение 3 рабочих дней со дня получения индивидуального плана, центр занятости населения проводит с работодателем консультацию по вопросам, связанным с индивидуальным планом. По результатам консультации в случае необходимости центр занятости населения по согласованию с работодателем вносит корректировки в индивидуальный план.
Центр занятости населения фиксирует на единой цифровой платформе сведения о проведении с работодателем консультации, о корректировках, внесенных в индивидуальный план, о перечне рекомендуемых работодателю государственных услуг (сервисов), мероприятий в области содействия занятости населения и дополнительных услуг в срок не позднее следующего рабочего дня со дня проведения консультации с работодателем.
IV. Требования к обеспечению организации деятельности, показателям исполнения стандарта
36. Профилирование осуществляется центрами занятости населения в соответствии с требованиями к организационному, кадровому, материально-техническому, финансовому, информационному обеспечению, предусмотренными стандартом организации деятельности органов службы занятости.
37. Показатели исполнения настоящего Стандарта, сведения, необходимые для расчета показателей, методика оценки (расчета) показателей предусмотрены в приложении к настоящему Стандарту.
38. Сведения, необходимые для расчета показателей, центр занятости населения вносит на единую цифровую платформу в результате выполнения административной процедуры (действия), предусмотренного настоящим Стандартом.