Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
Департамента образования
и науки города Москвы
от 10.03.2022 г. N 134
Стандарт
городского образовательного проекта "Спортивный класс в московской школе"
1. Цели городского образовательного проекта "Спортивный класс в московской школе" (далее - Проект)
Целями Проекта являются:
- формирование знаний и прикладных умений обучающихся 10 - 11-х классов в области физической культуры и спорта для успешной самореализации в спортивной деятельности;
- создание условий для развития способностей обучающихся в области физической культуры и спорта;
- мотивация обучающихся к освоению профессий в области физической культуры и спорта, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 5 - 10 лет;
- формирование у обучающихся предпрофессиональных умений, необходимых для учебы и жизни.
2. Задачи Проекта
Задачами Проекта являются:
- интеграция ресурсов основного и дополнительного образования, организация учебных занятий и внеурочной деятельности с учетом перспективных направлений спортивной деятельности;
- создание вариативной образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в области физической культуры и спорта;
- формирование у обучающихся компетенций в сфере физкультурно-спортивнсй деятельности в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования;
- реализация практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами;
- формирование единого спортивно-образовательного пространства, направленного на развитие детско-юношеского и школьного спорта.
3. Обоснование и описание модели Проекта
Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, представленный в "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р (далее - Стратегия), показал положительные результаты в достижении целевых ориентиров, намеченных Стратегией до 2020 года.
При этом сохраняется ряд проблем, требующих внедрения новых подходов к развитию физической культуры и спорта.
Трендами в данной сфере являются:
- мотивации обучающихся к выбору востребованных профессий в области спорта, достижению высоких результатов в спортивной деятельности и внедрение эффективных методов развития спортсменов в системе подготовки олимпийского резерва (детско-юношеский спорт);
- использование цифровых технологий и лучших практик формирования лидерства обучающихся в области современной физической культуры и спорта;
- совершенствование инфраструктуры и методического обеспечения сферы физической культуры и спорта;
- формирование условий образовательной среды для воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, демонстрирующих высокие спортивные достижения;
- обеспечение высоких требований к уровню физической подготовленности молодежи как фактору обеспечения боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения целей Стратегии в системе общего образования необходимо гибкое планирование образовательной деятельности и тренировочного процесса с учетом индивидуальных интересов и способностей обучающихся, создание условий для осознанного выбора обучающимися профессий в области спорта.
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте а Российской Федерации" при осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:
1. Спортивно-оздоровительный этап.
2. Этап начальной подготовки.
3. Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
4. Этап совершенствования спортивного мастерства.
5. Этап высшего спортивного мастерства.
Содержание этапов спортивной подготовки, указанных в пунктах 2 - 5, определяется программами спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
На уровне среднего общего образования обучающиеся, достигнувшие соответствующих результатов прохождения спортивной подготовки по выбранному виду или видам спорта, могут быть зачислены на программы спортивной подготовки, соответствующее этапам совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. На этих этапах спортивной подготовки значительно увеличиваются объемы физической нагрузки и количество часов тренировочных занятий: с 8 - 18 часов занятий в неделю на этапе спортивной специализации до 32 часов занятий на тренировочном этапе.
В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 20.08.2020 N Р-81 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях классов спортивного профиля и организации их работы" общеобразовательные организации формируют специализированные спортивные классы на уровне среднего общего образования с углубленным тренировочным процессом и с учетом следующих особенностей:
- проведение одного и более тренировочного занятия в день;
- обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение;
- зачет результатов освоения обучающимися учебного предмета "Физическая культура", дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта, полученных в физкультурно-спортивных организациях;
- освоение дисциплин и курсов, связанных с профессиональной ориентацией в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта наиболее востребованными в Москве являются высококвалифицированные специалисты в следующих отраслях: "Психология спорта", "Адаптивный спорт", "Лечебная и адаптивная физическая культура", "Тренерско-преподавательская деятельность", "Спортивный менеджмент", "Менеджмент спортивных сооружений" и др.
Ключевыми требованиями к сотрудникам в данных областях являются наличие образования в области физической культуры и спорта, владение прикладными технологиями спортивной подготовки, физической реабилитации, рекреации, фитнеса, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, управления спортивными организациям.
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" 1, в 2021 году набор по профессиям из групп "Физическая культура", "Спортивная подготовка в избранном виде спорта", "Специалист по антидопинговому обеспечению", "Спортивный менеджер", "Педагог по адаптивной физической культуре и спорту" открыт в следующих вузах: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Московский государственный университет спорта и туризма, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный областной университет, Российский государственный социальный университет и др.
Для поступления на обучение доступны более 106 программ по 20 направлениям, в том числе:
- Физическая культура;
- Физическая культура и спорт;
- Спортивная подготовка в избранном виде спорта;
- Спортивная тренировка в избранном виде спорта;
- Физическая культура и безопасность жизнедеятельности;
- Физическая реабилитация и рекреация;
- Физическая культура и дополнительное образование;
- Лечебная физкультура,
- Адаптивная физическая культура;
- Технологии спортивной подготовки;
- Технологии физического развития;
- Спортивная подготовка в детско-юношеском спорте;
- Физкультурно-оздоровительная деятельность и фитнес;
- Спортивный судья (арбитр);
- Спортивная психология;
- Менеджмент в спорте;
- Менеджер по киберспорту;
- Государственное и муниципальное управление в сфере физической культуры и спорта.
Описание модели реализации Проект
Проект реализуется на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - Школы), в сотрудничестве с организациями, реализующими программы дополнительного образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта организациями, осуществляющими спортивную подготовку, профильными региональными и федеральными вузами.
Общую координацию Проекта осуществляют Департамент образования и науки города Москвы и Департамент спорта города Москвы, выполняющие следующие функции:
- создание комиссии по реализации Проекта (далее - Комиссия, приложение 1 к настоящему Стандарту Проекта);
- назначение Оператора Проекта;
- утверждение критериев отбора Школ для участия в Проекте
- утверждение целевых индикаторов реализации Проекта;
- утверждение перечня Школ - участников Проекта, организаций высшего образования, участвующих в реализации Проекта;
- утверждение типовых форм примерных нормативных актов в рамках реализации Проекта.
Функции Комиссии по реализации Проекта
- осуществление контроля за деятельностью Школ - участников Проекта;
- анализ информации, полученной от Оператора, с реализации Проекта в Школах.
Решения Комиссии
- принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов путем открытою голосования (при равенстве голосов голос председателя является решающим);
- оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии, в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии.
4. Схема взаимодействия организаций в Проекте
Участники Проекта
Участниками Проекта являются:
- Департамент образования и науки города Москвы,
- Департамент спорта города Москвы;
- Оператор проекта - Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ);
- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр "Патриот.Спорт" (далее - ГБОУ ДПО МЦПС);
- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства (далее - ГБОУ ДПО ЦПМ);
- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГБОУ ДПО МЦКО);
- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Корпоративный университет московского образованиям (далее - ГБОУ ДПО "Корпоративный университет");
- организации высшего образования - партнеры Проекта;
- образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы и реализующие программы среднего общего образования, - ресурсные центры;
- Школы, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы и реализующие программы среднего общего образования.
Перечень Школ и организаций высшего образования утверждается ежегодно приказом Департамента образования и науки города Москвы.
Функции ГБОУ ГМЦ ДОНМ
- реализует информационное, организационное и медийное сопровождение Проекта, координирует онлайн-ресурс и информационные каналы, организует взаимодействие участников Проекта;
- размещает на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://profil.mos.ru/ форму заявки (приложение 2 к настоящему Стандарту Проекта);
- проводит мониторинг Школ подавших заявки на участие в Проекте, на предмет их соответствия критериям отбора;
- направляет по электронной почте или с помощью Системы электронного документооборота Правительства Москвы (далее - СЭД) в Комиссию информацию в соответствии Школ, направивших заявки на участие в Проекте, утвержденным критериям отбора;
- совместно с ГБОУ ДПО МЦПС и партнерами Проекта разрабатывает методические и учебные материалы для реализации Проекта;
- разрабатывает проекты регламентов и стандартов деятельности Школ в рамках реализации Проекта;
- проводит мониторинг достижения целевых индикаторов реализации Проекта Школами;
- формирует статистические материалы о результатах деятельности Школ - участников Проекта и вузов - партнеров Проекта для направления в Комиссию.
Функции ГБОУ ДПО МЦПС
- взаимодействует с ГБОУ ГМЦ ДОНМ по вопросам организационного и информационного сопровождения Проекта,
- разрабатывает совместно с ГБОУ ГМЦ ДОНМ программы учебных курсов, дидактические и учебные пособия, электронные учебные материалы Московской электронной школы для реализации Проекта, в том числе:
перечень программ рекомендуемых элективных курсов, дополнительных общеразвивающих программ;
перечень программ курсов внеурочной деятельности, методические рекомендации по организации внеурочной деятельности;
материалы для проведения олимпиад, конкурсов, соревнований Проекта;
- проводит мероприятия по популяризации физической культуры и спорта (олимпиады, конкурсы, соревнования);
- направляет Оператору Проекта по электронной почте или с помощью СЭД информацию о результатах участия Школ в мероприятиях в течение 5 рабочих дней после подведения окончательных итогов мероприятий;
- участвует совместно с ГБОУ ГМЦ ДОНМ в подготовке предложений по утверждению статуса "Партнер Проекта,);
- проводит совместно с ГБОУ ГМЦ ДОНМ содержательный анализ результатов мероприятий с обучающимися 10-11 классов Школ - участников Проекта согласно целевым индикаторам реализации Проекта.
Функции ГАОУ ДПО ЦПМ
- организует и проводит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
- передает Оператору Проекта по электронной почте или с помощью СЭД информацию о результатах участия Школ в мероприятиях в соответствии с целевыми индикаторами реализации Проекта (по итогам проведения мероприятий);
- взаимодействует с Оператором Проекта по вопросам организационного и информационного сопровождения.
Функции ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"
- координирует повышение квалификации учителей, работающих в классах Проекта, по вопросам внедрения современных методов образования, использования цифровых ресурсов и возможностей города для организации междисциплинарного образования;
- предоставляет Оператору Проекта по электронной почте или с помощью СЭД информацию для проведения сравнительного анализа результатов повышения квалификации учителей, работающих в классах Проекта (по итогам проведения мероприятий);
- взаимодействует с Оператором Проекта по всем вопросам организационного и информационного сопровождения.
Функции ГАОУ ДПО МЦКО
- разрабатывает при участки Оператора Проект диагностические материалы (в том числе спецификации демонстрационные и тренировочные задания) для оценки знаний и умений обучающихся в области физической культуры и спорта, других смежных предметов с учетом содержания образовательных программ, методических и учебных материалов Проекта;
- проводит независимую диагностику участников Проекта по физической культуре истории, биологии и другим естественно-научным предметам и передает статистические сведения Оператору Проекта,
- предоставляет Оператору Проекта по электронной почте или с помощью СЭД сравнительный анализ результатов ЕГЭ выпускников классов Проекта и общегородских результатов (по итогам проведения мероприятий);
- взаимодействует с Оператором Проекта по всем вопросам организационного и информационного сопровождения мероприятий в рамках Проекта.
Партнеры Проекта
Партнерами Школ в Проекте являются образовательные организации высшего образования.
Организации, желающие получить статус "Партнер Проекта", в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку Оператору Проекта (приложение 3 к настоящему Стандарту Проекта).
Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки на участие в Проекте, на предмет их соответствия критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 1 августа текущего года.
Функции партнеров
1. Проводят мероприятия по популяризации физической культуры и спорта для обучающихся, учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физической культуре.
2. Реализуют программы дополнительного образования и проводят мероприятия по направлениям физической культуры и спорта.
3. Организуют проектную, исследовательскую и соревновательную деятельность обучающихся с использованием собственной технологической и спортивной инфраструктуры, выступая в качестве руководителей проектов, консультантов, разработчиков тематики исследований.
4. Проводят профориентационные мероприятия для обучающихся в области профессий, связанных с физической культурой и спортом.
5. Проводят мероприятия по повышению профессиональных компетенций учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физической культуре.
Критерии отбора партнеров для участия в Проекте
Образовательные организации высшего образования:
- имеют в текущем учебном году бюджетные места для приема абитуриентов на обучение по программам физкультурно-спортивной направленности;
- обладают технологической и спортивной инфраструктурой для организации проектной и исследовательской деятельности физкультурно-спортивной направленности;
- на протяжении последних трех лет проводят мероприятия для обучающихся (не менее двух событий в год) в области профессионального самоопределения по направлениям профессий, связанным с физической культурой и спортом.
Ресурсные центры
Ресурсными центрами в Проекте являются образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы и реализующие программы среднего общего образования. Организации, желающие получить статус "Ресурсный центр", в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку Оператору Проекта (приложение 4 к настоящему Стандарту Проекта).
Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки на участие в Проекте, на предмет их соответствия критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 1 августа текущего года.
Функции Ресурсного центра
- принимает участие в разработке методических и учебных материалов совместно с Оператором Проекта;
- проводит мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся в рамках предпрофессиональной подготовки и профессиональное развитие педагогов образовательных организаций-участников Проекта;
- предоставляет площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта;
- участвует в организационных и информационных мероприятиях, проводимых Оператором Проекта, а также в медийных событиях для позиционирования и популяризации Проекта;
- предоставляет Оператору Проекта информацию, необходимую для реализации Проекта и анализа его результатов.
Критерии отбора Школ для получения статуса "Ресурсный центр"
Школа - ресурсный центр:
- занимает высокие (Грант Мэра Москвы 1 - 3-й степени) позиции в рейтинге вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников за последние 3 года;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) по физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, Московской олимпиады по комплексной безопасности;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами мероприятий, включенных в Календарный план спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, воспитанниками, студентами и педагогическими работниками образовательных организаций Департаменте образования и науки города Москвы и/или Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Школах, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденный Минпросвещения России, Минспортом России и Минобрнауки России;
- не менее 50% обучающихся, имеющих основную медицинскую группу для занятий физической культурой, имеют знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ВФСК ГТО) соответствующей ступени;
- регулярно проводит открытые городские мероприятия и транслирует опыт эффективных практик в рамках Проекта (не менее 2 - 3 мероприятий в учебном году).
Функции Школы
- анализирует потребность обучающихся в получении образования физкультурно-спортивной направленности в соответствии с целями и задачами Проекта;
- формирует один и более предпрофессиональный класс на уровне среднего общего образования в количественном составе не менее 25 человек из числа обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом;
- взаимодействует с образовательными организациями высшего образования в соответствии с примерной типовой формой, утвержденной Департаментом образования и науки города Москвы (приложение 5 к настоящему Стандарту Проекта);
- используем 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для организации предпрофессионального образования в области физической культуры и спорта;
- обеспечивает достижение целевых индикаторов Проекта;
- обеспечивает разработку локальных нормативных актов по предпрофессиональному образованию в соответствии с типовыми формами, утвержденными Департаментом образования и науки города Москвы (приложение 6 к настоящему Стандарту Проекта);
- обеспечивает участие обучающихся в независимых диагностиках, проводимых в рамках Проекта;
- обеспечивает информационную поддержку родителей и обучающихся о наборе в классы Проекта и ходе его реализации в Школе на официальном сайте образовательной организации Школы.
Критерии отбора участников Проекта
Образовательная организация направляет заявку (приложение 2 к настоящему Стандарту Проекта) Оператору Проекта в период с 1 марта по 31 апреля текущего учебного года для включения в состав участников Проекта в следующем учебном году.
Условия включения Школ в Проект
1. Обеспечивается не менее 8 часов занятий физической культурой и спортом в неделю:
- учебный план классов, которые будут участвовать в Проекте;
- соответствует стандартам, разработанным Оператором Проекта, и содержит не менее 2 часов занятий физической культурой и спортом в неделю;
- план внеурочной деятельности или учебный план дополнительного образования включает не менее 6 часов занятий физкультурно-спортивной направленности в неделю.
2. На основе анализа потребности обучающихся в обучении в Проекте сформирован список не менее 25 обучающихся для формирования класса.
3. Наличие участников, победителей или призеров спортивных соревнований, включенных во Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Школах, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденный Минпросвещения России, Минспортом России и Минобрнауки России.
4. Наличие материально-технической базы, обеспечивающей реализацию образовательных программ по учебному предмету "Физическая культура", дополнительных общеобразовательных программ а области физической культуры и спорта.
5. Наличие сформированных команд по видам спорта в рамках деятельности школьного спортивного клуба и их участие в соревнованиях различного уровня (не менее
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.