На основании статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.
1.2. Перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований для регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.
1.3. Ключевые показатели регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.
1.4. Индикативные показатели для регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.
2. Признать утратившими силу:
постановление правительства Воронежской области от 26.11.2018 N 1047 "О Порядке осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области";
постановление правительства Воронежской области от 05.06.2019 N 571 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 26.11.2018 N 1047";
постановление правительства Воронежской области от 26.08.2020 N 817 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 26.11.2018 N 1047".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области Честикина С.А.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гусев |
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области
(утв. постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 г. N 693)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области (далее - лицензионный контроль).
2. Целью лицензионного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований посредством профилактики нарушений лицензионных требований, оценки соблюдения индивидуальными предпринимателями и организациями (далее - контролируемые лица) лицензионных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений лицензионных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
3. Лицензионный контроль осуществляется государственной жилищной инспекцией Воронежской области (далее - инспекция).
4. Лицензионный контроль уполномочены осуществлять в соответствии с должностными регламентами гражданские служащие инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами Воронежской области:
1) руководитель инспекции - главный государственный жилищный инспектор Воронежской области (далее - руководитель инспекции);
2) заместитель руководителя инспекции - начальник отдела надзора за содержанием многоквартирных домов;
3) заместитель руководителя инспекции - начальник отдела правового регулирования;
4) заместитель руководителя инспекции - начальник отдела надзора за начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
5) начальник отдела надзора за обеспечением газовой безопасности, качества коммунальных услуг и энергоэффективности многоквартирных домов;
6) начальник отдела надзора за проведением капитального ремонта и ведения реестра спецсчетов;
7) начальник отдела реестров лицензий;
8) заместитель начальника отдела надзора за содержанием многоквартирных домов;
9) заместитель начальника отдела надзора за начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
10) заместитель начальника отдела надзора за проведением капитального ремонта и ведения реестра спецсчетов;
11) заместитель начальника отдела правового регулирования;
12) заместитель начальника отдела реестров лицензий;
13) инспектор отдела надзора за содержанием многоквартирных домов;
14) инспектор отдела надзора за обеспечением газовой безопасности, качества коммунальных услуг и энергоэффективности многоквартирных домов;
15) инспектор отдела надзора за начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
16) инспектор отдела надзора за проведением капитального ремонта и ведения реестра спецсчетов;
17) инспектор отдела правового регулирования;
18) советник отдела надзора за обеспечением газовой безопасности, качества коммунальных услуг и энергоэффективности многоквартирных домов;
19) советник отдела реестров лицензий;
20) консультант отдела реестров лицензий;
21) ведущий специалист II разряда отдела надзора за содержанием многоквартирных домов;
22) ведущий специалист II разряда отдела надзора за обеспечением газовой безопасности, качества коммунальных услуг и энергоэффективности многоквартирных домов;
23) ведущий специалист II разряда отдела надзора за начислением платы за жилищно-коммунальные услуги.
Должностными лицами инспекции, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных мероприятий, являются руководитель инспекции, заместитель руководителя инспекции - начальник отдела надзора за содержанием многоквартирных домов, заместитель руководителя инспекции - начальник отдела правового регулирования, заместитель руководителя инспекции - начальник отдела надзора за начислением платы за жилищно - коммунальные услуги.
5. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
6. Предметом лицензионного контроля является соблюдение контролируемыми лицами лицензионных требований, установленных в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение предписаний, выданных по результатам контрольных мероприятий.
7. Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по управлению многоквартирными домами, в ходе которых должны соблюдаться лицензионные требования.
8. Учет объектов контроля осуществляется инспекцией с использованием ведомственной информационной системы посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля, использования информации, представляемой в инспекцию в соответствии с действующим законодательством, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
9. Лицензионный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых лицензионных требований), интенсивность и результаты.
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля объекты контроля подлежат отнесению к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
10. Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к определенной категории риска при осуществлении лицензионного контроля согласно приложению к настоящему Положению.
Отнесение объектов лицензионного контроля к категориям риска и изменение присвоенных категорий риска осуществляются решениями руководителя инспекции.
Объекты лицензионного контроля подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
11. При наличии критериев, позволяющих отнести объект лицензионного контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект контроля к более высокой категории риска.
12. Видами плановых контрольных мероприятий в отношении объектов лицензионного контроля в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичности являются:
для объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска, - плановая выездная проверка или плановая документарная проверка один раз в 2 года;
для объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории среднего риска, - плановая выездная проверка или плановая документарная проверка один раз в 3 года.
13. При отсутствии решения об отнесении объектов лицензионного контроля к категориям риска такие объекты считаются отнесенными к категории низкого риска.
В отношении контролируемы лиц, чья деятельность отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
14. В целях оценки рисков причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия инспекция разрабатывает индикаторы риска нарушения лицензионных требований.
Перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований для лицензионного контроля утверждается правительством Воронежской области.
15. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов лицензионного контроля (далее - объект контроля) в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Инспекция в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должна принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
Инспекция ведет перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска (далее - перечни объектов контроля).
Перечни объектов контроля с указанием категорий риска размещаются на официальном сайте инспекции в сети Интернет и на тематической странице инспекции в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".
III. Особенности оценки соблюдения контролируемыми лицами лицензионных требований
17. Оценка инспекцией соблюдения контролируемыми лицами, имеющими лицензию, лицензионных требований не может производиться иными способами, кроме как путем совершения государственным жилищным инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного мероприятия, контрольных действий, указанных в настоящем Положении.
Оценка соблюдения лицензионных требований осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 248, с учетом особенностей, установленных статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
18. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения лицензионных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения инспекция при осуществлении лицензионного контроля осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
При осуществлении лицензионного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
19. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте инспекции в сети Интернет и на тематической странице инспекции в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения инспекцией. Инспекция может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
20. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, государственный жилищный инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) инспекции для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
21. При осуществлении лицензионного контроля инспекцией могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
22. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте инспекции в сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
На официальном сайте инспекции в сети Интернет размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация, предусмотренная частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
23. Обобщение правоприменительной практики осуществляется инспекцией в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики инспекция обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики инспекции по осуществлению лицензионного контроля за соответствующий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике).
Инспекция обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике подготавливается один раз в год, утверждается приказом руководителя инспекции и размещается на официальном сайте инспекции в сети Интернет в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
24. В случае наличия у инспекции сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, инспекция объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
Объявление и направление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований осуществляется инспекцией в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
24.1. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в инспекцию возражения в отношении указанного предостережения в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения им предостережения.
Возражение должно содержать следующие сведения:
1) наименование инспекции;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, идентификационный номер налогоплательщика, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
3) дату и номер предостережения;
4) дату получения предостережения контролируемым лицом;
5) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
6) указание на способ предоставления ответа на возражения.
Возражение может быть подано контролируемым лицом в инспекцию на бумажном носителе почтовым отправлением или в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
24.2. Инспекция рассматривает возражение в течение десяти рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
а) об удовлетворении возражения в форме отмены объявленного предостережения;
б) об отказе в удовлетворении возражения.
Не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется способом, указанным в возражении, мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Инспекция осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований.
25. Консультирование контролируемых лиц в порядке, предусмотренном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ, осуществляется государственными жилищными инспекторами и иными должностными лицами инспекции в случае обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
25.1. Консультирование осуществляется уполномоченным должностным лицом инспекции устно по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного мероприятия, а также в письменной форме.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензионного контроля;
- разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления лицензионного контроля;
- порядок обжалования решений инспекции и действий (бездействия) ее должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля.
Номера контактных телефонов для консультирования, адреса для направления запросов в письменной форме, график и место проведения личного приема в целях консультирования размещаются на официальном сайте инспекции в сети Интернет.
25.2. Консультирование по однотипным обращениям (5 и более) контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте инспекции в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного руководителем или заместителем руководителя инспекции.
26. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
V. Осуществление лицензионного контроля
27. Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:
1) профилактических мероприятий;
2) контрольных мероприятий, проводимых с взаимодействием с контролируемым лицом;
3) контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.
28. Контрольные мероприятия, проводимые с взаимодействием с контролируемым лицом:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
29. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объектов контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объектов контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день.
Внеплановый инспекционный визит может производиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Порядок действий при осуществлении инспекционного визита определяется в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. Документарная проверка проводится по месту нахождения инспекции.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемого лица, имеющиеся в распоряжении инспекции, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотренных дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц мероприятий по лицензионному контролю.
В ходе документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
30.1. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении инспекции, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом лицензионных требований, инспекция направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы.
В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в инспекцию указанные в требовании документы.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у инспекции документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в инспекцию пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у инспекции документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, вправе дополнительно представить в инспекцию документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки инспекция не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
30.2. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления инспекцией контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в инспекцию, а также период с момента направления контролируемому лицу информации инспекции о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у инспекции документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в инспекцию.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с прокуратурой Воронежской области.
31. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Основания и порядок проведения выездной проверки определяются статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) экспертиза.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с прокуратурой Воронежской области, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
32. Контрольные мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемыми лицами (далее - контрольные мероприятия без взаимодействия), проводятся государственными жилищными инспекторами на оснований заданий, выдаваемых руководителем (заместителем руководителя) инспекции на основании мотивированного представления государственного жилищного инспектора.
Проводятся следующие контрольные мероприятия без взаимодействия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) выездное обследование.
33. Порядок осуществления мониторинга безопасности и принятия решений по результатам мониторинга безопасности определяется статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
34. Выездное обследование - надзорное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Порядок проведения выездного обследования определяется в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
35. Контрольные действия в рамках лицензионного контроля осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
VI. Порядок проведения фотосъемки, аудио - и видеозаписи, а также иных способов фиксации доказательств
36. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения лицензионных требований при осуществлении контрольных мероприятий принимается инспектором самостоятельно.
36.1. В обязательном порядке должностными лицами инспекции для доказательства нарушений лицензионных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
проведения контрольного мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного мероприятия, совершении контрольных действий;
в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя при проведении контрольного мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение лицензионных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательства нарушений лицензионных требований, прикладываются к акту контрольного мероприятия.
36.2. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Использование фотосъемки и видеофиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
VII. Организация проведения контрольных мероприятий
37. Контрольные мероприятия проводятся в плановой и внеплановой формах.
Основанием для проведения контрольных мероприятий, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами , могут быть:
1) наличие у инспекции сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторам риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных мероприятий, включенных в план проведения контрольных мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения предписания инспекции об устранении выявленного нарушения лицензионных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если законодательством Российской Федерации установлено, что контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Внеплановые контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 настоящего пункта, а также частью 3 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае, если внеплановое контрольное мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования с прокуратурой Воронежской области в порядке, установленном статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся государственными жилищными инспекторами на основании заданий руководителя (заместителя руководителя) инспекции, включая задания, содержащиеся в планах работы инспекции, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
38. Источники получения инспекцией сведений о причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, порядок рассмотрения и оценки достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям определяются статьей 58 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям государственный жилищный инспектор принимает одно из решений, установленных статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
39. Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры и внесенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
40. При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица или его представителя, присутствие контролируемого лица или его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействий с контролируемым лицом.
В случае отсутствия контролируемого лица или его представителя, предоставление контролируемым лицом информации инспекции о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия контрольные мероприятия проводятся, контрольные действия совершаются, если оценка соблюдения лицензионных требований при проведении контрольного мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежаще уведомлено о проведении контрольного мероприятия.
Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в инспекцию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в следующих случаях:
1) временного отсутствия на момент проведения контрольного мероприятия в связи с ежегодным отпуском, командировкой, иными уважительными обстоятельствами личного характера;
2) временной нетрудоспособности на момент контрольного мероприятия;
3) применения к контролируемому лицу следующих видов наказания, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: обязательные, исправительные или принудительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок;
4) призвания на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В указанных случаях проведение контрольного мероприятия переносится инспекцией на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в инспекцию.
VIII. Оформление результатов контрольного мероприятия
41. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия (далее - акт).
Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
41.1. В случае если по результатам проведения контрольного мероприятия выявлено нарушение лицензионных требований, в акте указывается, какое именно лицензионное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения лицензионных требований, должны быть приобщены к акту.
41.2. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано с органами прокуратуры, направляется в прокуратуру Воронежской области посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
Результаты контрольного мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
41.3. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
41.4. Информация о контрольных мероприятиях размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае отсутствия выявленных нарушений лицензионных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Уполномоченное должностное лицо инспекции вправе выдать рекомендации по соблюдению лицензионных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
41.5. Информирование контролируемых лиц о совершаемых государственными жилищными инспекторами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через информационную систему "Портал Воронежской области в сети Интернет" (далее - Портал Воронежской области в сети Интернет).
41.6. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых государственными жилищными инспекторами и иными должностными лицами инспекции действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу инспекцией могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме или по запросу контролируемого лица.
41.7. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований контролируемым лицом инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана:
1) выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований, предупреждению нарушений лицензионных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению лицензионных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Форма предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований утверждается руководителем инспекции.
IX. Досудебный порядок обжалования решений инспекции, действий (бездействия) её должностных лиц
42. Решения инспекции, действия (бездействие) государственных жилищных инспекторов, осуществляющих лицензионный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Правом на обжалование решений инспекции, действий (бездействия) государственных жилищных инспекторов обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
43. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Портала Воронежской области в сети Интернет, за исключением случаев подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Подача в инспекцию жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, и ее рассмотрение осуществляются на бумажном носителе с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны.
При подаче жалобы гражданином жалоба подписывается простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подаче жалобы организацией жалоба подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
44. Жалоба на действия (бездействие) государственных жилищных инспекторов рассматривается руководителем инспекции.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления лицензионного контроля имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных мероприятий;
2) актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) государственных жилищных инспекторов в рамках контрольных мероприятий.
45. Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) государственных жилищных инспекторов может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание инспекции может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем инспекции.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.
Руководитель инспекция в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.
Информация о решении, указанном в настоящем пункте, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
46. Инспекция при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (далее - подсистема досудебного обжалования), за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.
Инспекция должна обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования сведений о ходе рассмотрения жалоб.
Жалоба подлежит рассмотрению инспекцией в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью запроса дополнительных материалов в других органах государственной власти и организациях, указанный срок может быть продлен инспекцией на двадцать рабочих дней.
Инспекция вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.
Контролируемое лицо вправе предоставить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.
Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на инспекцию и ее должностных лиц.
47. По итогам рассмотрения жалобы руководитель инспекции принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение инспекции полностью или частично;
3) отменяет решение инспекции полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение по итогам рассмотрения жалобы, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) на Портале Воронежской области в сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Приложение
к Положению
о региональном государственном
лицензионном контроле
за осуществлением
предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными
домами на территории
Воронежской области
Критерии
отнесения объектов регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Критериями отнесения объектов регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
1) для категории высокого риска - наличие вступивших в законную силу в течение календарного года, предшествующего году, в котором принимается решение об отнесении объекта контроля к категории риска, более 10 постановлений о назначении объекту контроля и (или) его должностным лицам административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.23 и (или) частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
2) для категории среднего риска - наличие вступивших в законную силу в течение календарного года, предшествующего году, в котором принимается решение об отнесении объекта контроля к категории риска, не менее 5 и не более 10 постановлений о назначении объекту контроля и (или) его должностным лицам административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.23 и (или) частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ;
3) для категории низкого риска - наличие вступивших в законную силу в течение календарного года, предшествующего году, в котором принимается решение об отнесении объекта контроля к категории риска, менее 5 постановлений о назначении объекту контроля и (или) его должностным лицам административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.23 и (или) частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Перечень
индикаторов риска нарушения лицензионных требований для регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области
(утв. постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 г. N 693)
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области установить следующие индикаторы риска нарушения лицензионных требований:
1. Наличие сведений о предоставлении коммунальных услуг, не соответствующих нормативным требованиям, владельцам двух и более помещений в многоквартирном доме или владельцам двух и более жилых домов; об ограничении доступности для инвалидов помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах); о несоответствии лицензионным требованиям деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию многоквартирного дома; о несоответствии лицензионным требованиям деятельности по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
2. Поступление обращения гражданина или организации, являющихся собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения иных, помимо указанных в пункте 1, лицензионных требований, в случае, если в течение двенадцати месяцев до поступления данного обращения, информации инспекцией объявлялось предостережение контролируемому лицу о недопустимости нарушения аналогичных лицензионных требований.
3. Двукратное и более увеличение количества обращений за единицу времени (месяц, квартал, полугодие) в сравнении с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в инспекцию от граждан и (или) организаций, являющихся собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения контролируемым лицом лицензионных требований.
4. Выявление в течение трех месяцев более пяти фактов недостоверности сведений (информации), размещенных контролируемым лицом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые показатели
регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области
(утв. постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 г. N 693)
В целях оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей используется ключевой показатель результативности и эффективности регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.
Ключевым показателем результативности и эффективности регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области является сокращение количества и исключение случаев нарушения обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Целевым значением ключевого показателя является значение указанного показателя, не превышающее 0,5, которое определяется по формуле:
,
где - доля нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан на 100000 населения,
- общее количество нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан,
- общее количество населения Воронежской области.
Индикативные показатели
для регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области
(утв. постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 г. N 693)
1. Доля выполнения плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год (%) - 100%.
2. Выполнение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на очередной календарный год (%) - 100%.
3. Обеспечение размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте инспекции в сети Интернет и (или) в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (%) - 100%.
4. Доля контрольных мероприятий, результаты которых были признаны недействительными за очередной календарный год (от общего числа контрольных мероприятий) (%) - 0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 г. N 693 "О региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области"
Вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован в информационной системе "Официальный портал органов власти Воронежской области" http://www.govvrn.ru 6 декабря 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region36) 6 декабря 2021 г. N 3600202112060013
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 2 мая 2024 г. N 293
Изменения вступают в силу с 14 мая 2024 г.
Постановление Правительства Воронежской области от 4 мая 2022 г. N 301
Изменения вступают в силу с 6 мая 2022 г.