Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31 марта 2022 г. N 181
Порядок
оценки эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок содержит процедуру определения эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) в целях их обоснования и оптимизации (далее - порядок).
1.2. Оценка эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) проводится по видам налогов в отношении каждого вида налоговой льготы и отдельной категории налогоплательщиков при:
1) проведении анализа эффективности действующих налоговых льгот;
2) внесении предложений об установлении новых налоговых льгот.
1.3. Предложения о пролонгации и об изменении формулировки в связи с уточнением действующих налоговых льгот в связи с истечением срока их действия приравниваются к предложениям об установлении новых налоговых льгот.
1.4. Оценка эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) при внесении предложений об установлении новых налоговых льгот проводится инициаторами в соответствии с настоящим порядком.
1.5. Оценка эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия), обусловленных действующими налоговыми льготами, за год, предшествующий отчетному, проводится кураторами налоговых расходов в соответствии с настоящим порядком.
1.6. Оценка эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) включает:
1) оценку целесообразности налоговых расходов Республики Саха (Якутия);
2) оценку результативности налоговых расходов Республики Саха (Якутия).
2. Оценка эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия)
2.1. Кураторами налоговых расходов проводится оценка целесообразности налогового расхода Республики Саха (Якутия).
2.1.1. Критериями целесообразности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) являются:
соответствие налоговых расходов Республики Саха (Якутия) цели (целям) государственных программ Республики Саха (Якутия), структурным элементам государственных программ Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целям) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящимся к государственным программам Республики Саха (Якутия);
востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5 период.
2.1.2. При необходимости нормативными правовыми актами кураторов налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
2.1.3. В случае несоответствия налоговых расходов Республики Саха (Якутия) хотя бы одному из критериев, предусмотренных пунктами 7.1 и 7.2 настоящего порядка, куратору налогового расхода надлежит представить в уполномоченный орган предложения об уточнении или отмене налоговых льгот для плательщиков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящем Порядке пункты 7.1 и 7.2 отсутствуют
2.2. Кураторами налоговых расходов проводится оценка соответствия налогового расхода Республики Саха (Якутия) цели (целям) государственных программ Республики Саха (Якутия), структурных элементов государственных программ Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целям) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящимся к государственным программам Республики Саха (Якутия).
2.2.1. Налоговый расход должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение цели (целей) государственной программы Республики Саха (Якутия), ее структурных элементов и (или) цели (целей) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия):
прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами Республики Саха (Якутия) и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой;
косвенное влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
2.2.2. При определении соответствия налоговых расходов Республики Саха (Якутия) выявляется:
1) налоговый расход Республики Саха (Якутия) соответствует цели (целям) государственных программ Республики Саха (Якутия), при этом налоговый расход должен в целом способствовать развитию сферы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), на достижение цели (целей) которой направлена государственная программа Республики Саха (Якутия), и (или) соответствует целям нескольких структурных элементов одной государственной программы Республики Саха (Якутия);
2) налоговый расход соответствует цели структурного элемента государственной программы Республики Саха (Якутия):
прямое соответствие налогового расхода цели структурного элемента государственной программы Республики Саха (Якутия);
косвенное соответствие налогового расхода цели структурного элемента государственной программы Республики Саха (Якутия), характеризующееся отсутствием явного сопряжения цели структурного элемента государственной программы Республики Саха (Якутия) и цели предоставления налоговой льготы;
3) налоговый расход соответствует цели (целям) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
2.3. Кураторами налоговых расходов проводится оценка востребованности налогового расхода Республики Саха (Якутия).
2.3.1. Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков за 5 период.
2.3.2. Общее количество определяется как количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение налоговой льготы на основании положений нормативных правовых актов, статистических данных и иных официальных сведений.
Для определения общего количества плательщиков рекомендуется использовать общедоступные источники информации (например, сбор сведений напрямую от организаций, находящихся в подчинении куратора).
2.3.3. В случае если отчетный год является первым годом действия налоговой льготы, то востребованность налогового расхода определяется соотношением фактического количества плательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой в отчетном году, с плановым значением.
2.3.4. Налоговая льгота признается востребованной, если значение востребованности, определенной в соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.3 настоящего порядка, больше ноля#.
2.4. Кураторами налоговых расходов проводится оценка результативности налогового расхода Республики Саха (Якутия).
В качестве критерия результативности налогового расхода Республики Саха (Якутия) определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения цели (целей) государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целей) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящихся к государственным программам Республики Саха (Якутия), либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы Республики Саха (Якутия).
2.4.1. Оценивается вклад налоговой льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения цели (целей) государственных программ Республики Саха (Якутия), структурных элементов государственных программ Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целей) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения цели (целей) государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) целей Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящихся к государственным программам Республики Саха (Якутия), который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом налоговой льготы и значением указанного показателя (индикатора) без учета налоговой льготы.
2.4.2. Оценка результативности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия).
2.4.2.1. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) целей Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящихся к государственным программам Республики Саха (Якутия), а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Саха (Якутия).
2.4.2.2. Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в случае применения альтернативных механизмов достижения цели (целей) государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целей)
Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и объемов предоставленных налоговых льгот. Расчет производится как сравнение прироста показателя (индикатора) достижения цели (целей) государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целей) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящихся к государственным программам Республики Саха (Якутия), на 1 рубль налоговых расходов Республики Саха (Якутия) и на 1 рубль расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов.
2.4.2.3. В качестве альтернативных механизмов достижения цели (целей) государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целей) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящихся к государственным программам Республики Саха (Якутия), учитываются:
1) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, претендующих на применение налоговой льготы, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
2) предоставление государственных гарантий по обязательствам плательщиков, претендующих на применение налоговой льготы;
3) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, претендующих на применение налоговой льготы.
2.4.2.4. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов Республики Саха (Якутия), обусловленных налоговыми льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, наряду со сравнительным анализом, указанным в пункте 2.4.2.1 настоящего порядка, рассчитывается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 2.4.2.5 настоящего порядка.
Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов Республики Саха (Якутия).
2.4.2.5. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Саха (Якутия) определяется отдельно по каждому налоговому расходу Республики Саха (Якутия).
В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на налоговые льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Республики Саха (Якутия) определяется в целом по указанной категории плательщиков.
2.4.2.6. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Саха (Якутия) определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода (E) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) плательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Саха (Якутия) для плательщиков, имеющих право на налоговые льготы, налоговые льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия), оцениваются (прогнозируются) по данным кураторов налоговых расходов;
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) j-м плательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в i-м году по отношению к показателям базового года (определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится до субъектов Российской Федерации не позднее 1 мая текущего финансового года);
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований субъекта Российской Федерации, рассчитываемая по формуле:
,
где:
- целевой уровень инфляции (4 процента);
р - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
с - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего порядка в зависимости от отношения государственного долга Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период:
если указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
если указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
если указанное отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
2.4.3. Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) j-м плательщиком в базовом году (), рассчитывается Управлением Федеральной налоговой службой по Республике Саха (Якутия) по формуле:
,
где:
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) j -м плательщиком в базовом году;
- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящем порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6 год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет.
2.5. По результатам оценки эффективности налогового расхода Республики Саха (Якутия) формируются выводы.
2.5.1. Налоговый расход Республики Саха (Якутия) признается эффективным при положительной оценке его целесообразности и результативности.
2.5.2. По итогам оценки эффективности налогового расхода Республики Саха (Якутия) куратор налогового расхода формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода Республики Саха (Якутия), вкладе налогового расхода Республики Саха (Якутия) в достижение целей государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) цели (целей) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящегося к государственным программам Республики Саха (Якутия), а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для государственного бюджета Республики Саха (Якутия) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Саха (Якутия) и (или) целей Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), не относящихся к государственным программам Республики Саха (Якутия).
2.5.3. Уполномоченный орган формирует обобщенную оценку эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) на основе данных, представленных кураторами налоговых расходов, и до 1 августа текущего года обеспечивает рассмотрение на заседании постоянно действующей налоговой комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия).
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов Республики Саха (Якутия) учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Саха (Якутия), а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Республики Саха (Якутия).
3. Форматы отчетов по результатам проведения оценки эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия)
3.1. Кураторы налоговых расходов формируют паспорта налоговых расходов Республики Саха (Якутия), содержащие информацию в соответствии с перечнем показателей для проведения оценки эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия) к правилам формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Республики Саха (Якутия).
В паспорте приводятся результаты оценки эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия), а также рекомендации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот по результатам оценки эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия).
Паспорт налогового расхода Республики Саха (Якутия) заполняется в формате в соответствии с приложением N 5 к настоящему порядку.
Одновременно с паспортом формируется аналитическая записка, содержащая сведения о целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, об оценке их целесообразности и результативности, а также выводы о необходимости сохранения эффективных и корректировке (отмене) неэффективных налоговых расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.