Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ФАС России
от 22.03.2022 г. N 236/22
Положение об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
I. Общие положения
1. Положение об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности ФАС России.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в ФАС России;
"коллегиальный орган"- совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса ФАС России;
"отчетный год" - календарный год;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции, а также в виде принятия правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству;
"уполномоченное подразделение" - структурные подразделения ФАС России, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением в ФАС России антимонопольного комплаенса.
3. Задачи антимонопольного комплаенса ФАС России:
а) выявление комплаенс-рисков;
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль за соответствием деятельности ФАС России требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в ФАС России антимонопольного комплаенса.
4. При организации антимонопольного комплаенса ФАС России руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства ФАС России в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) информационная открытость функционирования в ФАС России антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
5. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется руководителем ФАС России, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими ФАС России (далее - служащие ФАС России) правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в ФАС России и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных в ФАС России недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков ФАС России;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса в ФАС России;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков ФАС России;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе в ФАС России, утверждаемый коллегиальным органом.
6. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями ФАС России: Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России и Правовым управлением ФАС России.
7. К компетенции Управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) подготовка и представление руководителю ФАС России на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов ФАС России, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование служащих ФАС России по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями ФАС России по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности служащих ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами ФАС России;
е) информирование руководителя ФАС России о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
ж) подготовка и внесение на утверждение руководителя ФАС России карты комплаенс-рисков ФАС России;
з) подготовка и внесение на утверждение руководителя ФАС России плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России;
и) определение и внесение на утверждение руководителя ФАС России ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в ФАС России;
к) подготовка для подписания руководителем ФАС России и утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе в ФАС России;
л) организация совместно с Управлением государственной службы ФАС России систематического обучения работников ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
8. К компетенции Правового управления ФАС России относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) осуществление контроля за соответствием антимонопольному законодательству нормативных правовых актов ФАС России и проектов нормативных правовых актов, адресованных неопределенному кругу лиц, разъяснений, рекомендаций, а также проектов указанных документов;
б) информирование Управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России о выявленных внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
в) участие в проверках, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности служащих ФАС России требованиям антимонопольного законодательства в порядке, установленном действующим законодательством и приказами ФАС России.
9. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Федеральной антимонопольной службе.
10. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка эффективности мероприятий по снижению комплаенс-рисков ФАС России;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе в ФАС России.
III. Выявление и оценка рисков нарушения ФАС России антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
11. Выявление и оценка комплаенс-рисков ФАС России осуществляется Уполномоченным подразделением ФАС России.
12. В целях выявления комплаенс-рисков Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России, проводятся следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ФАС России;
б) анализ ненормативных правовых актов антимонопольного органа, признанных судом не соответствующими антимонопольному законодательству;
в) мониторинг и анализ практики применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства;
г) анализ причин и условий возникновения комплаенс-рисков в деятельности ФАС России;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
13. В целях выявления комплаенс-рисков Правовым управлением ФАС России проводятся следующие мероприятия:
а) анализ нормативных правовых актов ФАС России и проектов нормативных правовых актов, адресованных неопределенному кругу лиц, разъяснений, рекомендаций, а также проектов указанных документов;
б) мониторинг и анализ практики применения ФАС России антимонопольного законодательства.
14. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 12 Положения, Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России осуществляется сбор сведений в структурных подразделениях и территориальных органах ФАС России.
15. В целях реализации положений, установленных настоящим разделом Положения, в территориальном органе ФАС России руководителем территориального органа назначается уполномоченное должностное лицо уровня не ниже заместителя руководителя (заместителя руководителя - начальника отдела).
16. Уполномоченное должностное лицо территориального органа ФАС России обеспечивает (в отношении соответствующего территориального органа) подготовку:
а) аналитической справки, содержащей результаты анализа информации по вопросам, указанным в пункте 12 Положения (в части деятельности территориального органа);
б) предложений в карту комплаенс-рисков ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения (при наличии);
в) предложений в план мероприятий ("дорожную карту") ФАС России в соответствии с требованиями, установленными разделом V Положения (при наличии).
17. Руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает представление в Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России документов, указанных в пункте 16 Положения, в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
18. Руководитель территориального органа ФАС России обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на общественном совете при территориальном органе ФАС России, не реже одного раза в год.
19. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 12 Положения, и сведений, представленных руководителями территориальных органов ФАС России, а также структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России в соответствии с пунктами 16, 17 Положения, Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России готовит:
а) проект карты комплаенс-рисков ФАС России, подготовленной в соответствии с требованиями и в сроки, установленные разделом IV Положения;
б) проект плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России в соответствии с требованиями и в сроки, установленные разделом V Положения;
в) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в ФАС России, разработанных в соответствии с требованиями и в сроки, установленные разделом VI Положения;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями и в сроки, установленные разделом VIII Положения.
20. При проведении (не реже одного раза в год) Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях ФАС России и территориальных органах ФАС России сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства, в том числе принятии ненормативных правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства ФАС России, который содержит классифицированные по сферам деятельности ФАС России сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства), сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах ФАС России, направленных на недопущение повторения нарушения.
21. При проведении Правовым управлением ФАС России анализа нормативных правовых актов ФАС России реализуются мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов ФАС России (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте ФАС России (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте ФАС России уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в течение отчетного года).
22. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Правовым управлением ФАС России реализуются мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте ФАС России (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
23. Правовое управление ФАС России не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, направляет сведения об осуществлении работы по контролю за соответствием актов ФАС России антимонопольному законодательству в Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России для включения в доклад об антимонопольном комплаенсе.
24. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в ФАС России Правовым управлением ФАС России подготавливаются:
а) ежеквартальные и ежегодные обзоры рассмотрения жалоб на решения и предписания территориальных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
б) ежеквартальные обзоры судебной практики по антимонопольным делам.
25. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-рисков, анализа комплаенс-рисков и сравнительной оценки комплаенс-рисков.
26. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
27. Выявленные комплаенс-риски отражаются Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России в карте комплаенс-рисков ФАС России согласно разделу IV Положения.
28. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков ФАС России
29. В карту комплаенс-рисков ФАС России включаются:
- процедуры (процессы), в которых возникают риски;
- выявленные риски (их описание);
- уровни рисков;
- описание причин и условий возникновения рисков.
30. Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России ежегодно, в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку проекта карты комплаенс-рисков и представляет его на утверждение руководителю ФАС России в срок не позднее десяти дней с даты рассмотрения доклада об антимонопольным комплаенсе Коллегиальным органом.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России
31. В целях снижения комплаенс-рисков Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков ФАС России.
32. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков ФАС России должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков ФАС России) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков ФАС России в обязательном порядке должны быть указаны:
- наименования рисков, на минимизацию и устранение которых направлены мероприятия "дорожной карты" (согласно карте комплаенс-рисков ФАС России);
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственные лица (должностные лица, структурные подразделения);
- сроки исполнения мероприятий;
- ожидаемые результаты.
При необходимости в плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков ФАС России могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу;
- прочие.
33. Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России ежегодно, в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку проекта "дорожной карты" и представляет его на утверждение руководителю ФАС России в срок не позднее десяти дней с даты рассмотрения доклада об антимонопольным комплаенсе Коллегиальным органом.
34. Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России.
35. Структурные подразделения ФАС России, ответственные за исполнение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") по снижению комплаенс-рисков ФАС России, направляют информацию об их реализации в Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
36. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков ФАС России подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
37. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками.
38. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками ФАС России. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
39. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса ежегодно разрабатываются Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и представляются на утверждение руководителю ФАС России в срок не позднее десяти дней с даты рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе Коллегиальным органом.
Документ, закрепляющий ключевые показатели эффективности, должен содержать наименование структурных подразделений, осуществляющих сбор данных, необходимых для расчета данных показателей.
При утверждении ключевых показателей эффективности могут утверждаться формы отчета для представления данных структурными подразделениями, осуществляющими их сбор.
Данные, необходимые для расчета ключевых показателей эффективности, направляются структурными подразделениями, осуществляющими их сбор, в Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
40. Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе,
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
41. Оценка эффективности организации и функционирования в ФАС России антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
42. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции на согласование руководителю ФАС России, а согласованный руководителем ФАС России проект доклада представляется на рассмотрение Коллегиальному органу ежегодно в следующем порядке и сроки.
Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется Управлением по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России на согласование руководителю ФАС России не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Административное управление - секретариат руководителя ФАС России обеспечивает рассмотрение согласованного руководителем ФАС России проекта доклада Коллегиальным органом в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
43. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
г) предложения по совершенствованию системы антимонопольного комплаенса.
44. По результатам рассмотрения Коллегиальным органом Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России осуществляет подготовку итоговой редакции доклада в течение десяти дней с даты его рассмотрения Коллегиальным органом и представляет его на подпись руководителю ФАС России.
Доклад об антимонопольном комплаенсе, подготовленный с учетом результатов рассмотрения Коллегиальным органом, подписывается руководителем ФАС России.
45. Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России обеспечивает размещение Доклада об антимонопольном комплаенсе, подписанного руководителем ФАС России, на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех дней с момента его подписания.
IX. Ознакомление служащих ФАС России с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
46. При поступлении на государственную службу в ФАС России Управление государственной службы ФАС России обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением.
47. Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России совместно с Управлением государственной службы ФАС России организует систематическое обучение работников ФАС России требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия, предусмотренные внутренними документами ФАС России.
48. Вводный (первичный) инструктаж для вновь принятых сотрудников проводится на регулярной основе в соответствии с планом мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих ФАС России на текущий год.
49. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности ФАС России.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных управлений ФАС России информационных сообщений, селекторных совещаний с участием территориальных органов ФАС России.
50. Информация о проведении ознакомления служащих ФАС России с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
51. Управление по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России и Правовое управление ФАС России несут ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в ФАС России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
52. Служащие ФАС России несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов ФАС России, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2022 г. N 236/22 "О внесении изменений в приложение к приказу ФАС... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.