Решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2021 г. по делу N 3а-316/2021
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 г. N 66а-323/2022 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Барсуковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "..." о признании недействующим со дня принятия пункта 1247 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2019 года издан приказ N 166-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень), указанный нормативный правовой акт размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 25 декабря 2019 г.
В пункте 1247 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" (далее - Объект, Помещение).
"..." обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 1247 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности Помещение включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Представитель административного истца адвокат "..." действующий по доверенности от "дата" и ордеру от "дата", в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что Помещение занимает N... этаж в здании, в рассматриваемый период собственник Помещения не был уведомлен административным ответчиком о проведении обследования, представленные Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга акт обследования Помещения от "дата" и приложенные к нему 6 фотографий и 4 скриншота со страниц из сети Интернет не подтверждают, что принадлежащие административному истцу помещение, расположенное по адресу: "адрес", не менее 20% используются под размещение торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания, какой-либо расчет площадей помещений, отнесенных ответчиком к названным объектам к акту не приложен. При этом указанное помещение на восьмом этаже фактически длительный период времени собственником не используется, в нем производятся ремонтные работы, что также подтверждается фактическим обследованием в 2021 году, произведенным сотрудниками Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, о чем составлен акт от "дата" N... и Помещение не включено в Перечень на 2022 год.
Представитель административного ответчика "..." действующий по доверенности от "дата", в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, представил письменные возражения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Барсуковой Е.Н, полагавшей необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 названного регионального закона налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 настоящей статьи, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 1.1 этого закона установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно положениям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на котором основано включение спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 25 декабря 2019 года, т.е. оспариваемый акт принят уполномоченным органом и опубликован до начала соответствующего налогового периода.
Как следует из материалов дела, Объект имеет площадь 1592, 4 кв. м, учтен как нежилое помещение, расположен на N... этаже восьми этажного здания, находящегося на земельном участке с видом разрешенного использования - "для размещения складских объектов, для размещения складских помещений", принадлежит на праве собственности административному истцу с "дата"; указанное восьми этажное здание и помещение N.., расположенное в нем, не имеют определенного вида разрешенного использования (л.д.29-34, 49-52).
Согласно пояснениям представителя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Помещение включено в Перечень в связи с установлением в ходе его обследования факта использования Помещения для размещения торгового объекта, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 на основании статьи 1-2 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Порядок).
Пунктом 4 указанного Порядка установлено, что в ходе проведения обследований объектов, указанных в Перечне, осуществляется фотосъемка и(или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и(или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5).
Как следует из материалов дела, Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга для определения вида фактического использования спорного помещения произведено обследование, о чем составлен акт обследования помещения от "дата" N... - N... (далее - Акт), которым установлено фактическое использование более 20% площади обследуемого объекта в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания; в качестве приложения к Акту указаны фотографии и иное, приложены 6 фотографий и 4 скриншота из сети Интернет, отражено, что допуск на Объект не был обеспечен.
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих, что административный истец не предоставил доступ в Помещение либо отказал в доступе, о том, что вход в здание был ограничен, каких-либо уведомлений, адресованных административному истцу о том, что необходимо обеспечить сотрудникам Комитета доступ в Помещение, административным ответчиком не представлено.
Из приложенных к Акту фотографий, отражающих внешний вид здания, и скриншотов не следует, что Помещение N.., принадлежащее административному истцу, использовалось в рассматриваемый период в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания; какой-либо расчет площадей помещений N.., отнесенных к торговым объектам, объектам общественного питания, офисам, делового и административного назначения, объектам бытового обслуживания, сотрудниками административного ответчика не производился.
В статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо; указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Суд полагает, что доказательств того, что более 20 процентов площади Помещения фактически в рассматриваемый период использовалось в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено.
Приложенные к акту обследования от "дата" N... фотографии и скриншоты не подтверждают размещение в помещении N... на N... -ом этаже торгового объекта, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания с учетом положений и предписаний, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Национального стандарта Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения".
Поскольку поэтажный план помещения на момент осмотра к Акту не приложен, расчет площадей помещений не производился, то оценить, расположены ли на N... этаже торговые объекты, объекты общественного питания, офисы, делового и административного назначения, объекты бытового обслуживания не представляется возможным.
Из представленных фотографий также не следует, что в помещениях на N... -ом этаже установлены кассовые аппараты, прейскурант цен, имелась ли зона для потребителей. На фотографиях запечатлен только общий вид здания со стороны улицы; иные признаки, по которым можно определить наличие в Помещении торгового объекта, объекта общественного питания, офисов, делового и административного назначения, объектов бытового обслуживания, и занимаемую им площадь, отсутствуют.
Доводы административного ответчика не свидетельствуют о том, что на 8 этаже указанного здания находится Помещение, обладающее признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, иных доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного ответчика о правомерности включения Объекта в пункт 1247 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" по виду его фактического использования, в связи с чем оспариваемые положения подлежат признанию недействующими.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
административное исковое заявление "..." об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1247 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2021 г. по делу N 3а-316/2021
Текст решения опубликован не был