Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 1. Концептуальные положения
Актуальность
Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды (далее - Стандарт) призван систематизировать практики и форматы по вовлечению граждан и организаций в решение вопросов формирования комфортной городской среды, повысить эффективность процессов взаимодействия в рамках городского развития, а также повысить степень ответственного участия жителей в формировании общественных территорий. Стандарт служит инструментом, задача которого улучшить структурированность форм и стадий вовлечения жителей с целью обеспечения использования наиболее подходящих в каждом конкретном случае форматов, обеспечивающих максимально возможный полезный результат для города и городского сообщества в сфере организации гражданского участия.
В основе Стандарта лежат лучшие мировые и российские практики вовлечения, в том числе выявленные и опробованные в процессе Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Однако Стандарт не является законченным перечнем рекомендаций и подлежит доработке в процессе использования.
Вовлечение жителей и организаций города в развитие городской среды - это одна из форм гражданского участия, подразумевающая процесс определения целей, функций, архитектурного облика общественного пространства со всеми заинтересованными участниками городской жизни и потенциальными пользователями общественного пространства, а также обсуждение и участие жителей в реализации программы развития общественной территории.
Граждане Российской Федерации вправе участвовать в разработке и реализации проектов развития городской среды как лично, так и в составе коммерческих, некоммерческих организаций и иных объединений.
Цели и задачи вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды
Главной целью вовлечения граждан в развитие городской среды является обеспечение устойчивого социального и экономического развития общественных территорий, формирования сообщества заинтересованных в развитии территории лиц, повышение качества архитектурных и планировочных решений, увеличение востребованности и популярности общественных пространств.
Цели настоящего Стандарта реализуются посредством обеспечения участия граждан и организаций в решении вопросов формирования комфортной городской среды, а также учета предложений и рекомендаций граждан и организаций при принятии решений в области развития территорий.
Настоящий Стандарт рассматривает вовлечение граждан и представителей городских организаций в процесс формирования комфортной городской среды и развитие общественных территорий, которое:
- способствует созданию и развитию в городе сообществ, вовлеченных в развитие общественных территорий;
- организуется административными структурами, организациями города или гражданами, в том числе их объединениями;
- предполагает участие заинтересованных сторон на всех этапах жизненного цикла общественного пространства: согласование целей и функций благоустройства, разработка и согласование концепции планировочного решения, строительство и эксплуатация объекта;
- осуществляется в виде организованного и стратегического процесса, направленного на достижение конкретных целей;
- способствует формированию ответственного отношения жителей к общественным территориям;
- дает всем участникам определенный уровень влияния на конечное решение.
Участники вовлечения жителей и организаций города в развитие общественных территорий
Основываясь на мировом и российском опыте, можно выделить следующие группы граждан, которые могут стать участниками развития городской среды:
1. Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
2. Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
3. Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
4. Экспертное сообщество: эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры, археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строители и др.
5. Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
Эффекты вовлечения граждан в развитие городской среды
Помимо вышеперечисленных преимуществ применения Стандарта, общих для всех участников мероприятий гражданского участия, существуют выгоды, влияющие наибольшим образом на какую-либо одну группу жителей:
Для жителей города вовлечение в развитие общественных территорий будет означать:
- Появление современных, актуальных пространств, соответствующих их интересам и потребностям;
- Улучшение качества жизни и городской среды;
- Возможность активно влиять на вопросы, касающиеся непосредственно самих жителей и осуществлять контроль за развитием территории, на которой они живут, разнообразие сценариев использования территории;
- Формирование заинтересованного в развитии города, активного и сплочённого сообщества местных жителей.
Для бюджетных организаций, институтов культуры, религиозных учреждений, НКО и СМИ, вовлечение в развитие общественных территорий будет означать:
- Возможность реализации уставной деятельности организации в контексте развития города и эксплуатации общественной территории;
- Решение социальных проблем;
- Получение дополнительного физического пространства для осуществления уставной деятельности;
- Реализация иных национальных, муниципальных и региональных проектов и программ;
- Укрепление лояльности и авторитета среди жителей и привлечение новых участников;
- Привлечение дополнительного финансирования;
- Расширение целевой аудитории;
Для предпринимательского и бизнес-сообществ вовлечение в развитие общественных территорий будет означать:
- Повышение эффективности коммерческой деятельности (для бизнесов, расположенных в непосредственной близости от благоустраиваемой территории);
- Повышение капитализации территории реализуемого проекта путем повышения качества проектных решений и удовлетворения потребностей местного населения;
- Формирование позитивного имиджа бизнеса внутри города;
- Формирование позитивного имиджа города и его туристический и инвестиционной привлекательности;
- Реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО);
- Повышение эффективности проектных решений путём получения от жителей полной и актуальной информации о территории проекта.
Для представителей органов власти вовлечение жителей будет означать:
- Выполнение целевого показателя "Увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%" национального проекта "Жильё и городская среда";
- Повышение уровня лояльности и социального оптимизма горожан;
- Предотвращение и разрешение градостроительных, социальных и экономических конфликтов;
- Формирование лояльных и конструктивных отношений с городскими элитами;
- Повышение инвестиционной привлекательности города;
- Синхронизацию программы "Формирования комфортной городской среды" с иными национальными проектами, региональными и муниципальными программами;
- Привлечение дополнительного финансирования на реализацию проектов благоустройства;
- Повышение качества комфортной городской среды в муниципальном образовании;
- Формирование лояльного городского сообщества.
Стадии жизненного цикла проекта развития городской среды
В рамках настоящего Стандарта рассматривается вовлечение граждан в развитие городской среды на всем протяжении жизненного цикла благоустройства общественной территории, который включает в себя следующие этапы:
Стадия 1. Инициирование благоустройства общественной территории: выбор территории, определение целей, задач и необходимых функций общественной территории
- аналитика городской ситуации;
- определение приоритетов развития общественных территорий;
- согласование целей и задач развития общественных территорий и целей и задач заинтересованных сторон;
- информирование и привлечение жителей и организаций к развитию общественной территории.
Стадия 2. Разработка и согласование концепции общественного пространства
- предпроектное социокультурное исследование;
- формирование общественного технического задания и разработка концепции благоустройства в формате соучаствующего проектирования;
- программирование территории.
Стадия 3. Разработка и утверждение проектно-сметной документации (ПСД), выполнение строительно-монтажных работы (СМР)
- разработка ПСД;
- согласование ПСД;
- осуществление СМР;
- общественный контроль СМР;
- авторский надзор за СМР;
- волонтерское трудовое участие в СМР.
Стадия 4. Приемка общественной территории и запуск программы развития
- повседневное функционирование;
- обслуживание;
- проведение событий и мероприятий.
Стадия 5. Долгосрочное функционирование общественной территории
- смена операторов территории и изменение сценариев использования;
- ремонтные работы;
- обновление программы развития;
- интеграция территории в систему общественных пространств города и событийную программу города.
Распределение ролей и ответственностей при создании проекта комфортной городской среды
|
УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ВОВЛЕЧЕНИЯ |
ХАРАКТЕРНЫЕ РОЛИ |
ВОЗМОЖНЫЙ ВКЛАД |
ОЖИДАЕМЫЕ ВЫГОДЫ |
1 |
Неорганизованные жители - частные лица |
- инициатор - опосредованный заказчик - пользователь - модератор |
- информация для формирования ТЗ - деньги - трудовое участие - контроль качества реализации - контроль качества исполнения |
повышение качества жизни |
2 |
Организованные сообщества - общественные объединения, политические партии, церкви, некоммерческие организации (НКО), группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ и т. д. |
- инициатор - модератор - пользователь - оператор |
- информация для формирования ТЗ - информацию о лучших практиках - деньги - трудовое участие - контроль качества реализации - политическая поддержка - контроль качества исполнения - участие в событийном наполнении |
реализация целей, ради которых создано сообщество |
3 |
Бюджетные организации - институты культуры и религиозных учреждений: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, и т д. |
- инициатор - модератор - пользователь - оператор |
- информация для формирования ТЗ - контроль качества исполнения - событийное наполнение территории |
создание условий для функционирования |
4 |
Предприниматели - малый и средний бизнес, корпорации, девелоперы, самозанятые, и т. д. |
- инициатор - оператор - исполнитель |
- информация для формирования ТЗ - информацию о лучших практиках - деньги - выполнение работ - контроль качества реализации - событийное наполнение территории |
- получение доходов, - социальная ответственность |
5 |
Экспертное сообщество - эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, археологии, культуры, дизайна и др. |
- инициатор - модератор - исполнитель |
- проектные решения - информация для формирования ТЗ - информация о лучших практиках |
- получение доходов - профессиональная самореализация, - исследовательский интерес |
6 |
Органы власти - ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты всех уровней |
- инициатор - непосредственный заказчик - модератор - оператор |
- Деньги - Управление процессом реализации |
- повышение качества реализуемых проектов, - улучшение социально экономической ситуации - политическая и административная карьера |
Уровни вовлечения
В существующей мировой практике выделяют пять уровней гражданского участия.
Уровень 1. Информирование - предоставление гражданам информации о планируемой инициативе, последствиях ее реализации, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта, существующих возможностях и правах граждан принять участие в подготовке, утверждении и реализации инициативы.
Уровень 2. Консультирование - выяснение мнений, пожеланий, позиций граждан или представителей определенных сообществ, по существующим гипотезам, альтернативным решениям, предложениям в рамках реализации проекта.
Уровень 3. Соучастие - совместная с гражданами работа над разработкой и реализацией инициативы/проекта, успешным результатом которой является согласованный и устраивающий все стороны проект/концепция.
Уровень 4. Сотрудничество - совместная с гражданами работа над разработкой и реализацией проекта, при которой гражданам передается часть функций или полномочий разработчика или инициатора проекта.
Уровень 5. Наделение властью - совместная с гражданами работа, при которой гражданам передается право принятия окончательного решения по ряду ключевых вопросов в рамках разработки и реализации проекта.
Принципы вовлечение граждан в развитие городской среды
Распределение ролей и ответственное участие в решении вопросов формирования городской среды. Для достижения всех эффектов вовлечения жителей, зафиксированных настоящим Стандартом, необходимо четкое разделение ролей и зон ответственности на всех этапах жизненного цикла территории между всеми участниками процесса формирования комфортной городской среды. Это означает, что все участники процесса принимают на себя обязательства и связывают достижение целей с исполнением взятых на себя обязательств. Этой цели и служит настоящий Стандарт, а также вся совокупность дополнительных методических материалов, разрабатываемых Минстроем РФ, Агентством Стратегических Инициатив (АСИ) и иными участниками процесса.
Учет интересов вовлеченных сторон. Формирование заинтересованного сообщества, которое включает в себя представителей различных групп горожан и городских организаций возможно только в том случае, если общественное пространство в конечном счете соответствует их персональным или организационным целям и задачам и является средством реализации интересов участников (сообществ, организаций и др.)
Простота участия и доступность информации. Чтобы участие горожан в проекте было эффективным, необходимо информирование о нем в максимально полном объеме. Жители должны знать сроки и условия реализации проекта, его задачи и ограничения, включая ограничения бюджета и ресурсов. Информация должна быть доступной для понимания большинству людей. Сложные нюансы важно разъяснять простым языком, а текст сопровождать визуализацией. Информационное сопровождение следует обеспечивать на всех этапах разработки и реализации проекта. Оно должно включать объяснение возможностей участия в проекте, публикацию информации о планируемых мероприятиях и их результатах, а также отчеты о промежуточных и окончательных итогах каждого этапа работы над проектом.
Равные условия участия. Всем жителям должна предоставляться возможность для участия в проекте. Вовлечение лишь избранных групп горожан не только неэффективно, но и может спровоцировать конфликт среди заинтересованных сторон проекта. Создание консультационных групп исключительно из представителей администрации или бизнес-сообществ, ответственных за реализацию проекта, и руководителей бюджетных муниципальных учреждений не может расцениваться как общественное участие. В этом случае реальные пользователи территории - местные жители и городские сообщества - исключены из процесса принятия решений.
Возможность оценки эффекта от участия. Участие в проектах развития территории требует от граждан вклада времени, знаний и ресурсов. Важно грамотно подходить к процессу управления их ожиданиями и объяснять, что участие в проекте не является гарантией исполнения всех их потребностей. Необходимо спрашивать о том, какие цели и задачи ставят жители, участвуя в проектах развития территории, какие проблемы пытаются решить и какими ресурсами обладают. Кроме того, у участников должна быть возможность следить за тем, как их решения отразились на результате. В противном случае они не увидят своего непосредственного влияния на изменения городской среды, что приведет к снижению доверия к муниципальной власти и практике вовлечения.
Гибкость и вариативность условий участия. У горожан есть разные возможности и ресурсы для участия в проекте. Большинство жителей будет просто следить за реализацией проекта; часть примет участие в голосованиях и опросах; городские лидеры, представители сообществ и заинтересованные жители могут активно включиться в процесс принятия решений. Каждая группа должна получать информацию и участвовать в проекте удобным для нее способом, поэтому на всех этапах проектной работы должны быть задействованы разные форматы взаимодействия с горожанами.
Участие на всем протяжении жизненного цикла общественной территории. Вовлечение на этапе согласования проекта без возможности повлиять на предлагаемые решения не несет в себе ценности для жителей и проекта, демотивирует горожан и ведет к потере доверия к муниципальной власти. Необходимо создавать условия для общественного участия на самых ранних этапах. У жителей должна быть возможность влиять на определение целей и задач проекта, формирование видения и технического задания на разработку проекта.
В то же время, с точки зрения задач устойчивого развития территории, ключевым является этап эксплуатации. Именно наличие активности жителей на этом этапе является подтверждением осмысленности процесса вовлечения.
Проактивное информирование и обучение участников процесса. Ответственное участие в развитии общественных пространств предполагает, что все участники процесса развития общественной территории обладают базовыми представлениями об этом процессе. Это означает, что наряду с информированием участников, необходимо также реализовывать образовательную функцию по отношению к участникам развития территории: лекции о проблемах благоустройства, семинары, выступления экспертов, встречи с архитекторами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.