Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 3. Форматы вовлечения граждан
1. Форматы информирования
Печатные СМИ
Периодические муниципальные газеты рекомендуется обязательно использовать для населенных пунктов с населением менее 10 тыс. человек, в случае низкой обеспеченности жителей Интернетом (менее 50 % семей имеют домашний доступ к глобальной сети). Информацию о планируемой разработке проекта и мероприятиях по вовлечению следует помещать на первую полосу, крупным заметным шрифтом. При составлении текста следует избегать профессиональных терминов и формулировок, которые могут быть непонятны неспециалистам. Информация должна быть исчерпывающей в плане содержания, но максимально лаконичный, рекомендуемый объем: не более 1500 знаков.
Сайт администрации
Размещать информацию на сайте администрации следует в обязательном порядке при разработке любого типа документа. Информация должна быть размещена на главной странице сайта, на видном месте. Не рекомендуется размещать информацию таким образом, чтобы пользователю сайта было необходимо прокручивать страницу вниз, либо переходить с главной страницы в другие разделы сайта. Требования к содержанию и объему информации аналогичны требованиям к печатным СМИ.
Социальные сети
Является одним из наиболее эффективных способов информирования жителей. При этом следует учитывать, что некоторые категории населения не являются активными пользователями соцсетей, поэтому для них следует применять иные способы информирования. При размещении информации в соцсетях следует использовать официальные страницы администрации муниципалитета, а также популярные у жителей группы и публичные страницы.
Наружная реклама
Такой тип информирования охватывает все категории населения, включая жителей, которые не пользуются соцсетями и не посещают сайт администрации муниципалитета. Размещать материалы следует на специально отведенных для этого информационных стендах и рекламных конструкциях, а также использовать почтовую рассылку. Информация должна быть заметной, разборчивой и считываться на расстоянии. Рекомендуется дополнять информацию ссылками/QR-кодами на страницы в соцсетях и на сайты, на которых жители смогут подробнее узнать о планируемой разработке документа, форматах вовлечения, датах и адресах проведения мероприятий.
Иные типы информирования
В случае необходимости разработчиком документа могут быть применены иные формы информирования жителей, включая использование телевидения, телефонных звонков и др. методов, позволяющих обеспечить необходимый охват целевой аудитории.
Рекомендации по реализации этапа в дистанционном формате:
Если разработчик планирует использовать только дистанционные форматы, то следует предусмотреть использование каналов распространения информации, направленных в первую очередь на пользователей сети Интернет. К примеру, посредством создания сайта проекта, с помощью размещения информации в социальных сетях на страницах администрации и в популярных у жителей города интернет-сообществах, на официальном сайте администрации, на сайтах муниципальных и региональных газет и журналов.
2. Форматы консультирования
- Интервью, в том числе глубинные, с жителями территории для выявления особенностей территории, исторических, архитектурных и иных аспектов, которые необходимо учитывать при разработке проекта;
- Проведение фокус-групп и опросов, для формирования статистических данных об отношении жителей к планируемому проекту, наиболее распространенных запросов и пожеланий жителей;
- Использование онлайн-опросов и онлайн-анкетирования, посредством специальных интернет-платформ или социальных сетей для наибольшего охвата аудитории;
- Привлечение детей в игровой форме - проведение конкурсов, игр и иных мероприятий, интересует их видение будущего развития территории;
- Проведение экскурсий и прогулок по территории будущей реализации проекта совместно с жителями и экспертами (историками, градостроителями, лидерами сообществ) для определения приоритетных сценариев развития территории;
- Проведение публичных слушаний наиболее эффективно применять для согласования с гражданами разработанного эскиза проекта. Рекомендации по организации и проведению публичных слушаний см. в Приложении 2;
- Проведение общественных обсуждений в очном формате или онлайн, для выявления приоритетных сценариев развития территории, желаемого функционального наполнения территории в соответствии с пожеланиями жителей, а также для сбора мнений и пожеланий к уже разработанной концепции проекта.
Рекомендации по организации и проведению общественных обсуждений см. в Приложении 3;
- Проведение экспозиции проекта, для ознакомления жителей с разработанным проектом перед проведением мероприятий по согласованию и утверждению. Рекомендации по организации экспозиции проекта см. в Приложении 4;
- Иные типы, позволяющие разработчику проекта получить информацию о пожеланиях, идеях и мнении жителей, для учета в разрабатываемом эскизном проекте.
Рекомендации по дистанционным форматам консультирования:
Проведение онлайн-голосований и опросов предоставляет возможность жителям выбрать из нескольких вариантов наиболее предпочтительный и может касаться выбора территории реализации проекта, выбора стратегии разработки документа, определение основной концепции будущей территории и др. На онлайн-голосование рекомендуется выносить значимые стратегические вопросы, в которых важен учет мнения жителей. В иных случаях рекомендуется проводить онлайн-опрос. Онлайн-опрос позволяет разработчику выделить основные заинтересованные категории населения, собрать социологические данные различного характера, в зависимости от цели и поставленных вопросов.
Глубинные интервью посредством онлайн-сервисов видео-коммуникации или телефонных звонков. Позволяет разработчику получить от жителей и экспертов более комплексную и полную информацию, нежели чем посредством проведения опросов.
Краудсорсинг - использование специализированных цифровых платформ, на которых жители путем коллективной работы, могут сформулировать идеи, выработать единое консолидированное мнение о проекте, предложить набор решений или пожеланий к проекту.
Формирование онлайн-сообщества проекта из заинтересованных жителей или волонтеров, которые могут участвовать в опросе населения, мониторинге СМИ и социальных сетей, заниматься продвижением проекта в социальных сетях. Координация работы сообщества осуществляется на специально созданной странице в социальных сетях или мессенджерах.
Чат-боты - цифровой инструмент, который реализован в формате виртуального собеседника, по факту это алгоритм вопросов и ответов, который уточняет потребности или информирует пользователей о проекте с помощью текста или голоса.
Онлайн-обсуждения. В случае осуществления участия граждан в утверждении документа в дистанционном формате рекомендуется проведение общественных обсуждений с обязательной экспозицией проекта посредством онлайн-платформ. Общественные обсуждения проводятся на официальном портале администрации в сети Интернет на странице "Общественные обсуждения", либо на официальном сайте проекта, путем размещения проекта и информационных материалов к нему и проведения экспозиции проекта. Также возможно размещение проекта на страницах в социальных сетях (с обязательным указанием официального сайта).
3. Форматы соучастия
- Поведение сессий по совместному с жителями и заинтересованными участниками проектированию в формате соучаствующего проектирования. Рекомендации по организации и проведению сессий соучаствующего проектирования см. в приложении 5.
- Тестирование гипотез и проектных решений с помощью реализации проектов быстрых изменений в формате практических мастерских. Рекомендации по организации и проведению сессий соучаствующего проектирования см. в приложении 6.
- Экспертные сессии - формат, в рамках которого заинтересованная сторона, может получить экспертную оценку разработанного проекта, проекта в стадии разработки, либо экспертную оценку ситуации, проблемы, профессиональную поддержку и практический опыт в различных сферах городского развития. В течение 7-10 дней профильные эксперты вместе с представителями местных сообществ проводят: полевые исследования, обучающие лекции и семинары, практические занятия в формате воркшопов. Экспертами проекта выступают архитекторы, специалисты по развитию территорий и городских сообществ, урбанисты, световые и ландшафтные дизайнеры.
Рекомендации по реализации этапа в дистанционном формате:
Совместная разработка документа в онлайн-формате возможна с помощью организации онлайн-обсуждений жителей и разработчиков на цифровых платформах видеоконференций. Следует разделить такие конференции тематически на три этапа, по аналогии с очным соучаствующим проектированием. Необходимо заранее опубликовать на сайте проекта и в социальных сетях всю необходимую сопроводительную информацию (карты, схемы, дизайн-проекты и проекты документов), работа над которыми запланирована. Также нужно заранее предупредить участников о регламенте работы, предоставить рекомендации по установке и настройке используемого программного обеспечения.
Для повышения компетентности и подготовленности жителей к работе над документом или проектом, рекомендуется организовать онлайн-трансляцию экспертных вебинаров и видеолекций, которые ведут и читают архитекторы, проектировщики, краеведы и иные профильные специалисты, вовлеченные в разработку проекта. Если ведется разработка проекта благоустройства, то к этим двум видам подготовки жителей следует добавить и виртуальную прогулку по территории.
В целях повышения прозрачности и открытости мероприятий по разработке проекта рекомендуется организовать онлайн-трансляцию обсуждений, экспертных совещаний и видеоконференции.
На этапе разработки проекта также возможно проведение дистанционных видеоинтервью и фокус-групп с наиболее активными участниками и лидерами городских сообществ.
Эффективным дистанционным форматом могут стать онлайн-конкурсы (рисунков, проектов, сочинений, концепций отдельных элементов или объектов), направленные на вовлечение школьников и студентов.
4. Форматы партнерства
- Создание механизмов софинансирования проектов (инициативное бюджетирование, запуск грантового фонда, закрытые и открытые паевые инвестиционные фонды);
- Создание механизмов и инструментов для реализации возможности управления и обслуживания территории, в том числе государственно-частное партнерство - концессия (особо актуально для парков, протяженных набережных и т. д.);
- Авторский надзор за реализацией концепции при подготовке документа и/или строительстве объекта со стороны авторов концепции; надзор и участие в реализации проекта со стороны жителей и пользователей территории.
Рекомендации по применению дистанционных инструментов вовлечения
Используя дистанционные варианты вовлечения граждан, рекомендуется применять инструменты, позволяющие осуществлять общественный надзор за ходом реализации. На официальном сайте проекта (на официальной странице проекта на портале администрации, а также на официальных страницах проекта в соцсетях) необходимо разместить ссылку на видеотрансляцию строительно-монтажных работ в режиме реального времени. Для этого потребуется установка соответствующей аппаратуры/использование уже имеющихся городских камер видеонаблюдения. Также наблюдатели должны иметь возможность внесения своих комментариев на онлайн-платформе, где будет вестись трансляция, либо посредством иных онлайн-сервисов для совместного дистанционного просмотра. Комментирование должно быть модерируемым. Модератор рассматривает оставленные комментарии, дает обоснованные ответы авторам, а также при необходимости доносит сведения до авторов проекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.