Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 2. Стадии разработки проекта благоустройства и уровни вовлечения
Как читать Стандарт?
Стандарт вовлечения жителей в решение вопросов градостроительной деятельности разработан в соответствии с методологией, составленной Международной ассоциацией гражданского участия с учетом положений Целевой модели по организации общественного участия, а также вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды Минстроя России.
Стандарт представляет собой систематизацию и обобщение лучших российских и международных практик по вовлечению жителей в градостроительную деятельность и основывается на двух важнейших положениях:
1. Вовлечение граждан должно быть ответственным и продуктивным процессом, который осуществляется на всех этапах жизненного цикла развития общественной территории;
2. Вовлечение граждан должно быть структурированным, управляемым процессом, ориентированным на достижение заранее поставленных целей городского развития;
Часть 2. Методические рекомендации по организации вовлечения жителей в развитие общественных пространств - является подробным описанием целевой модели вовлечения жителей и универсального набора типов вовлечения, рекомендуемых к применению для каждого этапа жизненного цикла проекта.
Часть 3. Форматы вовлечения граждан содержит палитру инструментов, применяемых на всех уровнях вовлечения жителей. Применение того или иного формата зависит от цели вовлечения жителей на каждом этапе жизненного цикла проекта. Перечень представленных форматов не является исчерпывающим и пользователь стандарта вправе применять иные форматы вовлечения, которые помогают достичь поставленных целей.
Для каждого этапа определены целевые ориентиры вовлечения и рекомендованные уровни в соответствии с которыми пользователь стандарта выбирает типы вовлечения, с учетом специфики разрабатываемого проекта и иных факторов.
Уровни вовлечения разделяются на три категории, в зависимости от типа коммуникации, выстраиваемой между разработчиком документа и жителями:
- односторонняя коммуникация - предоставление жителям информации без возможности оказать на нее влияние;
- двусторонняя коммуникация - диалог с жителями, при котором последние имеют право высказать свои замечания и предложения на заданную тему и в рамках установленного формата;
- совещательная коммуникация - условия, при которых жители становятся равноправными участниками процесса разработки проекта, получают инструменты влияния на конечный результат и, соответственно, наделяются определенной ответственностью.
Эффективных результатов вовлечения жителей в решение вопросов формирования комфортной городской среды можно добиться только в том случае, если применять рекомендации стандарта для каждого этапа, начиная с планирования и заканчивая реализацией проекта. Выборочное или непоследовательно применение форматов вовлечения не позволит обеспечить эффективную работу жителей над решением вопросов формирования комфортной городской среды. Пользователь стандарта не ограничен в применении иных типов вовлечения, в случае если их применение позволяет достичь заявленной цели.
Планирование участия граждан на каждом из этапов жизненного цикла проекта
Цели:
1. Определить правильную степень участия для каждого этапа
2. Спланировать выделение ресурсов для проведения участия
Описание:
Анализ решения
Определите цели и задачи участия:
1. Почему вы хотите использовать/вам необходимо гражданское участие?
2. Что вы надеетесь узнать или осуществить?
3. Почему для этого решения необходим вклад граждан?
Цель должна быть сформулирована максимально конкретно для проекта.
Определите результат вовлечения.
Результат должен быть сформулирована максимально конкретно и отражать конкретные параметры процесса вовлечения.
Определите этапы вовлечения исходя их целеполагания: 1 этап - 1 задача
Примеры конкретных задач:
Информировать общественность: сообщить гражданам о проблемах, изменениях, планах и т. д.
Собирать данные: собирать информацию о представлениях, проблемах, потребностях, ценностях и т. д.
Получать обратную связь: оценить мнения граждан о проекте или проблеме
Генерировать идеи: помогать выработать новые предложения и альтернативы по развитию территории
Определять проблемы: получить информацию о текущих и/или потенциальных будущих проблемах территории
Принимать решения: просить о помощи в принятии решений по проблеме
Определите заинтересованные целевые группы
1. Кто будет приглашен или кому будет разрешено участвовать?
Участие стейкхолдеров: могут участвовать только те, кто заинтересован в силу своей работы или принадлежности к формальной группе или организации, и/или только проживающие на данной территории, и/ или эксперты. Помните, что "репрезентативность" повышается, только ЕСЛИ приглашенные люди приходят.
Общее гражданское участие: могут участвовать все граждане. Разделите потенциальных участников на целевые группы по возрасту, доходу, роду занятий, ценностям, отношению к территории или др., так вам будет проще найти правильные форматы работы с каждой группой.
Какой бы вариант не был выбран, помните:
|
Приглашение - "золотое правило" привлечения; |
|
Обращайтесь к местным лидерам общественного мнения; |
|
Организуйте людей на низовом уровне, устанавливайте социальные связи, ищите поддержку. |
Планирование процесса
Конкретизируйте этапы в график планирования и принятия решения. Предусмотрите открытую и закрытую части графика. Открытая часть графика может быть предоставлена всем участникам процесса, закрытая - только организационной группе.
Сколько этапов в процессе? Следуйте правилу "Один этап - одна задача"
Какой результат должен быть у каждого этапа?
Конкретизируйте, ЧТО должно быть осуществлено с участием граждан на каждом этапе процесса принятия решений и внесите это в график (предмет обсуждения на каждом этапе):
1. Какую конкретную проблему или проблемы будут рассматривать граждане? Составьте список конкретных проблем для каждой целевой группы, проживающих на данной территории.
2. Почему граждане будут участвовать? Насколько вопрос развития данной территории актуальнее по сравнению с другими? Составьте список конкретных мотиваций для каждой целевой группы - это позволит повысить процент участия.
3. Как результаты участия повлияют на решение? Что политически приемлемо? Юридически возможно? Легитимно для общества?
4. Как участники узнают о своем влиянии? Продумайте канал обратной связи, релевантный каждой целевой аудитории.
Определите технологии, которые будут использованы на каждом этапе процесса
Как будет организовано участие на каждом этапе?
Первый этап может содержать несколько форматов работы с жителями.
Участие в режиме онлайн:
- Выберите один из форматов и опишите его последовательность, время (сроки) проведения, планируемый результат;
- Как вы организуете необходимые системы обработки документации для сбора, переработки и анализа информации?
- Вам понадобится модератор?
- Нужно ли вам рассматривать вопросы, касающиеся цифрового разрыва? Все ли потенциальные участники смогут освоить онлайн-формат?
- В каких случаях нужно предусмотреть возможность проведения повторного мероприятия?
Участие в режиме оффлайн:
- Выберите один из форматов и опишите его последовательность, время (сроки) проведения, планируемый результат
- Какое количество участников вы предполагаете привлечь в рамках каждого этапа?
- Нужен ли модератор или фасилитатор?
- Какие вспомогательные материалы нужны на каждый этап?
- На какой площадке будет проходить обсуждение каждого этапа: администрация, нейтральное, на площадке (территории)?
- В каких случаях нужно предусмотреть возможность проведения повторного мероприятия?
Как участники будут общаться с должностными лицами и друг с другом?
Определите, как дать всем участникам возможность выразить свое мнение, для каждой целевой группы возможен свой формат коммуникации.
- Односторонняя коммуникация (направление материалов, обращений, высказываний во время встречи в ведомство или из ведомства без организации диалога "в моменте");
- Двусторонняя коммуникация: диалог в онлайн или оффлайн-режиме в рамках определенного тайминга;
- Совещательная коммуникация: диалог с отложенным ответом;
- Рассмотрите альтернативные способы коммуникации: рассказ историй, видео, повествование, предварительные конкурсы идей и их презентации, проведение конкурса детского рисунка, арт-интервенции в городе.
Какая информация нужна людям, чтобы эффективно участвовать?
- Относительно простые вопросы для рассмотрения;
Краткие презентации, экспертные мнения, визуальные материалы по проекту;
- Относительно сложные вопросы для рассмотрения
Справочники, детализированные визуальные материалы по проекту, публикации по обсуждаемой теме, готовые консультировать эксперты.
Все информационные материалы должны быть нейтральными, объективными и взвешенными.
Соедините данные технологии в целостный план
Проверьте еще раз цепочку "цель - задачи - этапы - форматы - результат этапа - общий результат".
Составьте план осуществления отдельных действий с участием граждан и опубликуйте его.
Прозрачное планирование и понимание общей картины повысит уровень доверия к организаторам и к самому процессу со стороны жителей и заинтересованных групп.
Планирование оценки
Составьте план оценки действий с участием граждан
- Как вы будете оценивать результаты своей деятельности? Определите значимые параметры оценки (достигнут/не достигнут результат, обратная связь от участников по полезности мероприятия и т. д.)
- Как участники процесса будут оценивать результаты деятельности? (достигнут/не достигнут результат, обратная связь от участников по полезности мероприятия и т. д.);
- Как вы будете делиться результатами своей оценки? Предусмотрите каналы распространения информации, релевантные целевым аудиториям.
Пример структуры плана (ключевые параметры для планирования)
Цель: сформулируйте и запишите цель гражданского участия для данного проекта городского развития |
Результат: сформулируйте и запишите ожидаемый результат от гражданского участия |
|||
Этап 1: Название |
Задача 1: Определение задачи |
Целевые группы: Наименование ЦА |
Форматы |
Оценка результата |
|
|
Формат участия (узкий/ широкий) |
Мероприятие 1:
Онлайн/Оффлайн |
|
|
|
|
Необходимые материалы и помещение |
Параметры и их оценка |
|
|
|
Необходимость модератора |
|
|
|
|
Формат коммуникаций с должностными лицами |
|
|
|
|
Сроки проведения |
|
|
|
|
Повторяемость |
|
|
|
|
Результат |
|
|
|
Формат участия (узкий/ широкий) |
Мероприятие 1:
Онлайн/Оффлайн |
|
|
|
|
Необходимые материалы и помещение |
Параметры и их оценка |
|
|
|
Необходимость модератора |
|
|
|
|
Формат коммуникаций с должностными лицами |
|
|
|
|
Сроки проведения |
|
|
|
|
Повторяемость |
|
|
|
|
Результат |
Коммуникация с гражданами
Для коммуникации с гражданами на всех этапах реализации проекта рекомендуется использовать каналы распространения информации, имеющие широкий охват жителей населенного пункта; предоставлять точные и полные сведения о месте и дате проведения мероприятий, об условиях допуска к ним, о способах участия, о полномочиях и ролях участников; точные и полные сведения о вынесенном на обсуждение вопросе - предмете обсуждения, актуальности и сути проблемы, тезисного изложения возможных вариантов решений; доведение информации до всех заинтересованных и затрагиваемых проектом сторон.
Информация о планируемом к разработке проекте должна содержать изложенные в понятной для неспециалистов форме сведения о цели разработки проекта, а также сведения об инструментах вовлечения, которые планирует применять разработчик и этапах разработки проекта, на которых разработчик планирует вовлечь жителей.
Информация о разработанном проекте должна содержать сведения о всех пройденных этапах разработки, об использованных форматах вовлечения жителей, о способах коммуникации с жителями.
При разработке проектов, направленных на изменение территорий общегородского значения (городские набережные, центральные парки, городские особо охраняемые природные территории, центральные площади, улицы, бульвары и иные территории), коммуникация должна осуществляться с максимальным охватом жителей.
Чтобы решить, кого из жителей необходимо привлечь, следует сначала определиться с функциями территории и понять по пешеходной активности, кто ею пользуется. Если доля функций и показатели пешеходной активности превышают среднегородские значения, то проект может быть признан общегородским.
При разработке проектов районного или дворового значения, информирование должно быть адресовано жителям и правообладателям территорий, расположенных в радиусе 10-минутной пешеходной доступности (800 метров).
Этапы разработки проектов развития городской среды и уровни вовлечения
1. Инициирование проекта развития городской среды:
- выбор территории посредством рейтингового голосования;
- определение целей, задач и необходимых функций общественной территории;
- аналитика городской ситуации;
- определение приоритетов развития общественных территорий;
- согласование целей и задач развития общественных территорий, целей и задач заинтересованных сторон.
Уровни вовлечения на этапе инициирования:
А. Информирование
Применяется в случае, если территория, цели и задачи развития, а также функции уже заданы или сформированы и необходимо предоставить жителям информацию о разрабатываемом проекте, сроках и этапах разработки, планируемых форматах вовлечения, а также о результатах реализации этапов и убедиться, что горожане поддерживают предлагаемые решения.
Информирование представляет собой формат односторонней коммуникации с жителями, ключевыми задачами которого является донесение понятной, качественной и полной информации до граждан.
На этапе информирования необходимо предоставить общественности исчерпывающую и объективную информацию о:
- целях и задачах проекта, его влиянии на дальнейшее развитие муниципального образования, об изменениях, которые повлечет за собой реализация проекта, характеристиках участка, на котором планируется реализация проекта, технико-экономических показателях проекта, планируемом объеме финансирования на реализацию проекта;
- о форматах вовлечения, которые планирует применять разработчик проекта с указанием сроков, времени, места проведения мероприятий, форматах планируемой работы.
Субъекты: Неорганизованные жители - частные лица
Б. Консультирование
Применяется в случае, если необходимо совместно с жителями определить территорию реализации проекта, собрать мнения и пожелания жителей, уточнить цели, задачи и функции планируемого к разработке проекта, проверить градостроительные гипотезы, определить потенциальных факторов развития территории и их планы в отношении использования территории.
Консультирование на этапе инициирования проекта заключается в серии индивидуальных и коллективных встреч с представителями потенциально заинтересованных организаций (чаще всего - наиболее близко расположенных к территории), экспертами, а также с отдельными гражданами, выражающими мнения тех или иных социальных групп.
Эти встречи посвящены прояснению целей, интересов и ожиданий потенциальных участников, обсуждению возможных вариантов выбора территории, целей и задач развития территории, выявлению их потенциальных ресурсов и готовности участвовать в проекте. Результатом этого типа работы становится знание о потенциальных участниках, но не договоренности о намерениях и не формирование сообщества.
Субъекты:
- Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
- Представители бюджетных организаций, институтов культуры, религиозных учреждений, НКО и СМИ (общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.)
- Экспертное сообщество: эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры, археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строители и др.
В. Соучастие
Уровень соучастия необходим в том случае, когда необходимо заложить основы для формирования ответственного сообщества, активно вовлеченного в реализацию проекта благоустройства на всех этапах. Соучастие предполагает предметное обсуждение целей и задач территории, которое позволят призвано выявить лидеров, готовых принять участие в реализации проекта, сформировать первичные договоренности и наметить перспективы сотрудничества. В соучастии на этапе инициирования проекта должны принимать участие лидеры городских сообществ и первые лица организаций.
Субъекты:
- Жители города: неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
- Представители бюджетных организаций, институтов культуры, религиозных учреждений, НКО и СМИ (общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.)
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
Г. Партнерство
Вовлечение на уровне партнерства на этапе инициирования проекта имеет смысл в том случае, если по отношению к территории благоустройства можно выявить организации, обладающие значительным ресурсом, который может быть дополнительно привлечен к ее развитию. Так, в качестве партнеров на этом этапе могут рассматриваться:
бюджетные организации, реализующие иные национальные проекты, региональные или муниципальные программы, которые могут быть синхронизированы с проектами благоустройства;
коммерческие организации, обладающие потенциалом к инвестированию в формирование комфортной городской среды.
Субъекты:
- Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
- Органы власти (региональная и федеральная власть, депутаты всех уровней местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
2. Разработка и согласование концепции общественного пространства:
- предпроектное социокультурное исследование;
- формирование технического задания и разработка концепции благоустройства;
- программирование территории.
Сроки:
Рекомендуемый срок проведения данного этапа составляет от 30 до 60 дней, в зависимости от размера муниципального образования и масштабности проекта.
Уровни вовлечения на этапе разработки концепции:
А. Информирование
Информирование граждан на этапе разработки концепции может быть актуально в следующих случаях:
- когда уже существует ранее сформированная концепция, которая претерпевает незначительные изменения, несвязанные с качественным изменением проекта (например, в случае повторной подачи заявки на Конкурс лучших проектов формирования комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях);
- когда планируется внедрение типового проекта и/или изменения городской среды носят незначительный характер;
В таком случае информирование граждан носит характер донесения сведений об изменениях проекта.
Субъекты:
ранее принимавшие участие в обсуждении проекта благоустройства
Б. Консультирование
Применяется в случае, если необходимо усилить деятельность проектировщиков дополнительной экспертизой и получить обратную связь по поводу проведенного анализа, разработанных альтернатив и решений. Консультирование на этапе разработки концепции благоустройства позволяет собрать пожелания и идеи граждан относительно функционального наполнения территории, сформировать лояльное отношение граждан к проекту.
Вовлечение жителей позволяет разработчику определить запросы и пожелания, а также выделить приоритетные сценарии поведения жителей, которые необходимо обязательно учитывать в последующей разработке проекта и социокультурном программировании.
Субъекты:
- Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
- Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
- Экспертное сообщество: эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры, археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строители и др.
- Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты всех уровней местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
В. Соучастие
Позволяет в полном смысле совместно с гражданами, заинтересованными городскими сообществами и организациями разработать проект, достичь консенсуса между различными заинтересованными сторонами, повысить уровень ответственности участников за реализованный проект и определить возможные способы участия в реализации программы развития территории. Только уровень соучастия на этапе разработки концепции позволяет в полной мере реализовать эффекты вовлечения граждан в формирование комфортной городской среды.
Совместное с жителями и городскими организациями проектирование предоставляет возможность выразить свое мнение не только в качестве замечаний к проекту, но и в виде конкретных решений или действий. Привлечение жителей в проектирование позволит создать пространство, которое действительно нужно жителям, отвечает их потребностям, будет пользоваться спросом у различных категорий горожан и городских институций. Кроме того, только такой способ общественного участия способен заложить основы городского сообщества, ответственного за развитие территории.
Субъекты:
- Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
- Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
- Экспертное сообщество: эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры, археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строители и др.
- Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты всех уровней местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
Г. Партнерство
Уровень партнерства актуален в том случае, когда заказчиком и держателем ресурса на разработку проекта благоустройства являются общественные организации или коммерческие структуры, которые выступают в качестве драйверов развития территории и фактически равноправных партнеров для городской администрации. Это наиболее сложный уровень с точки зрения организации коммуникации, однако его значение для городского развития максимально.
- Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
- Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты всех уровней местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
3. Разработка и утверждение проектно-сметной документации (ПСД), выполнение строительно-монтажных работ (СМР)
- разработка ПСД;
- согласование ПСД;
- осуществление СМР;
- общественный контроль СМР;
- авторский надзор за СМР;
- волонтерское трудовое участие в СМР.
Сроки: согласно 44-ФЗ, нормам Минстроя РФ и иным ограничениям.
Уровни вовлечения на этапе ПСД и СМР:
А. Информирование
Информирование на данном этапе является обязательным, оно позволяет сохранить лояльное отношение горожан, заложить основу для позитивного восприятия запуска объекта и, что важно, сгладить негативные социальные эффекты, связанные с капитальным строительством и неудобствами, которое оно несет. Общественность необходимо информировать о завершении разработки концепции и переходе к непосредственной реализации проекта. Важно публично поблагодарить всех участников для того, чтобы укрепить доверие к ОМСУ. Также горожан необходимо информировать о сроках реализации проекта, о завершенных этапах, о планах ввода объект в эксплуатацию и о планируемых позитивных изменениях в городской жизни, которые станут возможны после реализации объекта. Важным является и информирование о результатах - это публичное объявление о завершении разработки проекта и предоставление жителям информации о примененных форматах вовлечения, характере и полноте учтенных мнений, а также дальнейших шагах, планируемых на этапе реализации проекта.
Субъекты:
Городская общественность
Б. Консультирование
Консультирование на этапе ПСД и СМР проводится по инициативе проектировщиков и заказчиков проекта (ОМСУ) и позволяет скорректировать допущенные на этапе концепции недостатки, более эффективно интегрировать проект в "ткань" города и соотнести предлагаемые решения запросами и интересами конкретных пользователей. Консультирование может проходит в формате периодических отчетных встреч, где исполнители рассказывают всем заинтересованным лицам о проделанной работе. Консультирование на этапе ПСД может проходить по инициативе проектировщиков для уточнения функциональных деталей проекта. На этапе СМР консультирование необходимо проводить в случае возникновения альтернативных сценариев размещения объектов. Авторский надзор (в самой простой форме) также является частью этого уровня и предполагает эпизодические консультации с архитекторами-авторами концепции.
Субъекты:
Все граждане и представители организаций, непосредственно заинтересованные в эксплуатации объектов и обладающие необходимой экспертизой.
В. Соучастие
Соучастие на этапе ПСД и СМР предполагает большую степень вовлеченности и погруженности граждан в реализацию проекта и позволяет в значительной степени укрепить вовлеченное и ответственное отношение, укрепить городское сообщество. Если на уровне консультаций обращение к гражданам является инициативой ОМСУ или проектировщиков/разработчиков, то соучастие предполагает взаимный контроль и инициативу по сопровождению проекта. Уровень соучастия достигается в том случае, когда на предыдущих этапах сформировался круг граждан и организаций, проявляющих устойчивый интерес к сопровождению и реализации проекта в том виде, в котором он был запланирован. Соучастие может проходить в формате семинаров по обсуждению ПСД, общественного контролю хода строительных и монтажных работ, инициированного гражданами "тактического урбанизма", когда запланированные решения тестируются в городе в форме временных конструкций до того, как будут реализованы на постоянной основе.
Вовлечение граждан и иных акторов в реализацию проекта также возможно в формате проектных мастерских, в рамках которых они получают возможность принять участие в проведении строительно-монтажных и художественно-декоративных работ, проведении субботников и пр. Такой уровень вовлечения повышает у участников чувство "хозяина" и уровень ответственности за реализованный проект.
Субъекты:
Все граждане и представители организаций, непосредственно заинтересованные в эксплуатации объектов и выразившие готовность участвовать на этом этапе.
Г. Партнерство
Партнерство на этапе ПСД и СМР реализуется в том случае, когда заказчиком и плательщиком этих работ являются отличные от ОМСУ организации. На этом этапе важно организовать конструктивное взаимодействие между ОМСУ и этими организациями с целью учета интересов и города, и организаций. Здесь важно не допустить конфликтов и противоречий, которые могут привести к нестабильности в долгосрочной перспективе.
Субъекты:
организации-партнеры по реализации проекта.
4. Открытие общественной территории и запуск программы развития:
- повседневное функционирование;
- обслуживание;
- проведение событий и мероприятий.
Уровни вовлечения на этапе ПСД и СМР:
Сроки: от 1 месяца до 1 года
А. Информирование
Информирование на данном этапе обладает большой ценностью для общественного восприятия ОМСУ и позволяет зафиксировать позитивные изменения, которые произошли в городе благодаря общим усилиям. Вне зависимости от степени погружения в подготовку и реализацию проекта, все граждане должны быть информированы о том, что процесс общественного участия в разработке проекта завершился позитивными изменениями в городе. Это очень важная обратная связь, которая является основой доверия граждан ОМСУ, поддерживает их позитивное настроение и транслирует ощущение возможности влиять на городскую ситуацию. На этом этапе важно уделить внимание компетентному, профессиональному и широкому освещению в СМИ факта запуска объекта, сделать ретроспективу проекта, отметить ключевые этапы, подчеркнуть общественное участие и выделить лидеров проекта и публично выразить им благодарность. Кроме того, необходимо обратиться ко всем вовлеченным в проект гражданам и организациям и отметить их позитивный вклад.
Субъекты:
- Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
- Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
- Экспертное сообщество: эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры, археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строители и др.
- Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты всех уровней местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
Б. Консультирование
Консультирование на этапе запуска объекта предполагает привлечение участников разработки проекта и потенциальных операторов развития территории, т. е. тех, кто будет осуществлять деятельность по событийному и содержательному наполнению благоустроенного пространства.
В рамках консультирования важно получить обратную связь о качестве реализации объекта, о адекватности предложенных решениях. Важно открыто и доверительно обсуждать возможные ошибки, которые были совершены на предыдущих этапах. Кроме того, важно организовать серию консультаций с пользователями и посетителями территорий для того, чтобы оценить качество реализованного проекта и замысла концепции. Так, стоит организовать серию встреч с арендаторами помещений, регулярными посетителями территории, жителями окрестных домов и т. д. В то же время предметом консультаций должна стать и программа развития территории: адекватность выбора мероприятий, достаточность запрограммированных сценариев использования. Результатом консультаций с гражданами могут стать предложения по доработке и улучшению территории как с точки зрения пространственных решений, так и в части организации жизнедеятельности территории.
Субъекты:
- Пользователи территории (частные лица и организации);
- Организации, осуществляющие деятельность на территории.
В. Соучастие
Соучастие на этапе запуска и первых лет эксплуатации территории позволяет в полной мере прийти к вовлечению горожан в ответственное соуправление, сформировать устойчивый круг участников развития территории и уверенное в своих силах городское сообщество, которое может продолжить работу и с другими объектами городской среды.
Соучастие на этапе эксплуатации территории предполагает:
- реализацию запланированных активностей по событийному и содержательному наполнению территории;
- коррекцию программы функционирования территории, появление новых предложений и инициатив со стороны граждан и организаций;
- формирование общественного органа по управлению и развитию территории;
- привлечение дополнительных ресурсов в развитие территории, когда акторы начинают привлекать дополнительные ресурсы для осуществления своей деятельности на благоустраиваемой территории;
- ответственное отношение к благоустраиваемой территории, которое может выражаться в общественных активностях по ее обслуживанию и поддержанию в хорошем состоянии.
Субъекты:
- ответственные и заинтересованные в развитии территории граждане, обладающие лидерским потенциалом;
- представители организаций, осуществляющих свою деятельность на благоустроенной территории;
- экспертное сообщество.
Г. Партнерство
Партнерство на этапе эксплуатации территории предполагает формализованное участие в управлении территорией через создание юридических лиц, финансирование дальнейшего благоустройства, привлечение дополнительного финансирования.
Субъекты:
- организации-партнеры по реализации проекта;
- иные юридические лица, в т. ч. и потенциальные инвесторы, арендаторы помещений, фонды, общественные объединения и т. д.
5. Долгосрочное функционирование общественной территории
- смена операторов территории и изменение сценариев использования
- ремонтные работы
- обновление программы развития
- интеграция территории в систему общественных пространств города
Уровни вовлечения на этапе долгосрочного функционирования территории:
A. Информирование
Применяется для освещения деятельности территории и позволяет повысить популярность реализованного проекта среди жителей, вовлечь жителей в участие в поддержании и сохранении проекта.
Субъекты: городская общественность
Б. Консультирование
Применение консультирования на этапе эксплуатации проекта позволяет оперативно выявлять и устранять возникающие у пользователей проблемы, отслеживать, на сколько сценарии использования реализованного проекта соответствуют сформированной на этапе проектирования концепции, корректировать планы и стратегии дальнейшего развития проекта
Субъекты:
- Пользователи территории: жители, представители городских сообществ;
- Представители предпринимательского сообщества, чей род деятельности связан с территорией проекта;
- Экспертное сообщество.
B. Соучастие
Форматы соучастия применяются с целью обеспечения участия жителей в событийном наполнении территории с помощью совместной разработки и реализации календарной сетки мероприятий. Вовлечение жителей в организацию и проведение мероприятий позволяет наполнить пространство жизнью, привлечь к нему внимание жителей и предпринимателей, сформировать дружелюбный образ территории. Для формирования ответственного отношения к реализованному проекту, возможна организация волонтерских активностей по поддержанию порядка на территории и сохранению визуального облика пространства и объектов, расположенных на нем.
Субъекты:
- Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
- Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
Г. Партнерство
Применяется в случае, если необходимо привлечь заинтересованные стороны к совместному управлению проектом, предоставить возможности предпринимателям и гражданам софинансирования дальнейшего развития проекта и определение векторов развития проекта.
Субъекты:
- Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т. д.
- Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, Вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т. д.
- Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т. д.
- Экспертное сообщество: эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры, археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строители и др.
- Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты всех уровней местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.