В соответствии со статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации города Кирова от 29.07.2019 N 1737-п "О разработке, утверждении, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Киров" администрация города Кирова постановляет:
Внести в муниципальную программу "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Киров" в 2020 - 2024 годах (далее - программа), утвержденную постановлением администрации города Кирова от 14.10.2019 N 2529-п, следующие изменения:
1. Таблицу "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" паспорта программы изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение муниципальной программы
(тыс. руб.)
Годы реализации муниципальной программы |
Объем финансового обеспечения |
Наименование источника финансирования |
||||
1. Всего, за счет бюджета муниципального образования "Город Киров" |
В том числе |
2. За счет внебюджетных источников |
||||
За счет собственных доходов бюджета |
За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
За счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета |
||||
2020 |
479 448,20 |
479 448,20 |
464 288,20 |
4 863,70 |
10 296,30 |
0,00 |
2021 |
537 616,90 |
537 616,90 |
494 337,70 |
1 113,00 |
42 166,20 |
0,00 |
2022 |
554 815,21 |
554 815,21 |
533 093,4 |
10 967,06 |
10 754,75 |
0,00 |
2023 |
527 316,40 |
527 316,40 |
519 213,70 |
7 071,90 |
1 030,80 |
0,00 |
2024 |
566 059,10 |
566 059,10 |
523 881,10 |
39 091,90 |
3 086,10 |
0,00 |
Всего, в том числе |
2 665 255,81 |
2 665 255,81 |
2 534 814,1 |
63 107,56 |
67 334,15 |
0,00 |
Подпрограмма N 1 | ||||||
2020 |
478 813,20 |
478 813,20 |
464 146,20 |
4 863,70 |
9 803,30 |
0,00 |
2021 |
536 817,80 |
536 817,80 |
494 087,70 |
1 113,00 |
41 617,10 |
0,00 |
2022 |
553 958,91 |
553 958,91 |
532 843,4 |
10 967,06 |
10 148,45 |
0,00 |
2023 |
526 495,30 |
526 495,30 |
518 963,70 |
7 071,90 |
459,70 |
0,00 |
2024 |
565 222,70 |
565 222,70 |
523 631,10 |
39 091,90 |
2 499,70 |
0,00 |
Итого |
2 661 307,91 |
2 661 307,91 |
2 533 672,1 |
63 107,56 |
64 528,25 |
0,00 |
Подпрограмма N 2 | ||||||
2020 |
635,00 |
635,00 |
142,00 |
0,00 |
493,00 |
0,00 |
2021 |
799,10 |
799,10 |
250,00 |
0,00 |
549,10 |
0,00 |
2022 |
856,30 |
856,30 |
250,00 |
0,00 |
606,30 |
0,00 |
2023 |
821,10 |
821,10 |
250,00 |
0,00 |
571,10 |
0,00 |
2024 |
836,40 |
836,40 |
250,00 |
0,00 |
586,40 |
0,00 |
Итого |
3 947,90 |
3 947,90 |
1 142,00 |
0,00 |
2 805,90 |
0,00" |
2. Раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития" изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1.1. Общая информация.
Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Киров" осуществляется в рамках стратегических целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации.
Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов, а также позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.
Сегодня любые успехи в сфере культуры являются предметом особой гордости любого муниципального образования. Муниципальные образования начинают конкурировать в области привлечения человеческих ресурсов, стремясь занять лидирующие позиции. В этих условиях многократно возрастает значение сферы культуры как фактора конкурентоспособности городов, поскольку сфера культуры отражает качество жизни горожан и оказывает влияние на социально-экономические процессы.
Программа разработана в целях дальнейшего инновационного развития культуры в условиях современного города. При этом в качестве важнейших показателей привлекательности и узнаваемости города рассматриваются интеллектуальные, культурные и творческие возможности населения.
В настоящее время на территории муниципального образования "Город Киров" свою деятельность осуществляют 59 учреждений (27 юридических лиц), подведомственных управлению культуры администрации города Кирова: 28 библиотек, 14 культурно-досуговых учреждений клубного типа, 14 учреждений дополнительного образования (детские школы искусств (по видам искусств)), 1 музей, 1 концертная организация, 1 централизованная бухгалтерия.
Всего в учреждениях по состоянию на 01.01.2019 работали 1384 человека (в учреждениях дополнительного образования - 818 человек, в учреждениях клубного типа - 310 человек, в библиотеках - 222 человека, в филармонии - 22 человека, в музее - 12 человек).
За последние пять лет (с 2014 по 2018 г.) значительно вырос интерес среди населения города Кирова к посещению учреждений культуры. По состоянию на 01.01.2019 количество посещений учреждений культуры достигло 1996870 посещений в год, что на 24% больше по отношению к 2014 году. На 19% увеличилось количество детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях.
Основная задача сферы культуры - создание и развитие системы учреждений культуры, отвечающих современным требованиям, так как в современных условиях успешное функционирование отрасли зависит от развития ее инфраструктуры, материально-технической базы, являющихся основными факторами создания условий для творческого развития населения, организации культурного и интеллектуального досуга.
1.2. Библиотечное обслуживание населения.
Деятельность библиотек основывается на признании неотъемлемого права всех жителей на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом - повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.
Муниципальные библиотеки, выполняя социальные и коммуникативные функции, являются важнейшей составляющей культурной и информационной инфраструктуры города Кирова. Библиотеки развиваются как интеллектуальные, информационные, социальные центры, реализующие социально значимые проекты и программы по поддержке чтения, формированию информационной культуры, краеведению, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию граждан, а также предоставляют населению информацию по вопросам местного самоуправления.
Ежегодно услугами библиотек пользуются более 150000 жителей. Количество посещений по отношению к 2014 году увеличилось на 29%. В целях повышения доступности и качества библиотечных услуг в прошедшем периоде сформирован электронный каталог библиотек, количество библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Кировской области, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек России, увеличилось на 15%.
Сегодня библиотечная система города остро нуждается в повышении конкурентоспособности и комплексной модернизации муниципальных библиотек. Модернизация обусловлена технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения и распространения информации, доступа к информации и к культурным ценностям претерпевают кардинальные изменения. Современный этап эволюции информационной функции библиотек связан с непрерывным развитием общества, компьютерных технологий и телекоммуникаций, развитием электронных продуктов и услуг, возможностью удаленного доступа пользователей к ресурсам библиотеки. Распространение современных интернет-систем, коммерческих информационных структур, занимающихся хранением и переработкой электронной информации, ставит библиотеки в условия зависимости и жесткой конкуренции.
Библиотека как активный информационный агент, равноправное действующее лицо в виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации, должна иметь современную материально-техническую базу, позволяющую гибко реагировать на запросы современного пользователя.
За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) в библиотеках произошло сокращение компьютерной техники на 7%. Более 90% компьютеров в библиотеках технически устарели и требуют замены, так как не отвечают необходимым техническим требованиям.
Все библиотеки подключены к сети Интернет, но на сегодняшний момент сохраняется сложная ситуация с подключением 8 сельских библиотек, которые оказывают услуги доступа к сети Интернет посредством устаревших технологий - модемов. В этих библиотеках отсутствует подключение к Интернету через оптоволокно, что отрицательно сказывается на скорости подключения, соответственно, на качестве оказания информационных услуг, а также ограничивает доступ пользователей к электронным сетевым ресурсам.
Не решена проблема приобретения лицензионного программного обеспечения. Существенных финансовых вложений требует автоматизация процессов библиотечного обслуживания читателей с применением технологии RFID для организации обслуживания читателей, а также контроля перемещения библиотечного фонда.
Основной системообразующий элемент в ресурсном обеспечении библиотек - фонд библиотечных документов. Его количественный, качественный и видовой состав непосредственно влияет на эффективность библиотечного обслуживания населения.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция уменьшения библиотечного фонда. За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) количество документов хранения уменьшилось на 14% и на 01.01.2019 составило 958407 единиц. Одна из причин - неудовлетворительное состояние библиотечных фондов муниципальных библиотек и, прежде всего, их физическое и моральное старение. Количество списанных книг ежегодно превышает количество поступающих.
Поступления новых книг недостаточны. На бюджетные средства в 2016 году было приобретено лишь 18,3% от общего числа всех поступлений, в 2017 году - 26,1%, в 2018 году - 22,5%. Около 40% поступлений составляют книги, пожертвованные читателями и принятые от читателей взамен утерянных. Остальной процент поступлений составляют журналы, полученные по подписке.
Особенно нуждается в пополнении новыми изданиями фонд детской литературы. В основном он был приобретен в 80-е годы и за последние годы практически пришел в физическую негодность.
Одна из причин недостаточности новых поступлений - ежегодный рост цен на книги. Средняя стоимость одного вновь поступившего в библиотеки издания в 2014 году составляла 154 руб., на конец 2018 года она составляла 230 руб.
Книгообеспеченность характеризует обеспечение библиотек библиотечно-информационными ресурсами. Книгообеспеченность на 1 читателя муниципальных библиотек в 2014 году составила 10 книг, в 2018 году - 6 книг. Обновляемость библиотечного фонда - показатель, характеризующий степень пополнения библиотечных фондов новыми изданиями. В муниципальных библиотеках он составляет 1,8% вместо 5%, требуемых Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки.
Таким образом, сегодня библиотечные фонды не в состоянии удовлетворять информационные, образовательные и профессиональные потребности пользователей библиотек на должном уровне. Следует отметить и то, что низкое качество библиотечных фондов не позволяет добиться высоких показателей в обслуживании: чем полнее и оперативнее библиотека удовлетворяет потребности населения, тем больше ее посещают, тем выше уровень эффективности ее работы.
В рамках государственной программы Кировской области "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 746-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие культуры" (далее - государственная программа Кировской области "Развитие культуры"), на реализацию мероприятий по модернизации библиотек в части комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации, начиная с 2021 года, будет предоставляться субсидия для пополнения фондов библиотек муниципального образования "Город Киров".
Для развития библиотек необходимо модернизировать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), меняющееся в соответствии с запросами пользователей.
В рамках программы по созданию и перспективному развитию модельных муниципальных библиотек в Кировской области в рамках национального проекта "Культура" (приложение N 5 к государственной программе Кировской области "Развитие культуры") будет предоставлена субсидия для создания модельной библиотеки на базе библиотеки N 21 - филиала муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система" муниципального образования "Город Киров".
Кроме того, следует отметить, что возрастающие информационные запросы населения, использование современных технологий предъявляют новые требования к кадровому составу библиотек, в том числе к его подготовке и переподготовке.
1.3. Предоставление дополнительного образования.
Сегодня отмечается особая значимость сохранения и совершенствования системы художественного образования для развития российской культуры. Оно является одним из важнейших направлений целостной системы государственного образования и неотделимо от образовательных задач современной школы.
При этом художественное образование в отрасли культуры имеет ряд специфических особенностей, требующих корректного и бережного отношения к сложившимся за десятилетия традициям.
Актуальные проблемы системы художественного образования - это целый комплекс вопросов, представляющих различные аспекты функционирования учреждений образования в сфере культуры:
повышение качества переподготовки кадров и повышение квалификации специалистов в области художественного образования;
укрепление материально-технической базы учреждений образования в сфере культуры;
позиционирование школ искусств и музыкальных школ как центров художественного образования и первого уровня трехуровневой системы художественного образования (детская школа искусств - училище - творческий вуз) посредством методического и творческого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования отрасли культуры.
В городе Кирове дополнительное образование в сфере культуры является неотъемлемой составляющей образовательного пространства, объединяющего в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности.
В соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств в городе Кирове 12% учащихся 1 - 8 классов общеобразовательных школ обучаются в музыкальных и школах искусств.
Количество учащихся на бюджетных местах по состоянию на 01.09.2021 составило 4733 человека. За последние годы наблюдается увеличение количества детей, занимающихся в музыкальных школах, художественной школе и школах искусств, что говорит о востребованности данного вида образования среди жителей города.
Укрепление материально-технической базы, приобретение специального оборудования является сегодня одной из важных задач для развития школ. Открытие новых отделений, специализаций требует оснащения образовательного процесса современным оборудованием, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Необходимы компьютеры, ноутбуки, специальные доски, экраны для занятий теорией. Для введения новых специализаций (звукорежиссура, компьютерная графика, фотоискусство и др.) необходима новая аппаратура.
Дополнительное образование в области искусств, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых задач: обеспечение занятости детей, их самореализации, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. В художественной школе, музыкальных школах, школах искусств занимаются дети-сироты, инвалиды и дети из многодетных семей. Настоящая программа нацелена на сохранение и содержание учреждений образования в сфере культуры.
В системе дополнительного образования есть ряд проблем, таких как:
недостаток молодых кадров в связи с низкой привлекательностью профессиональной деятельности и отсутствием высшего специального учебного заведения в городе Кирове;
высокая степень износа музыкальных инструментов и учебной литературы;
недостаточное финансирование учреждений и творческих коллективов;
высокая степень износа зданий, в которых располагаются школы, и нехватка помещений для удовлетворения потребности населения в предоставлении качественного дополнительного образования.
Оснащение образовательных учреждений культуры города Кирова музыкальными инструментами и учебной литературой характеризуется высокой степенью изношенности. По состоянию на конец 2021 года износ составляет более 70%. Обновление за счет муниципального бюджета не проводилось в течение нескольких лет. В 2014 - 2019 годах, а также в 2021 году в муниципальном бюджете полностью отсутствовали денежные средства для приобретения музыкальных инструментов и сопутствующего оборудования, что отрицательно сказывается на привлекательности образовательных учреждений культуры для потенциальных обучающихся. Это, в свою очередь, ведет к снижению качества предоставляемых услуг. Подобная ситуация способна спровоцировать разрушение на местном уровне сложившейся в России уникальной трехуровневой системы подготовки творческих кадров: музыкантов, артистов, хореографов, режиссеров и других, а также привести к дефициту квалифицированных кадров в учреждениях культуры города Кирова.
Исключение составила МБУДО "Первая детская музыкальная школа" города Кирова, которая в рамках реализации государственной программы Кировской области "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 746-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие культуры", в 2020 году была оснащена музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами за счет финансирования из федерального, областного и местного бюджетов.
В настоящий момент потребность учреждений дополнительного образования города Кирова в обновлении парка музыкальных инструментов и сопутствующего оборудования составляет в денежном выражении более 25000 тыс. рублей.
В 2022 году планируется провести работу по оснащению МБУДО "Детская музыкальная школа N 4" города Кирова музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами. На эти цели учреждению будут выделены денежные средства из федерального, областного и местного бюджетов.
Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений культуры города Кирова в части обновления парка музыкальных инструментов и сопутствующего оборудования требует системной деятельности. Предоставление каждому обучающемуся возможности получить образование в условиях, соответствующих нормам современной организации образовательного процесса, - это приоритетное направление развития системы дополнительного образования в муниципальном образовании "Город Киров" в сфере культуры.
Острая потребность в новом здании существует у муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа классического танца" (далее - Детская школа классического танца). В настоящее время учреждение располагается в здании муниципального автономного учреждения "Дворец культуры "Космос" (далее - Дворец культуры "Космос") в двух балетных залах (один из залов - переоборудованный спортивный зал) и одном кабинете теоретических занятий, которые в ближайшей перспективе не способны обеспечить реализацию предпрофессиональных программ в полном объеме, а также вместить напряженный репетиционный процесс театра балета. Детская школа классического танца - единственное учреждение в системе школ искусств города Кирова, которое работает 7 дней в неделю. В настоящее время в учреждении обучаются более 260 воспитанников в возрасте от 4 до 15 лет. Структурным подразделением является театр балета, артистический состав которого составляет 17 человек (в основном это выпускники школы). У учреждения отсутствует сценическая площадка, которой бы оно могло располагать хотя бы 2 - 3 раза в неделю. Репетиционный процесс проходит на сцене Дворца культуры "Космос" не чаще 1 раза в месяц. Помимо этого, удаленность Дворца культуры "Космос" от центра города делает недоступным получение дополнительного образования по предпрофессиональной программе "Хореографическое творчество" большинству жителей города Кирова.
Проблема нехватки помещений для реализации востребованных у населения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств по направлению "Живопись" была решена в 2021 году путем выделения дополнительных площадей МБУДО "Детская художественная школа" города Кирова по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, 46. Помещения отремонтированы, но для запуска учебного процесса и прохождения процедуры лицензирования требуется оснащение помещений учебными материалами, мебелью и литературой. Ожидается увеличение внебюджетного контингента более чем на 100 человек.
1.4. Организация досуга населения, развитие народного художественного творчества.
В условиях, когда культура становится все более значимым фактором общественного развития, особенно важна реализация конституционных гарантий на участие граждан в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям вне зависимости от места их проживания.
Развитие личностно ориентированной системы любительского художественного творчества, обеспечивающей продвижение творческих инициатив как основы устойчивого и динамичного развития гражданского общества, должно стать приоритетным направлением деятельности не только в сфере культуры, но и экономики, социальной и демографической политики.
Муниципальные культурно-досуговые учреждения клубного типа - один из важнейших ресурсов развития отрасли. Вклад культурно-досуговых учреждений в сохранение культурного наследия, формирование качественной творческой среды, развитие человеческого капитала и социальную стабильность не вызывает сомнения, и повышение значимости этого вклада будет усиливаться по мере расширения влияния культуры на общество, чему должна способствовать реализация настоящей программы.
Ежегодно культурно-досуговые учреждения проводят более 2500 культурно-массовых мероприятий различной тематической направленности, количество посещений культурно-массовых мероприятий увеличилось на 36% по отношению к 2014 году.
На базе культурно-досуговых учреждений работает 200 клубных формирований. Темп роста количества участников клубных формирований по отношению к уровню 2014 года составил 27%. Большую часть клубных формирований (65%) составляют коллективы самодеятельного народного творчества различных жанров (хореографические, вокальные, театральные, декоративно-прикладные и др.). На 39% увеличилось количество коллективов со званием "народный" ("образцовый").
Инфраструктура культурно-досуговых учреждений была создана в советский период и на сегодняшний день отстает от современных требований. Несмотря на значительные достижения, культурно-досуговым учреждениям трудно выдерживать конкуренцию с привлекающими молодежь центрами развлечений, ставящими своей целью только извлечение прибыли, а не духовное развитие личности, патриотическое воспитание и приобщение к народным традициям и семейным ценностям. Муниципальные учреждения, через систему которых осуществляется сохранение и развитие отрасли культуры, значительно уступают коммерческим организациям в части обеспечения комфорта и современной технической оснащенности при предоставлении услуг населению. Для роста конкурентоспособности на рынке оказания досуговых услуг необходима полная модернизация материально-технической базы культурно-досуговых учреждений.
Дворец культуры "Космос" за счет выгодного территориального расположения является центральной концертной площадкой, где ежегодно проводится более 400 массовых мероприятий, которые в среднем посещают около 400 тысяч человек. Это учреждение должно в полной мере соответствовать запросам современного общества как с точки зрения технического сопровождения мероприятий, так и помещений, в которых они проводятся. На базе дворца культуры свою деятельность осуществляют 20 клубных формирований, в которых занимается более тысячи жителей города Кирова. Дворец культуры "Космос" был построен в 1975 году. На сегодняшний день по моральным и техническим нормам он не отвечает запросам современного общества. Требуется капитальный ремонт здания и полная модернизация материально-технической базы.
Муниципальное бюджетное учреждение "Дом культуры "Россия" и его филиал - дом культуры "Маяк" являются центрами культуры Нововятского района города Кирова. Оба здания нуждаются в проведении капитального ремонта и полной модернизации материально-технической базы. Построенные в 50-х годах прошлого века, здания практически утратили первоначальный облик, задуманный архитекторами. Сохранение исторических культурных ценностей является важным аспектом развития современного общества, поэтому капитальный ремонт зданий необходимо провести, воссоздав первоначальный внешний вид.
С каждым годом растет уровень требований, которые предъявляют жители нашего города к услугам культурно-досуговых учреждений, и поэтому развитие материально-технической базы должно в полной мере учитывать социально-демографическую ситуацию, ее тенденции, культурно-исторические традиции, технологические новации и при этом соответствовать целям и задачам государственной политики в сфере культуры.
Более 20% учреждений размещаются в приспособленных для осуществления культурно-досуговой деятельности зданиях, 27% зданий культурно-досуговых учреждений требуют капитального ремонта, все здания испытывают дефицит современных внутренних пространств.
Все здания оснащены физически устаревшим оборудованием зрительных залов. Более 85% музыкальных инструментов имеют срок эксплуатации 20 и более лет. За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) учреждения приобрели 1 музыкальный инструмент (баян). Существует проблема приобретения костюмов для творческих коллективов самодеятельного народного творчества.
Еще одной проблемой остается отсутствие транспорта, которая влечет за собой трудности с организацией мероприятий на открытых площадках, в том числе в удаленных районах города, организации гастролей творческих коллективов. Более 63% учреждений не имеют транспорта, но при этом организуют 18% культурно-массовых мероприятий на открытых площадках.
Учреждения нуждаются в кадрах, владеющих инновационными технологиями организации творчества и развивающего досуга, а также поддержки людей с особенностями физического развития. Возможным решением кадровой проблемы является организация подготовки (переподготовки) профессиональных кадров.
1.5. Доступ к музейным коллекциям и фондам.
Важнейшим институтом сохранения и развития историко-культурного наследия являются музеи, которые как институт культурной и научной жизни в последнее время претерпевают значительные изменения, связанные с общими тенденциями развития современного общества, новыми возможностями и перспективами, открывающимися перед ними.
Муниципальное бюджетное учреждение "Кировский городской зоологический музей" (далее - музей) ежегодно обслуживает свыше 10000 посетителей. За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) музейный фонд увеличился на 27%. Число предметов основного фонда, которое экспонируется в течение года, составляет более 80% от общего количества экспонатов. Ежегодно музей организует более 10 выставок различной тематической направленности.
Недостаточность экспозиционных площадей, дефицит фондовых площадей, их неудовлетворительное состояние, территориальная удаленность помещений музея друг от друга, слабое внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу музея, слабое материально-техническое оснащение являются сдерживающими факторами развития музея.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.12.2021 N 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России" из бюджета Кировской области в 2022 году планируется выделение средств на техническое оснащение музея.
1.6. Организация концертной деятельности.
В городе Кирове работает уникальная концертная организация - муниципальное бюджетное учреждение "Детская филармония" (далее - Детская филармония), основными целями деятельности которой являются:
удовлетворение культурных запросов жителей и гостей города Кирова в сфере искусства;
деятельность как координатора в сфере искусства системы дополнительного образования детей;
выявление, содействие становлению и развитию талантливых и одаренных детей;
взаимодействие с профессиональными творческими союзами, объединениями, организациями культуры и искусства, поддержка начинающих авторских и исполнительских новаций.
Ежегодно в учреждении проводится более 200 мероприятий. По сравнению с 2019 годом количество мероприятий за 2021 год увеличилось на 40%. Детская филармония как концертная площадка, помимо воспитания и творческого развития детей, способствует раскрытию и становлению юных талантов, а также позволяет решать многие другие социально значимые проблемы. В настоящее время в Детской филармонии функционируют 6 детских творческих коллективов, в которых занимаются более 300 человек. В связи с этим в 2021 году учреждению были переданы на праве оперативного управления дополнительные помещения, расположенные по адресу: г. Киров, ул. Крутикова, д. 2б. После проведения ремонтных работ в помещении ожидается расширение перечня услуг концертной организации, оказываемых населению, и увеличение численности детей и молодежи, вовлекаемых в культурную среду города Кирова.
1.7. Организация и проведение общегородских мероприятий.
Ежегодно управлением культуры и территориальными управлениями администрации города Кирова проводится свыше 500 культурно-массовых мероприятий. Мероприятия программы направлены на сохранение качества и интенсивности культурной жизни, обеспечение равного доступа жителей к культурным ценностям; определение приоритетных направлений в развитии культуры, совершенствование рынка культурных услуг, стимулирование творческой активности профессионального и самодеятельного искусства; внедрение инновационных форм работы в сфере культуры.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Киров" на период до 2035 года, утвержденной решением Кировской городской Думы от 28.10.2020 N 39, и с целью расширения городской семейной инфраструктуры и обеспечения благоприятных условий для воспитания детей будет разработана программа "Городской семейный абонемент". В рамках программы будет организовано и проведено социологическое исследование, на основе мнения населения разработана программа "Городской семейный абонемент", изготовлена и внедрена бонусная карта на посещение учреждений культуры для семей с детьми.
При проведении крупных культурно-массовых мероприятий с целью обеспечения системы мотивации волонтеров к волонтерской деятельности в сфере культуры привлекаются добровольцы. Волонтерские программы в учреждениях культуры реализуются также в рамках организации всероссийских социально-культурных акций, среди которых "Библионочь", "Ночь музеев", "Ночь искусств" и другие.
Привлечение волонтеров осуществляется в большей части из числа обучающихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, участников клубных формирований среднего и старшего возрастов. Более половины учреждений культуры активно взаимодействуют с волонтерами и волонтерскими организациями. В основном это культурно-досуговые учреждения и библиотеки.
Основные направления привлечения волонтеров в проектную деятельность по развитию внутреннего туризма на территории города Кирова - это проведение опросов горожан и гостей города, сопровождение экскурсионных групп во время пешеходных, автобусных и троллейбусных экскурсий, помощь в решении организационных вопросов и технического сопровождения экскурсий с целью популяризации историко-культурных ценностей, памятников природы, традиций, обычаев жителей города Кирова посредством экскурсионной деятельности и событийных мероприятий.
В результате реализации программы будет сформирована система социально значимых культурных процессов в целях повышения качества жизни в муниципальном образовании "Город Киров", созданы условия для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.
1.8. Меры социальной поддержки.
В рамках мер социальной поддержки управлением культуры проводятся мероприятия по трем направлениям: выявление и поддержка одаренных детей, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, поддержка библиотечных работников.
В 2007 году для поддержки одаренных детей учреждены стипендии управления культуры на период учебного года. Первоначально сумма составляла 200 рублей в месяц, затем была увеличена до 300 рублей, сегодня она составляет 1000 рублей. Количество детей, получающих стипендии, увеличилось с 5 до 16 человек. Стипендия назначается учащимся муниципальных учреждений дополнительного образования и одаренным детям учреждений культуры, обладающим ярко выраженными перспективными профессиональными данными, являющимися победителями областных, городских, а также призерами российских и международных конкурсов, фестивалей, смотров, активно участвующим в просветительской и общественной жизни города. Стипендии учреждены в целях поддержки молодых дарований, наиболее одаренных детей, достигших выдающихся успехов в учебе и творчестве. Выделение стипендий юным дарованиям способствует раскрытию творческих способностей талантливых детей в области культуры и искусства в интересах их социального становления и творческого развития.
С 2011 года ежегодно в целях повышения уровня педагогического мастерства и совершенствования работы преподавателей муниципальных учреждений дополнительного образования проводится конкурс профессионального мастерства преподавателей школ искусств в двух номинациях. Победители конкурса награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени с вручением денежных премий.
Ежегодно библиотечным работникам присуждается единовременная денежная выплата по итогам конкурса, проводимого министерством культуры Кировской области в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения конкурса по определению лучших библиотечных работников областных и муниципальных учреждений культуры, областных и муниципальных общеобразовательных организаций Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 09.11.2018 N 517-П. Конкурс проводится в целях стимулирования деятельности библиотечных работников муниципальных учреждений, работающих с читателями детского и юношеского возраста, по внедрению инновационных форм работы с детьми и юношеством, за пропаганду лучших детских произведений, а также с целью поощрения лучших библиотечных работников за активную и творческую работу по привлечению детей к чтению и воспитанию любви к книге.
В 2017 году по инициативе управления культуры дан старт городскому конкурсу профессионального мастерства "Служу культуре". Целью конкурса является выявление, поддержка и развитие творческого потенциала работников муниципальных культурно-досуговых учреждений. Победители конкурса награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени с вручением денежных премий в виде единовременной выплаты.
1.9. Развитие внутреннего туризма.
Развитие отрасли туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие гостиничного сервиса, а также на такие отрасли экономики, как строительство, транспорт, связь, торговля. Также развитие туризма способствует сохранению природных, экологических и историко-культурных ресурсов, проявляет несколько большую стабильность по сравнению с другими отраслями экономики в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Особое внимание к сфере туризма на федеральном уровне диктует обоснованную необходимость развития туризма на региональном и муниципальном уровне. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 872-р утверждена концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" на 2019 - 2025 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2024 годы, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года.
Указанные федеральные программы определяют вектор развития туризма на территории Российской Федерации до 2035 года. По итогам реализации вышеперечисленных программ в Российской Федерации степень конкурентоспособности туристского рынка должна достичь высокого уровня, при котором будут удовлетворены потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
На муниципальном уровне в соответствии с федеральной политикой в сфере туризма, в целях реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Киров" до 2035 года, развития туристской индустрии, формирования конкурентоспособной туристской среды и увеличения туристско-экскурсионного потока в город Киров разработана подпрограмма "Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров".
Туризм является наиболее эффективным средством развития рекреационных возможностей города Кирова. Поддержка и развитие туризма позволяют не только максимально использовать все имеющиеся рекреационные возможности города (богатейшее историко-культурное наследие, туристический потенциал, динамично развивающийся культурно-досуговый комплекс), но и развивать их.
Киров обладает достаточным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Природа города и его культурно-историческое разнообразие позволяют развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), детско-юношеский, деловой и событийный, рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), спортивный, активный, лечебно-оздоровительный и другие.
На территории города Кирова сосредоточены природные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят экономические, деловые, спортивные, культурные события, которые обладают широкими возможностями в предоставлении современных туристских услуг и рекреационным потенциалом.
В рамках культурно-познавательного направления большой интерес среди туристов город Киров вызывает как исторический город России. В городе находится 201 объект культурного наследия: федерального значения - 49, регионального значения - 69. Общее число культурно-исторических объектов, расположенных в исторической и северной части города Кирова, составляет 122 единицы.
Историко-культурный потенциал города, а также наличие развитой сети культурно-досуговых учреждений позволяет формировать разнообразный туристский продукт в сегменте культурно-познавательного туризма. Экологический и познавательный туризм может развиваться на базе спортивно-туристического комплекса "Порошино", Заречного парка и Дендрологического парка лесоводов Кировской области. На сегодняшний день одним из интереснейших объектов познавательно-развлекательного туризма является "Заповедник сказок", расположенный на территории Заречного парка. Для развития спортивного туризма продолжается строительство культурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
На территории города Кирова не менее 10 туристских фирм осуществляют деятельность по приему и обслуживанию туристов, предлагая туристский продукт, созданный на основе туристских ресурсов нашего города и области. Туристскую индустрию представляют более 70 гостиниц (из них подавляющее большинство - мини-гостиницы с количеством номеров до 20), более 10 баз отдыха, расположенных на территории города. В настоящее время туристский потенциал города используется не в полную меру, туризм не оказывает заметного влияния на экономическое развитие области, имидж города Кирова как привлекательного центра туризма и отдыха сформирован недостаточно.
Кроме того, актуальна проблема более эффективного использования историко-культурного потенциала для активизации внутреннего туризма. В целях дальнейшего развития туризма предусматривается укрепление связей города Кирова с другими регионами Российской Федерации.
Развитие туризма в городе Кирове сдерживает ряд факторов:
крайне недостаточная деятельность по продвижению города как территории, благоприятной для туризма, отдыха и инвестирования;
недостаточное количество информационных и рекламных материалов об экскурсионных объектах и туристских услугах города Кирова;
недостаточное количество презентационных мероприятий, направленных на продвижение услуг экскурсионного, культурно-познавательного, событийного и других видов туризма;
отсутствие крупных туроператоров по внутреннему и въездному туризму, имеющих собственную туристскую инфраструктуру и инвестиционный потенциал;
отсутствие актуального пакета инвестиционных предложений в сфере туризма.
Многообразие проблем, связанных с туризмом, необходимость координации действий различных целевых групп: предприятий, организаций и учреждений - при проведении политики развития туризма обуславливают важность развития туристической отрасли в муниципальном образовании "Город Киров".
Содействие развитию туризма предполагает продвижение туристского потенциала города Кирова на международном и российском рынках туристских услуг.
В рамках кампании по развитию туристского потенциала планируется:
создание туристского интернет-портала, продвижение туристского потенциала города в сети Интернет;
создание и прокат промоматериалов (в том числе видеороликов, vr-презентаций, фото- и видеоконтента) о туристском потенциале города;
подготовка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале города Кирова, путеводителей, туристской карты, флаеров, сувенирной продукции с фирменной символикой;
размещение информации о туристском потенциале и событиях в городе в профессиональных туристских СМИ и СМИ, ориентированных на потребителя туристских услуг в России;
участие в региональных и всероссийских туристских выставках, конкурсах;
организация и проведение мероприятий в рамках развития событийного туризма.
Значимым аспектом продвижения города Кирова в инфраструктуре туризма России является формирование положительного имиджа города как культурно-исторического и туристического центра. Для этой цели город должен принимать участие в международных, всероссийских, межмуниципальных выставках, форумах, конференциях, размещать информационные материалы в средствах массовой информации, организовывать и участвовать в иных имиджевых мероприятиях.
Для устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала города Кирова необходимо совершенствование инфраструктуры досуга и массового отдыха жителей и гостей города.
1.10. Организация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 650-летия города Кирова.
В рамках празднования 650-летия города Кирова согласно плану мероприятий, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 2222-р, в 2023 - 2024 годах планируется выполнение реставрационных работ за счет средств федерального бюджета здания муниципального бюджетного учреждения "Городской клуб ветеранов" по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 97, и здания Детской филармонии по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 100. В 2022 году будет выполнена разработка проектной (научно-проектной) документации для выполнения реставрационных работ и прохождение государственной экспертизы.".
3. Раздел 4 "Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы" изложить в следующей редакции:
"Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы
Финансирование программы по годам реализации и субъектам бюджетного планирования (исполнителям программы).
N |
Субъекты бюджетного планирования (исполнители программы) |
Объем ассигнований (тыс. руб.) |
|||||
Всего |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
||
1. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району |
6 151,9 |
2 065,60 |
562,40 |
2 519,5 |
502,60 |
501,80 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
6 151,9 |
2 065,60 |
562,40 |
2 519,5 |
502,60 |
501,80 |
|
2. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Октябрьскому району |
2 022,4 |
637,20 |
161,80 |
749,6 |
236,90 |
236,90 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
2 022,4 |
637,20 |
161,80 |
749,6 |
236,90 |
236,90 |
|
3. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району |
9 658,30 |
5 775,60 |
668,30 |
1 353,2 |
926,70 |
934,50 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
9 658,30 |
5 775,60 |
668,30 |
1 353,2 |
926,70 |
934,50 |
|
4. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району |
2 791,90 |
530,90 |
508,60 |
543,80 |
604,30 |
604,30 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
2 791,90 |
530,90 |
508,60 |
543,80 |
604,30 |
604,30 |
|
5. |
Управление культуры администрации города Кирова |
2 644 631,31 |
470 438,90 |
535 715,80 |
549 649,11 |
525 045,90 |
563 781,60 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
2 514 189,6 |
455 278,90 |
492 436,60 |
527 927,3 |
516 943,20 |
521 603,60 |
|
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
63 107,56 |
4 863,70 |
1 113,00 |
10 967,06 |
7 071,90 |
39 091,90 |
|
за счет межбюджетного трансферта из областного бюджета |
67 334,15 |
10 296,30 |
42 166,20 |
10 754,75 |
1 030,80 |
3 086,10 |
|
|
Всего |
2 665 255,81 |
479 448,20 |
537 616,90 |
554 815,21 |
527 316,40 |
566 059,10 |
|
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
2 534 814,1 |
464 288,20 |
494 337,70 |
533 093,4 |
519 213,70 |
523 881,10 |
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
63 107,56 |
4 863,70 |
1 113,00 |
10 967,06 |
7 071,90 |
39 091,90 |
|
за счет межбюджетного трансферта из областного бюджета |
67 334,15 |
10 296,30 |
42 166,20 |
10 754,75 |
1 030,80 |
3 086,10 |
На реализацию мероприятия по модернизации библиотек в части комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации субсидия предоставляется в рамках государственной программы Кировской области "Развитие культуры".".
4. Приложение N 1 "Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Киров" в 2020 - 2024 годах" к программе изложить в новой редакции. Прилагается.
И.о. главы администрации города Кирова |
А.А. Вершинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Кирова от 31 марта 2022 г. N 752-п "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 14.10.2019 N 2529-п"
Текст постановления опубликован на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" (www.pravo.mo-kirov.ru) 31 марта 2022 г., в газете "Наш город" от 8 апреля 2022 г. N 28