Методические рекомендации
по порядку подготовки списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(одобрены на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
протокол от 18 марта 2022 г. N 1, утв. МЧС России 3 марта 2022 г. N 2-4-71-7-11)
Введение
Методические рекомендации по порядку подготовки списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - методические рекомендации) разработаны на основе нормативных правовых актов, руководящих, методических и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) с учетом накопленного в МЧС России опыта по предоставлению иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения порядка подготовки органами местного самоуправления совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребете погибшего (умершего) члена семьи) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью.
МЧС России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящими методическими рекомендациями для обеспечения единого подхода к порядку подготовки и представления документов.
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) 1, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 2 (далее - Правила), и Порядком подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС России от 10 декабря 2021 г. N 858 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2021 г., регистрационный N 66563) (далее - Порядок).
2. В подготовке списков участвуют органы местного самоуправления в соответствии с Порядком.
3. Комиссии, образуемые в целях осуществления полномочий, определенных Федеральным законом N 68-ФЗ, создаются органами местного самоуправления, состав (не менее 3 человек) и порядок работы комиссий определяется нормативным правовым актом муниципального образования (далее - комиссии).
4. В соответствии с Правилами право на получение помощи (единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (имущества), единовременные пособия) имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане в соответствии с пунктом 21 Правил (далее - граждане).
В соответствии с подпунктом "м" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ положения настоящих методических рекомендаций могут быть применимы к лицам без гражданства.
5. В соответствии с Правилами право на получение единовременного пособия членам семей погибших (умерших) граждан имеют супруг (супруга), дети, родители и лица, находящиеся на иждивении (далее - члены семьи).
II. Установление факта проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации
1. Факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается решением комиссии на основании следующих критериев:
а) гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) гражданин зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) имеется договор аренды жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
г) имеется договор социального найма жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
д) имеются справки с места работы или учебы, справки медицинских организаций;
е) имеются документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
ж) иные сведения, которые могут быть предоставлены гражданином в инициативном порядке, получение которых не потребует от заявителя обращения за получением государственных (муниципальных) услуг, услуг организаций.
2. Исчерпывающие основания, необходимые для принятия решения комиссией об установлении факта проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, определяются нормативным правовым актом муниципального образования на основании сведений, указанных в пункте 1 раздела II настоящих методических рекомендаций.
3. Факт проживания детей в возрасте до 14 лет в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается решением комиссии, если установлен факт проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, хотя бы одного из родителей (усыновителей, опекунов), с которым проживает ребенок.
III. Установление факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации
1. Факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации определяется наличием либо отсутствием обстоятельств, которые возникли в результате чрезвычайной ситуации и при которых на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации устанавливается решением комиссии исходя из следующих критериев 3:
а) невозможность проживания граждан в жилых помещениях;
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания граждан и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
Факт нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации устанавливается по состоянию хотя бы одного из показателей указанных критериев, характеризующему невозможность проживания граждан в жилых помещениях.
2. Критерий невозможности проживания граждан в жилых помещениях оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:
а) состояние здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Состояние здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации поврежден или частично разрушен хотя бы один из следующих конструктивных элементов здания: фундамент, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна и двери, отделочные работы, печное отопление, электроосвещение.
Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток прекращено теплоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до чрезвычайной ситуации.
Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до чрезвычайной ситуации.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до чрезвычайной ситуации.
Возможность использования лифта определяется визуально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток невозможно использование всех лифтов в здании на этажах выше шестого включительно.
Кроме того, факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации может устанавливаться решением комиссии исходя из критериев, утвержденных нормативным правовым актом муниципального образования, на основании географических особенностей территории.
3. Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания граждан и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем 4:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания гражданина;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания граждан и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
4. Критерий нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан оценивается инструментально. Нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия гражданина констатируется, если в районе его проживания в результате чрезвычайной ситуации произошло загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы загрязняющими веществами, превышающее предельно допустимые концентрации.
IV. Установление факта утраты имущества первой необходимости гражданами в результате чрезвычайной ситуации
1. Для целей настоящих методических рекомендаций в соответствии с Правилами под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
2. Факт утраты имущества первой необходимости устанавливается решением комиссии исходя из следующих критериев:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
3. При определении степени утраты имущества первой необходимости учитывается утрата предметов имущества первой необходимости каждой категории однократно.
V. Подготовка списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации
1. Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации (рекомендуемые формы приведены в приложениях N 1 и 4 к настоящим методическим рекомендациям, в случае подачи заявления представителем или законным представителем рекомендуемые формы приведены в приложениях N 2 и 5).
2. Списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений граждан и заключений комиссий об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации (далее - заключение об установлении фактов проживания и нарушения условий жизнедеятельности).
Заключение об установлении фактов проживания и нарушения условий жизнедеятельности может быть подготовлено комиссией на одного или нескольких граждан, проживающих в одном жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации.
Заключение об установлении фактов проживания и нарушения условий жизнедеятельности подписывается всеми членами комиссии. Граждане, нуждающиеся в получении единовременной материальной помощи, ознакамливаются с заключением.
Заключение об установлении фактов проживания и нарушения условий жизнедеятельности утверждается главой муниципального образования с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям).
3. Списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и заключений комиссий об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации (далее - заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества).
Заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества составляется комиссией в целях определения утраты гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, указанными в разделе IV настоящих методических рекомендаций.
Заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества может быть подготовлено комиссией на одного или нескольких граждан, проживающих в одном жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации.
Заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества подписывается всеми членами комиссии. Граждане, нуждающиеся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, ознакамливаются с заключением.
Заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества утверждается главой муниципального образования с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью (рекомендуемая форма приведена в приложении N 6 к настоящим методическим рекомендациям).
4. Глава муниципального образования подписывает списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, и списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части установления факта проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, факта нарушения условий жизнедеятельности граждан и факта утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и направляет указанные списки вместе с заключениями комиссий в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
VI. Подготовка списков граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи), и списков граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью
1. Члены семьи погибшего (умершего) гражданина подают на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о назначении выплаты единовременного пособия (рекомендуемая форма приведена в приложении N 7 к настоящим методическим рекомендациям, в случае подачи заявления представителем или законным представителем рекомендуемая форма приведена в приложении N 8).
2. Списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи) (далее - списки на единовременное пособие в связи с гибелью (смертью), формируются на основании заявлений граждан и постановления следователя (дознавателя, судьи) или определения суда, подтверждающих факт гибели (смерти) гражданина в результате чрезвычайной ситуации.
3. Граждане, получившие вред здоровью, подают на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление (рекомендуемая форма приведена в приложении N 9 к настоящим методическим рекомендациям, в случае подачи заявления представителем или законным представителем рекомендуемая форма приведена в приложении N 10).
4. Списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью (далее - списки на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью), формируются на основании заявлений граждан, постановления следователя (дознавателя, судьи) или определения суда о признании граждан пострадавшими и получившими вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации и информации о степени тяжести вреда здоровью.
5. Глава муниципального образования подписывает списки на единовременное пособие в связи с гибелью (смертью) и списки на единовременное пособие в связи с получением вреда здоровью и направляет их в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
VII. Особенности подготовки списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в случае предоставления государственных услуг уполномоченным органом субъекта Российской Федерации
1. В случае если на территории субъекта Российской Федерации предоставляются государственные услуги "Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Назначение выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Назначение выплаты единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вред здоровью" и "Назначение выплаты единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" 5, списки граждан могут быть сформированы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании информации о предоставленных соответствующих государственных услугах.
2. Решения о предоставлении соответствующих государственных услуг принимаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании в том числе заключений об установлении фактов проживания и нарушения условий жизнедеятельности и заключений об установлении фактов проживания и утраты имущества, предоставленных органами местного самоуправления.
Заместитель Министра |
В.Н. Яцуценко |
------------------------------
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 30 декабря, N 0001202112300138.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 106; 2021, N 45, ст. 7529; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 3 ноября, N 0001202111030050.
3 На основании приказа МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2012 г., регистрационный N 23433), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 14 июля 2016 г. N 376 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 2016 г., регистрационный N 43055).
4 На основании приказа МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2012 г., регистрационный N 23433).
5Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 2113-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 39, ст. 5457) с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2021 г. N 1481-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4531).
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны рекомендации по составлению списков граждан, которые нуждаются в единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременном пособим в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение) и единовременном пособии в связи с получением вреда здоровью при ликвидации последствий природных и техногенных ЧС.
Помимо прочего определено, как устанавливаются факты проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате ЧС, утраты имущества первой необходимости.
Методические рекомендации по порядку подготовки списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 3 марта 2022 г. N 2-4-71-7-11)
Текст протокола опубликован не был