Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации области
от 31 марта 2022 г. N 200
Стратегические приоритеты
государственной программы Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области"
1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования
Минерально-сырьевая база и добывающая промышленность области в последние годы оказались в сложном положении, так как работы осуществлялись в условиях спада производства, изменения федерального законодательства в сфере недропользования, создания дополнительных административных процедур в части согласования участков недр местного значения. Финансирование геологоразведочных работ осуществляется в основном за счет средств недропользователей.
Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы области. Основными из них являются:
- острый дефицит отдельных видов минерального сырья, обусловленный отсутствием крупных месторождений (твердых сортов гравия, песка крупнозернистого, карбонатных пород), а также слабой геологической и поисковой изученностью территории области при достаточно высоком прогнозном потенциале;
- истощение сырьевых баз действующих предприятий, осуществляющих добычу карбонатных пород (Акционерное общество "Ковровское карьероуправление" и Государственное унитарное предприятие Владимирской области "Владимирское карьероуправление", гравийно-песчаных пород (ООО "Топаз" ЗАО "Международная венчурная компания";
- низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки полезных ископаемых;
- низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности области минеральными ресурсами.
На территории области сосредоточены значительные запасы общераспространенных полезных ископаемых (пески строительные, песчано-гравийные породы, карбонатные породы, глинистое сырье, торф). Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего, за счет снижения административных барьеров геологоразведочной деятельности недропользователей.
Экологическое просвещение в современной жизни является частью образовательного процесса, частью общественной культуры населения и, одновременно, элементом деятельности хозяйствующих субъектов при природопользовании.
Во Владимирской области экологическое просвещение осуществляется:
- в рамках деятельности образовательных организаций различных типов, реализующих основные и дополнительные образовательные программы;
- посредством размещения информации в средствах массовой информации, в сети Интернет;
- посредством распространения знаний о законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования.
Субъектами экологического просвещения являются образовательные организации, граждане, общественные организации, средства массовой информации.
Основными формами работы по экологическому просвещению являются организация и проведение экологических мероприятий (распространение информационных листовок и иной литературы, проведение семинаров, лекций, конференций, круглых столов, выставок по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования), информирование населения об экологических проблемах и путях их решения, формирование экологического сознания.
Ежегодно Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области издается государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды.
Условиями результативного экологического воспитания и просвещения населения являются:
- достаточно высокая точность используемых данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов;
- необходимость комплексного характера освещения экологических явлений;
- система непрерывной экологической подготовки в рамках образовательной деятельности образовательных организаций различных типов.
Экологическая безопасность на территории Владимирской области остается острой проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Отдельной проблемой является недостаточный охват населения области раздельным сбором твердых коммунальных отходов (ТКО), а также большой процент образующихся отходов, направляемых на захоронение без предварительной сортировки. Последнее приводит к размещению отходов на объектах захоронения твердых коммунальных отходов без предварительной обработки. Еще одна проблема - это низкий процент отбора вторичных материальных ресурсов (ВМР) на существующих мусоросортировочных комплексах из - за морально устаревшего применяемого оборудования.
В настоящее время разработана и утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области (далее Территориальная схема), которая содержит места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и их реестр в разрезе муниципальных образований. Электронная модель Территориальной схемы соответствует установленным требованиям и ежегодно актуализируется.
В рамках реализации регионального проекта "Чистая страна" в 2020 году проведены работы по ликвидации 3 несанкционированных свалок в границах городов.
Текущее состояние водохозяйственного комплекса Владимирской области имеет серьезные социально-экономические проблемы.
Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффективном взаимодействии всех его участников.
За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. На территории Владимирской области располагаются 54 ГТС, находящиеся в муниципальной собственности, 25 ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался более одного календарного года. Часть из них в настоящее время находится в предаварийном состоянии и требует капитального ремонта, общий уровень безопасности ГТС области можно оценить как недостаточный.
Остается актуальным вопрос предотвращения негативного воздействия вод в период половодья. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов песка, торфа, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит обмеление. Паводки проходят при более высоких уровнях воды, и выход воды на пойму происходит при меньших расходах воды, чем раньше. В результате при сравнительно небольших паводках происходит затопление и подтопление прилегающих территорий. Однако даже паводкового расхода недостаточно для гидравлического удаления наносов. Необходима искусственная расчистка и дноуглубление русел рек в границах населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод в период половодий и высоких паводков.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" завершена расчистка русла реки Унжа в границах города Меленки на участке 4,04 км, что позволило снизить риски возникновения негативного воздействия вод в населенном пункте, сократить площади затопления территорий жилой застройки населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
Проведено установление 26 зон затопления на территориях населенных пунктов, что позволит провести превентивные меры по ограничению хозяйственной деятельности на затапливаемых участках и снизить возможный ущерб от негативного воздействия вод.
Во многих населенных пунктах области длительная техногенная нагрузка на водные объекты привела к тому, что они полностью потеряли способность к самоочищению. Даже при значительном сокращении объемов сброса сточных вод реки продолжают повторно загрязняться за счет накопленных в иловых отложениях больших концентраций загрязняющих веществ.
Восстановление водных объектов, потерявших способность к самоочищению, являются важнейшими условиями достижения высоких стандартов жизни населения и создания комфортных экологических условий.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" выполнено восстановление и экологическая реабилитация реки Серая в границах города Александрова, на площади 13,8 га, что позволило расчистить русло от накопленных загрязненных иловых отложений и вернуть водному объекту способность к естественному самоочищению.
На территории области насчитывается 191 очистное сооружение биологической и механической очистки, из них 43% подлежат капитальному ремонту, 20% - реконструкции, требуется строительство новых очистных сооружений в нескольких десятках населенных пунктов.
Значительная часть очистных сооружений биологической очистки либо практически не работают (разрушены), либо эксплуатируются в режиме механической очистки по причине аварийного состояния блоков биологической очистки.
Особенно сложная ситуация складывается с работой очистных сооружений в сельской местности, ухудшающих качество воды малых рек.
Строительство новых и реконструкция старых очистных сооружений позволит значительно снизить массу сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты от населенных пунктов, где очистные сооружения стали абсолютно неработоспособными или отсутствуют.
В целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов необходимо расширение сети мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон.
Работа в направлении предоставления в установленном порядке прав пользования водными объектами в значительной степени позволит рационализировать использование водных ресурсов области.
В целях экологической безопасности, сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия во Владимирской области образованы 135 особо охраняемых природных территорий, различных по значению, категории и статусу, общей площадью 345 515,16 га (что составляет 11,88% от всей площади территории области), в том числе: 3 ООПТ федерального значения (183 458 га); 110 ООПТ регионального значения (158 420,86 га), из них: 34 заказника (149 126,12 га), 73 памятника природы (9 078,93 га), 2 историко-ландшафтных комплекса (214,54 га), 1 дендрологический парк (1,27 га) и 22 ООПТ местного значения (3 636,3 га).
2. Приоритеты стратегического планирования Владимирской области в сфере реализации государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области"
Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих документах:
- в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176;
- в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;
- в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
- в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
- в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р.
Настоящая Программа оказывает влияние на достижение показателей, установленных для Владимирской области, в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в частности на показатель оценки эффективности деятельности высшего должностного лица региона "Качество окружающей среды"
Основным приоритетом государственной политики в сфере регулирования качества окружающей среды является внедрение экономики замкнутого цикла путем реализации следующих мероприятий:
- снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет рационального использования вторичных ресурсов и сырья из отходов;
- создание условий для минимизации образования отходов потребления и продления жизненного цикла продукции, популяризации в обществе "экологичного поведения" и "бережного потребления";
- сокращение обращения неэкологичной продукции, стимулирование "зеленых" технологий в производстве и внедрение принципа "Загрязнитель платит"
Приоритетами государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы являются:
- повышение геологической изученности территории Владимирской области;
- воспроизводство и охрана подземных вод;
- снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
- повышение инвестиционной привлекательности недропользования и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геологоразведочные работы.
Указанные приоритеты направлены на достижение цели по обеспечению экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводству запасов полезных ископаемых.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации экологического просвещения являются:
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
- повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды, формирование экологического мышления, основ экологической культуры граждан, создание эффективной системы экологического воспитания и просвещения.
Приоритетами государственной политики области в сфере реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами во Владимирской области являются:
- создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.
Приоритетами государственной политики области в сфере развития водохозяйственного комплекса являются:
- гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Владимирской области;
- охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Основными приоритетами в области сохранения биологического многообразия являются:
- разработка и реализация единой политики в сфере создания, управления и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- реализация мероприятий, направленных на сохранение биологического разнообразия на территории Владимирской области, в том числе редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Владимирской области;
- развитие системы экологического образования и просвещения в части популяризации особо охраняемых природных территорий регионального значения и биоразнообразия Владимирской области.
3. Цели, задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области"
Основными задачами государственного управления и обеспечения безопасности населения области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования являются:
- капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений;
- сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности.
Для достижения цели по обеспечению эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- предотвращение рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде на территории Владимирской области;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды.
- предупреждение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение прозрачности деятельности контрольного органа при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора);
- мотивация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к добросовестному соблюдению обязательных требований.
К задачам государственного управления в рамках цели по обеспечению экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводства запасов полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р, относятся:
- воспроизводство запасов полезных ископаемых (решается посредством проведения разведочных работ, направленных на прирост запасов углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, обеспечение прироста запасов подземных вод для целей питьевого водоснабжения в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности населения и экономического развития региона);
- совершенствование государственного управления фондом недр (решается посредством улучшения системы информационного обеспечения органов государственной власти и недропользователей, перевода государственных услуг и управления фондом недр на основе цифровых данных, обеспечения геополитических интересов в сфере геологии).
Задачей государственного управления в сфере экологического образования является формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, мотивация и ценностные установки на поведение в интересах экологической безопасности и устойчивого развития общества и природы, а также распространение информации об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.
Для достижения цели по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза, во Владимирской области предусмотрен поэтапный ввод в эксплуатацию объектов обработки и утилизации твердых коммунальных отходов.
Для достижения цели по ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среды и экологического оздоровления водных объектов предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде;
- ликвидация несанкционированных свалок в границах городов;
- комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Для достижения цели по сохранению и восстановлению водных объектов предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах (разрешается посредством реализации широкого спектра работ: восстановлением проектных мощностей уже действующих водохранилищ; сохранением и улучшением экологического состояния водных объектов; оптимизацией использования располагаемых водных ресурсов (через режимы) и параметры водопользования);
- обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (решается посредством строительства сооружений инженерной защиты, выполнением превентивных противопаводковых мероприятий, повышающих пропускную способность водотоков);
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений областной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений, содействие обеспечению безопасности гидротехнических сооружений муниципальной формы собственности.
Для достижения цели по развитию особо охраняемых природных территорий регионального значения и сохранению биологического разнообразия предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха, экологическое просвещение населения в области особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" целевым показателем, характеризующим достижение национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" в том числе является "Экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" и "Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза"
В рамках национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" настоящая Программа направлена на достижение следующих целевых показателей:
- снижение доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 97,0 процента;
- увеличение доли направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году -64,8 процента;
- увеличение доли направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов к 2024 году -3,0 процента.
Достижение указанных целевых показателей осуществляется в рамках реализации региональных проектов "Чистая страна" "Сохранение уникальных водных объектов" "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" предусматривающих мероприятия по следующим направлениям:
- введение в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации твердых коммунальных отходов;
- введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов;
- ликвидация несанкционированных свалок в границах городов;
- проведение комплекса работ по восстановлению водных объектов, включая расчистку участков русел рек в целях улучшения экологического состояния гидрографической сети.
Настоящей Программой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на осуществление мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
4. Верхнеуровневые целевые показатели, характеризующие достижение целей (решение задач) государственной программы Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области"
N |
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателей по годам реализации государственной программы |
Документ |
||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Качество окружающей среды |
Индекс |
106,3 |
106,3 |
104,2 |
108,53 |
108,53 |
108,53 |
108,53 |
108,53 |
108,53 |
108,53 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года" |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 31 марта 2022 г. N 200 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.