Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 февраля 2022 г. N 03-07-11/11013
Вопрос: ООО осуществляет деятельность по строительству дорог и взлетно-посадочных полос. Указанная деятельность осуществляется в рамках заключенных Государственных контрактов. Условиями Государственных контрактов, среди прочего, предусмотрено получение банковских гарантий в качестве обеспечения выполнения обязательств по контракту, страхование строительно-монтажных рисков, выполнение археологических изысканий. Данные работы и услуги оказываются специализированным организациями и не облагаются НДС в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ.
При подготовке сметной документации по Государственному контракту, заказчик выделяет расходы на получение банковских гарантий, страхование строительно-монтажных рисков и выполнение археологических изысканий отдельной строкой и не предусматривает компенсацию по ним суммы НДС на основании п. 180, п. 181 Методики определения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 N 421/пр.
Пунктами 180 и 181 Методики определения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 N 421/пр предусмотрено, что расчет суммы НДС выполняется от итогов сводного сметного расчета с учетом резерва средств на непредвиденные работы и затраты, за исключением стоимости работ и услуг, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Таким образом, заказчик, отдельно от строительно-монтажных работ, компенсирует ООО расходы на получение банковских гарантий, страхование строительно-монтажных рисков, а также выполнение археологических изысканий.
В связи с вышеизложенным, просим разъяснить, обязано ли ООО начислить НДС на сумму компенсируемых заказчиком расходов на получение банковских гарантий, страхование строительно-монтажных рисков, выполнение археологических изысканий, а также иных аналогичных расходов.
Ответ: В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость организацией, осуществляющей строительную деятельность в рамках заключенных государственных контрактов, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение экспертизы соответствующих контрактов.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В связи с этим рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 105.3 Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными для целей Кодекса.
Таким образом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении работ, цена которых формируется, в том числе с учетом стоимости работ (услуг), приобретаемых у специализированных организаций, определяется как договорная цена этих работ. При этом исчисление налога на добавленную стоимость по отдельным составляющим договорной цены Кодексом не предусмотрено.
Также отмечаем, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, денежные средства, полученные организацией на возмещение расходов, понесенных организацией в связи с исполнением контракта на выполнение работ, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку такие денежные средства связаны с оплатой реализованных организацией работ, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Денежные средства, полученные на возмещение расходов, понесенных организацией в связи с исполнением контракта на выполнение работ, включаются в налоговую базу по НДС, поскольку они связаны с оплатой реализованных работ, облагаемых налогом.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 февраля 2022 г. N 03-07-11/11013
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2022 г., N 4