Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 марта 2022 г. N 03-04-06/15886
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что вопросы заключения с иностранными гражданами трудовых договоров о дистанционной работе и гражданско-правовых договоров не относятся к компетенции Департамента.
На основании пункта 1 статьи 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В этой связи по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов от источников за пределами Российской Федерации в соответствии со статьей 34 2 Кодекса сообщаем следующее.
Согласно статье 312 1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей связи общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Согласно статье 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.
Так, подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации, для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом, указанные доходы физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Лыков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, что понимается под дистанционной (удаленной) работой и указал, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за рубежом, относится к доходам от источников за пределами России.
Таким образом, указанные доходы физлиц, не признаваемых налоговыми резидентами России, не являются объектом обложения НДФЛ в нашей стране.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 марта 2022 г. N 03-04-06/15886
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", май 2022 г., N 5