Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Совета
министров Республики Крым
от 1 апреля 2022 года N 406-р
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Республики Крым на период до 2030 года
1. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Республике Крым реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Республики Крым на период до 2030 года (далее - Долгосрочная программа) разработана во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года".
2. Положение молодежи на рынке труда
В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15-29 лет снизился с 54,5% до 47,8%, при этом в группе 15-19 лет повысился с 4,6% до 5,3%.
В группе 20-29 лет уровень занятости молодежи превышает средний уровень занятости населения в Республике Крым, при этом в период 2017 - 2020 годов он снизился с 70,8% до 64,0%.
Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 20 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет. Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлияло на уровень занятости молодежи. В 2020 году снижение уровня занятости затронуло и эту возрастную группу.
Уровень безработицы среди молодежи 15-29 лет в период 2017 - 2020 годов снизился с 9,1% до 7,5%.
Среди молодежи в возрасте 20-29 лет уровень безработицы снизился с 8,8% до 7,6%, вместе с тем он на 20,6% превышает средний уровень безработицы в Республике Крым.
Традиционно наиболее высокий уровень безработицы в 2017 году был характерен для молодежи возрастной группы 15-19 лет (23,9%). При этом в 2020 году он значительно снизился и составил 2,4%.
В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки (в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) наметилось снижение масштабов безработицы населения. Средний уровень безработицы в Республике Крым в 2021 году составил 5,8% (в 2020 году - 6,3%), уровень занятости - 55,4% (в 2020 году - 54,8%).
В территориальные отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" (далее - территориальные отделения) в 2021 году обратились 22225 граждан в возрасте 15-34 года.
С целью повышения конкурентоспособности на рынке труда 537 молодых людей направлено на обучение, дополнительное профессиональное образование.
В рамках расширения возможности занятости 140 гражданам из числа молодежи территориальными отделениями оказано содействие началу осуществления предпринимательской деятельности с осуществлением единовременной финансовой помощи при регистрации деятельности.
В рамках приобщения к труду несовершеннолетних граждан организовано временное трудоустройство 1494 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
С целью содействия профессиональному самоопределению подростков оказано 1836 услуг по профессиональной ориентации.
В течение 2021 года при содействии территориальных отделений трудоустроено 8489 лиц из числа молодежи в возрасте 15-34 года, в том числе 4 человека путем переезда в другую местность. Уровень трудоустройства таких граждан составил 38,2%, что превысило соответствующий показатель 2020 года (34,7%), вместе с тем он не достиг среднего уровня трудоустройства по Республике Крым (43,8%).
С 2022 года содействие занятости гражданам, в том числе молодежи и несовершеннолетним, осуществляется в рамках реализации Государственной программы труда и занятости населения Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 26 ноября 2021 года N 715.
Успешное трудоустройство молодых кадров, впервые выходящих на рынок труда, в значительной степени зависит от востребованности приобретенных профессий, актуальности полученных знаний и навыков, отвечающих современным потребностям рынка труда.
На территории Республики Крым функционирует 36 профессиональных образовательных организаций и 8 образовательных организаций высшего образования, 6 из которых реализуют программы среднего профессионального образования.
В образовательных организациях созданы и функционируют Центры (службы, отделы) содействия трудоустройству выпускников, работа которых направлена на содействие в трудоустройстве и адаптацию к практической деятельности, обеспечение выпускников первым рабочим местом. Также на основании заключенных соглашений о сотрудничестве осуществляется взаимодействие с Государственным казенным учреждением Республики Крым "Центр занятости населения" и территориальными отделениями.
Ежегодный выпуск обучающихся профессиональных образовательных организаций составляет более 7,5 тысячи человек. Уровень трудоустройства составляет 63%.
Ежегодный выпуск обучающихся образовательных организаций высшего образования составляет порядка 9 тысяч человек. Уровень трудоустройства составляет 60%.
В соответствии с прогнозом потребности в специалистах различных направлений на 2022 - 2028 годы, разработанным Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, в структуре дополнительной потребности в кадрах по уровням образования будет преобладать потребность в специалистах со средним профессиональным образованием - 52,3% от общей потребности (15111 чел.).
В Республике Крым в отраслях экономики определены следующие приоритетные направления развития.
Так, в агропромышленном комплексе основными специализациями в животноводстве и растениеводстве являются мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, виноградарство, виноделие, производство зерновых, выращивание и переработка плодово-ягодной продукции, овощеводство, эфиромасличное производство.
Реализация приоритетных проектов в промышленности ориентирована на создание новых высокотехнологических производств и освоение новой конкурентоспособной продукции, создание инновационной инфраструктуры, исследование новых рынков сбыта и развитие межрегионального сотрудничества, внешнеэкономических связей промышленных предприятий. Основные составляющие промышленной отрасли региона: химическая промышленность; пищевая промышленность; машиностроение; судостроение.
Санаторно-курортная отрасль также определяется одной из приоритетных отраслей экономики Республики Крым. Так, в 2020 году
Республика Крым стала единственным субъектом Российской Федерации с ростом доходов от туристической сферы, несмотря на введение ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Приоритеты развития отрасли включают: расширение рамок активного периода туристского сезона; повышение качества туристских услуг, приведение их в соответствие с международными стандартами; методическое обеспечение и подготовку кадров в сфере курортов и туризма.
Особую значимость для кадрового обеспечения потребностей экономики имеет реализация мероприятий, направленных на закрепление молодых специалистов на предприятиях и в организациях Республики Крым.
Трудоустройство выпускников является одним из ключевых показателей эффективности функционирования системы профессионального образования.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести: отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры;
характерное для Республики Крым сезонное использование трудовых ресурсов в санаторно-курортном, сельскохозяйственном комплексе и связанных с ними отраслях торговли и общественном питании, бытовом обслуживании населения.
Изменения в социально-экономической сфере, вызванные санкционным давлением ряда стран в отношении Российской Федерации, также несут риски осложнения положения молодежи на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
3. Основные цели и задачи Долгосрочной программы
Целью Долгосрочной программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Долгосрочной программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены в первую очередь на развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью;
обеспечение соответствия получаемого образования молодыми людьми профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках этой задачи в первую очередь предусматривается совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда, системы организации и прохождения производственной практики с использованием развивающихся функций единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". Кроме того, предусматривается создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, использование механизмов мотивации работодателей к трудоустройству молодежи, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; содействие в переезде (переселении) молодых граждан с целью трудоустройства.
4. Этапы реализации Долгосрочной программы
Долгосрочная программа разработана на период до 2030 года. Первый этап реализации Долгосрочной программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:
организация работы и использование размещенных ресурсов единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" по профессиональной ориентации молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Долгосрочной программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Реализация мероприятий во втором этапе предполагается с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий в первом этапе.
5. Управление реализацией Долгосрочной программы
за ходом реализации Долгосрочной программы и общая координация реализации Долгосрочной программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Республики Крым с участием Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения", участвующих в реализации мероприятий Долгосрочной программы.
План мероприятий по реализации Долгосрочной программы приведен в приложении 1.
Реализация Плана мероприятий Долгосрочной программы осуществляется исполнителями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке.
Целевые показатели реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Республики Крым на 2022 - 2024 годы (далее - Целевые показатели) приведены в приложении 2.
Целевые показатели утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2022 года N 43 "Об утверждении показателей реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года по субъектам Российской Федерации на 2022 - 2024 годы".
6. Ожидаемые результаты
Реализация Долгосрочной программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.