Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации области
от 31 марта 2022 г. N 215
Стратегические приоритеты
государственной программы Владимирской области "Юстиция"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Владимирской области "Юстиция"
Мировые судьи в Российской Федерации отнесены к судам общей юрисдикции, которые, выступая в качестве фундамента всей судебной системы, рассматривают абсолютное большинство гражданских, административных и уголовных дел. При этом мировые судьи являются тем основополагающим инструментом государственной системы, который максимально приближен к населению, призван оперативно и доступно обеспечивать реализацию и защиту конституционных прав граждан, поскольку категории и виды рассматриваемых мировыми судьями дел обусловлены и неразрывно связаны именно с повседневной жизнью людей и взаимоотношениями между ними.
Согласно Федеральному закону от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и Закону Владимирской области от 07.12.2007 N 171-ОЗ "О мировых судьях во Владимирской области", на территории области осуществляют правосудие 75 мировых судей. Мировые судьи рассматривают социально значимые категории дел, такие как: взыскание алиментов, денежных сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации, задолженности по кредитным обязательствам, по жилищно-коммунальным платежам, платежам в фонд капитального ремонта, по уплате транспортного налога, иных налогов и сборов и другие.
Мировые судьи Владимирской области работают со значительной, постоянно растущей нагрузкой. За последние пять лет количество дел, рассматриваемых мировыми судьями Владимирской области, выросло более чем на 69,7 тысяч в год (рост составил 24,8%, (с 281 578 в 2018 году до 351 326 в 2021-м), особенно по гражданским делам - на 36% (с 219 045 в 2018 году до 298 051 в 2021-м).
Из общего количества дел, рассмотренных судами общей юрисдикции Владимирской области за 2021 год, 73,3% приходится на мировых судей.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации области от 28.10.2019 N 750 "Об утверждении Положения о Департаменте юстиции Владимирской области", обязанности по организационно-правовому и материальному обеспечению деятельности мировых судей области возложены на Департамент юстиции Владимирской области. Обеспечение мировых судей на территории Владимирской области осуществляется в соответствии с Типовыми нормами материально-технического обеспечения судебного участка мирового судьи во Владимирской области, утвержденными распоряжением администрации Владимирской области от 6 декабря 2019 г. N 1030-р (далее -Типовые нормы судебного участка мирового судьи).
Авторитет института мировой юстиции во многом зависит от условий размещения мировых судей и их аппарата, осуществление мероприятий по проведению ремонтов зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями, повышению уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости и противопожарной безопасности является по-прежнему актуальным. Часть имеющихся помещений не отвечает требованиям действующего законодательства по оборудованию, технической и противопожарной защите. Целевое финансирование необходимо также и на решение вопросов материально-технического обеспечения мировых судей Владимирской области, доведения их оснащения до установленных нормативами требований. Необходимо обновлять и поддерживать в актуальном состоянии используемые на судебных участках мировых судей компьютерные средства, оргтехнику, продукты программного обеспечения.
Одной из самых острых является проблема обеспечения мировых судей и аппарата мировых судей надлежащими помещениями. В 2022 году общая площадь служебных помещений, занимаемых мировыми судьями, составляет 9443,4 кв. м, в среднем 126 кв. м на один судебный участок. Типовыми нормами судебного участка мирового судьи утверждены нормативы обеспечения мировых судей помещениями, общая площадь помещений в расчете на одного судью и работников его аппарата установлена не менее 120 кв. м для 1 судебного участка.
Однако не все помещения судебных участков соответствуют санитарно-техническим требованиям либо ввиду недостаточности площадей, либо их неудовлетворительного состояния. На период 2022 - 2024 годов планируется проведение ремонтных работ в помещениях мировых судей Александровского, Собинского и Селивановского районов.
В целях доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения требуется оборудовать все помещения мобильными пандусами и кнопками вызова согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605 "Об утверждении свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Кроме того, необходимы дополнительные площади для оборудования архивов судебных участков и конвойных помещений.
Еще одной из важных проблем являются вопросы технической укрепленности помещений и обеспечения безопасности мировых судей, их аппарата, создание необходимых условий размещения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и организации пропускного режима граждан в служебные помещения. Состояние охранной и противопожарной безопасности в ряде помещений судебных участков не приведены в соответствие с нормами и правилами безопасности, предусматривающими обязательное наличие и поддержание работоспособного состояния систем охранной и пожарной сигнализаций. В последние годы все помещения укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников аппарата мирового судьи и мировых судей также является важнейшим аспектом работы мировых судей и их аппаратов в условиях нынешнего социального и экономического состояния общества.
Статьей 20.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" закреплена норма, согласно которой судьям федеральных судов необходимо повышать квалификацию не реже одного раза в три года, а судьям, впервые назначенным на должность, проходить обучение по программе профессиональной переподготовки.
В соответствии с частью 9 статьи 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закреплена норма, согласно которой сотрудники аппарата мировых судей, в рамках получения дополнительного профессионального образования, проходят курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Работник аппарата мирового судьи, участвующий в принятии решений (особенно в сфере правосудия), затрагивающих права и интересы как физических, так и юридических лиц, обязан непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, владеть методикой поиска необходимой информации, ее обработки и практического применения.
Пунктом 3 Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.02.2019 N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" определено, что профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется на системной основе и заключается в приобретении им новых знаний и умений, развитии его профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Решение о направлении гражданского служащего на служебную стажировку принимает руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанного руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (пункт 6 Постановления Правительства РФ от 18.05.2019 N 618 "Об утверждении Положения о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации").
Реализация данной государственной программы ориентирована на совершенствование работы аппаратов мировых судей, правильную организацию делопроизводства, которое является одним из важнейших условий надлежащей работы мирового судьи, соблюдение процессуальных норм, своевременное рассмотрение дел, исполнение судебных актов. Для увеличения эффективности деятельности необходимо создать оптимальные условия для работы. Совершенствование делопроизводства мирового судьи должно осуществляться путем эффективной организации труда, передовых форм и методов работы с документами, автоматизации и компьютеризации рабочего места, разработки наиболее рациональных форм разделения труда между работниками аппарата мирового судьи.
Реализация государственной программы позволит:
1) повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения деятельности мировых судей;
2) повысить эффективность работы мировых судей и сотрудников аппаратов;
3) создать условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия.
2. Характеристика долгосрочных приоритетов Российской Федерации и приоритетов документов стратегического планирования Владимирской области в сфере реализации государственной программы Владимирской области "Юстиция"
Приоритетом и целью государственной политики в сфере реализации государственной программы является обеспечение открытости и доступности правосудия и создание необходимых условий для осуществления правосудия мировыми судьями.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы отражены в следующих документах:
- Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации";
- Закон Владимирской области от 07.12.2007 N 171-ОЗ "О мировых судьях во Владимирской области";
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- "Концепция общественной безопасности в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685).
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод граждан Российской Федерации.
3. Цели, задачи и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы "Юстиция", направленные на достижение общественно значимых результатов
Целью Программы является создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями.
Для достижения поставленной в Программе цели предусматривается решение следующих задач:
- создание надлежащих условий для размещения судебных участков мировых судей области;
- повышение профессионального уровня мировых судей;
- развитие кадрового потенциала государственных гражданских служащих, обеспечивающих деятельность мировых судей. Задача направлена на повышение привлекательности государственной гражданской службы в аппарате мировых судей, снижение уровня текучести кадров.
Таким образом, реализация мероприятий подпрограммы будет в значительной степени способствовать улучшению качества осуществления правосудия, а также повышению уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Верхнеуровневые целевые показатели, характеризующие достижение целей (решение задач) государственной программы (комплексной программы)
N |
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателей по годам реализации государственной программы |
Документ |
|||
2022 |
2023 |
2024 |
2030 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Доля помещений судебных участков мировых судей, соответствующих санитарно-техническим нормам и правилам, позволяющим обеспечить осуществление правосудия (не требующие ремонта) |
Процент |
8 |
12 |
16 |
20 |
44 |
Государственная программа Владимирской области "Юстиция" |
2. |
Доля мировых судей, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации |
Процент |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
Государственная программа Владимирской области "Юстиция" |
3. |
Доля сотрудников аппарата мировых судей, прошедших повышение квалификации |
Процент |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
Государственная программа Владимирской области "Юстиция" |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 31 марта 2022 г. N 215 "О государственной программе Владимирской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.