Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации области
от 31 марта 2022 г. N 212
Стратегические приоритеты
государственной программы Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области"
I. Оценка текущего состояния реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области
Владимирская область - регион Центрального федерального округа с относительно стабильным демографическим составом, в котором городское население (77,6%) преобладает над сельским (22,4%).
Численность постоянного населения Владимирской области по состоянию на 1 января 2021 года составила 1 342 099 человек и по отношению к 2018 году сократилась на 2,6%, или 3 238 человек.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года во Владимирской области проживают представители 115 этнических групп, каждая из которых обладает своими особенностями материальной и духовной культуры. 95,6% жителей области составляют русские, украинцы - 0,9%, татары - 0,5%, армяне - 0,4%, белорусы - 0,3%, другие национальности - 2,2%.
К историческим особенностям Владимирской области, влияющим на современный характер этноконфессиональных отношений и содержание национальной политики, относятся:
- город Владимир в XII - XIII веках являлся столицей Северо-Восточной Руси и резиденцией митрополитов всея Руси. Здесь в 1274 году состоялся Собор, давший древнерусской Церкви новую Кормчую книгу правил, которые заложили духовные основы единения русского народа в единой Церкви и едином государстве. Исторически проблемы, связанные с проявлениями межэтнической нетерпимости, не характерны для Владимирского региона;
- до начала XX века Владимирский край являлся традиционно моноэтничным и мононациональным (русские составляли 99,74% всего населения). Несмотря на то, что в настоящее время регион представляет собой полиэтническое и поликонфессиональное сообщество, в нем сохраняются этническая (русская) и религиозная (православная) доминанты;
- в современном российском общественном сознании сохраняется историческая память о Владимирском крае как одном из центров формирования и развития российской государственности и культуры, где православие было не только определяющей формой религиозного опыта, но и важнейшим нормативно-регулятивным основанием всех элементов социокультурной жизни региона.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области в регионе зарегистрировано:
- 25 национальных объединений, из них 7 национально-культурных автономий. Национальные общественные объединения созданы армянами, азербайджанцами, поляками, евреями, дагестанцами, узбеками, таджиками, езидами, татарами, цыганами, чеченцами, украинцами, финно-угорскими народами;
- 431 религиозная организация, представляющая 17 конфессий. Доминирующее положение занимает Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), к которой относятся 352 (81,7%) религиозных организаций.
Население Владимирской области ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Ежегодные социологические исследования, показали, что в оценке состояния межнациональных отношений за последние шесть лет наблюдается положительная динамика. Доля респондентов, отмечающих улучшение межнациональных отношений, увеличилась в 3 раза.
Вместе с тем, 8,4% опрошенных жителей Владимирской области часто испытывают враждебность к людям иной национальности, при этом, 50,6% отметили, что такого с ними не бывает никогда. Доля указавших, что они пусть редко, но испытывают чувство враждебности по отношению к представителям иных этносов, уменьшилась за последние 6 лет на 15 процентов с 46% до 31,9%.
За последние шесть лет доля тех, кто указывает на возможность серьезного конфликта на национальной почве, снизилась более чем в 2 раза (с 14,4% - в 2016 году до 5,9% - в 2021 году). Процент тех, кто считает, что такой конфликт скорее возможен, чем не возможен, сократился за последние шесть лет почти в 2 раза.
Последнее десятилетие характеризуется трансформацией этнической структуры населения Владимирской области, которая обусловлена действием трех основных факторов:
- диспропорции в естественном воспроизводстве населения. Отрицательная динамика естественного прироста коренного населения региона при значительном росте численности постоянно проживающих, отнесших себя к киргизам, узбекам и таджикам (в 5,2; 4,1; 3,4 раза соответственно);
- активизация миграционных процессов. С одной стороны, миграционные связи области с другими регионами России и странами ближнего зарубежья не оказали существенного влияния на общее изменение численности жителей области, поскольку главным фактором являлась естественная убыль населения. С другой стороны, происходит возрастание потоков иностранных граждан, прибывающих в регион с целью трудовой деятельности из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Вьетнама;
- социокультурные изменения под влиянием смешанных браков, число которых увеличивается.
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения, проживающего на территории Владимирской области, при сохранении русской и православной доминант, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов служат фактором укрепления общероссийской идентичности, определяют позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений во Владимирской области.
Вместе с тем, выделяется ряд факторов, негативно влияющих на развитие этноконфессиональных отношений в регионе:
а) в социально-экономической сфере:
- естественная убыль титульного населения трудоспособного возраста;
- невысокий уровень жизни: 12,5% населения Владимирской области имели в 2020 году среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Индекс потребительских цен в декабре 2021 года к аналогичному периоду 2020 года составил 109,2%;
- разбалансированность рынка труда (переизбыток специалистов с высшим образованием и недостаток кадров рабочих профессий);
- безработица (в том числе среди молодежи), которая в 2021 году составила 3,9%.
б) в общественно-политической сфере:
- распространение некоторых новых религиозных движений на территории региона;
- возникновение расколов в традиционных религиях, связанных с социальными деструктивными практиками и экстремистскими идеями.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества, является проявление элементов национализма, ксенофобской риторики. По данным опроса, проведенного в июне-сентябре 2021 года, 18,5% считают, что приезжие других национальностей отрицательно влияют на ситуацию в области, а 7,2% имеют противоположную точку зрения. Это еще раз подтверждает тот факт, что в притоке иностранных граждан заложен потенциал возможного обострения межнациональных отношений. Для большинства иностранных граждан характерен невысокий уровень адаптации к социокультурной среде региона.
Учитывая общероссийскую тенденцию роста миграционных потоков, в том числе во Владимирскую область, и устойчивую естественную убыль титульного населения, можно прогнозировать возможное изменение этнического баланса региона, что будет выдвигать на первый план задачу социально-культурной адаптации переселенцев.
Перечисленные проблемы могут послужить факторами, осложняющими общественно-политическую обстановку в регионе, оказывающими препятствие в его динамичном социально-экономическом развитии.
Инструментом реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области является государственная программа Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области" (далее - Программа).
Реализуемые в рамках Программы мероприятия оказывают непосредственное позитивное влияние на обеспечение межнационального мира и согласия во Владимирской области.
Если по итогам 2017 года доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Владимирской области составляла 74,7%, то по результатам 2021 года значение указанной доли достигло 77,1%. За этот период уровень общероссийской гражданской идентичности увеличился с 78,4% до 82,3%.
Именно поэтому особая роль отводится комплексной реализации мероприятий Программы, направленных:
- на повышение уровня общероссийской гражданской идентичности;
- на повышение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Владимирской области;
- на повышение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве жителей Владимирской области;
- на повышение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общем количестве жителей Владимирской области.
Программой также предусматривается реализация мероприятий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, направленных на возрождение российского казачества на территории Владимирской области.
II. Описание приоритетов и целей государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов Российской Федерации и Владимирской области:
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2.07.2021 N 400;
- Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505;
- национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенные Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532;
- Стратегия государственной национальной политики во Владимирской области на период до 2025 года, утвержденная Указом Губернатора Владимирской области от 13.04.2017 N 37.
Приоритетами государственной национальной политики во Владимирской области являются:
- укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение этнокультурной самобытности многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории Владимирской области;
- сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации на территории Владимирской области;
- сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
- создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия во Владимирской области.
В части реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества согласно Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы", приоритетами, в том числе являются:
обеспечение участия российского казачества Владимирской области в мероприятиях, направленных на укрепление государственной и общественной безопасности;
обеспечение участия российского казачества Владимирской области в решении государственных задач в области гражданской и территориальной обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, пожарной безопасности;
привлечение российского казачества Владимирской области к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
Целями Программы являются:
1) укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов во Владимирской области;
2) укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) во Владимирской области;
3) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств;
4) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия во Владимирской области, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
5) обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан во Владимирской области и их интеграции в региональный социум;
6) содействие консолидации казачьих обществ Владимирской области, привлечения казачества к несению государственной или иной службы.
III. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области
Программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области и основывается на принципах проектного управления.
Мероприятия Программы направлены на достижение целевого показателя "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций" национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в части достижения верхнеуровневых показателей, приведенных в приложении.
Мероприятия Программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на:
- развитие институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти;
- укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия;
- развитие регионального сегмента государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
- этнокультурное развитие народов, проживающих во Владимирской области;
- обеспечение социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в региональный социум;
- содействие консолидации казачьих обществ Владимирской области.
Повышение эффективности системы координации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации государственной программы обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности в регионе.
Для повышения эффективности государственного и муниципального управления необходимо осуществлять реализацию государственной программы Владимирской области и муниципальных программ в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области при условии обеспечения преемственности таких программ, реализованных в предшествующие периоды.
Ежегодно проводимые на федеральном и региональном уровнях семинары по реализации государственной национальной политики также способствуют повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области.
Совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия осуществляется в рамках реализации Программы путем предоставления субсидий из областного и муниципальных бюджетов. Предоставление субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 03.03.2021 N 97 "Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов в сфере государственной национальной политики Российской Федерации".
Предусматривается также предоставление субсидий из областного бюджета общественным организациям - казачьим обществам. Порядок предоставления субсидий из областного бюджета утвержден постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2020 N 915.
В целях информационного сопровождения реализации государственной национальной политики во Владимирской области в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 28.04.2021 N 256 предоставляются субсидии за счет средств областного бюджета на реализацию издательских проектов и программ, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений.
Важнейшей задачей развития регионального сегмента государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций является повышение оперативности взаимодействия с органами местного самоуправления региона по предупреждению и локализации предконфликтных ситуаций. Оперативность реагирования на информационные поводы, повышение эффективности принимаемых управленческих решений будут достигнуты путем включения регионального сегмента в единую систему создаваемых ситуационных центров, что позволит повысить эффективность предупреждения и нейтрализации возникновения межнациональных и межрелигиозных конфликтных ситуаций на территории Владимирской области.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении институтов гражданского общества, а также оказание поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области, обеспечивают создание условий для повышения участия институтов гражданского общества, в том числе национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении иностранных граждан, усиление контроля за миграционными потоками являются основами для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в региональный социум.
Приложение
Верхнеуровневые целевые показатели,
характеризующие достижение целей (решение задач) государственной программы "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области"
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателей по годам реализации государственной программы |
Документ |
||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов во Владимирской области |
||||||||||||
1.1 |
Количество некоммерческих организаций в сфере реализации государственной национальной Российской Федерации политики, получающих поддержку за счет средств областного бюджета |
единиц |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|
2 |
Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) во Владимирской области |
||||||||||||
2.1 |
Уровень общероссийской гражданской идентичности |
проценты |
82,3 |
82,4 |
82,6 |
82,8 |
83,0 |
83,2 |
83,4 |
83,6 |
83,8 |
84 |
|
3 |
Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств |
||||||||||||
3.1 |
Доля граждан, отмечающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признаку национальной принадлежности, в общем количестве жителей Владимирской области |
проценты |
90,6 |
90,8 |
91,0 |
91,2 |
91,4 |
91,6 |
91,8 |
92 |
92,2 |
92,4 |
|
3.2 |
Доля граждан, отмечающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признаку языковой принадлежности, в общем количестве жителей Владимирской области |
проценты |
93,8 |
93,9 |
94 |
94,2 |
94,6 |
94,8 |
95 |
95,2 |
95,7 |
95,9 |
|
3.4. |
Доля граждан, отмечающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признаку религиозной принадлежности, в общем количестве жителей Владимирской области |
проценты |
93,2 |
93,4 |
93,6 |
93,8 |
94,0 |
94,2 |
94,4 |
94,6 |
94,8 |
95 |
|
4 |
Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия во Владимирской области, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества |
||||||||||||
4.1 |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Владимирской области |
проценты |
77,1 |
85,5 |
85,6 |
85,7 |
85,8 |
85,9 |
86 |
86,1 |
86,2 |
86,3 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" |
5. |
Обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан во Владимирской области и их интеграции в региональный социум |
||||||||||||
5.1. |
Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общем количестве жителей Владимирской области |
проценты |
66,8 |
67,0 |
67,2 |
67,4 |
67,6 |
67,8 |
68,0 |
68,2 |
68,4 |
68,6 |
|
6. |
Содействие консолидации казачьих обществ Владимирской области, привлечения казачества к несению государственной или иной службы |
||||||||||||
6.1 |
Доля членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы российского казачества, в общей численности членов казачьих обществ Владимирской области |
проценты |
77,6 |
77,8 |
78,0 |
78,1 |
78,2 |
78,3 |
78,4 |
78,5 |
78,6 |
78,7 |
|
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 31 марта 2022 г. N 212 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.