Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением
Администрации Смоленской области
от 20.11.2013 N 933
(в редакции постановлений
Администрации Смоленской области
от 02.06.2014 N 404, от 15.08.2014 N 582,
от 26.09.2014 N 670, от 18.12.2014 N 862,
от 30.12.2014 N 942, от 06.04.2015 N 154,
от 11.06.2015 N 328, от 06.08.2015 N 479,
от 03.09.2015 N 549, от 12.11.2015 N 695,
от 22.12.2015 N 821, от 29.12.2015 N 870,
от 05.02.2016 N 37, от 25.02.2016 N 88,
от 13.05.2016 N 260, от 29.06.2016 N 375,
от 13.09.2016 N 558, от 11.10.2016 N 589,
от 24.10.2016 N 606, от 13.12.2016 N 727,
от 30.12.2016 N 817, от 22.02.2017 N 70,
от 01.03.2017 N 83, от 29.06.2017 N 427,
от 26.09.2017 N 649, от 13.10.2017 N 695,
от 29.11.2017 N 790, от 27.12.2017 N 910,
от 30.01.2018 N 45, от 22.02.2018 N 110,
от 26.04.2018 N 267, от 03.07.2018 N 456,
от 19.10.2018 N 673, от 04.12.2018 N 818,
от 28.12.2018 N 955, от 22.02.2019 N 59,
от 15.04.2019 N 214, от 27.06.2019 N 382,
от 25.09.2019 N 562, от 18.11.2019 N 692,
от 19.12.2019 N 780, от 13.03.2020 N 116,
от 13.04.2020 N 193, от 25.06.2020 N 371,
от 05.08.2020 N 483, от 17.09.2020 N 566,
от 19.10.2020 N 605, от 16.11.2020 N 680,
от 10.12.2020 N 752, от 23.12.2020 N 813,
от 17.03.2021 N 145, от 22.07.2021 N 468,
от 20.09.2021 N 604, от 22.10.2021 N 670,
от 22.11.2021 N 722, от 28.12.2021 N 859,
от 29.12.2021 N 886)
Областная государственная программа
"Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области"
Паспорт Государственной программы
Основные положения
Показатели Государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение показателя (2021 год) |
Планируемое значение показателя |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации, нарастающий итог |
тыс. человек |
22,19 |
22,19 |
22,19 |
22,19 |
2. |
Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, нарастающий итог |
штук |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, нарастающий итог |
штук |
0 |
0 |
1 |
1 |
4. |
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, нарастающий итог |
тыс. человек |
0 |
0 |
320,17 |
320,17 |
5. |
Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
процентов |
99,1 |
98,6 |
98,6 |
98,6 |
6. |
Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
процентов |
0,9 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
7. |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
процентов |
45,5 |
51,4 |
57,5 |
57,5 |
8. |
Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (с нарастающим итогом) |
штук |
27 |
28 |
29 |
29 |
9. |
Количество особо охраняемых природных территорий регионального значения |
единиц |
55 |
55 |
56 |
56 |
10. |
Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления |
процентов |
19,87 |
29,34 |
29,34 |
29,34 |
11. |
Количество отобранных проб воздуха, воды, почвы, отходов |
единиц |
10 |
10 |
10 |
10 |
12. |
Качество окружающей среды |
процентов |
100,0 |
106,3 |
104,2 |
108,3 |
Структура Государственной программы
N п/п |
Задача структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Региональный проект "Чистая страна" | |||
|
Руководитель регионального проекта - исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна, срок реализации - 2019 - 2024 годы |
||
1.1. |
Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде |
восстановлены, в том числе рекультивированы, 1,7 гектара земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде (по состоянию на 31 декабря 2019 года); улучшено для 22,19 тыс. человек качество жизни в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба (по состоянию на 31 декабря 2019 года) |
численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации, нарастающий итог; количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, нарастающий итог |
1.2. |
Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов |
по состоянию на 31 декабря 2023 года ликвидирована 1 несанкционированная свалка в границах города Смоленска, что позволит улучшить качество жизни 320,17 тыс. человек |
численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, нарастающий итог; количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, нарастающий итог |
2. Ведомственный проект "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области" | |||
|
Руководитель ведомственного проекта - исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна, срок реализации - 2022 - 2024 годы |
||
|
Созданы условия для защиты от негативного воздействия вод населения и объектов экономики |
обеспечена защищенность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод посредством приведения в безопасное состояние гидротехнических сооружений |
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (с нарастающим итогом) |
3. Ведомственный проект "Внедрение системы обращения с твердыми коммунальными и опасными отходами" | |||
|
Руководитель ведомственного проекта - исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна, срок реализации - 2022 - 2024 годы |
||
|
Созданы условия для внедрения системы обращения с твердыми коммунальными и опасными отходами |
обеспечено внедрение системы накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения; обеспечено внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов; созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и приобретены контейнеры (бункеры) для накопления твердых коммунальных отходов |
качество окружающей среды; доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
4. Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности органов исполнительной власти" | |||
|
Ответственный за выполнение комплекса процессных мероприятий - исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна |
||
|
Обеспечены организационные, информационные, научно-методические условия для реализации Государственной программы |
обеспечены функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов посредством реализации мероприятий Государственной программы |
|
5. Комплекс процессных мероприятий "Создание условий для регулирования качества окружающей среды" | |||
|
Ответственный за выполнение комплекса процессных мероприятий - исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна |
||
5.1. |
Обеспечены условия для выявления и оценки качества компонентов окружающей среды |
осуществлен региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Смоленской области; выявлены процессы, негативно влияющие на качество воды в водных объектах и их состояние |
количество отобранных проб воздуха, воды, почвы, отходов |
5.2. |
Созданы условия, направленные на улучшение экологического состояния особо охраняемых природных территорий регионального значения и водных объектов |
предотвращено загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод, а также сохранена среда обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; улучшено экологическое состояния особо охраняемых природных территорий |
доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления; количество особо охраняемых природных территорий регионального значения |
Финансовое обеспечение Государственной программы
Источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей) |
|||
всего |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
В целом по Государственной программе, в том числе: |
150 325,7 |
61 358,1 |
57 475,3 |
31 492,3 |
федеральный бюджет |
27 723,3 |
10 172,5 |
13 523,0 |
4 027,8 |
областной бюджет |
121 554,8 |
50 739,5 |
43 350,8 |
27 464,5 |
местные бюджеты |
1 047,6 |
446,1 |
601,5 |
- |
Приложение
к паспорту
Государственной программы
Сведения
о показателях Государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Методика расчета показателя или источник получения информации о значении показателя (наименование формы статистического наблюдения, реквизиты документа об утверждении методики и т.д.) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (с нарастающим итогом) |
методика расчета показателя утверждена приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 04.02.2022 N 0033/0103 "Об утверждении методики расчета показателей областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" |
2. |
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации, нарастающий итог |
методика расчета показателя утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.03.2021 N 153 "Об утверждении официальных статистических методологий расчета показателей федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология" (далее - приказ Минприроды России от 03.03.2021 N 153) |
3. |
Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, нарастающий итог |
методика расчета показателя утверждена приказом Минприроды России от 03.03.2021 N 153 |
4. |
Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, нарастающий итог |
методика расчета показателя утверждена приказом Минприроды России от 03.03.2021 N 153 |
5. |
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, нарастающий итог |
методика расчета показателя утверждена приказом Минприроды России от 03.03.2021 N 153 |
6. |
Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
методика расчета показателя утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.09.2021 N 629 "Об утверждении официальных статистических методологий расчета основных показателей "доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов", "доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов", "доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов" федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее - приказ Минприроды России от 02.09.2021 N 629) |
7. |
Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
методика расчета показателя утверждена приказом Минприроды России от 02.09.2021 N 629 |
8. |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
методика расчета показателя утверждена приказом Минприроды России от 02.09.2021 N 629 |
9. |
Количество особо охраняемых природных территорий регионального значения |
методика расчета показателя утверждена приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 04.02.2022 N 0033/0103 "Об утверждении методики расчета показателей областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" (далее - приказ начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 04.02.2022 N 0033/0103) |
10. |
Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления |
методика расчета показателя утверждена приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 04.02.2022 N 0033/0103 |
11. |
Количество отобранных проб воздуха, воды, почвы, отходов |
методика расчета показателя утверждена приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 04.02.2022 N 0033/0103 |
12. |
Качество окружающей среды |
методика расчета показателя утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" |
1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы
Водные ресурсы играют важную роль в экологическом, экономическом и географическом положении Смоленской области.
Забор воды из водных объектов за 2020 год составил 142,67 млн. . Из общего объема использованной воды 34,1% (44,33 ) используется на хозяйственно-питьевые нужды, 62,5% (81,32 млн. ) - на производственные нужды, 3,4% (3,89 млн. ) - на нужды сельскохозяйственного водоснабжения и рыбного хозяйства, 48,5% (63,3 млн. ) от общего объема использованной воды приходится на предприятия по производству и распределению электроэнергии. Основной объем забранной воды (92,8%) приходится на бассейн реки Днепр. В водные объекты Смоленской области в 2020 году сброшено 58,27 млн. сточных вод, из них 44,67 млн. (76,6%) - загрязненных. Дефицита водных ресурсов в Смоленской области не наблюдается.
Необходимость в создании глобальных защитных систем от наводнений на территории Смоленской области отсутствует, но локальные системы защиты территорий необходимы.
Особую опасность при прохождении половодья и паводков представляют гидротехнические сооружения, построенные на водотоках, не обладающие достаточной пропускной способностью и находящиеся в неудовлетворительном техническом и предаварийном состоянии, что ведет к их разрушению, затоплению и подтоплению нижележащих территорий, разрушению дорожной сети и коммуникаций.
В настоящее время на территории Смоленской области насчитывается 231 гидротехническое сооружение. Большинство из них имеет сроки эксплуатации 30 лет и более. Техническое состояние гидротехнических сооружений ежегодно ухудшается. Более половины гидротехнических сооружений представляют опасность для объектов экономики и населения Смоленской области при аварийных ситуациях, особенно в период весеннего половодья и дождевых паводков. Также следует учитывать, что в случае разрушения гидротехнического сооружения население лишается единственного места отдыха и пожарного водоема. В целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и приведения гидротехнических сооружений в надлежащее состояние необходимо проведение их капитального ремонта, что предполагает расходы бюджетов разных уровней в течение длительного периода времени и не может быть осуществлено в рамках одного финансового года.
За период с 2018 по 2021 год было отремонтировано 4 гидротехнических сооружения, в 2022 году планируется отремонтировать за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, еще 2 гидротехнических сооружения.
Приведение гидротехнических сооружений в безопасное состояние позволит обеспечить улучшение качества жизни населения и состояния окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Смоленской области.
На 01.01.2022 в Смоленской области насчитывается 17 объектов, обладающих признаками накопленного вреда, требующих рекультивации.
В целях снижения негативного воздействия таких объектов на окружающую среду необходимо проводить работу по их ликвидации и рекультивации территорий, на которых они расположены. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" рекультивация земель обеспечивается собственниками или арендаторами земельных участков, находящихся под свалкой. Проведение работ по рекультивации земель в соответствии с федеральным законодательством может осуществляться только при наличии утвержденной проектной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Объекты несанкционированного размещения отходов при обследовании могут быть включены в реестр объектов накопленного экологического вреда и подлежат ликвидации уже как опасные объекты. Для выявления степени опасности необходимо исследовать объекты на определение уровня их воздействия на окружающую среду, обеспечить разработку и согласование проектной документации, проведение государственной экологической экспертизы и других необходимых экспертиз.
Согласно статье 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
Свалки, выявленные в границах городов, а также опасные объекты накопленного экологического вреда подлежат ликвидации и рекультивации в рамках федерального проекта "Чистая страна" в составе национального проекта "Экология".
Между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации заключено соглашение о реализации регионального проекта "Чистая страна" на территории Смоленской области.
В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 N 427, Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.
На территории региона функционирует 13 полигонов твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В Смоленской области проживает 921,1 тыс. человек. По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы), в 2019 году образовалось 1 695 632 тонны отходов, в 2020 году - 1 810 227 тонн. Из общего числа образовавшихся отходов количество ТКО в 2019 году составляет 251 572 тонны, в 2020 году - 265 278 тонн, в 2021 году - 265 950,4 тонны.
Количество отходов каждый год увеличивается, что неразрывно связано с повышением благосостояния общества и количеством выпускаемых товаров в упаковке. Следует отметить, что большинство товаров упакованы в тару и материалы из пластика, бумаги, стекла и металла. На эти компоненты приходится более 40% ТКО, размещаемых на полигонах.
Основная проблема размещения отходов на полигонах связана с захоронением полезных компонентов, возможных к дальнейшей утилизации и использованию в качестве вторичных материальных ресурсов.
Ввиду ежегодного роста количества отходов мощности имеющихся полигонов постепенно сокращаются. Строительство новых объектов размещения отходов подразумевает увеличение общей площади земель, отводимых под полигоны, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды.
Кроме того, захоронение отходов существенным образом влияет на такие компоненты окружающей среды, как почва и атмосферный воздух.
В целях обеспечения реализации норм федерального и областного законодательства в области обращения с ТКО необходимо развивать и совершенствовать эту сферу.
Улучшение ситуации возможно только путем ввода раздельного накопления ТКО, изъятия в процессе обработки полезных фракций отходов, увеличения доли отходов, направляемых на переработку и утилизацию, и тем самым сокращения доли захораниваемых отходов, а также проектирования и строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, современных полигонов ТКО.
Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии предоставляется субсидия юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат на приобретение контейнеров для раздельного накопления ТКО. При раздельном накоплении ТКО выделяются полезные компоненты, подлежащие обезвреживанию, обработке, утилизации, перечень которых определяется в соответствии с федеральным законодательством.
В 2021 году за счет средств указанной субсидии было приобретено и установлено на территории Смоленской области 150 контейнеров для раздельного накопления отходов пластика. Раздельное накопление ТКО по группам однородных отходов позволяет увеличивать долю отходов, направляемых на утилизацию, и снижает объем отходов, направляемых на захоронение.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" в 2021 году 46 субъектам Российской Федерации предоставлены субсидии на закупку контейнеров для раздельного накопления ТКО. Общий объем финансирования, выделенный Правительством Российской Федерации в 2021 году, составил 1 млрд. рублей.
Смоленской области на указанные цели выделено более 2,3 млн. рублей, за счет которых с учетом софинансирования из областного бюджета в 2021 году приобретено 182 контейнера для раздельного накопления ТКО (пластика).
Федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" для регионов установлены обязательства по достижению показателей обработки и утилизации ТКО. К 2030 году согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" необходимо создать устойчивую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающую сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Наряду с раздельным накоплением ТКО на территории Смоленской области за счет средств областного бюджета предоставляется субсидия юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с внедрением системы накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения.
В период с 2018 по 2020 год на территории Смоленской области, в том числе в городе Смоленске, установлено 37 контейнеров для накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) - экобоксов. Размер предоставляемой субсидии составил свыше 1,5 млн. рублей. В 2021 году приобретено 6 экобоксов на сумму 279 тыс. рублей.
На территории Смоленской области с 1 января 2019 года начал осуществлять деятельность региональный оператор по обращению с ТКО. Так, по результатам работы регионального оператора в 2019 году было направлено на обработку 50,5 тыс. тонн ТКО, на утилизацию - 0,364 тыс. тонн ТКО, в 2020 году было направлено на обработку 108,8 тыс. тонн ТКО, на утилизацию - 1,5 тыс. тонн ТКО, в 2021 году направлено на обработку 120,9 тыс. тонн ТКО, на утилизацию - 2,4 тыс. тонн ТКО.
В целях достижения указанных показателей, а также учитывая то, что основная масса ТКО образуется в центральной и восточной частях Смоленской области, целесообразно создать в этих районах 2 комплекса по обращению с отходами, включающие в себя объекты по размещению, объекты по сортировке и утилизации отходов.
Для создания указанной инфраструктуры обращения с отходами в Смоленской области между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии в феврале 2019 года заключено соглашение о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с ТКО (Смоленская область)" на территории Смоленской области.
Одной из основных составляющих природной среды является биота - совокупность живых организмов, населяющих определенную экосистему. Чем разнообразнее биота, тем больше обитающих на том или ином участке земли растений и животных, тем устойчивее природные системы, тем менее они подвержены изменениям в результате различных негативных воздействий. Основу биоразнообразия составляют 60 видов млекопитающих, около 280 видов птиц, 45 видов рыб. Флора насчитывает около 1 000 видов, из которых более 930 видов - цветковые растения. Очевидно, что без достаточно широкой сети природных территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью, невозможно сохранить естественную структуру и видовой состав природных экосистем, ландшафтное и биологическое разнообразие.
Экологическое информирование населения Смоленской области является частью государственного управления природоохранной деятельностью. Субъекты Российской Федерации осуществляют функции по подготовке и изданию ежегодного доклада о состоянии окружающей среды.
За период с 2019 по 2021 год выпущено 300 экземпляров ежегодных докладов о состоянии окружающей среды Смоленской области (ежегодно по 100 экземпляров), ежеквартально издается периодическое печатное издание "Экологический вестник Смоленщины" (тиражом 500 экземпляров).
В целях охраны водных объектов на территории Смоленской области проводятся мероприятия по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос.
Определение границ водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов.
В 2022 - 2023 годах планируется провести следующие виды работ:
- определение местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Гжати с притоками на территории Смоленской области;
- определение местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Каспли (от истока реки Каспли до ее притока - реки Половья) с притоками на территории Смоленской области;
- определение местоположения береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Сож и ее притоков на территории Смоленской области, а также водных объектов, расположенных в границах охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере водных отношений" и Указом Губернатора Смоленской области от 25.07.2007 N 4 "Об органе исполнительной власти Смоленской области, уполномоченном на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений" участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов на территории Смоленской области относится к полномочиям Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии.
Осуществление мониторинга водных объектов будет проводиться в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219, которым предусмотрено, что мониторинг поверхностных водных объектов проводится:
- Федеральным агентством водных ресурсов;
- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время мониторинг осуществляется Смоленским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на 16 пунктах наблюдения и Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов на 7 пунктах наблюдения. Смоленской областью данный мониторинг осуществляется с 2012 года на 14 пунктах наблюдения, с 2014 года - на 24 пунктах наблюдения.
Качественный состав воды в поверхностных водных объектах в основном оценивается от умеренно загрязненного до загрязненного, в местах значительного сосредоточения населения и промышленности - до грязного.
В результате интенсивного использования водных ресурсов происходит изменение не только количества воды, пригодной для той или иной сферы хозяйственной деятельности, но и ее качества. Объясняется это тем, что большинство рек является одновременно источниками водоснабжения и приемниками хозяйственно-бытовых, производственных и сельскохозяйственных стоков. Эффективность работы очистных сооружений оставляет желать лучшего. Основная масса загрязняющих веществ, в том числе хлориды, сульфаты, взвешенные вещества, азот аммонийный, железо, поступает от предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты, приходится на бассейн реки Днепр.
В целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, получения информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, в рамках Государственной программы будут продолжены гидрохимические, гидрологические и гидробиологические наблюдения на 24 пунктах наблюдения.
Здоровье и благополучие населения являются главными ценностями, которые невозможно сохранить без обеспечения благоприятной экологической обстановки. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Одними из важнейших приоритетов экологической политики являются достижение минимального вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
В рамках Государственной программы по 2024 год планируется участие в реализации федеральных проектов "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в составе национального проекта "Экология".
Предусматриваются следующие направления деятельности:
- осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены;
- формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области;
- увеличение количества особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- увеличение количества установленных охранных зон для особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- проведение мониторинга водных объектов и атмосферного воздуха;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
- разработка проектно-сметной документации ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Смоленской области;
- разработка и внедрение системы сбора ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения;
- организация раздельного сбора твердых коммунальных отходов в органах государственной власти.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Государственной программы станут улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности жителей Смоленской области.
2. Сведения о региональном проекте "Чистая страна"
Общие положения
Руководитель регионального проекта |
исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна |
Связь с Государственной программой |
областная государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Смоленской области" |
Значения результатов регионального проекта
Наименование результата |
Единица измерения |
Базовое значение результата (2021 год) |
Планируемое значение результата на очередной финансовый год и плановый период |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Разработка проектно-сметной документации ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Смоленской области (нарастающий итог) |
единиц |
1 |
3 |
4 |
|
3. Сведения о ведомственных проектах
Сведения
о ведомственном проекте "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области"
Общие положения
Руководитель ведомственного проекта |
исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна |
Связь с Государственной программой |
областная государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" |
Значения результатов ведомственного проекта
Название результата |
Единица измерения |
Базовое значение результата (2021 год) |
Планируемое значение результата на очередной финансовый год и плановый период |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Осуществлены мероприятия по приведению гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное состояние (нарастающим итогом) |
штук |
27 |
28 |
29 |
29 |
Порядок
предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности
1. Настоящий Порядок устанавливает цели и условия предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее - объекты), в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Главным распорядителем средств субсидий является Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент).
Источником финансового обеспечения субсидий являются средства субсидий, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322, и средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области".
4. Условиями предоставления субсидий являются:
- наличие в бюджете муниципального района Смоленской области, городского округа Смоленской области (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального района Смоленской области, городского округа Смоленской области (далее - муниципальные образования Смоленской области), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;
- заключение органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области с Департаментом с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИС "Электронный бюджет") соглашения о предоставлении субсидии.
5. Критериями отбора муниципальных образований Смоленской области для предоставления субсидий являются:
1) наличие находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
2) наличие проектно-сметной документации на объекты.
6. Для получения субсидий органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области представляют в Департамент:
1) заявку на получение субсидии по форме и в срок, установленные приказом начальника Департамента;
2) выписки из реестра имущества муниципального образования Смоленской области на объекты, подлежащие капитальному ремонту за счет субсидий;
3) акты об утверждении проектно-сметной документации на объекты;
4) сводные сметные расчеты стоимости капитального ремонта объектов;
5) положительные заключения предусмотренных законодательством Российской Федерации государственных экспертиз проектно-сметной документации на объекты;
6) сведения об остатках сметной стоимости работ на переходящих объектах, капитальный ремонт которых подлежит завершению в текущем году, а также копии заключенных государственных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по капитальному ремонту этих объектов и отчетную документацию о выполнении условий конкурсного отбора подрядных организаций, выполняющих такой ремонт;
7) справки об износе гидротехнических сооружений по состоянию на 1 января текущего года;
8) выписку из нормативного правового акта о бюджете муниципального образования Смоленской области, подтверждающую финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка;
9) выписку из муниципального правового акта, предусматривающего мероприятия, связанные с целями предоставления субсидии, из которых возникают расходные обязательства;
10) акт обследования гидротехнического сооружения;
11) проектно-сметную документацию на капитальный ремонт гидротехнического сооружения;
12) дефектную ведомость;
13) технический паспорт или план гидротехнического сооружения;
14) информацию "Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области" о возможном нанесенном ущербе;
15) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке объекта - гидротехнического сооружения - на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Копии документов должны быть заверены подписью главы муниципального образования Смоленской области или иного лица, уполномоченного на это, и печатью.
7. Распределение субсидий осуществляется согласно следующей формуле:
, где:
- размер субсидии j-му муниципальному образованию Смоленской области на очередной финансовый год;
- прогнозный объем затрат j-гo муниципального образования Смоленской области, связанных с организацией мероприятий по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, который определяется в соответствии с расчетами потребности в средствах субсидии j-гo муниципального образования Смоленской области на очередной финансовый год;
X - уровень софинансирования из областного бюджета расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области, связанных с организацией мероприятий по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
8. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Смоленской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Департаментом и органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, предусматривающего:
- обязательство муниципального образования Смоленской области по финансированию расходов на осуществление капитального ремонта объекта в размере до 10 процентов расчетной стоимости капитального ремонта гидротехнического сооружения;
- представление муниципальным образованием Смоленской области с применением ГИС "Электронный бюджет" отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, по форме, являющейся приложением к соглашению о предоставлении субсидии;
- представление муниципальным образованием Смоленской области с применением ГИС "Электронный бюджет" отчета о достижении значений результата предоставления субсидии по форме, являющейся приложением к соглашению о предоставлении субсидии;
- обязательство муниципального образования Смоленской области по возврату средств из бюджета муниципального образования Смоленской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, при нарушении по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии обязательств по достижению значений результата предоставления субсидии и неустранении указанного нарушения в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результата предоставления субсидии в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии в году, следующем за годом предоставления субсидии;
- обязательство муниципального образования Смоленской области по возврату средств из бюджета муниципального образования Смоленской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, при нарушении по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии обязательств по соблюдению уровня финансирования, выраженного в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Смоленской области, предусмотренных в бюджете муниципального образования Смоленской области, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.
9. Перечисление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии в порядке, установленном Федеральным казначейством, после представления в Департамент органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области следующих документов:
1) копий конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о запросе котировок и других документов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок;
2) копий муниципальных контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);
3) копий положительных заключений о соответствии выполненных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, составленных при осуществлении строительного контроля в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
4) сведений о стоимости выполненных работ и затрат по формам N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.99 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
10. Результатами предоставления субсидии являются:
- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (единиц);
- доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве предусмотренных к капитальному ремонту гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности (процентов).
11. В случае недостижения результата предоставления субсидии муниципальное образование Смоленской области должно вернуть в областной бюджет средства в объеме, определяемом по следующей формуле:
, где:
- объем средств, подлежащий возврату i-м муниципальным образованием Смоленской области в областной бюджет;
- объем фактически предоставленных бюджету i-го муниципального образования Смоленской области средств субсидии в отчетном году, за исключением остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года;
- коэффициент возврата субсидий для i-го муниципального образования Смоленской области.
Общий объем средств, подлежащий возврату по отдельному виду субсидий (отдельному соглашению), не может превышать 5 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, фактически поступивших в году, в котором предоставлена субсидия.
Коэффициент возврата субсидий определяется по следующей формуле:
, где:
n - общее количество результатов предоставления субсидий;
- индекс, отражающий уровень недостижения i-м муниципальным образованием Смоленской области j-го результата предоставления субсидий (рассчитывается только по тем результатам предоставления субсидии, значения которых не были достигнуты), определяемый по следующей формуле:
, где:
- фактически достигнутое i-м муниципальным образованием Смоленской области значение j-гo результата предоставления субсидии на отчетную дату;
- плановое значение j-го результата предоставления субсидии, установленное для i-гo муниципального образования Смоленской области.
12. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Ответственность за нецелевое использование субсидии, несоблюдение условий ее предоставления, установленных настоящим Порядком, а также достоверность представляемых в Департамент отчетов и информации несет муниципальное образование Смоленской области.
В случаях нецелевого использования субсидии, нарушения условий ее предоставления, установленных настоящим Порядком, установления факта представления недостоверной информации для получения субсидии муниципальное образование Смоленской области обязано возвратить в областной бюджет средства субсидии в полном объеме.
13. В случае выявления в отчетном году нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, средства субсидии подлежат добровольному возврату на лицевой счет Департамента, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в полном объеме.
В случае выявления по истечении отчетного года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, средства субсидии подлежат добровольному возврату в доход областного бюджета в полном объеме.
При отказе от добровольного возврата субсидии ее возврат производится Департаментом в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Сведения
о ведомственном проекте "Внедрение системы обращения с твердыми коммунальными и опасными отходами"
Общие положения
Руководитель ведомственного проекта |
исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна |
||
Связь с Государственной программой |
областная государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" |
Значения результатов ведомственного проекта
N п/п |
Название результата |
Единица измерения |
Базовое значение результата (2021 год) |
Планируемое значение результата на очередной финансовый год и плановый период |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Осуществлены мероприятия по внедрению системы накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения: |
|
|
|
|
|
установлены контейнеры для накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек), собранных от населения |
штук |
6 |
2 |
|
|
|
переданы на обезвреживание ртутьсодержащие отходы и отработанные источники малого тока (батарейки), собранные у населения |
тонн |
4 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
|
2. |
Осуществлены мероприятия по внедрению системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов: |
|
|
|
|
|
установлены контейнеры для раздельного накопления твердых коммунальных отходов |
штук |
6 |
3 |
- |
- |
|
направлены на утилизацию твердые коммунальные отходы |
тонн |
1200 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
|
3. |
Осуществлены мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и (или) приобретению контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов: |
|
|
|
|
|
созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов |
единиц |
53 |
30 |
|
|
|
приобретены контейнеры (бункеры) для накопления твердых коммунальных отходов |
штук |
4 |
10 |
|
|
Порядок
предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на осуществление деятельности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов
1. Настоящий Порядок устанавливает цели и условия предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на осуществление деятельности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Смоленской области (далее также - местные бюджеты) в целях создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и (или) приобретения контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов.
3. Критериями отбора муниципальных образований Смоленской области (далее - муниципальные образования) для предоставления субсидий являются:
- наличие у муниципального образования полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления";
- наличие у муниципального образования потребности в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов и (или) потребности в контейнерах (бункерах) для накопления твердых коммунальных отходов.
4. Условиями предоставления субсидий являются:
- наличие в бюджете муниципального образования Смоленской области (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;
- заключение органом местного самоуправления муниципального образования с Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) соглашения о предоставлении субсидии.
5. Результатами использования субсидий являются количество созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и (или) количество приобретенных контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов.
6. Распределение субсидий осуществляется согласно следующей формуле:
, где:
- размер субсидии j-му муниципальному образованию на очередной финансовый год;
- прогнозный объем затрат j-го муниципального образования на осуществление деятельности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и (или) приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов, который определяется в соответствии с расчетами потребности в средствах субсидии j-го муниципального образования на очередной финансовый год;
X - уровень софинансирования из областного бюджета расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на осуществление деятельности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и (или) приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов.
7. Субсидии предоставляются местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
8. Органы местного самоуправления муниципальных образований для получения субсидий представляют в Департамент:
- заявку органа местного самоуправления муниципального образования на получение субсидии по форме и в срок, установленные приказом начальника Департамента;
- выписку из муниципального правового акта, предусматривающего мероприятия, связанные с целями предоставления субсидии, из которых возникают расходные обязательства;
- выписку из муниципального правового акта о бюджете муниципального образования Смоленской области, подтверждающую финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка.
9. На основании представленных в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка документов Департамент в срок до 15 февраля текущего финансового года заключает соглашение о предоставлении субсидии с органом местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2019 N 715 "Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Смоленской области" (далее - постановление N 715).
10. Перечисление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии в порядке, установленном Федеральным казначейством, после представления в Департамент органом местного самоуправления муниципального образования следующих документов:
1) в случае выполнения работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов:
- копий актов осмотра земельных участков, на которых запланировано создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- копии конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о запросе котировок и других документов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок;
- копии муниципального контракта (договора) на выполнение работ;
- копии технического задания на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- копий локальных сметных расчетов стоимости выполнения работ, согласованных с органом местного самоуправления муниципального образования, с приложением рабочих чертежей;
- копии графика выполнения работ;
- копии сведений о стоимости выполненных работ и затрат по формам N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.99 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", или копии акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
- копии счета или счета-фактуры на оплату работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
2) в случае приобретения контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов:
- копии конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о запросе котировок и других документов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок;
- копии муниципального контракта (договора) на приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов с приложением спецификации на поставку товара;
- копии технического задания на приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов;
- копии акта о приемке контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов;
- копии товарной накладной на контейнеры (бункеры) для накопления твердых коммунальных отходов;
- копии счета или счета-фактуры на оплату контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов.
Копии документов должны быть заверены подписью главы муниципального образования или иного лица, уполномоченного на это, и печатью.
11. Ответственность за нецелевое использование субсидий возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований. В случае нецелевого использования субсидии соответствующие средства подлежат взысканию в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
12. Контроль за целевым использованием средств субсидий осуществляется Департаментом.
13. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальному образованию при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидии установлены постановлением N 715.
4. Паспорта комплексов процессных мероприятий
Паспорт
комплекса процессных мероприятий "Создание условий для регулирования качества окружающей среды"
Общие положения
Ответственный за выполнение комплекса процессных мероприятий |
исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна |
Связь с Государственной программой |
областная государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" |
Показатели реализации комплекса процессных мероприятий
N п/п |
Наименование показателя реализации |
Единица измерения |
Базовое значение показателя реализации (2021 год) |
Планируемое значение показателя реализации на очередной финансовый год и плановый период |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество особо охраняемых природных территорий регионального значения |
единиц |
55 |
55 |
56 |
56 |
2. |
Количество описанных местоположений границ земельных участков под особо охраняемыми природными территориями регионального значения (нарастающим итогом) |
единиц |
38 |
38 |
39 |
39 |
3. |
Количество проведенных плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения в целях соблюдения режима охраны их территорий |
единиц |
30 |
30 |
30 |
30 |
4. |
количество установленных охранных зон для особо охраняемых природных территорий регионального значения и внесение сведений о них в государственный реестр недвижимости (нарастающим итогом) |
единиц |
0 |
2 |
4 |
6 |
5. |
Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления |
процентов |
19,87 |
29,34 |
29,34 |
29,34 |
6. |
Количество экземпляров издания "Экологический вестник Смоленщины" |
единиц |
2 000 |
2 000 |
|
|
7. |
Количество телевизионных передач экологической направленности |
единиц |
1 |
1 |
|
|
8. |
Количество проведенных мероприятий экологической направленности |
единиц |
15 |
15 |
- |
- |
9. |
Количество распространенных экземпляров доклада о состоянии и об охране окружающей среды Смоленской области |
штук |
100 |
100 |
|
|
10. |
Количество отобранных проб воздуха, воды, почвы, отходов |
единиц |
10 |
10 |
10 |
10 |
11. |
Количество пунктов наблюдения за состоянием водных объектов |
единиц |
24 |
24 |
24 |
24 |
12. |
Количество отборов проб воды поверхностных водных объектов |
единиц |
96 |
96 |
|
|
Паспорт
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности органов исполнительной власти"
Общие положения
Ответственный за выполнение комплекса процессных мероприятий |
исполняющая обязанности начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Лаврикова Оксана Владимировна |
Связь с Государственной программой |
областная государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" |
Показатели реализации комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности органов исполнительной власти" не предусмотрены.
5. Оценка применения мер государственного регулирования в части налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам и сборам в сфере реализации областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области"
Наименование налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам |
Вид налога (сбора), по которому предоставлены налоговая льгота, освобождение, иная преференция по налогам и сборам |
Цель (цели) введения налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам |
Период действия налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам |
Фактический объем налогового расхода областного бюджета за 2020 год (тыс. рублей) |
Оценочный объем налогового расхода областного бюджета за 2021 год (тыс. рублей) |
Прогнозный объем налоговых расходов областного бюджета (тыс. рублей) |
Целевой показатель (индикатор) налогового расхода |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Освобождение от уплаты налога организаций и физических лиц в отношении автомобилей, оснащенных только электрическим двигателем (электрическими двигателями) |
транспортный налог |
сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика |
2020 - 2022 годы |
0 |
127 |
127 |
0 |
0 |
количество пользователей автомобилем с электродвигателями |
Установление в 2020 - 2022 годах организациям, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", ставки налога на прибыль организаций в размере 0 процентов в части налога, подлежащего зачислению в областной бюджет. Указанная налоговая ставка применяется к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами |
налог на прибыль организаций |
сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика |
2020 - 2022 годы |
38 390 |
8 500 |
8 500 |
0 |
0 |
улучшение качества оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами |
6. Сведения о финансировании структурных элементов областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области"
N п/п |
Наименование |
Участник Государственной программы |
Источник финансового обеспечения (расшифровать) |
Объем средств на реализацию Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) |
|||
всего |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Региональный проект "Чистая страна" | |||||||
1.1. |
Разработка проектно-сметной документации ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Смоленской области |
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Разработка проектно-сметной документации ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Смоленской области |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
30 000,00 |
15 000,00 |
15 000,00 |
|
Итого по региональному проекту |
|
областной бюджет |
30 000,00 |
15 000,00 |
15 000,00 |
|
|
2. Ведомственный проект "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области" | |||||||
2.1. |
Осуществлены мероприятия по приведению гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное состояние (нарастающим итогом) |
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
|
20 147,7 |
8 119,1 |
12 028,6 |
- |
федеральный бюджет |
15 886,4 |
6 401,9 |
9 484,5 |
|
|||
областной бюджет |
3 253,9 |
1 311,3 |
1 942,6 |
|
|||
местные бюджеты |
1 007,4 |
405,9 |
601,5 |
|
|||
Итого по ведомственному проекту |
|
федеральный бюджет |
20 147,7 15 886,4 |
8 119,1 6 401,9 |
12 028,6 9 484,5 |
- |
|
областной бюджет |
3 253,9 |
1 311,3 |
1 942,6 |
- |
|||
местные бюджеты |
1 007,4 |
405,9 |
601,5 |
- |
|||
3. Ведомственный проект "Внедрение системы обращения с твердыми коммунальными и опасными отходами" | |||||||
3.1. |
Осуществлены мероприятия по внедрению системы накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения: установлены контейнеры для накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек), собранных от населения; переданы на обезвреживание ртутьсодержащие отходы и отработанные источники малого тока (батарейки), собранные у населения |
|
|
|
|
|
|
3.2. |
Субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с разработкой и внедрением системы накопления ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
99,6 |
99,6 |
|
|
3.3. |
Осуществлены мероприятия по внедрению системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов: установлены контейнеры для раздельного накопления твердых коммунальных отходов; направлены на утилизацию твердые коммунальные отходы |
|
|
|
|
|
|
3.4. |
Субсидии юридическим лицам за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с организацией раздельного накопления твердых коммунальных отходов |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
200,00 |
200,00 |
|
|
3.5. |
Осуществлены мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и (или) приобретению контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов: |
|
|
|
|
|
|
|
созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; приобретены контейнеры (бункеры) для накопления твердых коммунальных отходов |
|
|
|
|
|
|
3.6. |
Субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на осуществление деятельности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
|
4 016,9 |
4 016,9 |
- |
|
областной бюджет |
3 976,7 |
3 976,7 |
|
|
|||
местные бюджеты |
40,2 |
40,2 |
|
|
|||
3.7. |
Техническое обслуживание и сопровождение электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
300,00 |
300,00 |
|
|
Итого по ведомственному проекту |
|
областной бюджет |
4 616,5 4 576,3 |
4 616,5 4 576,3 |
- |
- |
|
местные бюджеты |
40,2 |
40,2 |
- |
- |
|||
4. Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности органов исполнительной власти" | |||||||
|
Расходы на обеспечение деятельности государственных органов |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
72 118,1 |
23 487,4 |
23 838,6 |
24 792,1 |
Итого по комплексу процессных мероприятий |
|
областной бюджет |
72 118,1 |
23 487,4 |
23 838,6 |
24 792,1 |
|
5. Комплекс процессных мероприятий "Создание условий для регулирования качества окружающей среды" | |||||||
5.1. |
Расходы на реализацию государственных функций |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
300,00 |
300,00 |
|
|
5.2. |
Лабораторное сопровождение регионального государственного экологического контроля (надзора) и проведение лабораторных исследований территорий, подверженных негативному воздействию хозяйственной и иной деятельности |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
300,00 |
300,00 |
|
|
5.3. |
Обеспечение деятельности областных государственных учреждений |
областное государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области" |
областной бюджет |
7 881,1 |
2 639,1 |
2 569,6 |
2 672,4 |
5.4. |
Обеспечение устойчивого развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения Смоленской области |
областное государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых, природных территорий Смоленской области" |
областной бюджет |
550,0 |
550,00 |
|
|
5.5. |
Экологическое информирование населения Смоленской области |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
500,00 |
500,00 |
|
|
5.6. |
Установление (нанесение на землеустроительные карты) водоохранных зон |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
федеральный бюджет |
11 836,9 |
3 770,6 |
4 038,5 |
4 027,8 |
5.7. |
Мониторинг водных объектов |
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
областной бюджет |
2 075,4 |
2 075,4 |
|
|
Итого по комплексу процессных мероприятий |
|
|
23 443,4 |
10 135,1 |
6 608,1 |
6 700,2 |
|
федеральный бюджет |
11 836,9 |
3 770,6 |
4 038,5 |
4 027,8 |
|||
областной бюджет |
11 606,5 |
6 364,5 |
2 569,6 |
2 672,4 |
|||
Всего по Государственной программе |
|
150 325,7 |
61 358,1 |
57 475,3 |
31 492,3 |
||
федеральный бюджет |
27 723,3 |
10 172,5 |
13 523,0 |
4 027,8 |
|||
областной бюджет |
121 554,8 |
50 739,5 |
43 350,8 |
27 464,5 |
|||
местные бюджеты |
1 047,6 |
446,1 |
601,5 |
- |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Смоленской области от 28 марта 2022 г. N 173 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.