Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 марта 2022 г. N 29/262-7
Информация
о практике работы Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2021 году
В настоящее время нормативной правовой основой функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) являются:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ);
2. Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года N 134/973-II (далее - Положение);
3. Регламент использования подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", утвержденный постановлением ЦИК России от 26 марта 2014 года N 223/1437-6 (далее - Регламент);
4. Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 48-ПГ "О мерах по реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации";
5. Постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";
6. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2018 года N 1008-П "Об уполномоченном органе".
Кроме того, во всех муниципальных районах, муниципальных и городских округах автономного округа приняты соответствующие решения органами местного самоуправления, направленные на исполнение данных нормативных актов.
В рамках работы по изучению практики осуществления регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проводимой Избирательной комиссией автономного округа, ежегодно обобщается и анализируется информация по данному вопросу.
С этой целью Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа были направлены в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, военному комиссару Ямало-Ненецкого автономного округа, Управление Судебного департамента в Ямало-Ненецком автономном округе, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу запросы о предоставлении информации о наличии возможных расхождений в количестве сведений о гражданах Российской Федерации для формирования и ведения Регистра избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - Регистр избирателей), предоставленных главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе по актам приема-передачи.
Из полученных ответов не выявлено значительных расхождений в количестве сведений о гражданах Российской Федерации, переданных главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе по актам приема-передачи в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа.
Из полученных сведений следует, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума на территории автономного округа осуществляется в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами.
В то же время в отдельных случаях у участников Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации возникают сложности, связанные с наличием неоднократной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства на территории различных муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Это происходит, как правило, из-за возникающих задержек (до нескольких месяцев) в передаче сведений о регистрации гражданина Российской Федерации по новому месту жительства в подразделение по вопросам миграции территориальных органов Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по старому месту жительства для снятия гражданина с регистрационного учета. Поэтому работа по уточнению информации о дважды и более раз учтенных избирателях, участниках референдума (далее - "двойники") должна проводиться постоянно. В соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об указанных избирателях, участниках референдума ежеквартально выявляются на комплексах средств автоматизации (далее - КСА) Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") территориальных избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ТИК), Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и направляются через глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов в территориальные органы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу для их уточнения.
После внесения изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей в 2018 году (постановление ЦИК России от 7 февраля 2018 года N 138/1139-7), направленных на сокращение количества "двойников", продолжилась работа по исправлению некорректных сведений, в том числе повторяющихся записей об избирателях в Регистре избирателей.
Продолжает применяться практика ежеквартальной передачи сведений о "двойниках", выявленных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Как показал анализ данной работы, общее количество "двойников" в Регистре избирателей в 2021 году благодаря этому уменьшилось с начала года. По состоянию на 1 января 2022 года в Регистре избирателей находилось 3074 "двойника", что на 84 человека меньше в сравнении с их количеством по состоянию на 1 января 2021 года (приложение N 1).
Главам муниципальных районов, муниципальных и городских округов в автономном округе необходимо взять под особый контроль работу по уточнению информации о дважды и более раз учтенных избирателях, участниках референдума для дальнейшего исключения их из списков избирателей совместно с соответствующими органами регистрационного учета граждан Российской Федерации.
В целях совершенствования регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с организацией подготовки и проведения 19 сентября 2021 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа было подписано распоряжение от 16 ноября 2020 года N 347-Р "О мерах по уточнению сведений об избирателях, участниках референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", которым был утвержден план мероприятий.
На основании данного распоряжения главы муниципальных районов, городских и муниципальных округов в Ямало-Ненецком автономном округе подготовили и утвердили аналогичные планы мероприятий по уточнению сведений об избирателях, участниках референдума на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с утвержденным планом была организована и проведена сверка сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в базах данных Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
По результатам сверки были выявлены записи, сведения по которым расходились, в следствие чего было направлено 145 244 сведения в территориальные органы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу для их уточнения, проверки и актуализации.
По итогам сверки 13 845 уточненных сведений об избирателях переданы главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа для ввода в Регистр избирателей, участников референдума.
По результатам обработки уточненных сведений в Регистр избирателей, участников референдума внесено 11 430 уточнений, из них:
3442 уточнения о регистрации (снятие с регистрации, факт регистрации, изменение места регистрации);
6371 уточнение в паспортные данные (выдача, замена, уточнение реквизитов);
47 уточнений о государственной регистрации смерти граждан;
6 уточнений о признании гражданина недееспособным;
899 уточнений по другим параметрам (Ф.И.О., дата, место рождения, пол);
665 сведений о принятых на воинскую службу.
Избирательной комиссией автономного округа также был проведен анализ в части уточнения сведений об избирателях, использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР. По состоянию на 1 января 2022 года в базе данных имеются сведения о двух таких гражданах: в городе Ноябрьске и в Тазовском районе. Главе города Ноябрьска и Главе Тазовского района совместно с территориальными органами Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу рекомендуется провести разъяснительную работу среди граждан Российской Федерации, использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР, о необходимости замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
Кроме того, на территории автономного округа продолжается работа по реализации положений Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 5242-1) в части регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 6.1 Федерального закона N 5242-1 регистрация таких избирателей осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2022 года на территории автономного округа 1 594 избирателя имеют адрес места жительства "Тундра" (приложение N 2). В целях исполнения требований Федерального закона N 5242-1 органам местного самоуправления Приуральского, Тазовского и Ямальского районов необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу с данной категорией избирателей.
Всего в 2021 году в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа от глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов поступило в обобщенном виде 35 899 сведений о регистрации граждан, 40 704 - о снятии с регистрационного учета граждан, 6 967 - о выдаче паспорта, 19 761 - о замене паспорта.
С 2018 года изменен порядок представления сведений главам местных администраций о государственной регистрации актов гражданского состояния, включая сведения о смерти граждан. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2018 года N 1008-П департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - уполномоченный орган) на получение из федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния и их передачу органам социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, главам (главам местных администраций) городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе.
Уполномоченным органом заключены соглашения с главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов в автономном округе о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния.
В свою очередь главы муниципальных районов, муниципальных и городских округов представляли сведения о регистрации смерти граждан, достигших 14 лет, в порядке и по форме, установленным Положением. Сведения представлялись на машиночитаемом и бумажном носителях. В 2021 году в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступило 2 934 таких сведений. Данные поступали в полном объеме и без задержек.
В соответствии с директивой генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации N ДГШ-37 от 15 июля 2004 года призыв граждан на военную службу на территории автономного округа осуществляется один раз в год, с 1 октября по 31 декабря.
На территории автономного округа сведения о призыве на военную службу представлялись регулярно военным комиссариатом Ямало-Ненецкого автономного округа главам муниципальных районов, городских и муниципальных округов по форме, установленной Положением. В то же время сведения о поступивших в военные учебные заведения в 2021 году в Избирательную комиссию автономного округа направлялись не в полном объеме, сведения поступили только по городу Ноябрьск. По запросу Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа получены сведения о том, что 11 избирателей поступили в 2021 году в военные учебные заведения. Сведения о количестве избирателей Ямало-Ненецкого автономного округа, поступивших в 2021 году в военные учебные заведения, указаны в приложении N 3.
На территории автономного округа сведения о гражданах, поступивших отбывать наказание в места лишения свободы по приговору суда, представлялись главам администраций органами уголовно-исполнительной системы регулярно и по форме, установленной Положением. Порядок предоставления сведений о лицах, отбывающих наказание в виде лишения свободы, определен пунктом 8 постановления Избирательной комиссии автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Сведения направлялись Главе Приуральского района и Главе города Лабытнанги - передано 540 сведений о совершеннолетних гражданах, поступивших отбывать наказание в виде лишения свободы по приговору суда. На территории других муниципальных образований автономного округа исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.11 Положения суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным, сообщает о принятом решении главе местной администрации. В 2021 году в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступила информация о 76 лицах, признанных решением суда недееспособными. По информации, полученной от Управления Судебного департамента в Ямало-Ненецком автономном округе, таких сведений должно быть 103. Расхождения в количестве сведений о принятии судом решения признать гражданина недееспособным указаны в приложении N 4.
От судов, расположенных на территории Красноселькупского, Пуровского, Тазовского районов и городов Губкинский, Муравленко, Ноябрьск, Салехард, указанные уведомления поступили в не полном объеме. В городе Лабытнанги решения судом не принимались, а сведения поступили.
При этом нужно обратить внимание, что в Красноселькупском, Пуровском районах и городах Губкинский, Ноябрьск, Салехард, Лабытнанги аналогичные замечания по передаче уведомлений о признании решением суда недееспособным в 2020 году были указаны в постановлении Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2020 года N 163/1610-6 "О практике работы Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2020 году".
Порядок осуществления главами местных администраций контроля правильности ввода в базу данных сведений, поступивших в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа, установлен пунктом 7 постановления Избирательной комиссии автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". За 2021 год главы администраций Приуральского и Тазовского районов контрольную проверку не выполняли и акты с результатами в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа не направляли. По остальным полученным актам с результатами контрольной проверки замечаний по вводу в базу данных сведений об избирателях не выявлено.
В соответствии с пунктом 2.6 постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов должны передаваться в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа. Необходимо отметить, что в 2021 году сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов в Избирательную комиссию автономного округа не поступили от глав Надымского, Пуровского, Тазовского и Ямальского районов. В 2020 году указанные сведения не поступили своевременно из Пуровского, Тазовского и Ямальского районов, о чем было указано в постановлении Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2020 года N 163/1610-6 "О практике работы Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2020 году".
Для эффективного использования цифровых сервисов по информированию избирателей на портале ЦИК России в январе 2020 года ЦИК России был осуществлен анализ адресного пространства Регистра избирателей ГАС "Выборы", в результате которого было поручено провести в субъектах Российской Федерации полную сверку адресов места жительства избирателей.
В результате проведенной Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа полной сверки адресов места жительства избирателей были выявлены избиратели, имеющие регистрацию в снесенных домах (квартирах). Главам муниципальных районов направлены письма с просьбой провести работу по снятию с регистрационного учета данных граждан.
Снятие с регистрационного учета избирателей, имеющих регистрацию в снесенных домах (квартирах), проведено в полном объеме в Надымском и Шурышкарском районах, частично в Красноселькупском, Ямальском и Тазовском районах.
По состоянию на 1 января 2022 года в базе данных Регистра избирателей ГАС "Выборы" Ямало-Ненецкого автономного округа числится 419 избирателей, зарегистрированных в снесенных домах (квартирах) (приложение N 5). Наибольшее количество вышеуказанных избирателей остается в Тазовском районе.
На основании пункта 4.1 Положения установление численности зарегистрированных на территории автономного округа избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории автономного округа, по состоянию на 1 июля 2021 года составила 354 936 избирателей, по состоянию на 1 января 2022 года составила 355 248 избирателей (приложение N 6).
Разница в численности зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа избирателей по состоянию на 1 июля 2021 года и 1 января 2022 года составляет 312 избирателей. Расхождений с данными о численности избирателей, участников референдума, утвержденными главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов по состоянию на 1 июля 2021 года и 1 января 2022 года, с данными, содержащимися в Регистре избирателей, участников референдума, не выявлено.
Значительное увеличение численности избирателей (на 28,03%) в городе Губкинском обусловлено присоединением к нему поселка Пурпе, который ранее входил в состав Пуровского района. Численность избирателей в поселке Пурпе по состоянию на 1 января 2021 года составляла 5204 избирателя. Присоединение произошло в связи с вступлением в силу Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2021 года N 34-ЗАО "Об изменении административно-территориального устройства Ямало-Ненецкого автономного округа путем преобразования населенных пунктов в форме присоединения, об организации местного самоуправления на территории городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа и изменении его границ".
Значительное увеличение численности избирателей (на 18,69%) в городе Лабытнанги обусловлено присоединением к нему поселка Харп, который ранее входил в состав Приуральского района. Численность избирателей в поселке Харп по состоянию на 1 января 2021 года составляла 3182 избирателя. Присоединение произошло в связи с вступлением в силу Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2021 года N 32-ЗАО "О преобразовании муниципального образования поселок Харп и муниципального образования город Лабытнанги путем их объединения и организации местного самоуправления на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа".
Значительное уменьшение численности избирателей (на 33,26%) в Приуральском районе обусловлено исключением из его состава поселка Харп. Численность избирателей в поселке Харп по состоянию на 1 января 2021 года составляла 3182 избирателя. Исключение произошло в связи с вступлением в силу Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2021 года N 33-ЗАО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Приуральский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа".
Значительное уменьшение численности избирателей (на 14,43%) в Пуровском районе обусловлено исключением из его состава поселка Пурпе. Численность избирателей в поселке Пурпе по состоянию на 1 января 2021 года составляла 5204 избирателя. Исключение произошло в связи с вступлением в силу Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года N 40-ЗАО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Пуровский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа" (в редакции от 23 апреля 2021 года).
Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории автономного округа, своевременно размещались на сайте Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" после их направления в ЦИК России.
Работники Аппарата Избирательной комиссии автономного округа, выполняющие функции системных администраторов КСА ТИК ГАС "Выборы", в ежедневном режиме осуществляли формирование и ведение Регистра избирателей в соответствии с Положением и Регламентом.
Поступающие сведения от глав муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов учитываются в специальном журнале и незамедлительно вводятся в Регистр избирателей, участников референдума. Изменения соответствующего территориального фрагмента базы данных ежеквартально передаются из КСА ТИК на КСА Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа. Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа также ежеквартально представляет на КСА ЦИК России сведения об изменениях регионального фрагмента базы данных Регистра избирателей.
В соответствии с Положением Регистр избирателей используется для образования избирательных округов, избирательных участков, определения границ частей территорий, для подготовки списков избирателей, участников референдума, для проверки достоверности персональных данных избирателей, участников референдума, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, для проверки достоверности персональных данных, указываемых гражданами при осуществлении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума, а также пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям, для проверки достоверности персональных данных членов избирательных комиссий и граждан, включенных в резерв составов участковых избирательных комиссий.
Кроме того, Регистр избирателей используется для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Избирательной комиссии автономного округа от 31 июля 2017 года N 45/445-6 "Об утверждении Порядка передачи персональных данных об избирателях главам (главам администраций) муниципальных районов, городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе для составления списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования". В 2021 году Избирательная комиссия автономного округа своевременно направила сформированные списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с поступившими запросами. Сведения о количестве персональных данных об избирателях, переданных главам для составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели, приведены в приложении N 7.
Основным критерием оценки качества работы избирательных комиссий, органов регистрационного учета населения и органов местного самоуправления по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей является полнота и достоверность содержащихся в списке избирателей сведений.
В связи с этим Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа регулярно проводит анализ изменения численности избирателей в ходе подготовки и проведения выборов.
Количество избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 19 сентября 2021 года, составило 376 862. Данная численность значительно отличается от числа избирателей, зарегистрированных на территории автономного округа (приложении N 8) за счет граждан Российской Федерации, временно находящихся на территории автономного округа с регистрацией по месту жительства в других субъектах Российской Федерации.
Для реализации активного избирательного права таких избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 19 сентября 2021 года применялся Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения. Сведения о количестве поданных заявлений о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения указаны в приложении N 9.
При проведении выборов в списки избирателей было включено 19 417 избирателей, находящихся на территории автономного округа по месту нахождения, и исключено 26 926 избирателей, которые подали заявления о включении их в списки по месту нахождения в других субъектах Российской Федерации. Кроме того, на основании поданных заявлений о включении избирателей в список избирателей по месту пребывания в списки избирателей было включено 24 303 избирателя. По месту пребывания в списки избирателей в основном включались избиратели, постоянно проживающие на территории других субъектов Российской Федерации, но работающие вахтовым методом на предприятиях ТЭК, расположенных в труднодоступных местностях автономного округа.
В результате численность включенных в список избирателей на выборах составила 376 862 избирателя.
Основной категорией избирателей, включаемых в список избирателей дополнительно в день голосования на основании регистрации по месту жительства на территории избирательного участка, являются вновь прибывшие избиратели или сменившие адрес места жительства. Поэтому при подготовке и проведении выборов актуальным является проведение информационно-разъяснительной работы органами местного самоуправления, избирательными комиссиями среди избирателей на территории муниципальных образований о необходимости проверить сведения о себе в списках избирателей, в том числе с помощью цифровых сервисов для участников избирательного процесса на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (www.cikrf.ru) и на официальном интернет-портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
На основании пункта 4.3.2 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/108-8, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа 21 января 2022 года приняла решение о разрешении территориальным избирательным комиссиям в Ямало-Ненецком автономном округе изъять из опечатанных мешков или коробок списков избирателей, составленных для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и использовать содержащуюся в них информацию об избирателях для уточнения Регистра избирателей, участников референдума.
Уточнялись сведения в Регистре избирателей, участников референдума по результатам извлечения списков избирателей, применявшихся на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. По результатам уточнения внесено 496 изменений в Регистр избирателей, участников референдума (приложение N 10).
Всего за период подготовки и проведения выборов, состоявшихся в 2021 году, в избирательные комиссии жалоб на составление списков избирателей не поступило.
На основании анализа практики регистрации (учета) избирателей в автономном округе, составления и уточнения списков избирателей можно сделать вывод, что к настоящему времени избирательным комиссиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, участвующим в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, удалось добиться хорошего качества работы по учету избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей.
Вместе с тем с целью подготовки к проведению предстоящих выборов главам муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов автономного округа, Избирательной комиссии автономного округа необходимо провести работу по устранению недостатков в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории автономного округа, учесть положительный опыт, принять меры по поддержанию территориальных фрагментов регистра избирателей, участников референдума в актуальном состоянии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.