Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
Владимирской области
от 31 марта 2022 г. N 218
Стратегические приоритеты
государственной программы Владимирской области "Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области"
1. Оценка текущего состояния малого и среднего предпринимательства Владимирской области
Развитие малого и среднего предпринимательства - важнейшее направление экономических реформ Правительства Российской Федерации, способствующее развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников.
Малые и средние предприятия (далее - МСП) реализуют две важнейшие цели - экономическую: производство товаров и услуг и социальную: обеспечение занятости.
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.
Увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, является одним из целевых показателей национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
На начало 2020 года на территории Владимирской области было зарегистрировано 52 424 субъекта малого и среднего предпринимательства, 17 842 юридических лица и 34 582 индивидуальных предпринимателя. Оборот предприятий малого и среднего бизнеса в 2019 году составил 374,3 млрд. руб., средняя численность работников - 132,5 тыс. чел. Объем выручки индивидуальных предпринимателей за 2019 год достиг 136,6 млрд рублей.
По итогам 2019 года более половины средних предприятий было сосредоточено в обрабатывающих производствах (50,4%), сельском хозяйстве (15,8%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (14,3%). Основная доля оборота приходилась на предприятия обрабатывающих производств (41,9%), торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (31,4%), сельского хозяйства (12,2%).
Наибольшее количество малых организаций (без микропредприятий) в 2019 году осуществляло деятельность в обрабатывающих производствах и сфере торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, соответственно 26,4 и 22,2 процента действовавших хозяйствующих субъектов. Занимались деятельностью по операциям с недвижимым имуществом и строительством соответственно 9,5 и 9,3 процента малых предприятий. В обороте малых предприятий 39,4 процента принадлежало торговле и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов, 27,4 процента - обрабатывающим производствам.
Наиболее привлекательной для микропредприятий в 2019 году являлась сфера торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов: в ней функционировала почти треть указанной категории предприятий (31,8%), в обрабатывающих производствах осуществляли деятельность 12,7 процента микропредприятий, в строительстве - 12,4 процента, по операциям с недвижимым имуществом - 10,8 процента. В обороте микропредприятий 46,4 процента принадлежало торговле и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов, 18,3 процента - обрабатывающим производствам.
В 2020 - 2021 годах Владимирская область, как и страна в целом, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.
Начиная со II квартала 2020 года экономическое развитие региона, как и России и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого сфера МСП столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.
Ряд отраслей, в том числе сферы торговли непродовольственными товарами, общественного питания, бытовых услуг, туризма, и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Субъекты малого и среднего предпринимательства в этих сферах в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки.
По сравнению с январем 2020 года число субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2021 года снизилось на 3 378 единиц (с 52 424 единиц до 49 046 единиц), в том числе количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 2040 единиц, юридических лиц - на 1338 единиц.
Помимо непосредственного закрытия производств, экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в компаниях отраслей, приостановивших деятельность).
В целях оказания поддержки субъектам МСП в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, приняты областные законы, снижающие ставки по ряду налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов; установлен понижающий коэффициент к размеру арендной платы по договорам аренды государственного недвижимого имущества Владимирской области (за исключением земельных участков) с субъектами малого и среднего предпринимательства; организациями инфраструктуры поддержки снижены процентные ставки по договорам; предоставлена отсрочка платежей по микрозаймам, лизингу, гарантиям на срок до 6 месяцев.
Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости и позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.
В результате удалось переломить негативную тенденцию по снижению числа субъектов и занятости в сфере МСП. На начало 2022 года на территории Владимирской области зарегистрировано 49 572 субъекта малого и среднего предпринимательства, что на 526 единиц больше, чем на начало 2021 года. В 2021 году создано 7 353 новых субъектов МСП, что на 1604 субъекта или на 28% больше, чем в 2020 году. 19 235 физических лиц являются плательщиками налога на профессиональный доход. Их число увеличилось за 2021 год на 14 351 человека.
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Оборот малых предприятий (без микро) за 9 месяцев 2021 года по сравнению аналогичным периодом 2020 года в действующих ценах вырос на 26,5%, в том числе оборот предприятий обрабатывающих производств - на 31%, транспорта - на 30%, гостиниц и предприятий общественного питания - на 25%, оптовой и розничной торговли - на 17%. Оборот средних предприятий за этот же период вырос на 37%, в том числе оборот предприятий обрабатывающих производств - на 53%, оптовой и розничной торговли - на 31%.
Предпринимателями малого бизнеса по специальным налоговым режимам за 9 месяцев 2021 года в консолидированный бюджет области уплачено 4,1 млрд руб., что на 28% больше, чем в прошлом году.
В регионе создана и развивается инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельность которой способствует и направлена на комплексное развитие малого и среднего предпринимательства. В этих же целях на территории области реализуется государственная программа Владимирской области "Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" (далее - Программа).
В текущем периоде в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства области входят:
- микрокредитная компания "Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" (далее - МКК ФСРМСП (фонд));
- Гарантийный фонд Владимирской области (далее - ГФ ВО);
- Фонд "ВладимирЛизинг";
- государственное автономное учреждение Владимирской области "Бизнес-инкубатор" (далее - ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор");
На базе МКК ФСРМСП (фонд) функционирует Центр прототипирования.
На базе ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" осуществляют деятельность Центр поддержки предпринимательства, Региональный центр инжиниринга, на ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" возложены функции единого органа управления инфраструктурой поддержки МСП и Центров "Мой бизнес". В 5 муниципальных образованиях региона открыты и функционируют центры "Мой бизнес" (в городах Владимир, Ковров, Кольчугино, Александров, Петушки).
С участием федерального и областного финансирования реализованы инвестиционные проекты по развитию технологического парка "ИКСЭл" и индустриального парка "Ставровский", обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест.
В ряде муниципальных образований действует муниципальная инфраструктура поддержки МСП: в г. Владимире действует МБУ "Центр поддержки предпринимательства", на территории муниципального образования округ Муром действует муниципальный бизнес-инкубатор.
Государственная поддержка МСП сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные займы уже действующим субъектам малого и среднего бизнеса, самозанятым гражданам, а также субъектам МСП, только начинающим свою деятельность.
В 2021 году в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
К основному инструментарию государственной поддержки, успешно применяемому на территории Владимирской области, относятся:
- предоставление поручительств Гарантийного фонда;
- предоставление займов субъектам предпринимательства;
- оказание услуг ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" при выполнении государственного задания в соответствии с перечнем, утвержденным Департаментом предпринимательства Владимирской области (далее - ДП ВО);
- оказание услуг региональным центром инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание услуг региональным Центром поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований;
- оказание Фондом "Владимир Лизинг" лизинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
- оказание Центром прототипирования услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
В сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации в целом и региона в частности от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:
- рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности на фоне сложной эпидемиологической ситуации;
- падение цен на сырьевые товары и разрыв "цепочек поставок", обусловленные замедлением темпов роста мировой экономики;
- ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики и др.
К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:
- эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции;
- низкая инвестиционная активность;
- не достаточная восприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;
- низкие темпы роста потребительского спроса и др.
Основные негативные факторы, затрудняющие развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается национальная экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Владимирской области определены цели, разработаны структура и система показателей Программы.
Система целеполагания Программы сформирована с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.
Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
Система целеполагания Программы на уровне региона включает в себя цель "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", которая характеризуется обеспечением численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2030 году не менее 230 тыс. человек (таблица 1).
Для достижения указанной цели в рамках Программы будут реализовываться, в том числе, мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
3. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Мероприятия Программы на региональном уровне направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, что в свою очередь оказывает косвенное влияние на повышение конкурентоспособности российской экономики и создания условий для экономического роста Российской Федерации в целом.
Развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.
В этих целях ключевыми задачами Программы являются:
- создание благоприятной деловой среды;
совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию;
- создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
- создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
- создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП.
Таблица 1
Верхнеуровневые целевые показатели,
характеризующие достижение целей (решение задач) государственной программы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателей по годам реализации государственной программы |
Документ |
||||||||
|
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых |
тыс. чел. |
208,4 |
211,5 |
215,0 |
219,3 |
221,1 |
222,9 |
224,7 |
226,5 |
228,3 |
230,0 |
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 31 марта 2022 г. N 218 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.