Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации области
от 31 марта 2022 г. N 219
Стратегические приоритеты
государственной программы Владимирской области "Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения" (далее - государственная программа)
1. Оценка текущего состояния социально - экономического развития Владимирской области
Владимирская область относится к числу регионов России с выраженной индустриальной специализацией. Промышленность - главная движущая сила экономического развития региона, основа наполняемости бюджетов и обеспечения занятости населения. Доля промышленности в ВРП на протяжении последних лет составляет порядка 40%, на предприятиях работает почти треть от числа занятых в экономике, сосредоточено свыше трети основных фондов области.
По итогам 2019 года валовый региональный продукт составил 537,4 млрд. рублей (рост на 6,4% в реальном объеме), при этом значительная доля (более 60%) приходится на экономический сектор. Динамика индекса промышленного производства за 2020 год (119,3%) вышла на 1 место в рейтинге регионов ЦФО и на 3 место по России.
В структуре промышленности преобладают обрабатывающие производства. Наибольший удельный вес в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств занимают пищевая промышленность, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, прочих неметаллических минеральных продуктов, электрического оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, лекарственных средств и материалов, химических веществ и химических продуктов, машин и оборудования, мебели.
Около 13% в структуре обрабатывающих производств области занимают предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК). Основу ОПК составляют атомная промышленность (ГК "Росатом"), радиоэлектроника, производство обычных вооружений, производство боеприпасов и спецхимии.
В области производится 93% объема российского выпуска стеклянных сосудов, более 93% тканей из стекловолокна, почти 44% изделий из стекловолокна, около 45% матрасов, более 32% стрелочных переводов, около 29% столовой и кухонной посуды из стекла, 27,6% вакцин и анатоксинов, применяемых в ветеринарии; четвертая часть линолеума, 21,1% льняных тканей. Это является весомым показателем конкурентоспособности производимой в регионе продукции.
Промышленный комплекс региона включает порядка 4 тысяч организаций, из них 780 - крупные и средние.
На территории области действует 4 индустриальных парка: "Камешково", "Ока", "Струнино", "Ставровский" и один промышленный технопарк "ИКСЭл". Все они зарегистрированы в государственной информационной системе промышленности Минпромторга России. Два из них - "Ока" и "Ставровский" - сертифицированы в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 56301-2014 "Индустриальные парки. Требования". Индустриальный парк "Ставровский" занесен в реестр Минпромторга России.
Промышленно развитыми в наибольшей степени являются следующие муниципальные образования: города Владимир, Ковров, Муром и Гусь-Хрустальный, районы - Камешковский, Петушинский и Киржачский.
Владимирская область входит в число территорий с высокой долей научного потенциала, что подтверждает необходимость всестороннего вовлечения научного сообщества и специалистов-практиков в воплощение в жизнь конкретных научных, технологических, инновационных проектов. В отношении доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, которая составила 25,4% в ВРП, Владимирская область занимает третье место среди регионов Центрального федерального округа (в среднем по России - 19,0%, по ЦФО - 21,2%).
Около 30 организаций области занимаются научными разработками, успешно развиваются и решают прикладные задачи для промышленного сектора, из них: 19 организаций - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, 8 - учебные, 4 - организации промышленного производства.
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составляет 5048 человек. Объем выполненных работ и услуг научных организаций области - 16,6 млрд рублей.
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций) составляет 10,5%. По этому показателю Владимирская область занимает десятое место среди регионов Центрального федерального округа. Инновационная активность организаций в Российской Федерации составляет 9,1%, в ЦФО - 10,8%.
Ведущими организациями региона, выполняющими научные исследования и разработки являются: ВНИИ "Сигнал", Конструкторское бюро "Арматура", Государственный лазерный полигон "Радуга", Федеральный центр охраны здоровья животных, Федеральный исследовательский центр вирусологии и микробиологии, компания "Генериум", "Полимерсинтез", Научно-производственное объединение "Магнетон", Владимирский государственный университет, Ковровская государственная академия и другие.
Основными компетенциями научно-технической сферы Владимирской области являются исследования и разработки в сфере наноиндустрии, биотехнологии, генной инженерии, ветеринарии, информационно-телекоммуникационных систем, создания новых видов вооружения, военной и специальной техники, транспортных и космических систем, рационального природопользования, энергоэффективности, энергосбережения, ядерной энергетики.
Экономика региона на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой привлечения инвестиций в основной капитал. Главной движущей силой инвестиционного развития области, основой наполняемости бюджетов и обеспечения занятости населения является промышленность. В структуре инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям по итогам 2020 года наибольший удельный вес имели обрабатывающие производства (41,2%).
Реализация государственной программы направлена на поддержание положительной динамики инвестиций в основной капитал промышленных предприятий области в течение всего периода ее реализации. В 2021 году заключено порядка 30 соглашений об условиях осуществления инвестиций в производства, расположенные на территории региона, в среднесрочной перспективе на общую сумму свыше 103 млрд рублей. Реализация инвестиционных проектов способствовала созданию новых рабочих мест:
- ООО "НПК "Автоприбор" - 500 рабочих мест;
- филиал ПАО НПО "Наука" - 60 рабочих мест;
- промышленный технопарк инженерных, климатических систем и электроники "ИКСЭл" (далее - технопарк "ИКСЭл") - 1100 рабочих мест.
Несмотря на общую позитивную динамику, промышленный комплекс региона испытывает ряд системных проблем, наиболее общими из которых являются:
- усиление иностранной конкуренции по обрабатывающим производствам, снижение объемов производства некоторых видов продукции Владимирской области;
- недостаточный объем продукции с высокой долей добавленной стоимости (снижение доли предприятий с полным производственным циклом и увеличение на территории области числа сборочных производств);
- высокая степень износа основных производственных фондов в традиционном секторе промышленности, недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;
- дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств для организации и модернизации производства;
- высокая материало- и энергоемкость производимой продукции, ограниченные возможности энергетического и инфраструктурного обеспечения;
- недостаточный уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий (низкая инновационная активность на уровне отдельной организации, невысокое качество менеджмента, незначительные стимулы к реформированию и модернизации);
- недостаточно активное продвижение предприятиями продукции на рынках сбыта;
- невысокий уровень оплаты труда в промышленности, что обусловливает отток квалифицированных кадров в другие отрасли экономики, а также в близлежащие регионы;
- недостаток высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, в том числе способных эффективно управлять процессами коммерциализации научных исследований и разработок (низкий уровень подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе недостаточная практическая подготовка к работе на современном оборудовании, падение престижа инженерно-технических специальностей и рабочих профессий).
Для обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса области необходимо обеспечить последовательное решение имеющихся проблем и минимизировать влияние негативных факторов, которые в целом связаны с адаптацией к изменениям экономической и геополитической ситуации, отражают проблемы трансформации российской промышленности.
2. Характеристика приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа представляет собой комплекс мер и основных стратегических подходов органов исполнительной власти Владимирской области по реализации мероприятий региональной государственной политики в сфере промышленности, направленных на оказание различных мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим промышленное производство.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы отражены в следующих документах:
- Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29.09.2018 N 8028п-П13;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 1512-р "Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
- Закон Владимирской области от 10.07.2015 N 93-ОЗ "О промышленной политике во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных законов в сфере промышленной политики";
- Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденная Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10.
С 2019 года в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории Владимирской области реализуется национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости".
Приоритетом государственной политики в сфере экономики является создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Владимирской области как основы повышения качества жизни населения.
Анализ прогнозов и стратегических планов развития ведущих промышленных предприятий области, а также имеющихся инвестиционных предложений позволил выделить следующие наиболее перспективные отрасли во Владимирской области:
- отрасли, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: производство машин и оборудования, металлообработка, производство электрооборудования, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов и стекла);
- отрасли, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: производство фармацевтической продукции, производство пищевых продуктов, легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы;
- оборонно-промышленный комплекс для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники и последующего эффективного использования его производственного потенциала в целях обеспечения реализации программ модернизации российских вооруженных сил, а также эффективного применения технологий двойного назначения в гражданской сфере.
С учетом имеющихся компетенций и востребованности на рынке приоритетным направлением развития региона является формирование сектора "новой экономики" (высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, научно-образовательные центры), характеризующегося глубокой переработкой сырья и созданием продуктов с высокой добавленной стоимостью, а также высоким удельным весом нематериальных активов и значительной долей интеллектуального труда; включает в себя следующие отрасли: высокоточная механика, двигателестроение, робототехника, информационные технологии, биотехнологии, лазерные и оптикоэлектронные технологии, наноиндустрия, климатическое оборудование и инженерные системы, новые источники энергии.
С целью расширения конкурентных позиций Владимирской области предполагается продолжение процесса инновационного обновления традиционных отраслей экономики региона: фармацевтика, кабельная продукция, монтаж электрооборудования, мембранное оборудование, радиотехническая аппаратура, сельскохозяйственная, строительно-дорожная и карьерная техника, металлообработка.
Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать активизации выявленных перспективных отраслевых направлений, позволит обеспечить прорыв в развитии высокотехнологичных производств, увеличить производительность труда в реальном секторе и превратить имеющиеся в экономике Владимирской области инновационные факторы в основной источник экономического роста на долгосрочную перспективу.
3. Обоснование задач государственного управления и способов их решения
В течение всего периода реализации государственной программы планируется обеспечить и поддерживать позитивную динамику промышленного производства. Объемы выпуска промышленной продукции планируется увеличить даже в условиях неблагоприятной экономической ситуации.
Целями реализации государственной программы являются:
- обеспечение роста индекса производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в период реализации государственной программы;
- обеспечение роста индекса физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в период реализации государственной программы.
Показатели, характеризующие достижение целей, представлены в приложении к государственной программе.
Для достижения целей государственной программы по созданию благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса области государственная программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для опережающего роста производительности труда;
- развитие имеющихся компетенций и потенциала промышленного комплекса путем внедрения организационных инноваций в производственные и управленческие процессы на предприятиях Владимирской области;
- расширение действующих на территории Владимирской области мер финансовой поддержки промышленных предприятий путем выдачи льготных займов и субсидий;
- популяризация и поощрение высоких достижений трудовой деятельности, повышение престижа научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленного производства.
В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики.
Так, в регионе реализуется федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" национального проекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости", в рамках которого привлекаются консультанты для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда, осуществляется деятельность "фабрики процессов" - площадки по практическому обучению принципам и инструментам бережливого производства посредством имитации реальных производственных и вспомогательных процессов. Для обеспечения текущей деятельности автономной некоммерческой организации "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в соответствии с Правилами определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета автономной некоммерческой организации "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда Владимирской области".
Другим направлением развития промышленности Владимирской области является формирование (совершенствование) кадрового потенциала за счет активизации среднего и профессионального образования, ориентированного на потребности новой экономики, формирование инновационных компетенций и знаний, в том числе через внедрение научно-образовательных центров.
В целях выполнения отраслевого заказа на подготовку кадров для отраслей экономики региона все учреждения профессионального образования заключают долгосрочные и краткосрочные договоры с предприятиями на подготовку кадров для отраслей экономики области. В 2021 году действовали более 2,5 млн таких договоров.
В рамках финансовой поддержки юридическим лицам - субъектам деятельности в сфере промышленности предусмотрено финансирование за счет средств областного бюджета, а также федерального бюджета в случае получения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности", которое направлено на выдачу льготных займов и субсидий.
В целях создания региональных институтов, ориентированных на оказание финансовой и консультационной поддержки организациям, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, принято решение о создании некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Владимирской области" (далее - Фонд). Финансирование текущей деятельности Фонда будет осуществляться в соответствии с Правилами определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Владимирской области" в виде имущественного взноса Владимирской области на осуществление текущей деятельности, финансирование уставной деятельности - с Правилами определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Владимирской области" в виде имущественного взноса Владимирской области на предоставление займов субъектам деятельности в сфере промышленности.
Верхнеуровневые целевые показатели,
характеризующие достижение целей государственной программы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение 2021 год |
Значение показателей по годам реализации государственной программы |
|||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Документ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Цель 1: обеспечение роста индекса производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в период реализации государственной программы | |||||||||||||
1 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году |
% |
104,7 |
102,43 |
102,54 |
102,79 |
102,79 |
102,79 |
102,79 |
102,79 |
102,79 |
102,79 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 Прогноз социально-экономического развития Владимирской области на 2022 и на плановый период 2023 - 2024 гг., утвержденный распоряжением администрации Владимирской области от 30.09.2021 N 770-р |
Цель 2: обеспечение роста индекса физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в период реализации государственной программы | |||||||||||||
2 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году |
% |
104,1 |
104,2 |
104,7 |
105,1 |
105,1 |
105,1 |
105,1 |
105,1 |
105,1 |
105,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 Прогноз социально-экономического развития Владимирской области на 2022 и на плановый период 2023 - 2024 гг., утвержденный распоряжением администрации Владимирской области от 30.09.2021 N 770-р |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 31 марта 2022 г. N 219 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.