Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 4 апреля 2022 г. N 178
"О создании сил гражданской обороны и поддержании их в готовности к действиям"
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и в целях осуществления мер по поддержанию в постоянной готовности к применению по предназначению сил и средств гражданской обороны, обеспечению мероприятий и действий по защите населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о силах гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса (далее - Положение);
перечень территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и организаций, создающих силы гражданской обороны (далее - перечень органов, создающих силы гражданской обороны).
2. Органам государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, указанным в перечне органов, создающих силы гражданской обороны, организовать создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
3. Рекомендовать:
территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, указанным в перечне органов, создающих силы гражданской обороны, организовать создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением;
органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса и организациям, расположенным на территории Кемеровской области - Кузбасса, организовать создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу организовать методическое руководство созданием сил гражданской обороны на территории Кемеровской области - Кузбасса.
5. Признать утратившим силу постановление Коллегии Администрации Кемеровской области - Кузбасса от 30.08.2017 N 462 "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в готовности к действиям".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам безопасности и правопорядка) Догадова В.А.
Первый заместитель Губернатора |
В.Н. Телегин |
Утверждено
постановлением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 4 апреля 2022 г. N 178
Положение
о силах гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о силах гражданской обороны, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет основы создания, поддержания в готовности и применения сил гражданской обороны на территории Кемеровской области - Кузбасса.
1.2. Силы гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса
К силам гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса относятся:
подразделения Государственной противопожарной службы;
аварийно-спасательные формирования;
спасательные службы;
нештатные аварийно-спасательные формирования;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
1.2.1. Противопожарная служба Кемеровской области - Кузбасса создается органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с действующим законодательством.
1.2.2. Аварийно-спасательные формирования Кемеровской области - Кузбасса создаются:
на постоянной штатной основе (профессиональные аварийно-спасательные формирования);
на нештатной основе (нештатные аварийно-спасательные формирования, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне);
на общественных началах (общественные аварийно-спасательные формирования).
1.2.2.1. Профессиональные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования Кемеровской области - Кузбасса создаются органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса создаются по решению органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования организаций создаются руководством организаций, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных формирований.
1.2.2.2. Нештатные аварийно-спасательные формирования.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Органы государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса на соответствующих территориях вправе:
определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;
организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.
1.2.2.3. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Органы государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
определяют организации, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
организуют поддержание в состоянии готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
организуют подготовку и обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации:
создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
осуществляют обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются в соответствии с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701.
1.2.2.4. Общественные аварийно-спасательные формирования.
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2.3. Спасательные службы.
Спасательные службы на территории Кемеровской области - Кузбасса создаются по решению соответствующих органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса и организаций на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).
Организация и порядок деятельности спасательных служб определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
2. Основные задачи сил гражданской обороны
Основными задачами сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса являются:
2.1. Для подразделений Государственной противопожарной службы Кемеровской области - Кузбасса:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
2.2. Для профессиональных аварийно-спасательных формирований:
поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи:
по участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
по участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
по пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
по участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
по выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
2.3. Для нештатных аварийно-спасательных формирований:
проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
2.4. Для нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - участие в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведение не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.5. Для спасательных служб - выполнение специальных действий в области гражданской обороны:
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты, обслуживание защитных сооружений;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам автотранспортного обеспечения;
обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения Кемеровской области - Кузбасса;
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
защита сельскохозяйственных животных и растений, продукции животноводства и растениеводства, водоисточников и систем водоснабжения на объектах сельского хозяйства;
иные специальные действия в целях выполнения основных задач в области гражданской обороны.
3. Порядок создания сил гражданской обороны
Силы гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса создаются органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оснащение формирований осуществляется в соответствии с нормами оснащения (табелизации) формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утверждаемыми руководителями, их создающими, в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701, и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны.
Функции, полномочия и порядок функционирования сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса определяются положениями (уставами) о них.
4. Применение сил гражданской обороны
4.1. Применение сил гражданской обороны заключается в их привлечении к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе возникших вследствие вооруженных конфликтов, и проведению мероприятий по гражданской обороне.
4.1.1. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения) осуществляется в три этапа:
первый этап - проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших и подготовка группировки сил и средств к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
второй этап - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировкой сил и средств аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;
третий этап - завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, вывод группировки сил аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
4.1.2. Содержание аварийно-спасательных работ включает в себя:
разведку зоны чрезвычайной ситуации и участков (объектов) работ и маршрутов выдвижения к ним;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;
поиск пораженных (пострадавших) и спасение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов;
вскрытие разрушенных, поврежденных, заваленных защитных сооружений, подвальных помещений и спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
оказание первой, доврачебной, первой врачебной помощи пораженным (пострадавшим) и эвакуация их в лечебные учреждения;
вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию специальной техники, транспорта, участков местности и дорог, зданий и сооружений;
санитарную обработку людей, дегазацию, дезинфекцию, дезинсекцию обмундирования, снаряжения, одежды и средств защиты;
обеззараживание продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных.
4.1.3. Другие неотложные работы, проводимые в интересах аварийно-спасательных работ и первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения, включают:
локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
укрепление или обрушение (разборка) поврежденных конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;
восстановление поврежденных участков коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, сооружений и объектов первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения;
прокладывание колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках;
проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия в них работающих смен подразделений (формирований) в случае повторного нанесения противником удара с применением современных средств поражения.
4.2. Планирование применения сил гражданской обороны осуществляется заблаговременно, на этапе их создания. Результаты планирования применения сил гражданской обороны отражаются в планах гражданской обороны и защиты населения (планах гражданской обороны).
4.3. Привлечение сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса к выполнению задач в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера осуществляется по решению руководителя гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
5. Поддержание в готовности сил гражданской обороны
5.1. Подготовка и обучение личного состава сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организационно-методическими рекомендациями по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, документами организаций, создающих силы гражданской обороны.
5.2. Поддержание в постоянной готовности сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса обеспечивается:
поддержанием профессиональной подготовки личного состава подразделений (формирований) на уровне, обеспечивающем выполнение задач, установленных разделом 2 настоящего Положения;
поддержанием в исправном состоянии специальных техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов;
планированием и проведением занятий и мероприятий оперативной подготовки (тренировок, учений).
5.3. Контроль за уровнем готовности сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса осуществляется органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кемеровской области - Кузбассе, в ходе плановых мероприятий по проверке готовности и мероприятий оперативной подготовки в соответствии с планом основных мероприятий Кемеровской области - Кузбасса в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Обеспечение деятельности сил гражданской обороны
6.1. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса осуществляется за счет финансовых средств организаций, их создающих, с учетом положений статьи 18 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
6.2. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны Кемеровской области - Кузбасса осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Утвержден
постановлением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 4 апреля 2022 г. N 178
Перечень
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, организаций, создающих силы гражданской обороны
N п/п |
Наименование |
1 |
Подразделения Государственной противопожарной службы |
1.1 |
Главное управление МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу |
1.2 |
Правительство Кемеровской области - Кузбасса |
2 |
Аварийно-спасательные формирования |
2.1 |
Профессиональные аварийно-спасательные формирования |
2.1.1 |
Главное управление МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу |
2.1.2 |
Департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса |
2.2 |
Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций * |
3 |
Спасательные службы Кемеровской области - Кузбасса ** |
4 |
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организаций *** |
* Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
** Определяются постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса.
*** Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в установленном порядке утверждается распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 4 апреля 2022 г. N 178 "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в готовности к действиям"
Вступает в силу с 4 апреля 2022 г.
Текст постановления опубликован на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области" 4 апреля 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2022 г. N 4200202204080002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29 декабря 2023 г. N 915
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16 февраля 2023 г. N 89
Изменения вступают в силу с 16 февраля 2023 г.