Распоряжение Администрации Псковской области от 28 февраля 2022 г. N 94-р
"Об утверждении бюджетного прогноза Псковской области на долгосрочный период до 2036 года"
На основании статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области", постановления Администрации области от 28 октября 2015 г. N 489 "О порядке разработки и утверждения, периоде действия, а также требованиях к составу и содержанию бюджетного прогноза Псковской области на долгосрочный период":
1. Утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Псковской области на долгосрочный период до 2036 года.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области -председателя Комитета по финансам Псковской области Баринову Т.А.
Губернатор области |
М. Ведерников |
Бюджетный прогноз
Псковской области на долгосрочный период до 2036 года
(утв. распоряжением Администрации области от 28 февраля 2022 г. N 94-р)
Бюджетный прогноз Псковской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области" и постановлением Администрации области от 28 октября 2015 г. N 489 "О порядке разработки и утверждения, периоде действия, а также требованиях к составу и содержанию бюджетного прогноза Псковской области на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз сформирован на основании Прогноза социально-экономического развития Псковской области на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Администрации области от 10 июля 2019 г. N 327-р.
Целью бюджетного прогноза является создание оснований для выстраивания эффективной бюджетной политики в условиях макроэкономических вызовов, принятия обоснованных решений при формировании проекта бюджета Псковской области на очередной финансовый год и плановый период.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного и устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения Псковской области.
Долгосрочное прогнозирование позволяет уйти от инерционного подхода в распределении бюджетных ассигнований, минимизировать риски дестабилизации бюджетной системы за счет проведения взвешенной бюджетной политики, направленной на долгосрочную сбалансированность общественных финансов и сдерживание необоснованного роста расходов, исходя из реальных возможностей консолидированного бюджета Псковской области.
I. Основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период
Исходя из цели долгосрочного бюджетного планирования в Псковской области по обеспечению предсказуемости динамики доходов и расходов консолидированного бюджета Псковской области, в целях оценки долгосрочных тенденций изменений их объема и структуры формирование и реализация бюджетной политики на долгосрочный период предполагается на основе следующих подходов.
Во-первых, необходимо, чтобы реализация бюджетного прогноза на долгосрочный период соответствовала целям социально-экономической политики Псковской области, указанным в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 10 декабря 2020 г. N 670-р (далее - Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года).
Социально-экономическое развитие Псковской области во многом обусловлено общероссийскими тенденциями. В 2020 году на поступательное развитие экономики области негативно повлияло распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и связанные с этим ограничения, а также продолжающееся влияние внешних негативных факторов. Несмотря на это, внутренние региональные параметры развития области в целом оцениваются как стабильные.
Следует отметить продолжительную позитивную динамику в ведущих отраслях экономики. В I полугодии 2021 года в области отмечался рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", ввода жилых домов, оборота розничной торговли и общественного питания, объема платных услуг населению, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, а также снижение численности официально зарегистрированных безработных.
Социально-экономическое развитие Псковской области в планируемый период во многом будет определяться динамикой развития экономики страны, ростом основных макроэкономических показателей за счет реализации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации, повышения конкурентоспособности экономики, уровнем финансовой поддержки Псковской области со стороны федерального центра, внешних и внутренних условий развития.
На фоне принятых мер государственной поддержки бизнеса и граждан в условиях преодоления последствий новой коронавирусной инфекции по повышению конкурентоспособности экономики региона, улучшению инвестиционного климата, по реализации крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, сфере лесопереработки, и других отраслях, осуществления деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино", обеспечивающих определенные структурные сдвиги в экономике, возобновится рост экономики.
Во-вторых, при формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо принимать взвешенные и ответственные решения в области установления и исполнения расходных обязательств. Управление бюджетными рисками, повышение эффективности предоставляемых государственных и муниципальных услуг позволят обеспечить устойчивость бюджетной системы в долгосрочной перспективе. Повышение эффективности бюджетных расходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе предполагает выстраивание четких приоритетов в направлениях бюджетных расходов, поиск скрытых резервов, повышение результативности работы учреждений бюджетной сферы при предоставлении государственных услуг, совершенствование системы социального обеспечения граждан на основании критериев адресности и нуждаемости. Вместе с тем необходимо соблюдение принципа безусловного обеспечения социально значимых и первоочередных расходов.
Основным инструментом повышения эффективности использования бюджетных ресурсов являются государственные программы Псковской области, направленные на достижение целей и решение задач социально-экономического развития области. Государственные программы позволяют сконцентрировать ресурсы областного бюджета на приоритетных направлениях государственной политики и оценить достигнутые результаты. Важное значение имеет ежегодная оценка эффективности реализации государственных программ с возможностью корректировки или досрочного прекращения отдельных направлений их реализации.
В-третьих, решение задач обеспечения сбалансированности местных бюджетов необходимо проводить при одновременном повышении эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов.
В-четвертых, в условиях бюджетных ограничений ключевым направлением является достижение сбалансированности консолидированного бюджета Псковской области.
Псковская область входит в число субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости, что ориентирует бюджетную политику в долгосрочном периоде на сокращение дефицита бюджета и поэтапное сокращение объема государственного долга. Необходимо проведение взвешенной долговой политики, которая будет направлена на совершенствование структуры государственного долга и сокращение доли расходов на его обслуживание.
В-пятых, реализация долгосрочной бюджетной политики строится на основе принципа открытости бюджетных данных. Информационное освещение деятельности государственного сектора должно быть полным, качественным, регулярным, своевременным и доступным для общества.
Открытость и подотчетность деятельности органов власти Псковской области обеспечена в том числе путем внедрения на уровне Российской Федерации компонентов системы "Электронный бюджет" и подключения к работе в ней всех публично-правовых образований. Важным инструментом повышения открытости бюджетных данных является своевременная и регулярная публикация "Бюджета для граждан".
В-шестых, формирование бюджетной политики на долгосрочный период необходимо осуществлять с учетом решения задачи по повышению эффективности государственного внешнего и внутреннего финансового контроля за использованием бюджетных средств. Реализация эффективного государственного финансового контроля позволит повысить операционную эффективность расходов областного бюджета и сократить неэффективные расходы. Для повышения функциональной эффективности бюджетных ресурсов необходимо вовлечение граждан в осуществление контроля за осуществлением расходов как на этапе определения целей их использования, так и рассмотрения достигнутых результатов.
Одновременно долгосрочное бюджетное планирование является необходимым условием для формирования как методологических, так и непосредственно применяемых процедур прогнозирования бюджетных рисков как внешнего, так и внутреннего характера.
К основным рискам долгосрочной бюджетной политики Псковской области относятся:
1. В области доходов консолидированного бюджета Псковской области:
возможное изменение федерального налогового и бюджетного законодательства в части налогообложения и нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
рост сокрытой налоговой базы;
снижение темпов роста экономики;
снижение уровня поддержки из федерального бюджета.
2. В области расходов консолидированного бюджета Псковской области:
инфляционное давление;
принятие решений на федеральном уровне, устанавливающих или увеличивающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. В области управления государственным (муниципальным) долгом:
снижение уровня ликвидности - неисполнение обязательств областного бюджета или бюджетов муниципальных образований;
пролонгация (рефинансирование) - потери вследствие чрезвычайных условий привлечения заимствований на рефинансирование обязательств, пролонгация заимствований на неблагоприятных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
рост процентной ставки на рынке заимствований.
Бюджетная политика на долгосрочный период выступает инструментом минимизации негативных последствий внешних и внутренних воздействий на экономику и на сектор государственного управления Псковской области.
II. Описание параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития для целей бюджетного прогноза
Бюджетный прогноз разработан на основе сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Псковской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года с учетом сложившейся экономической ситуации, а также динамики основных социально-экономических показателей прошлых лет.
При формировании бюджетного прогноза объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета учтен на 2022 - 2024 годы в соответствии с основными параметрами проекта областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в дальнейшем - с увеличением межбюджетных трансфертов на прогнозный уровень инфляции.
Бюджетное планирование основывается на умеренно оптимистических оценках перспектив функционирования экономики.
В прогнозируемый период дефицит областного бюджета будет планомерно сокращаться, на его погашение будут направляться бюджетные кредиты, заемные средства кредитных организаций и средства из других источников, установленных законодательством Российской Федерации.
Параметры бюджетного прогноза основаны на оценке достигнутого уровня социально-экономического развития Псковской области и долгосрочных приоритетах бюджетной политики, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года.
Оценка достигнутого уровня и направлений социально-экономического развития Псковской области предполагает умеренно благоприятные условия внешнеэкономической конъюнктуры, невысокий потребительский спрос и незначительное повышение доступности кредитов. В этом сценарии предусматривается умеренно-консервативная инвестиционная политика частных компаний.
Достижение основных параметров государственных программ Псковской области предполагается исходя из сложившихся тенденций поступления бюджетных доходов и сохранения уровня софинансирования за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Псковской области и областного бюджета представлен в приложении N 1 к настоящему бюджетному прогнозу.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Псковской области представлены в приложении N 2 к настоящему бюджетному прогнозу.
Приложение N 1
к бюджетному прогнозу Псковской области
на долгосрочный период до 2036 года
Прогноз
основных характеристик консолидированного бюджета Псковской области и областного бюджета
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
2031 г. |
2032 г. |
2033 г. |
2034 г. |
2035 г. |
2036 г. |
1. Консолидированный бюджет Псковской области | ||||||||||||||||
Доходы, млн рублей |
55096,9 |
53659,6 |
52259,2 |
53724,9 |
55873,9 |
58108,9 |
60433,2 |
62850,5 |
65364,6 |
67979,1 |
70698,3 |
73526,2 |
76467,3 |
79526,0 |
82707,0 |
86015,3 |
Расходы, млн рублей |
54559,1 |
57786,8 |
53136,3 |
53724,9 |
55873,9 |
58108,9 |
60433,2 |
62850,5 |
65364,6 |
67979,1 |
70698,3 |
73526,2 |
76467,3 |
79526,0 |
82707,0 |
86015,3 |
Дефицит (профицит), млн рублей |
537,8 |
-4127,2 |
-877,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Областной бюджет | ||||||||||||||||
Доходы, млн рублей |
49526,8 |
47882,4 |
46496,7 |
47719,6 |
49628,4 |
51613,5 |
53678,1 |
55825,2 |
58058,2 |
60380,5 |
62795,7 |
65307,6 |
67919,9 |
70636,7 |
73462,1 |
76400,6 |
Расходы, млн рублей |
49207,5 |
52009,6 |
47373,8 |
47719,6 |
49628,4 |
51613,5 |
53678,1 |
55825,2 |
58058,2 |
60380,5 |
62795,7 |
65307,6 |
67919,9 |
70636,7 |
73462,1 |
76400,6 |
Дефицит (профицит), млн рублей |
319,3 |
-4127,2 |
-877,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Приложение N 2
к бюджетному прогнозу Псковской области
на долгосрочный период до 2036 года
Показатели
финансового обеспечения государственных программ Псковской области
в млн. рублей | ||||
Наименование государственной программы Псковской области |
Год периода прогнозирования |
|||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Всего расходов на реализацию государственных программ Псковской области |
46108,346 |
43697,183 |
38322,386 |
39149,097 |
из них: |
|
|
|
|
1. Развитие здравоохранения |
6403,790 |
6324,032 |
5546,780 |
5709,460 |
2. Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики |
8471,710 |
8794,363 |
7921,396 |
7687,748 |
3. Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики |
8603,747 |
9176,599 |
8214,431 |
8708,200 |
4. Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения |
42,278 |
42,198 |
23,791 |
23,519 |
5. Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами |
807,300 |
993,458 |
666,489 |
289,791 |
6. Содействие занятости населения |
497,959 |
375,53 |
312,162 |
311,322 |
7. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области |
185,212 |
173,137 |
163,864 |
164,901 |
8. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
71,797 |
140,359 |
128,408 |
91,839 |
9. Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области |
1281,371 |
1125,976 |
658,058 |
937,194 |
10. Развитие физической культуры и спорта |
527,778 |
311,649 |
139,220 |
227,231 |
11. Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности |
1344,011 |
1714,268 |
1428,133 |
1364,993 |
12. Развитие транспортной системы |
11431,866 |
8789,974 |
8228,890 |
8265,151 |
13. Развитие сельского хозяйства Псковской области |
987,871 |
942,848 |
665,899 |
1026,331 |
15. Энергоэффективность и энергосбережение |
849,151 |
751,204 |
495,139 |
475,928 |
16. Развитие лесного хозяйства |
558,696 |
284,830 |
248,126 |
270,822 |
17. Развитие информационного общества |
321,520 |
300,320 |
238,204 |
373,044 |
18. Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области |
2940,973 |
2978,988 |
2594,690 |
2548,509 |
19. Формирование современной городской среды |
161,715 |
277,384 |
164,715 |
182,978 |
20. Комплексное развитие сельских территорий |
315,982 |
101,900 |
392,752 |
385,697 |
21. Реализация государственной национальной политики на территории области |
247,619 |
28,366 |
4,439 |
4,389 |
22. Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области |
56,000 |
69,800 |
86,800 |
100,050 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 28 февраля 2022 г. N 94-р "Об утверждении бюджетного прогноза Псковской области на долгосрочный период до 2036 года"
Вступает в силу с 28 февраля 2022 г.
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Псковской области от 26 февраля 2024 г. N 141-р
Изменения вступают в силу с 26 февраля 2024 г.
Распоряжение Правительства Псковской области от 28 февраля 2023 г. N 151-р
Изменения вступают в силу с 28 февраля 2023 г.