Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 98359-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обеспечении устойчивой работы транспортного комплекса и поддержки субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрен проект федерального закона N 98359-8 "O внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Нормы законопроекта направлены на расширение возможностей и повышение оперативности действий по обеспечению транспортным комплексом потребностей граждан, а также устойчивости его функционирования в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств.
Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В сфере железнодорожного и водного транспорта законопроектом предлагается установить возможность многократного использования для внутренних перевозок контейнеров, ввезенных в Российскую Федерацию до дня вступления в силу законопроекта и в последующем на железнодорожных транспортных средствах, морских судах, судах внутреннего водного транспорта и судах смешанного (река-море) плавания по таможенной процедуре временного ввоза. Такое использование контейнеров предлагается осуществлять в пределах срока действия временного ввоза.
Как отмечается разработчиками законопроекта, указанная мера позволит обеспечить российский рынок перевозок достаточным количеством контейнеров.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, законопроектом, иностранным инвесторам, имеющим долю в уставном капитале, более чем в пятьдесят процентов и осуществляющим перевозки морским и внутренним водным транспортом грузов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, предлагается произвести отчуждение части принадлежащих им акций (долей) до менее чем 50%, либо подать ходатайство об установлении над ними контроля, предусмотренного Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
С целью обеспечения суверенитета Российской Федерации над информационными потоками при выполнении воздушных перевозок, аналогичный механизм предлагается также в отношении собственников автоматизированных информационных систем оформления воздушных перевозок, а также операторов таких систем.
В сфере регулярных перевозок автобусами законопроектом предусматривается сокращение сроков рассмотрения заявлений перевозчиков об изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок в случаях, не влекущих увеличения нагрузки на транспортную инфраструктуру с 45 до 10 дней, что целесообразно для обеспечения оптимизации перевозок в условиях изменения в них потребностей.
Предлагается исключить обязанности перевозчика по формированию и предоставлению в орган власти ежеквартального отчета, что обеспечит исключение избыточных затрат в ситуации дублирования этих сведений при исполнении контрактов, а также с учетом ежедневного предоставления указанных сведений при контроле за перевозками посредством региональных навигационных систем. Норма затрагивает интересы более чем 55 тысяч перевозчиков.
С целью обеспечения бесперебойных перевозок через границы Российской Федерации товаров и грузов из сопредельных дружественных стран законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом принимать в 2022 году решения по установлению особенностей открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Так же, учитывая то, что Федеральным законом "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации в 2022 году принимать решения, предусматривающие особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга) в отношении иностранных воздушных судов, авиационных двигателей, транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с целью обеспечения устойчивого функционирования перевозчиков, предлагается этот перечень дополнить морскими судами, судами внутреннего водного или смешанного (река-море) плавания.
В тоже время, предоставления полномочий Правительству Российской Федерации по установлению особенностей всего спектра механизмов государственного контроля (надзора) за международными автомобильными перевозками в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации представляется избыточным, так как действующие механизмы Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" представляются актуальными.
Комитет считает целесообразным ограничить указанные полномочия исключительно установлением особенностей осуществления весогабаритного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, что полностью согласуется и с обоснованием к предлагаемой норме, приведенном в пояснительной записке к законопроекту.
В целом, учитывая актуальность предлагаемых изменений в действующее законодательное регулирование, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 98359-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.